Решение Рязанского областного
от 10 ноября 2008 г. N 3-23
(извлечение)
Рязанский областной суд в составе: председательствующего судьи В., при секретаре - К., с участием представителя Рязанской областной прокуратуры - М., представителя Рязанской областной Думы - ММ., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Рязанской области об оспаривании Закона Рязанской области "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области" от 10.03.2000 N 22-ОЗ в части, установил:
Прокурор Рязанской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению пункт 2 статьи 11, абзац 1 статьи 12, абзац 4 статьи 18 в части слов "целевые бюджетные фонды", пункт 2 статьи 20 в части слова "Отвод" Закона Рязанской области "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области" от 10.03.2000 N 22-ОЗ.
В ходе рассмотрения дела прокурор увеличил заявленные требования и дополнительно просил признать недействующими абзац 3 статьи 12, пункты 2 и 3 ст. 7; второе предложение п. 1 ст. 21 в части слова "могут" того же закона Рязанской области.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Закон Рязанской области "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области" принят Рязанской областной Думой и подписан 10.03.2000 N 22-ОЗ, опубликован в газете "Рязанские ведомости" N 58-59 от 28.03.2000.
Названные нормы, по мнению прокурора, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 11 и абзацу 1 статьи 12 Закона области стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, устанавливается исходя из фактических затрат, но не может превышать размера, устанавливаемого федеральным законодательством, и возмещается специализированным службам по вопросам похоронного дела на основании справки на получение пособия на погребение, выдаваемой органами ЗАГС, в десятидневный срок за счет средств, указанных в данной статье органов.
Однако эти нормы противоречат пункту 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" в силу которого стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств, указанных в данной статье источников.
Абзац 3 статьи 12 Закона области в части указания на Департамент федеральной государственной службы занятости противоречит действующему законодательству, поскольку приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.04.2005 N 297, зарегистрированного в Минюсте РФ 25.05.2005 за N 627 Приказ Минтруда от 30.11.2000 N 274 "Об утверждении Положения о Департаменте федеральной государственной службы занятости" признан утратившим силу.
В качестве источника финансирования похоронного дела на основании абзаца 4 статьи 18 Закона области предусмотрены целевые бюджетные фонды.
Вместе с тем создание таких фондов ранее предусматривалось статьей 17 Бюджетного кодекса РФ, которая Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ признана утратившей силу с 01.01.2008.
Прокурор считает, что в связи с этим абзац 4 статьи 18 Закона области в части слов "целевые бюджетные фонды" противоречит бюджетному законодательству.
Статьей 20 Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом РФ" в пункте 4 статьи 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" слово "Отвод" заменен словом "Предоставление". Поэтому пункт 2 статьи 20 Закона области в части применения слова "Отвод" противоречит федеральному законодательству.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона области "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области" (далее - Закона области) каждый вправе в письменной форме заявить о согласии или несогласии на изъятие органов и/или тканей из его тела после смерти; о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию (судебно-медицинское вскрытие в случае необходимости и в установленном законом порядке производится вне зависимости от волеизъявления лица).
Вместе с тем частью 1 ст. 5 ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти может выражаться в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, в том числе и по вопросам заявления согласия или несогласии на изъятие органов и/или тканей из его тела после смерти; о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию.
Положения п. 2 ст. 7 Закона области, предусматривающие лишь письменную форму волеизъявления гражданина, не соответствует нормам федерального законодательства.
Пунктом 3 статьи 7 Закона области предусмотрено, что в случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего.
Данное положение Закона области противоречит ч. 3 ст. 5 Федерального закона, поскольку исключает из списка лиц, имеющих право на разрешение вопроса о волеизъявлении умершего иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
В п. 1 ст. 21 Закона области предусмотрено, что общественные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Вместе с тем в ч. 1 ст. 18 Федерального закона предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Поэтому оспариваемая норма, допускающая возможность передачи кладбищ в ведение иных органов, противоречит закону, имеющему большую юридическую силу.
По этим основаниям прокурор просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п. 2 ст. 11; абзацы 1 и 3 ст. 12; абзац 4 ст. 18 в части слов "целевые бюджетные фонды"; п. 2 ст. 20 в части применения слова "Отвод"; пункты 2 и 3 статьи 7; второе предложение п. 1 ст. 21 Закона области в части слова "могут".
Представитель Рязанской областной Думы М.М. пояснила, что Рязанской областной Думой решается вопрос о внесении соответствующих изменений в закон, но они до настоящего времени не приняты.
Суд, выслушав представителей Рязанской областной прокуратуры, Рязанской областной Думы, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Закон Рязанской области "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области" принят Рязанской областной Думой, подписан Губернатором 10 марта 2000 года N 22-ОЗ и опубликован в газете "Рязанские ведомости" N 58-59 от 28.03.2000. В последующем в него вносилось ряд изменений и дополнений, которые также опубликованы в установленном порядке.
Обстоятельствами, послужившими основанием для принятия оспариваемых норм Закона области является необходимость решения вопросов в сфере погребения и похоронного дела.
Оспариваемые прокурором нормы содержат следующие положения:
Согласно пункту 2 статьи 11 и абзацу 1 статьи 12 Закона области стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, устанавливается исходя из фактических затрат, но не может превышать размера, устанавливаемого федеральным законодательством и возмещается специализированным службам по вопросам похоронного дела на основании справки на получение пособия на погребение, выдаваемой органами ЗАГС, в десятидневный срок за счет средств, указанных в данной статье органов.
Абзацем 3 статьи 12 Закона области предусмотрено, что в отношении отдельной категории умерших при их погребении стоимость услуг возмещается Департаментом федеральной государственной службы занятости.
В абзаце 4 статьи 18 Закона области в качестве источника финансирования похоронного дела предусмотрены целевые бюджетные фонды.
Пунктом 2 статьи 20 Закона области органам местного самоуправления предоставляется право производить отвод земельного участка для размещения места погребения.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона области "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области" (далее - Закона области) каждый вправе в письменной форме заявить о согласии или несогласии на изъятие органов и/или тканей из его тела после смерти; о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию (судебно-медицинское вскрытие в случае необходимости и в установленном законом порядке производится вне зависимости от волеизъявления лица).
Пунктом 3 статьи 7 Закона области предусмотрено, что в случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего.
В п. 1 ст. 21 Закона области предусмотрено, что общественные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года (с последующими изменениями) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из положения этой нормы следует, что при регулировании правоотношений, связанных с погребением и похоронным делом, к компетенции Рязанской областной Думы относится принятие законов только в соответствии с данным федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу ФЗ "О погребении и похоронном деле" законодательное регулирование субъектов РФ производится в сфере санитарных и экологических требований к размещению мест погребения (ч. 4 ст. 16), семейных (родовых) захоронений (ст. 21), передачи полномочий от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъектов (ст. 25), установления ответственности за нарушение названного закона (ст. 30).
На основании пп. 41 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ относится решение вопросов предоставления материальной и иной помощи для погребения.
Оспариваемые прокурором нормы не регулируют правоотношений в сфере санитарных и экологических требований к размещению мест погребения; семейных (родовых) захоронений; передачи полномочий от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъектов; установления ответственности за нарушение названного закона; оказания материальной помощи для погребения за счет бюджета Рязанской области. Поэтому правовое регулирование данных вопросов выходит за пределы полномочий Рязанской областной Думы.
В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" говорится, что воспроизведение в оспариваемом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
Из оспариваемых прокурором норм следует, что они не воспроизводят нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, а устанавливают самостоятельное правовое регулирование, отличающееся по своей сути от установленного федеральными законами, и кроме того, противоречат этим федеральным законам.
В связи с чем данные нормы как противоречащие ч. 1 ст. 2 ФЗ "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года (с последующими изменениями), имеющей большую юридическую силу, подлежат признанию недействующими.
Согласно ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативно-правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемые положения нормативного акта следует признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку они в отношении прошедшего периода уже являются недействующими для субъектов возникших правоотношений. Если названные нормы нарушили права конкретных лиц, то они не лишены возможности обратиться в суд с иском о защите имущественных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Рязанской области удовлетворить, признать недействующими пункты 2 и 3 ст. 7, пункт 2 статьи 11, абзацы 1 и 3 статьи 12, абзац 4 статьи 18 в части слов "целевые бюджетные фонды", пункт 2 статьи 20 в части слова "Отвод", второе предложение п. 1 ст. 21 в части слова "могут" Закона Рязанской области "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области" от 10.03.2000 N 22-ОЗ (в действующей редакции) и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Рязанской областной Думе опубликовать в газете "Рязанские ведомости" сообщение о принятом судом решении.
Решение может быть обжаловано, а прокурором внесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней через Рязанский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Рязанского областного суда от 10 ноября 2008 г. N 3-23
Текст решения предоставлен Рязанским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании