Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 24 апреля 2010 г. N А54-714/2010
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 октября 2010 г. по делу N А54-714/2010 настоящее решение отменено
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "З" г. Рязань к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области о признании недействительным решения инспекции
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен
от инспекции: И.С.В., заместитель начальника отдела, доверенность от 01.12.2009
установил: Общество с ограниченной ответственностью "З" г. Рязань (далее - налогоплательщик; общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области о признании недействительным решения инспекции от 24.08.2009 N 400 в части отказа обществу в применении налогового вычета по НДС за четвертый квартал 2008 года в сумме 208 630,38 руб. по горюче-смазочным материалам, приобретенным у открытого акционерного общества "Р".
Инспекция в отзыве не признала заявление налогоплательщика, указав на отсутствие оснований для оспаривания решения от 24.08.2009 N 400.
В судебном заседании представитель налогового органа также не признал заявленные обществом требования, указав на недоказанность обществом фактов реального получения нефтепродуктов для последующей розничной реализации.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
Общество с ограниченной ответственностью "З" 31 марта 2009 года представило налоговому органу декларацию по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2008 года. Инспекцией проведена камеральная проверка полученной декларации, в ходе которой установлено неосновательное применение обществом "З" налоговых вычетов на сумму 208 630,38 руб., связанных с приобретением нефтепродуктов у открытого акционерного общества "Р" на условиях договора от 18.07.2008 N РНП-1110/08. По заключению налогового органа общество не подтвердило документами реальное движение товара от продавца (оптовой организации "Р") к налогоплательщику. По мнению налогового органа из представленных документов невозможно установить дату поступления товара на склад покупателя, а также конкретных должностных лиц, производивших сдачу и приемку полученного товара, что не позволяет осуществить опрос указанных лиц. Кроме того, в представленных налогоплательщиком первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета отсутствуют сведения и документы, подтверждающие расходы налогоплательщика по транспортировке товара от акционерного общества "Р", что также свидетельствует о об отсутствии реальных хозяйственных операций по доставке груза.
Перечисленные обстоятельства послужили основанием для принятия налоговым органом решения от 24.08.2009 N 400 (том 1, стр. 50) об отказе в применении налоговых вычетов в сумме 208 630,38 руб., что, в свою очередь, повлекло начисление налога на добавленную стоимость (по совокупности отмеченных в решении правонарушений) в общей сумме 51 555 руб. Решением Управления ФНС по Рязанской области от 18.11.2009 N 12-15/13929 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Налогоплательщик не согласился с выводами инспекции, пояснив свою позицию правомерностью примененных налоговых вычетов по приобретенным у оптовой организации нефтепродуктам и последующей розничной реализации данных нефтепродуктов.
Оценив материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявление налогоплательщика в полном объеме.
На основании пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса.
Из названных норм следует, что право налогоплательщика на вычет НДС обусловлено фактами уплаты им суммы налога поставщикам товаров (работ, услуг) и принятия этого товара (работ, услуг) на учет. Таким образом, для реализации права на вычет НДС налогоплательщик должен представить доказательства понесенных им затрат по уплате НДС поставщикам товаров (работ, услуг), а также принятия их к учету. В рассматриваемой ситуации эти условия выдержаны.
Покупка обществом нефтепродуктов в 2008 году осуществлялась на условиях договора от 18.07.2008 N РНП-1110/08 (том 1, стр. 55). Реальная доставка нефтепродуктов производилась на автозаправочную станцию налогоплательщика по разовым договорам с перевозчиками, имеющими специальные грузовые автомобили, предназначенные для перевозки данного вида грузов. Получение нефтепродуктов с оптового склада осуществлялось на основании доверенностей общества "З", которые выдавались водителям для заправки грузовых автоцистерн. По запросу арбитражного суда открытым акционерным обществом "Р" в приложении к письму от 15.04.2010 N 09-760 представлены надлежаще заверенные копии документов (товарных накладных, счетов-фактур, доверенностей на получение дизельного топлива и бензина, а также акт взаимной сверки расчетов с обществом "З"). Факт оприходования налогоплательщиком доставленных ему нефтепродуктов подтвержден актами приема топлива (том 1, стр. 67-75), а также последующей розничной реализацией данных нефтепродуктов. Факты розничной реализации нефтепродуктов налоговым органом не оспариваются. Замечаний по счетам-фактурам оптовой организации у налогового органа также не имеется.
Отсутствие у налогоплательщика транспортных накладных по факту доставки топлива не может служить основанием для исключения налоговых вычетов по фактически приобретенным и поставленным на бухгалтерский и налоговый учет материальным ценностям.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Действующее законодательство возлагает на налоговые органы обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщика. Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом пункт 1 названной статьи и пункт 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, относят на орган, который принял решение.
В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом должны быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
В материалы дела обществом представлены документы, подтверждающие ведение нормальной финансово-хозяйственной деятельности и реальность заключенной им сделки по приобретению нефтепродуктов.
Довод инспекции об отсутствии транспортных накладных в силу главы 21 Кодекса не может служить основанием для отказа налогоплательщику в налоговых вычетах.
В связи с тем, что представленными обществом документами подтверждается реальность его хозяйственных операций по приобретению нефтепродуктов, следует признать обоснованными требования налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС в сумме 208 630,38 руб. по декларации за четвертый квартал 2008 года. Решение инспекции от 24.08.2009 N 400 об исключении указанной суммы налоговых вычетов не отвечает положениям Налогового кодекса РФ.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если оспариваемый ненормативный акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с положениями части 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами. В связи с этим арбитражный суд считает необходимым уменьшить до 200 руб. размер подлежащих взысканию с налогового органа судебных расходов, понесенных налогоплательщиком по оплате государственной пошлины. Данное обстоятельство диктует необходимость возврата остальной суммы расходов налогоплательщика по оплате госпошлины в размере 1 800 руб. из федерального бюджета.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 167, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд решил:
1. Признать недействительным, как не соответствующее требованиям Налогового кодекса РФ, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области от 24.08.2009 N 400 в части исключения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 208 630,38 руб.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "З", вызванные принятием решения от 24.08.2009 N 400 в части исключения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 208 630,38 руб.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области, находящейся по адресу: 390011, г. Рязань, К. шоссе, д. 21, в пользу общества с ограниченной ответственностью "З", находящегося по адресу: 390026, г. Рязань, ул. О., д. 126, судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 руб.
3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "З", находящемуся по адресу: 390026, г. Рязань, ул. О., д. 126, из федерального бюджета денежные средства в сумме 1 800 руб., перечисленные в уплату государственной пошлины платежным поручением от 18.02.2010 N 5.
4. На решение может быть подана жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тулы в месячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 24 апреля 2010 г. N А54-714/2010
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 октября 2010 г. по делу N А54-714/2010 настоящее решение отменено