Решение Рязанского областного суда
от 4 мая 2010 г.
(извлечение)
Рязанский областной суд в составе: судьи, при секретаре, с участием прокурора, представителя заявителя ООО "Г" по доверенности ФИО3, представителя Рязанской областной Думы по доверенности ФИО4, представителя Правительства Рязанской области и Губернатора Рязанской области по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по заявлению ООО "Г" о признании недействующими отдельных положений нормативного правового акта, установил:
Постановлением Рязанской областной Думы от 24 ноября 2008 года был принят Закон Рязанской области от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ "Об административных правонарушениях".
Закон официально опубликован в издании "Рязанские ведомости" за N 233 от 10 декабря 2008 года.
В настоящее время Закон действует в редакции Закона Рязанской области от 13 ноября 2009 года N 141-ОЗ.
ООО "Г" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия решения отдельных положений указанного Закона, а именно: статьи 6.3. в части установления ответственности за нарушение пунктов 2.57 и 2.59 Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в городе Рязани, утвержденных решением Рязанского городского Совета от 22 января 2004 года N 781 (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающих запрет на территории г. Рязани на установку рекламных и информационных конструкций без разрешения администрации г. Рязани на их установку, без согласования с владельцем земли, строения, здания (к которым присоединяется рекламная или информационная конструкция) и с инженерно-техническими службами города (в случае размещения рекламной конструкции в зоне прохождения инженерных коммуникаций), с Управлением ГИБДД УВД Рязанской области и соответствующими органами управления автомобильных и железных дорог (при размещении в зоне действия дорог); эксплуатацию рекламных и информационных конструкций при наличии разрешения на их установку, обязанность по окончании срока действия разрешения демонтировать рекламную или информационную конструкцию и устранить все дефекты на зданиях и сооружениях, возникшие в процессе эксплуатации конструкций, их владельцем (ремонт и окраска фасада здания, заделка отверстий, благоустройство используемой территории и т.д.).
В обоснование требований заявитель указал, что данная норма (ст. 6.3. Закона Рязанской области от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ) противоречит действующему федеральному законодательству, а именно: статьям 4, 19, 38 ФЗ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и ст. 1.3 КоАП РФ, поскольку устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе, которое относится к сфере федерального законодательства, а ответственность за его нарушение предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО3 поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представители на основании доверенностей Рязанской областной Думы - ФИО4, Правительства Рязанской области и Губернатора Рязанской области - ФИО5 с заявлением не согласились, пояснив, что оспариваемой нормой Закона Рязанской области установлена административная ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых по вопросам местного значения, и не устанавливается ответственность за нарушения в области рекламной деятельности. Просили в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения представителей ООО "Г", Рязанской областной Думы, Правительства Рязанской области и Губернатора Рязанской области, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Согласно ст. 19 ФЗ "О рекламе" все отношения, связанные с получением разрешений на установку объектов наружной рекламы (рекламных конструкций), с вопросами эксплуатации и иными вопросами, связанными с производством, размещением и распространением рекламы, включая вопросы порядка установки, эксплуатации и осуществления демонтажа объектов наружной рекламы, в том числе и самовольно установленных рекламных конструкций, находятся в ведении федерального законодательства.
Отношения по производству, размещению и распространению рекламы по своей природе являются гражданско-правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности и в соответствии со ст. 2 ГК РФ должны регулироваться гражданским законодательством.
Согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации, а по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, законодательство о рекламе, регулирующее гражданско-правовые отношения в сфере рекламной деятельности, не может находиться ни в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, ни в ведении субъектов Российской Федерации, и они не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в этой сфере.
Судом установлено, что ст. 6.3 Закона Рязанской области от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ "Об административных правонарушениях" предусматривает ответственность за нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Рязанской области, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктами 2.57 и 2.59 Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в городе Рязани, утвержденных решением Рязанского городского Совета от 22 января 2004 года N 781 (с последующими изменениями и дополнениями), предусмотрено, что на территории г. Рязани запрещается устанавливать рекламные и информационные конструкции без разрешения администрации г. Рязани на их установку, без согласования с владельцем земли, строения, здания (к которым присоединяется рекламная или информационная конструкция) и с инженерно-техническими службами города (в случае размещения рекламной конструкции в зоне прохождения инженерных коммуникаций), с Управлением ГИБДД УВД Рязанской области и соответствующими органами управления автомобильных и железных дорог (при размещении в зоне действия дорог) (п. 2.57); эксплуатация рекламных и информационных конструкций допускается при наличии разрешения на их установку. По окончании срока действия разрешения рекламная или информационная конструкция должна быть демонтирована. При демонтаже рекламной или информационной конструкции их владелец обязан устранить все дефекты на зданиях и сооружениях, возникшие в процессе эксплуатации конструкций (ремонт и окраска фасада здания, заделка отверстий, благоустройство используемой территории и т.д.) (п. 2.59).
Таким образом, оспариваемой нормой (ст. 6.3 Закона Рязанской области от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ) установлена административная ответственность в том числе и за нарушение порядка установки и эксплуатации рекламных и информационных конструкций и их демонтажа.
Данное обстоятельство подтверждается также тем, что заявитель ООО "Г" был привлечен к административной ответственности постановлением административной комиссии при Главном управлении контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области по делу об административном правонарушении от 10.03.2010 года на основании ст. 6.3 Закона Рязанской области от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ "Об административных правонарушениях" за нарушение п. 2.59 Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в городе Рязани от 22.01.2004 г. N 781 - эксплуатацию информационной конструкции без разрешения администрации г. Рязани на ее установку.
С учетом изложенного доводы представителей Рязанской областной Думы, Правительства Рязанской области и Губернатора Рязанской области о том, что оспариваемая заявителем норма не регулирует отношения в области нарушения законодательства о рекламе, так как она устанавливает ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных органами местного самоуправления, не могут быть признаны состоятельными.
Согласно ч. 4 ст. 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Ответственность предусмотрена в том числе и за установку и эксплуатацию рекламных конструкций без соответствующих разрешения и согласований, за нарушение порядка демонтажа рекламной конструкции (ст. 19 ФЗ "О рекламе").
За нарушения, предусмотренные ФЗ "О рекламе", наступает ответственность по статьям 14.3, 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, то есть в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, субъект Российской Федерации не вправе за те же нарушения устанавливать административную ответственность.
В соответствии с ч. 5 ст. 38 ФЗ "О рекламе" только федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемая заявителем ст. 6.3 Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях" в этой части противоречит статьям 14.3, 14.37 КоАП РФ и подлежит признанию недействующей.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 253 ГПК РФ Рязанской областной Думе подлежит опубликовать в газете "Рязанские ведомости" сообщение о принятом судом решении после вступления его в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Рязанской областной Думы должны быть взысканы в пользу ООО "Г" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. свие закона;тву его сиворечит# федеральному законодательству, отсутствуют основания для признания противоречт.# 194-199, ст. 253 ч. 2 ГПК РФ, суд решил:
Заявление ООО "Г" удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу ст. 6.3 Закона Рязанской области от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ "Об административных правонарушениях" в части установления ответственности за нарушение пунктов 2.57 и 2.59 Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в городе Рязани, утвержденных решением Рязанского городского Совета от 22 января 2004 года N 781 (с последующими изменениями и дополнениями), регулирующих порядок установки, эксплуатации рекламных конструкций и их демонтажа.
Рязанской областной Думе опубликовать в газете "Рязанские ведомости" сообщение о принятом судом решении.
Взыскать с Рязанской областной Думы в пользу ООО "Г" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Рязанский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: решение обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и изменено в части размера взысканных расходов по уплате государственной пошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Рязанского областного суда от 4 мая 2010 г.
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании