Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 16 августа 2010 г. N А54-1744/2010С12
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального предприятия "К", г. Касимов Рязанской области к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "П", г. Касимов Рязанской области
третьи лица - муниципальное предприятие "Г", г. Касимов Рязанской области, муниципальное учреждение "Е", г. Касимов Рязанской области о взыскании задолженности за тепловую энергию в сумме 1484107,83 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Л.Р.В., представитель по доверенности от 01.01.2010 N 9;
от ответчика: К.Д.Н., представитель по доверенности от 20.05.2010;
от третьего лица (муниципального учреждения "Е"): Г.Г.А., начальник, распоряжение от 26.08.2004 N 367-р;
от третьего лица (муниципального предприятия "Г"): Л.Р.В., представитель по доверенности от 01.01.2010 N 11;
установил: Муниципальное предприятие "К", г. Касимов Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "П", г. Касимов Рязанской области о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию по договору энергоснабжения от 01.01.2010 N 2 за период с 01.01.2010 по 16.03.2010 в сумме 3069039,98 руб.
Определением суда от 08.06.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Е", г. Касимов и муниципальное предприятие "Г", г. Касимов.
В процессе рассмотрения спора истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уменьшал размер исковых требований в связи с произведенной ответчиком оплатой и в окончательном варианте просит суд взыскать с ответчика задолженность в сумме 1484107,83 руб. Уменьшение исковых требований судом принято.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, ссылаясь на не надлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств по оплате потребленной тепловой энергии.
Представитель ответчика исковые требования не признал. Ссылаясь на пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, ответчик не согласен с произведенными истцом начислениями за горячее водоснабжение без учета показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, и полагает, что при наличии индивидуальных приборов учета при расчете потребленной тепловой энергии должны приниматься данные МУ "Е". Данная организация в соответствии с договором от 01.01.2010 N 16 осуществляет начисление коммунальных платежей, сбор денежных средств с населения, перечисление денежных средств по указанию ответчика энергоснабжающим организациям, а также получение показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах, путем непосредственного осмотра указанных приборов контролерами учреждения и при оплате населением коммунальных платежей.
Представитель МУ "Е" поддержал позицию ответчика, пояснив, что по горячему водоснабжению начисления производятся следующим образом: в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения, по нормативу, исходя из количества проживающих человек; в квартирах, оборудованных индивидуальными приборами учета горячей воды, исходя из показаний приборов учета, указываемых абонентом в момент оплаты либо по обходу контролеров. Во время плановых обходов контролерами МУ "Е" постоянно проводится осмотр индивидуальных приборов учета в тех квартирах, куда обеспечен доступ.
Представитель истца с доводами ответчика и МУ "Е" не согласился, указывая на то, что при отсутствии общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, обслуживаемых ответчиком, расчет должен производиться в соответствии с условиями договора, т.е. исходя из установленного норматива потребления и количества человек. Истец полагает, что представленные МУ "Е" данные основаны не на фактическом потреблении тепловой энергии, а на частичной оплате услуг населением, в связи с чем не могут быть приняты для расчетов по договору энергоснабжения, заключенному между энергоснабжающей и управляющей организациями.
Представитель МП "Г" поддержал позицию истца.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон и третьих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.
Материалами дела установлено, что 01.01.2010 между муниципальным предприятием "К" (Энергоснабжающая организация), Муниципальным предприятием "Г" (Агент) и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая организация "П" (Абонент) заключен договор энергоснабжения N 2, предметом которого является поставка Энергоснабжающей организацией тепловой энергии Абоненту с целью обеспечения бытовых потребителей (население) мкр. Приокский города Касимова тепловой энергией (отопление и горячее водоснабжение для личных, домашних, семейных нужд).
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора Абонент обязуется своевременно и в полном объеме вносить плату за поставленную тепловую энергию и горячую воду, вести учет проживающих граждан в многоквартирных домах и учет общей площади жилья.
Согласно пункту 5.1.2 договора учет потребленной тепловой энергии и расхода теплоносителя ведется по приборам учета, а в случае их отсутствия, определяется по нормативам, утвержденным органами местного самоуправления.
В приложении N 1 к договору стороны определили, что стоимость тепловой энергии на 2010 год устанавливается из расчета: отопление - 35,28 руб./кв. м, горячая вода - 74,64 руб./куб.м., в соответствии с Решением Касимовской городской Думы от 26.11.2009 N 87/14. Норматив потребления горячей воды составляет 105 л/с.
Приложением N 2 к договору, подписанным сторонами, определен перечень отапливаемых объектов теплопотребления, с указанием площади каждого многоквартирного жилого дома и количества человек.
Согласно актам об установлении границ балансовой принадлежности и зон ответственности Энергоснабжающей организации и Абонента (приложение N 4 к договору) границей балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию теплоустановок является наружная стена жилого дома.
Договор энергоснабжения от 01.01.2010 N 2 расторгнут сторонами 17.03.2010.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате полученной тепловой энергии за период с 01.01.2010 по 16.03.2010, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующего. Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как - то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Обязательства сторон возникли из договора N 2 от 01.01.2010, который является договором энергоснабжения и регулируется нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, правила, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При рассмотрении спора между сторонами возник спор по правомерности произведенного истцом расчета за горячее водоснабжение, спор по начислениям за отопление между сторонами отсутствует.
Истец при расчете объемов потребления ответчиком горячего водоснабжения и выставлении счетов на оплату (л.д. 38-53), при отсутствии в многоквартирных жилых домах коллективных (общедомовых) приборов учета, руководствовался приложением N 1 к договору, подписанным сторонами, согласно которому сумма за горячее водоснабжение определяется по следующей формуле: Н (норматив потребления - 105 л/с) х количество дней в месяце х количество человек /1000 (коэффициент дефлятор из литров в куб.м.) х тариф (74,64 руб./кв. м с НДС, установленный Решением Касимовской городской Думы от 26.11.2009 N 89/14).
Ответчик не согласен с произведенными истцом начислениями за горячее водоснабжение без учета показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, и полагает, что при наличии индивидуальных приборов учета при расчете потребленной тепловой энергии должны приниматься данные МУ "Е". В обоснование своих возражений ООО "П" ссылается на пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Согласно пункту 3 указанных Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В свою очередь, в указанных Правилах под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Условия договора энергоснабжения N 2 от 01.01.2010 об учете потребленной тепловой энергии и расхода теплоносителя соответствуют Правилам N 307.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с пунктом 22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по нормативам потребления в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, если лицо является исполнителем коммунальных услуг и приобретает тепловую энергию у ресурсоснабжающей организации для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги теплоснабжения, при отсутствии общедомовых приборов учета объем отпущенной тепловой энергии должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Довод ответчика о том, что в отсутствие общедомовых приборов учета объем отпущенной горячей воды, потребленной жителями многоквартирных домов, подлежит определению согласно пункту 16 Правил N 307 с учетом показаний индивидуальных приборов учета, отклоняется судом как несостоятельный.
Применение к отношениям сторон пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной принадлежности и, следовательно, возложение на истца ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ответчика. Кроме того, такой подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета теплоэнергии, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между сторонами в силу пункта 5.1.2 договора.
Абонентом по договору является управляющая организация, граница балансовой принадлежности сетей располагается на вводе в жилые дома, в связи с чем оснований для определения количества отпущенной тепловой энергии с учетом показаний установленных у населения индивидуальных приборов учета не имеется.
Использование при расчете количества отпущенной тепловой энергии показаний индивидуальных приборов учета не учитывает неизбежные потери во внутридомовых сетях, оплата которых в данном случае лежит на собственниках помещений домов опосредованно через управляющую организацию.
Указанная правовая позиция соответствует разъяснениям, данным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 5290/09 от 22.09.2009.
При изложенных обстоятельствах определение истцом объемов оказанных в спорный период услуг исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления соответствующих услуг не противоречит статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и соответствует издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, которые в силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Расчет произведенных истцом начислений судом проверен и признан верным.
Довод ответчика о том, что истцом не учтена естественная ротация населения, не принимается судом во внимание, поскольку в силу пункта 3.1.1 обязанность по учету проживающих граждан в многоквартирных домах и учету общей площади жилья возложена на ответчика. Доказательств обращения к истцу о внесении изменений в договор энергоснабжения в части количества проживающих граждан ответчиком не представлено, в связи с чем истец правомерно произвел начисления по услуге - горячее водоснабжения исходя из количества человек, указанного в приложении N 2 к договору, подписанном сторонами.
По расчету истцу, стоимость потребленной ответчиком в период с 01.01.2010 по 16.03.2010 тепловой энергии составила 7861417,25 руб., в том числе январь - 3127908,15 руб., февраль - 3503743,33 руб., март - 1679765,77 руб.
Оплата потребленной тепловой энергии произведена ответчиком в сумме 6377309,42 руб., что подтверждается платежными поручениями от 05.02.2010 N 5, от 11.02.2010 N 13, от 18.02.1010 N 15, от 27.02.2010 N 21, от 18.02.2010 N 15., от 15.03.2010 N 38, от 22.03.2010 N 280, от 02.04.2010 N 327, от 12.04.2010 N 377, от 19.04.2010 N 404, от 05.05.2010 N 451, от 12.05.2010 N 492, от 20.05.2010 N 532, от 04.06.2010 N 598, от 10.06.2010 N 625.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательства оплаты тепловой энергии в соответствии с условиями договора, в связи с чем исковые требования о взыскании задолженности в заявленной сумме 1484107,83 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
В процессе рассмотрения спора истец уменьшил исковые требования до 1484107,83 руб. в связи с произведенной ответчиком частичной оплатой задолженности.
В соответствии с п.п. 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит возврату государственная пошлина при добровольной удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству.
Исковое заявление поступило в суд 13.04.2010, принято к производству определением суда от 29.04.2010.
Истцом при подаче иска была уплачена госпошлина в сумме 38345,20 руб. исходя из суммы задолженности 3069039,98 руб.
Из представленных истцом платежных поручений следует, что на дату вынесения судом определения о принятии искового заявления к производству задолженность ответчика по оплате потребленной тепловой энергии составляла 2703490,76 руб., размер госпошлины от указанной суммы составляет 36517,45 руб., в связи с чем излишне уплаченная госпошлина в сумме 1827,75 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
В остальной части госпошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, поскольку частичная оплата задолженности имела место после вынесения судом определения о принятии искового заявления к производству.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "П", г. Касимов Рязанской области в пользу муниципального предприятия "К", г. Касимов Рязанской области задолженность в сумме 1484107,83 руб. и в возмещение расходов по государственной пошлине 36517,45 руб.
2. Возвратить муниципальному предприятию "К", г. Касимов Рязанской области из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1827,75 руб., уплаченную по платежному поручению от 09.04.2010 N 73.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 16 августа 2010 г. N А54-1744/2010С12
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании