Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 30 апреля 2010 г. N А54-7170/2009С13
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Ц", г. Химки, Московской области, к Администрации Муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области, р.п. Шилово, Рязанской области, Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, р.п. Шилово, Рязанской области,
третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, г. Рязань об обязании принять в муниципальную собственность жилой дом
при участии в судебном заседании:
от истца: С.Ю.В. - представитель по доверенности от 28.12.2009;
от ответчика - Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район: Л.А.С. - председатель комитета по управлению муниципальным имуществом;
от ответчика - Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение: не явился, извещен надлежащим образом, заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом.
установил: Открытое акционерное общество "Ц" (далее - ОАО "Ц", истец, общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области (далее - ответчик, Администрация МО Шиловский муниципальный район) при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области об обязании принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. С., д. 54.
На основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по ходатайству истца определением арбитражного суда от 13.04.2010 к участию в деле в качестве другого ответчика привлечена Администрация муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области (л.д. 142 том 2).
В соответствии со статьей 49 АПК РФ истец уточнил предмет требований и просит обязать принять в муниципальную собственность жилые помещения: квартиры N 1, N 2, N 4, N 5, расположенные по адресу: ул. С., д. 54, р.п. Шилово, Рязанская область, мотивируя уточнение тем, что, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, квартира N 3 в доме по ул. С., д. 54 р.п. Шилово, Рязанской области находится в собственности Шевченко Людмилы Ивановны (л.д. 117, 118, 122 том 2).
Уточнение исковых требований принято арбитражным судом.
В судебном заседании представитель истца поддержала требование в отношении ответчика - Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района. Требование мотивировано тем, что жилой дом не вошел в состав приватизированного истцом имущества и в силу прямого указания закона является объектом муниципальной собственности. Неоднократные, начиная с 03.04.2006 года, обращения истца с просьбой о принятии жилых помещений в муниципальную собственность отклонены со ссылкой на нахождение дома в аварийном состоянии и на обязанность общества ремонтировать жилье, находящееся на балансе общества.
Ответчик - Администрация МО Шиловский муниципальный район, возражая против иска, указывает на то, что в соответствии с законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ функции собственника муниципального жилого фонда осуществляет Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области. Следовательно, принимать в муниципальную собственность жилой фонд социального использования полномочна только администрация муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области.
Ответчик - Администрация муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области (далее - Администрация МО Шиловское городское поселение) в отзыве на иск против требований возражает, мотивируя тем, что истец по вопросу передачи в муниципальную собственность жилого дома обращался в комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Шиловский муниципальный район, при обследовании дома было установлено, что две квартиры находятся в аварийном состоянии, обществу было предложено привести их в надлежащее состояние, в администрацию муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района истец не обращался по вопросу принятия в муниципальную собственность жилых помещений.
Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (далее - Территориальное управление) против удовлетворения требований истца не возражает, указывает, что спорный жилой дом не учтен в территориальной государственной базе федерального имущества по Рязанской области.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие в судебном заседании представителей ответчика - Администрации МО Шиловское городское поселение и третьего лица - Территориального управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Из материалов дела арбитражным судом установлено.
05.11.1993 решением N 149 Комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области Государственное предприятие связи и информатизации "Р" (далее - ГПСИ "Р") преобразовано в связи с приватизацией в акционерное общество открытого типа "Э", которое 30.11.2003 реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Ц". В соответствии с пунктом 1.7 Устава ОАО "Ц" является правопреемником всех прав и обязанностей ОАО "Э".
В соответствии с утвержденным 05.11.1993 планом приватизации ГПСИ "Р", в состав приватизированного имущества не включен жилой дом, расположенный по адресу: Рязанская область, Шиловский район, р.п. Шилово, ул. С., д. 54, то есть названный жилой дом не был приватизирован. Из стоимости приватизируемого имущества предприятия исключена стоимость имущества, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации, в том числе стоимость объектов социально-культурного назначения, остающихся в государственной муниципальной собственности, пообъектный перечень которых утвержден приложением N 9 к плану приватизации ГПСИ "Р" (л.д. 51, 52 том 1).
Спорный жилой дом включен в названный пообъектный перечень.
Спорный жилой дом находится на балансе ОАО "Ц", что подтверждается инвентарной карточкой и справкой о балансовой принадлежности (л.д. 10, 11 том 1).
ОАО "Ц" неоднократно, начиная с 03.04.2006 обращалось к Администрации МО Шиловский муниципальный район по вопросу передачи в муниципальную собственность жилого дома по ул. С. д. 54 р.п. Шилово, Рязанской области с приложением соответствующих документов.
Письмом от 14.09.2008 исх. N 756 Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования - Шиловский муниципальный район сообщил обществу о невозможности принятия в муниципальную собственность спорного жилого дома в связи с тем, что дом находится в аварийном состоянии (л.д. 82 том 1).
В связи с указанными обстоятельствами, считая необоснованным уклонение от принятия в муниципальную собственность жилого дома, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Частями 2 и 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 Приложения N 3 к указанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7 процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового значения.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Таким образом, из изложенного следует, что жилищный фонд отнесен законом к объектам муниципальной собственности.
На протяжении 2006 - 2009 годов истец неоднократно обращался с заявлениями о принятии жилого дома в муниципальную собственность, представив необходимые документы. Последнее обращение имело место 07.07.2009 (письмо исходящий номер 27-18/767, л.д. 83, 84 том 1). Возражений относительно полноты документов ответчиками не заявлено.
Отказ ответчика от принятия объекта жилого фонда в муниципальную собственность со ссылкой на аварийное состояние жилого дома необоснован.
В период обращения ОАО "Ц" в Администрацию МО Шиловский муниципальный район порядок передачи объектов в муниципальную собственность регулировался Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 " О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
Согласно названному постановлению передаче подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий. Утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Из содержания названного постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 следует, что обязанность по принятию объектов в муниципальную собственность не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде производства ремонта жилого фонда.
Кроме того, действующее на момент рассмотрения спора в суде законодательство также не предусматривает каких-либо ограничений или специальных требований, предъявляемых к состоянию жилого фонда, передаваемого в муниципальную собственность, и не устанавливает каких-либо специальных обязанностей передающей стороны по ремонту жилого фонда.
На основании изложенного и в соответствии с положениями статей 8, 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Обязанность по принятию объектов жилого фонда в муниципальную собственность следует возложить на Администрацию МО Шиловское городское поселение, так как в соответствии с положениями статей 50, 85 (части 11) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131-ФЗ) весь неприватизированный жилой фонд подлежит передаче в собственность муниципального образования - Шиловское городское поселение.
Названный федеральный закон наряду с разграничением вопросов местного значения также предусматривает разграничение муниципального имущества между поселениями (городскими и сельскими), муниципальными районами и городскими округами.
В силу пункта 3 части 2 статьи 50 ФЗ N 131-ФЗ в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования.
В силу части 3 статьи 50 названного закона к собственности муниципальных районов не отнесен жилищный фонд. Названная норма закона закрепляет перечень имущества муниципальных районов. Данный перечень, как и перечень имущества поселений, является закрытым. Данная норма не предусматривает нахождение жилищного фонда в составе имущества муниципального района.
Ссылка Администрации МО Шиловское городское поселение на необращение общества непосредственно к администрации поселения по спорному вопросу не принимается судом во внимание, так как нарушение прав и законных интересов истца подтверждено материалами дела, общество неоднократно обращалось в тот орган местного самоуправления, который был полномочен решать вопросы по принятию в муниципальную собственность спорных объектов, однако, отказ в принятии не был мотивирован разграничением муниципального имущества.
Разграничение, в соответствии с законом, муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области не является основанием для отказа в удовлетворении иска, заявленного в отношении объектов, отнесенных в силу закона к муниципальной собственности. Независимо от вида муниципальных образований, определенных статьей 2 ФЗ N 131-ФЗ, жилищный фонд является объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Кроме того, судом принимается во внимание факт обращения общества 31.03.2010 письмом N 04-11/255 в Администрацию МО - Шиловское городское поселение по вопросу о приеме в муниципальную собственность спорных жилых помещений (л.д. 119 - 121 том 2).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате истцом государственной пошлины в размере 2000 руб. относятся на ответчика - Администрацию МО Шиловское городское поселение, требования истца к которому удовлетворены судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Обязать Администрацию муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области (р.п. Шилово, Рязанской области) принять в муниципальную собственность жилые помещения: квартиры N 1, N 2, N 4, N 5, расположенные в жилом доме по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. С., д. 54.
2. В иске к Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области отказать.
3. Взыскать с Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области (р.п. Шилово, Рязанской области) в пользу открытого акционерного общества "Ц" (г. Химки, Московской области) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2000 руб.
4. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 30 апреля 2010 г. N А54-7170/2009С13
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании