Комментарий к Закону Рязанской области от 3 ноября 2009 г. N 135-ОЗ
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов Рязанской области"
Настоящий Закон Рязанской области принят во исполнение Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Основной целью комментируемого Закона является обеспечение доступа населения к информации о деятельности чиновников государственных органов Рязанской области, что позволит проследить, насколько она законна, правомерна. Тем самым настоящий Закон будет способствовать предотвращению роста коррупции в рядах лиц, стоящих у власти. Настоящий Закон призван закрепить механизм реализации права граждан на получение информации о деятельности государственных органов Рязанской области.
В целях единообразного понимания терминов, используемых в тексте комментируемого Закона, в п. 1 настоящей статьи раскрывается понятие "государственные органы", под которыми следует понимать органы государственной власти Рязанской области и иные государственные органы Рязанской области, образуемые в соответствии с Уставом (Основным Законом) Рязанской области и законами Рязанской области.
Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления") и иными федеральными законами.
Для упрощения работы с комментируемым Законом приведем перечень основных понятий, используемых в Федеральном законе "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", на который ссылается настоящая статья.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;
Пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.
Официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления (далее - официальный сайт) - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.
Пунктом 1 комментируемой статьи установлено, что настоящий Закон распространяется на отношения государственных органов с гражданами (физическими лицами), организациями (юридическими лицами), общественными объединениями, возникающие в процессе доступа к информации об их деятельности.
Что касается круга лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, то с одной стороны в отношениях по обеспечению доступа к информации о деятельности государственных органов Рязанской области выступают должностные лица государственных органов власти Рязанской области, а с другой - граждане, организации, общественные объединения, которые обратились за получением необходимой информации в соответствующие государственные органы.
Порядок взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации урегулирован Федеральным законом от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" и Законом РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон РФ "о СМИ"). Так, в частности, статьей 39 Закона РФ "о СМИ" сказано, что редакции средств массовой информации вправе запрашивать информацию о деятельности государственных органов. Пунктом 2 комментируемой статьи регламентировано, что действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением государственными органами информации о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Получается, что в случае, когда в Законе "о СМИ" и в Федеральном законе "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" отсутствуют нормы, регламентирующие порядок получения по запросу редакциями СМИ информации о деятельности государственных органов Рязанской области, применяются нормы комментируемого Закона.
В пункте 3 комментируемой статьи указаны случаи, на которые настоящий Закон не распространяется.
1. Настоящий Закон не регулирует порядок предоставления государственным органом информации о своей деятельности в связи с осуществлением своих полномочий в иные государственные органы, органы местного самоуправления.
2. Настоящий Закон не распространяется на порядок предоставления информации ограниченного доступа, информации, отнесенной к государственной тайне, перечень которых определяется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне", а также информации о деятельности государственных органов, переданной на хранение в архивные учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле.
Хранение информации о деятельности государственных органов в архивных учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
3. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами.
4. Действие Закона не распространяется на отношения, связанные с официальным опубликованием Устава (Основного Закона) Рязанской области, законов Рязанской области и иных нормативных правовых актов Рязанской области.
В п. 4 комментируемой статьи говорится, что если какие-либо отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов, не урегулированы настоящим Законом, то регулирование таких отношений осуществляется иными законами и нормативными правовыми актами Рязанской области.
Согласно п. 1 комментируемой статьи государственные органы обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности. Это положение означает, что гражданин, юридическое или иные лица, желающие получить доступ к информации о деятельности государственных органов Рязанской области, обосновывать необходимость ее получения не обязаны.
При этом законодательством Российской Федерации может быть установлено ограничение доступа к информации о деятельности государственных органов. Об этом говорится в п. 2 комментируемой статьи.
Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается следующими федеральными законами: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"; Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации", Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и др.
В п. 3 комментируемой статье приводятся способы, которыми обеспечивается доступ к информации о деятельности государственных органов.
Первым способом является обнародование (опубликование), иными словами доведение до всеобщего сведения, государственными органами информации о своей деятельности в средствах массовой информации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами соответствующих органов.
Способы обнародования очень многообразны. Обнародование информации может осуществляться через пресс-службы органов государственной власти путем передачи пресс-релизов, через проведение итоговых отчетных заседаний, пресс-конференций теми или иными органами власти. Также обнародование информации может осуществляться через непосредственное обращение должностных лиц органов государственной власти к населению области.
Второй способ - это размещение государственными органами информации о своей деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Третий способ - размещение государственными органами информации о своей деятельности в общественно доступных местах (на стендах и досках объявлений, в государственных библиотеках).
Четвертый способ предполагает ознакомление пользователей информации с нормативными правовыми актами государственных органов. Ознакомиться с нормативными правовыми актами государственных органов можно посредством информационных ресурсов различных правовых систем, через сеть Интернет и т.п.
Доступ к информации о деятельности государственных органов обеспечивается и таким способом, как присутствие граждан и представителей организаций на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов государственных органов в порядке, установленном регламентами или нормативными правовыми актами соответствующих органов.
Шестой способ, приведенный в рассматриваемом перечне - это предоставление пользователям информации о деятельности государственных органов по запросу в порядке, установленном Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Как уже отмечалось, запрос - это обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.
Что касается требований к содержанию запроса, порядку его направления, сроках его рассмотрения, то все эти вопросы регламентированы Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Комментируемая статья предусматривает, что доступ к информации о деятельности государственных органов может быть обеспечен и другими способами, предусмотренными федеральными законами, законами и (или) иными нормативными правовыми актами Рязанской области.
Понятно, что в зависимости от специфики деятельности государственных органов власти, способы предоставления информации могут быть разными. С учетом этого, регламентировать их все в рамках данного Закона практически невозможно. В связи с этим и предусмотрена возможность издания нормативно-правовых актов, предусматривающих иные способы доступа к информации о деятельности государственных органов власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Согласно п. 4 комментируемой статьи пользователь, то есть гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, самостоятельно определяет, в какой форме ему должна быть предоставлена информация. Если предоставить пользователю информацию по запрашиваемой им форме не представляется возможным, то она предоставляется в том виде, в каком она имеется в государственном органе.
В п. 5 комментируемой статьи приводятся ситуации, в которых государственный орган вправе не предоставлять информацию о своей деятельности. Государственный орган вправе не предоставлять информацию о своей деятельности лишь в двух случаях.
1. Если пользователь информацией обратился с письменным запросом в государственные органы власти Рязанской области, однако запрашиваемая информация опубликована в средстве массовой информации. В таком случае, получателю информации направляется ответ с указанием источника массовой информации, разместившего эту информацию.
2. Если пользователь информацией обратился через сеть Интернет, однако запрашиваемая информация уже размещена в этой сети. Тогда получателю информации направляется ответ с указанием электронного адреса места ее размещения.
Отмечу, что ни один из перечисленных выше случаев не предполагает бездействия государственных органов власти. То есть и в первом, и во втором случае органы власти должны отправить ответ пользователю информацией.
В п. 6 комментируемой статьи указано, что при составлении запроса и ответа на запрос используется государственный язык Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Следовательно, и сам запрос, и ответ на него, в целях применения настоящего Закона, должны быть составлены на русском языке.
Порядок приема запросов определяется правовыми актами соответствующих государственных органов (п. 7 комментируемой статьи). Это означает, что каждый государственный орган должен разработать определенные правовые акты, в которых будет регламентирован порядок по приему, учету запросов.
Государственные органы также должны проделать определенную организационную работу. В целях организации доступа к информации о своей деятельности каждый государственный орган должен определить соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц, права и обязанности которых устанавливаются регламентами или нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов и утверждаются их руководителями. Такие структурные подразделения или должностные лица будут осуществлять обязанности по обеспечению доступа к информации о деятельности данного государственного органа, а также нести ответственность за их неисполнение (см. п. 8 комментируемой статьи).
В п. 9 данной статьи говорится о том, что должностное лицо, ответственное за предоставление информации о деятельности государственного органа, ежегодно должно отчитываться в форме доклада перед руководителем соответствующего государственного органа о результатах работы по выполнению запросов на предоставление информации. Отмечу, что с этим докладом вправе ознакомиться каждый гражданин. Порядок, в котором он может это сделать, устанавливается самим государственным органом в регламенте или нормативно-правом акте.
В комментируемой статье предусмотрено, что государственные органы для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты. По этим адресам пользователи информации могут направлять запрос и получать запрашиваемую информацию. То есть, в соответствии с указанной нормой предполагается, что на официальных сайтах государственных органов в обязательном порядке должны быть указаны адреса электронной почты, по которым возможно с ними связаться. На данный момент многие государственные органы Рязанской области имеют свои официальные сайты в сети Интернет. Так, например, на сайте Правительства Рязанской области предусмотрена возможность отправления электронного письма в приемную Правительства Рязанской области (см. http://ryazanreg.ru/internet/rules/).
Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов устанавливаются уполномоченным Правительством Рязанской области исполнительным органом государственной власти Рязанской области в области информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. В Рязанской области уполномоченным органом в области формирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры является Министерство промышленности и наукоемких технологий Рязанской области (см. п. 1 постановления Губернатора Рязанской области от 30 ноября 2007 г. N 501-пг). Соответственно, именно этим органом устанавливаются требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов.
В комментируемой статье установлен источник финансирования доступа к информации о деятельности государственных органов. Все расходы, связанные с обеспечением доступа к информации, производятся за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на их содержание.
В п. 1 комментируемой статьи указано, что состав информации, размещаемой государственными органами в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации о деятельности этих органов.
В статье 13 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" говорится о том, что именно может содержать информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет.
П. 2 комментируемой статьи предусматривает, что наряду с информацией, перечисленной в ст. 13 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", государственные органы власти могут размещать в сети Интернет иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Закона.
Согласно п. 1 комментируемой статьи перечень информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Рязанской области утверждается Правительством Рязанской области.
В п. 2 комментируемой статьи указано, что перечень информации о деятельности Рязанской областной Думы утверждается Рязанской областной Думой.
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи перечни информации о деятельности иных государственных органов утверждаются непосредственно руководителями соответствующих органов самостоятельно.
В п. 4 комментируемой статьи указано, какие требования предъявляются к перечням информации о деятельности государственных органов, указанных в частях 1, 2 и 3 настоящей статьи.
Государственные органы при разработке и утверждении таких перечней обязательно должны указать в них информацию о периодичности размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, а также иные требования к размещению указанной информации.
В последнем п. 5 комментируемой статьи сказано, что в состав информации, размещаемой в сети Интернет, соответствующие государственные органы также включают сведения о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Данной статьей установлено, что коллегиальные государственные органы должны обеспечивать возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях.
Присутствие лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами.
А.В. Авдейкина,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 мая 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авдейкина А.В. Комментарий к Закону Рязанской области от 3 ноября 2009 г. N 135-ОЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Рязанской области" - Система ГАРАНТ, 2010 г.