Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 23 июня 2010 г. N А54-2435/2010
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2010 г. по делу N А54-2435/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления внутренних дел по городу Рязани к обществу с ограниченной ответственностью "Ф", г. Рязань о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
от лица, привлекаемого к ответственности - не явился, извещен надлежащим образом
установил: Управление внутренних дел по городу Рязани обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ф", г. Рязань (далее - Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Управления внутренних дел по городу Рязани в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ООО "Ф" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Дело, в порядке статей 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривалось в отсутствие представителей Управления внутренних дел по городу Рязани и Общества, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Из материалов дела следует: общество с ограниченной ответственностью "Ф" учреждено решением N 1 от 07.10.2009, зарегистрировано в качестве юридического лица 16.10.2009 за основным государственным регистрационным номером 1096671014142 (л.д. 51).
Приказом директора ООО "Ф" N 19 от 16.03.2010 создано обособленное подразделение по адресу: г. Рязань, ул. К., д. 6А (л.д. 42-43). Помещение общей площадью 44,42 кв. м, расположенное по адресу: г. Рязань, ул. К., д. 6А, передано ООО "Ф" по договору субаренды N 16/03-2 от 16.03.2010 для организации досуга населения (л.д. 35-38).
01.03.2010 между ООО "В" (Сторона 1) и ООО "Ф" (Сторона 2) заключен договор N СД2/29/10/09 (л.д. 21-23). Согласно данному договору ООО "В" обязуется поставить ООО "Ф" товар - продукцию ООО "Е" с товарным знаком "Мир лотереи", а ООО "Ф" обязуется принять товар и оплатить его на условиях договора.
В силу ст. 1.3 договора N СД2/29/10/09 от 01.03.2010, в целях увеличения объема продаж товара, Сторона 1 предоставляет право Стороне 2 провести стимулирующую лотерею "Поймай удачу!"(л.д. 21-34).
В соответствии с условиями стимулирующей лотереи "Поймай удачу!", лотерея "Поймай удачу!" - бестиражная, негосударственная, стимулирующая, проводимая в обычном режиме, сроки проведения - с 28 июля 2009 по 27 июля 2010 (л.д. 29-34).
31.03.2010 сотрудником УВД по г. Рязани, с участием понятых и администратора клуба О.В.В., был проведен осмотр помещения клуба ООО "Ф" по адресу: г. Рязань, ул. К., д. 6А, о чем составлен протокол осмотра помещений, территорий от 31.03.2010 (л.д. 12-13). В протоколе осмотра отражено, что на момент начала осмотра в помещении клуба за электронными автоматами находились посетители, которые осуществляли игру путем нажатия на кнопки, самостоятельно выставляли размер ставки, количество линий, нажимали на кнопку "старт", самостоятельно запускали игру. Все вышеперечисленные действия производились неоднократно. Стенд потребителя в помещении клуба отсутствует, какой-либо информации о проведении стимулирующей лотереи в помещении клуба нет (л.д. 12-13).
31.03.2010 сотрудником УВД по г. Рязани, с участием понятых и администратора клуба О.В.В., произведен арест электронных автоматов в количестве 7 штук, о чем составлен протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 31.03.2010 (л.д. 15).
31.03.2010 сотрудником УВД по г. Рязани, с участием понятых и администратора клуба О.В.В., произведено изъятие электронных автоматов в количестве 12 штук, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 31.03.2010 (л.д. 15).
Полагая, что под видом проведения лотереи Общество фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр, 13.05.2010 по результатам проверки, в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, сотрудником Управления составлен протокол об административном правонарушении N 62 ЮЛ 09 001331 (л.д. 20).
С целью привлечения Общества к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление внутренних дел по г. Рязани обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные материалы, суд пришел к выводу, что к Обществу не подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
Часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
При решении вопроса о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности по названной статье Кодекса, состава вменяемого административного правонарушения необходимо также учитывать, действительно ли могла быть получена лицензия (разрешение) на осуществляемую лицом деятельность либо осуществление такой деятельности прямо запрещено законом.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ определено, что игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
Судом установлено, что спорная деятельность осуществлялась ответчиком на территории города Рязани.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
В силу ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1, 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии и отвечающие требованиям, установленным ч. 6 ст. 6 указанного закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным ч. 1, 3-5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ. При этом согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
Следовательно, с 01.01.2007 открытие новых игорных заведений вне игорных зон запрещено и не подлежит лицензированию либо открытию на основании специального разрешения вне игорных зон.
Поэтому данный закон можно рассматривать как специальное разрешение для продолжения деятельности до 30.06.2009 по организации и проведению азартных игр в соответствующих игорных заведениях.
С 01.07.2009 определенная деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит лицензированию и является запрещенной (кроме деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах), следовательно, нарушение прямого запрета на осуществление такой деятельности не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензии) (кроме выявления нарушений при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах), так как с 01.07.2009 положения подпунктов 76 и 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающих лицензирование определенных видов деятельности по организации и проведению азартных игр, утратили силу, а Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ предусмотрен прямой запрет.
Поэтому проведение прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть в силу закона выдано специальное разрешение (лицензия), не подлежит квалификации как осуществление такой деятельности без лицензии, вследствие чего оснований для привлечения Общества к ответственности по названной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении, о том, что под видом проведения лотереи Общество фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр, что образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по названным основаниям отклоняется.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требования Управления внутренних дел по г. Рязани следует отказать.
Пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 года установлено, что суду при вынесении решения по делу об административном правонарушении необходимо учитывать положения частей 2 и 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие правила об обязательном разрешении вопроса об изъятых вещах и документах, на которые наложен арест. Вопрос об этих вещах должен быть решен независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления об отказе в привлечении к ответственности по любому основанию.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о необходимости снятия ареста с электронных автоматов в количестве 7 штук (арест наложен на основании протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 31.03.2010) и возврата обществу с ограниченной ответственностью "Ф" электронных автоматов в количестве 12 штук, изъятых на основании протокола изъятия вещей и документов от 31.03.2010.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления Управления внутренних дел по городу Рязани о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ф", зарегистрированного по адресу: г. Екатеринбург, бульвар Денисова-Уральского, д. 13, офис 8, зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 1096671014142, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
2. Снять арест с электронных автоматов в количестве 7 штук (арест наложен на основании протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 31.03.2010) и возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ф", зарегистрированному по адресу: г. Екатеринбург, бульвар Денисова-Уральского, д. 13, офис 8, зарегистрированному за основным государственным регистрационным номером 1096671014142, электронные автоматы в количестве 12 штук, изъятые на основании протокола изъятия вещей и документов от 31.03.2010 (электронные автоматы в количестве 12 штук).
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 23 июня 2010 г. N А54-2435/2010
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании