Комментарий к Закону Рязанской области от 28 декабря 2009 г. N 175-ОЗ
"Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов
Рязанской области и нормативных правовых актов Рязанской области"
В последние два года антикоррупционное законодательство получило значительное развитие, и не только на федеральном уровне, но и на региональном. К числу основных нормативно-правовых актов, составляющих антикоррупционное законодательство, относятся, конечно же, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - ФЗ "О противодействии коррупции"), Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов").
Что касается проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, то данная мера признана одной из основных по профилактике коррупции (ст. 6 ФЗ "О противодействии коррупции").
Как указано в ст. 2 ФЗ "О противодействии коррупции", правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
В рамках реализации положений федерального законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, на территории Рязанской области и был принят комментируемый Закон Рязанской области "Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Рязанской области и нормативных правовых актов Рязанской области".
Из содержания данной статьи следует, что предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, связанные с организацией и проведением антикоррупционной экспертизы, иными словами, анализа проектов нормативных правовых актов Рязанской области и нормативных правовых актов Рязанской области (далее - проектов НПА и НПА Рязанской области). Антикоррупционная экспертиза проводится, во-первых, на стадии разработки проектов НПА, для того чтобы в их содержание не были включены положения, которые бы в рамках такого акта, например, противоречили друг другу, или отсутствие которых создавало бы неурегулированность, пробел законодательства. Во-вторых, антикоррупционная экспертиза проводится с целью выявления и устранения положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в уже действующих нормативных правовых актах Рязанской области. То есть данный Закон регулирует порядок проведения анализа содержания как вновь принимаемых, так и уже принятых нормативных актов Рязанской области на коррупционность.
Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что органы местного самоуправления Рязанской области вправе самостоятельно принимать правовые акты по вопросам организации и проведения антикоррупционной экспертизы, естественно, в рамках федеральных законов и принятых на их основе нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также настоящего Закона.
Комментируемой статьей установлено, что антикоррупционная экспертиза проводится в отношении проектов НПА и НПА Рязанской области. В п. 1 и 2 указанной статьи говорится о проектах законов Рязанской области и проектах иных нормативных правовых актов Рязанской области. Перечень проектов НПА Рязанской области, в отношении которых проводится экспертиза, приведен в п. 2 данной статьи. Причем этот перечень является исчерпывающим.
Как предусмотрено комментируемой статьей, в отношении проектов НПА и НПА Рязанской области, перечисленных в п. 2 комментируемой статьи, возможно проведение и независимой экспертизы, порядок осуществления которой регулируется ст. 4 настоящего Закона.
Антикоррупционная экспертиза является обязательным элементом правовой экспертизы и процесса подготовки и принятия проектов законов Рязанской области и проектов иных нормативных правовых актов Рязанской области.
В силу п. 3 комментируемой статьи в отношении действующих нормативных правовых актов Рязанской области в обязательном порядке должна проводиться антикоррупционная экспертиза. Однако в отличие от проектов законов и проектов иных нормативных правовых актов Рязанской области проведение экспертизы действующих нормативных правовых осуществляется в форме мониторинга, то есть посредством наблюдения в процессе их применения. Такое наблюдение проводят органы государственной власти Рязанской области, должностные лица, принявшие подлежащий экспертизе нормативный правовой акт Рязанской области, либо уполномоченные ими органы и их должностные лица.
Предполагается, что в результате такого наблюдения можно будет решить: не нарушает ли нормативно-правовой акт антикоррупционное законодательство, необходимо ли вносить в него определенные корректировки.
По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется заключение, оформляемое в соответствии с методикой проведения экспертизы на коррупциогенность, утвержденной Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96. Основной задачей применения методики является обеспечение проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА и НПА Рязанской области в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.
Комментируемая статья регламентирует порядок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность проектов НПА и НПА Рязанской области.
В соответствии с указанной нормой независимая экспертиза на коррупциогенность может проводиться аккредитованными уполномоченным исполнительным органом государственной власти Рязанской области юридическими лицами и физическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств (далее соответственно - независимая экспертиза на коррупциогенность, независимые эксперты).
При этом настоящим Законом установлен ряд ограничений полномочий независимых экспертов. Так, независимые эксперты не вправе проводить экспертизу на коррупциогенность и давать заключения в отношении проектов НПА и НПА Рязанской области, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. В том случае, если юридические лица и физические лица принимали участие в подготовке проектов НПА и НПА Рязанской области, они также не могут проводить независимую экспертизу на коррупциогенность.
В п. 4 комментируемой статьи регламентирован порядок размещения проекта НПА или НПА Рязанской области в целях проведения независимой экспертизы на коррупциогенность.
Так, разработчик проекта НПА Рязанской области или орган государственной власти, принявший решение об экспертизе на коррупциогенность НПА Рязанской области, размещает его:
- на официальном сайте Правительства Рязанской области в сети Интернет (официальный адрес сайта - http://www.ryazanreg.ru/) в соответствии с Регламентом Правительства Рязанской области, утвержденным постановлением Губернатора Рязанской области от 23 июля 2008 г. N 220-пг;
- на официальном сайте Рязанской областной Думы (официальный адрес сайта - http://www.duma.ryazan.net/) в соответствии с Регламентом Рязанской областной Думы, утвержденным Постановлением Рязанской областной Думы от 22 марта 2006 г. N 139-IV РОД;
- или соответственно на официальных сайтах иных государственных органов Рязанской области.
Независимая экспертиза должна быть проведена не позднее 7 календарных дней с момента размещение проекта НПА и НПА Рязанской области в сети Интернет.
Антикоррупционная экспертиза проектов НПА и НПА Рязанской области независимыми экспертами проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 (см. п. 1 указанной Методики). По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, которое подписывается независимым экспертом или руководителем юридического лица, проводившего независимую экспертизу, и исполнителем (исполнителями) и удостоверяется печатью юридического лица. После этого экспертное заключение направляется разработчику проекта НПА Рязанской области или в орган государственной власти, принявший решение об экспертизе на коррупциогенность НПА Рязанской области, по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа в срок, установленный для проведения экспертизы (см. п. 5 комментируемой статьи).
Копии экспертных заключений, подготовленных независимыми экспертами, должны быть предоставлены разработчиком проекта НПА Рязанской области или органом государственной власти, принявшим решение об экспертизе на коррупциогенность НПА Рязанской области, в исполнительный орган государственной власти Рязанской области, уполномоченный проводить аккредитацию независимых экспертов (см. ст. 5 комментируемого Закона) для ведения учета.
Если заключение независимой антикоррупционной экспертизы по истечении 7 дней не будет получено, проект НПА Рязанской области направляется для дальнейшего согласования без заключения независимой экспертизы.
Согласно комментируемой статье исполнительный орган государственной власти Рязанской области, уполномоченный проводить аккредитацию независимых экспертов, определяется Правительством Рязанской области. К ведению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Рязанской области по аккредитации независимых экспертов относится, во-первых, проведение аккредитации независимых экспертов, осуществляющих антикоррупционную экспертизу проектов НПА и НПА Рязанской области согласно приложению 1 к настоящему Закону; во-вторых, ведение учета подготовленных экспертных заключений. На данный момент нормативно-правового акта, определяющего исполнительный орган государственной власти Рязанской области, уполномоченный проводить аккредитацию независимых экспертов, не принято. Поэтому, достоверно сказать, какой именно орган исполнительной власти Рязанской области проводит аккредитацию, не представляется возможным. Однако в настоящее время порядок получения аккредитации, отказа в аккредитации и ее аннулирования осуществляется на основании Положения об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, утвержденного приказом Минюста РФ от 31 марта 2009 г. N 92.
Согласно п. 9 Положения официальными документами, удостоверяющими аккредитацию, являются свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность, и свидетельство об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность (далее - свидетельства об аккредитации), выдаваемые на основании распоряжения Министерства юстиции РФ. В Положении говорится, что Минюст России оформляет свидетельство об аккредитации и направляет его в территориальный орган Минюста России по месту нахождения заявителя для выдачи заявителю либо его уполномоченному представителю под роспись с представлением документа, удостоверяющего личность гражданина. Территориальный орган Минюста России в свою очередь направляет подтверждение о выдаче свидетельства об аккредитации в центральный аппарат Минюста России.
Если при проведении антикоррупционной экспертизы проекта НПА Рязанской области будут выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, то такие положения должны быть устранены на стадии доработки проекта самим разработчиком проекта.
В том случае, если разработчик проекта не согласен с результатами антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте НПА Рязанской области положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, он направляет проект для дальнейшего согласования и рассмотрения с обоснованием своего несогласия и приложением всех полученных экспертных заключений в порядке, предусмотренном соответствующими регламентами, здесь, очевидно, имеются ввиду Регламент Правительства Рязанской области, Регламент Рязанской областной Думы и т.п.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения независимым экспертам, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Содержит информацию о вступлении в силу настоящего Закона. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Днем официального опубликования комментируемого Закона следует считать 30 декабря 2009 г. (день опубликования текста Закона в газете "Рязанские ведомости" от 30 декабря 2009 г. N 264-265).
В п. 2 комментируемой статьи указано, что органы государственной власти Рязанской области должны привести нормативные правовые акты, изданные ими или изменение которых находится в их компетенции, в соответствие с настоящим Законом в течение шестидесяти дней после вступления в силу настоящего Закона.
А.В. Авдейкина,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 мая 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авдейкина А.В. Комментарий к Закону Рязанской области от 28 декабря 2009 г. N 175-ОЗ "Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Рязанской области и нормативных правовых актов Рязанской области" - Система ГАРАНТ, 2010 г.