Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 20 июля 2010 г. N А54-1043/2010С13
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "К", общества с ограниченной ответственностью "Ж", г. Рязань к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани, Обществу с ограниченной ответственностью "Е", г. Рыбное, Рязанской области о признании недействительным решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом от 30.11.2009,
при участии в судебном заседании:
от заявителей:
от ООО "К" - А.Ю.В., доверенность от 11.01.2010;
от ООО "Ж" - А.Ю.В., доверенность от 11.01.2010;
от ответчиков:
от Управления - Л.Ю.А., главный специалист-юрисконсульт,
доверенность от 12.01.2010;
от ООО "Е" - не явился, извещен надлежащим образом,
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 06.07.2010 объявлен перерыв на пять дней, после перерыва рассмотрение дела продолжено 13.07.2010, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - ООО "К", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами Управления ЖКХ администрации города Рязани от 02.12.2009.
Определением арбитражного суда от 23.03.2010 к участию в деле в качества третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ж" и общество с ограниченной ответственностью "Е".
Определением арбитражного суда от 24.04.2010 в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству общества с ограниченной ответственностью "Ж" (далее - ООО "Ж", заявитель) последнее привлечено к участию в деле в качестве соистца.
Тем же определением арбитражного суда с согласия истца к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Е", как лицо, признанное победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации (л.д. 125 том 2).
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявители уточнили требования и просят признать недействительными решение конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, оформленное протоколом от 30.11.2009 о признании победителем ООО "Е" по лотам NN 1, 2, 3, 4, и договоров управления многоквартирными домами по этим лотам (л.д. 113, 116, 119, 120, 125 том 2; л.д. 3, 4 том 3).
Уточненное требование в части признания недействительным решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом от 30.11.2009, принято судом к рассмотрению, поскольку из первоначального текста заявления усматривается, что истец оспаривал также и решение конкурсной комиссии от 30.11.2009, поэтому данное уточнение не изменяет одновременно предмет и основания иска.
В части признания недействительными договоров управления многоквартирными домами заявление об уточнении отклонено арбитражным судом на основании статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации, поскольку данные требования являются дополнительными, тогда как нормы процессуального закона предусматривают право изменить или предмет или основания иска, но не предъявить дополнительные требования, кроме того, заявителями и ответчиками не представлены суду доказательства заключения соответствующих договоров, а также реквизиты указанных договоров.
Заявители не лишены права в последующем обратиться в арбитражный суд с соответствующими исками о признании договоров недействительными.
Учитывая изложенное, судом принимается к рассмотрению по существу требование заявителей о признании недействительным решения конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, оформленного протоколом от 30.11.2009.
Представитель заявителей в судебном заседании поддержал требование и просит признать недействительным решение конкурсной комиссии, оформленное протоколом от 30.11.2009, в связи с отстранением ООО "К" и ООО "Ж" от участия в конкурсе и несоответствием протокола конкурсной комиссии требованиям Правил проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани (далее - Управление ЖКХ, ответчик) возражает против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на соблюдение конкурсной комиссией при проведении конкурса Правил N 75. Недочеты в оформлении протокола определения победителя конкурса, по мнению ответчика, не могут служить основанием для признания итогов конкурса недействительными. ООО "К" и ООО "Ж" были признаны участниками конкурса, но представители указанных организаций, явившиеся 30.11.2009 на заседание конкурсной комиссии, не были допущены, так как не представили соответствующих доверенностей
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Е" (далее - ООО "Е", ответчик) в судебное заседание не явился, общество не представило отзыв на заявление.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие в судебном заседании представителей ООО "Е", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 названного кодекса.
Из материалов дела арбитражным судом установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 с 1 января 2007 года органы местного самоуправления проводят в соответствии с названными Правилами открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно постановлению администрации города Рязани от 29.08.2007 N 3050 "О возложении полномочий организатора открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами" полномочия организатора открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственники помещений в которых не выбрали способ управления домами или принятое решение о выборе способа управления домами не реализовали, возложены на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани.
Постановлением администрации города Рязани от 30.11.2007 N 4535 утверждены Положение о конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и состав конкурсной комиссии.
Приказом от 07.10.2009 N 02-05/34 утверждена конкурсная документация для проведения 30.11.2009 открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами (л.д. 64 том 1).
15.10.2009 в официальном печатном издании - газете "Рязанские ведомости" опубликовано извещение о проведении 30.11.2009 открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами (л.д. 81 том 1).
Заявки на участие в конкурсе поступили от трех организаций:
- 19.11.2009 поступила заявка от ООО "Е";
- 20.11.2009 поступили заявки от ООО "Ж" и ООО "К".
Дата, время, очередность поступления заявок зафиксированы в журнале регистрации заявок (л.д. 87 том 3).
20.11.2009 конкурсной комиссией составлен протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (30.11.2009) по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами (л.д. 57 том 1).
27.11.2009 конкурсной комиссией составлен протокол рассмотрения заявок, согласно которому комиссией принято решение о признании участниками открытого конкурса по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами ООО "Е", ООО "Ж", ООО "К" (л.д. 62 том 1).
По результатам проведенного 30.11.2009 открытого конкурса его победителем признано ООО "Е". Решение конкурсной комиссии о признании ООО "Е" победителем оформлено протоколом проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами от 30.11.2009 (л.д. 63 том 1).
Названный протокол проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами от 30.11.2009 опубликован в газете - "Рязанские ведомости" от 10.12.2009 (л.д. 88 том 3).
02.12.2009 обществу "К" и обществу "Ж" было направлено уведомление за исходящим номером 02-07/916 за подписью начальника управления жилищно-коммунального хозяйства - председателя конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом А.Т.В., в котором сообщалось об отстранении ООО "К" и ООО "Ж" от участия в конкурсе (30.11.2009) (л.д. 18 том 1).
Не соглашаясь с решением конкурсной комиссии от 30.11.2009, указывая на незаконность отстранения обществ "К" и "Ж" от участия в конкурсе и на несоответствие протокола конкурсной комиссии от 30.11.2009 требованиям Правил N 75, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим требованием о признании названного решения недействительным.
В судебном заседании представитель заявителей подтвердил, что им фактически оспариваются итоги конкурса, однако, требование сформулировано о признании недействительным решения конкурсной комиссии на основании пункта 5 Правил N 75, статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 1-4, 75 том 3, л.д. 125, 135 том 2).
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд находит требования заявителей подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" утверждены Правила проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Названными Правилами регулируется порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 52 Правил N 75 установлено, что для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку по форме, предусмотренной приложением N 4 к названным Правилам.
Пунктом 53 Правил установлены требования к содержанию заявки.
Пунктом 18 Правил N 75 установлен перечень оснований для отказа в допуске претендента к участию в конкурсе:
1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;
3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52-53 настоящих Правил.
Отказ в допуске по иным не предусмотренным пунктов 18 Правил основаниям не допускается (пункт 20 Правил).
Пунктом 15 Правил установлены обязательные требования к претендентам, то есть к лицам, подавшим заявку на участие в конкурсе.
Согласно пункту 2 Правил N 75 участником конкурса является претендент, допущенный конкурсной комиссией к участию в конкурсе.
В соответствии с пунктом 19 Правил в случае установления фактов несоответствия участника конкурса требованиям к претендентам, установленным пунктом 15 Правил, конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Из содержания норм пунктов 17, 18, 19, 20, 29 Правил N 75 следует, что при наличии соответствующих оснований именно конкурсная комиссия принимает решение об отказе в допуске к конкурсу или об отстранении участника конкурса от участия в конкурсе; решения конкурсной комиссии об отказе в допуске или об отстранении от участия в конкурсе оформляются в день их принятия протоколами, которые подписываются всеми членами конкурсной комиссии, принявшими участие в заседании комиссии.
Как следует из материалов дела, ООО "К" и ООО "Ж" решением конкурсной комиссии от 27.11.2009 признаны участниками открытого конкурса по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, то есть, допущены к участию в открытом конкурсе по отбору управляющей организации, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе (30.11.2009) по отбору управляющих организаций от 27.11.2009 (л.д. 62 том 1).
Открытый конкурс по отбору управляющих организаций состоялся 30.11.2009.
В протоколе проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации от 30.11.2009 указано, что в конкурсе принимал участие генеральный директор ООО "Е", представители от ООО "К" и ООО "Ж" участие в конкурсе не принимали.
В названном протоколе не содержится записи об отстранении ООО "К" и ООО "Ж" от участия в конкурсе. Указание в протоколе на то, что представители названных обществ участие в конкурсе не принимали, не означает, что данные участники (общества, юридические лица) были отстранены конкурсной комиссией от участия в конкурсе.
В судебном заседании представители ООО "К" и ООО "Ж" не отрицали тот факт, что явившиеся 30.11.2009 на конкурс представители названных обществ не имели соответствующих доверенностей (полномочий) на осуществление действий от имени названных участников конкурса в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 53 Правил N 75.
Однако, явка представителей без доверенностей не является в силу пунктов 15, 19 Правил N 75 основанием для отстранения участника конкурса от участия в конкурсе.
Таким образом, из буквального толкования текста протокола проведения открытого конкурса от 30.11.2009 следует, что конкурсная комиссия не принимала решение об отстранении участников конкурса от участия в конкурсе 30.11.2009.
Факт направления Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани в адрес заявителей уведомления от 02.12.2009 об отстранении от участия в конкурсе, подписанное начальником управления Т.В.А., не может рассматриваться в качестве решения конкурсной комиссии, поскольку данное уведомление подписано только председателем конкурсной комиссии, являющейся одновременно начальником Управления ЖКХ, тогда как в соответствии с пунктом 29 Правил N 75, пунктом 5.5 постановления администрации города Рязани от 30.11.2007 N 4535 "Об утверждении Положения о конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" любое решение конкурсной комиссии оформляется только протоколом, который составляется в день принятия решения и подписывается всеми членами конкурсной комиссии, принявшими участие в заседании конкурсной комиссии.
Следовательно, уведомление от 02.12.2009 не свидетельствует об отстранении заявителей от участия в конкурсе 30.11.2009.
Кроме того, главой 8 Правил N 75 не предусмотрено обязательное присутствие представителей участников конкурса при проведении конкурса. Поэтому факт отсутствия у представителей участников конкурса, явившихся 30.11.2009, доверенностей, не является обстоятельством, свидетельствующим об отстранении ООО "К" и ООО "Ж" от участия в конкурсе.
Как пояснила в судебном заседании представитель Управления ЖКХ А.Т.В., в конкурсе не принимали участие только представители заявителей, конкурсная комиссия не принимала решение об отстранении заявителей от участия в конкурсе, победитель конкурса определялся конкурсной комиссией на основании пункта 81 Правил N 75. Направление уведомления не предусмотрено Правилами N 75, направление уведомления является технической ошибкой (протокол судебного заседания от 20.05.2010, л.д. 133 том 2).
Рассмотрев и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что ООО "К" и ООО "Ж" не были отстранены от участия в конкурсе 30.11.2009.
Таким образом, довод заявителей об отстранении их от участия в конкурсе является необоснованным и не принимается арбитражным судом во внимание при принятии решения по делу.
Вместе с тем, доводы заявителей о нарушении процедуры проведения конкурса суд находит обоснованными в связи со следующим.
Порядок проведения конкурса регламентирован главой 8 Правил N 75.
Согласно пункту 75 Правил конкурс начинается с объявления конкурсной комиссией наименования участника конкурса, заявка на участие в конкурсе которого поступила к организатору конкурса первой, и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 76 Правил участники конкурса представляют предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг в соответствии со стоимостью работ и услуг, указанной в конкурсной документации, предусмотренной подпунктом 5 пункта 41 названных Правил. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о наибольшей стоимости указанных дополнительных работ и услуг ни один из участников конкурса не предложил большей стоимости, конкурсная комиссия объявляет наименование участника конкурса, который сделал предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.
Согласно пункту 77 Правил указанный в пункте 76 названных Правил участник конкурса называет перечень дополнительных работ и услуг, общая стоимость которых должна соответствовать представленному им предложению по стоимости дополнительных работ и услуг.
Как установлено пунктом 78 Правил, в случае если общая стоимость определенных участником конкурса дополнительных работ и услуг равна стоимости его предложения или превышает ее, такой участник признается победителем конкурса.
В случае если указанная общая стоимость меньше стоимости его предложения, участник конкурса обязан увеличить предложение по стоимости дополнительных работ и услуг и определить перечень дополнительных работ и услуг таким образом, чтобы их общая стоимость была равна или превышала представленное им предложение. При выполнении указанных требований участник конкурса признается победителе конкурса.
Согласно пункту 79 Правил в случае если участник конкурса отказался выполнить требования, предусмотренные пунктом 78 Правил, конкурсная комиссия объявляет наименование участника конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг. В указанном случае победитель конкурса определяется в порядке, установленном пунктами 77-78 Правил.
Согласно пункту 81 Правил в случае если после троекратного объявления в соответствии с пунктом 75 настоящих Правил размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и наименования участника (для юридического лица) ни один из участников конкурса не представил предложения по стоимости дополнительных работ и услуг, такой участник конкурса признается победителем конкурса.
В соответствии с пунктами 82, 84 Правил конкурсная комиссия ведет протокол конкурса по форме согласно приложению N 8, который подписывается в день проведения конкурса, Указанный протокол составляется в трех экземплярах, один из которых остается у организатора конкурса. Текст протокола конкурса размещается на официальном сайте организатором конкурса, а также публикуется организатором конкурса в официальном печатном издании в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола.
Приложением 8 установлен обязательный перечень сведений о проведении конкурса, подлежащих отражению в протоколе конкурса (л.д. 5 том 3).
Из содержания приведенных норм главы 8 Правил N 75 проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации следует, что определение победителя конкурса производится на основании предложений участников по общей стоимости дополнительных работ и услуг, предложенных при проведении конкурса.
Именно данным обстоятельством обусловлено обязательное отражение в проколе конкурса представленных участниками конкурса предложений по стоимости и объему дополнительных работ и услуг, исходя из которых и определяется победитель конкурса.
Таким образом, протокол конкурса, подписанный членами конкурсной комиссии в день проведения конкурса, является обязательным элементом процедуры проведения конкурса.
Содержание протокола регламентировано приложением 8 Правил N 75. Оно должно отражать последовательность действий участников конкурса и конкурсной комиссии, предусмотренных пунктами 75-81 названных Правил, а также сведения о предложениях по дополнительным работам и услугам, их перечне, составе и стоимости, на основании которых и определяется победитель конкурса, и которые, кроме того, должны соответствовать конкурсной документации.
В нарушение требований пунктов 75-81, приложения 8 Правил N 75 протокол проведения открытого конкурса от 30.11.2009 (л.д. 63 том 1) не содержит обязательных сведений, в том числе сведений о предложенных ООО "Е" дополнительных работ и услуг, их стоимости.
Вследствие данного нарушения протокол конкурса не отражает тех критерий, исходя из которых конкурсная комиссия определила ООО "Е" победителем конкурса.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении процедуры проведения конкурса 30.11.2009.
Ссылка Управления ЖКХ на наличие аудиозаписи проведения конкурса не принимается судом во внимание, поскольку аудиозапись, осуществление которой является обязательным для организатора конкурса в силу пункта 74 Правил N 75, не может заменить протокол конкурса, подписываемый всеми членами конкурсной комиссии. Именно протокол конкурса является тем процессуальным документом, которым оформляется решение конкурсной комиссии о признании победителя конкурса , в котором в силу закона подлежат отражению критерии определения победителя конкурса, на основании которых в последующем оформляются соответствующие договоры управления многоквартирным домом, обязательными условиями которых являются, в том числе, и предложения по дополнительным работам и услугам.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 75 нарушение процедуры проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса.
Поскольку результатом открытого конкурса является определение победителя конкурса решением конкурсной комиссии, оформляемым протоколом конкурса, требование заявителей о признании недействительным решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом от 30.11.2009, является обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. относятся на ответчика - Управление ЖКХ и подлежат взысканию в пользу заявителя - ООО "К" уплатившего государственную пошлину при подаче заявления.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Решение конкурсной комиссии, оформленное протоколом проведения открытого конкурса (30.11.2009) по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами от 30.11.2009, проверенное на соответствие Правилам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, признать недействительным.
2. Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани (г. Рязань) в пользу общества с ограниченной ответственностью "К" (г. Рязань) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2000 руб.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
Решение, вступившее в законную силу может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 20 июля 2010 г. N А54-1043/2010С13
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании