Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 21 июля 2010 г. N А54-1829/2010С3
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Л", г. Рязань к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани, г. Рязань о признании недействительным решения от 15.03.2010 г. N 16
при участии в судебном заседании:
от заявителя: К.В.В., представитель по доверенности N 6 от 30.07.2009 г., Б.И.В., представитель по доверенности от 15.04.2010 г.,
от ответчика: В.Н.А., заместитель начальника отдела оценки пенсионных прав, доверенность N 17 от 27.05.2010 г.; К.О.Ю., заместитель начальника юридического отдела, доверенность N 9 от 11.01.2010 г.
В заседании суда 05.07.2010 г. был объявлен перерыв на 12.07.2010 г.
установил: закрытое акционерное общество "Л" (далее - заявитель, ЗАО "Л", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (далее по тексту - ответчик, УПФ РФ в городе Рязани, орган пенсионного фонда) о признании недействительным решения от 15.03.2010 г. N 16 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (далее - решение от 15.03.2010 г. N 16).
Представители заявителя доводы заявления поддержали. В обоснование заявления указали на то, что Б.В.А. и Л.А.Г., исходя из условий осуществляемой ими работы, выполняемых ими функциональных обязанностей по занимаемым должностям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направления деятельности ЗАО "Л", фактически выполняли работы в особо вредных условиях труда и имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 (подраздел 1 "Литейное производство" раздела XIV "Металлообработка").
В связи с чем, ЗАО "Л" представляло достоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2005-2008 г.г.
Кроме того, заявитель указал на то, что оспариваемое решение принято без учета требований ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Представители ответчика заявление отклонили как необоснованное, ссылаясь на соответствие оспариваемого решения закону.
Из материалов дела следует, 20.08.2009 г. ведущий специалист- эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц УПФ РФ в городе Рязани на основании решения N 16 от 20.08.2009 г. провел документальную проверку ЗАО "Л" за период с 2005-2008 г.г.
Целью проверки являлась проверка достоверности индивидуальных сведений, представленных страхователем - ЗАО "Л" и соответствие их первичным документам.
В ходе проверки установлено, что в 2005- 2008 г. г. ЗАО "Л" предоставляло в УПФ РФ в городе Рязани недостоверные сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении работников Б.В.А. и Л.А.Г.
В индивидуальных сведениях указаны особые условия труда (код: 27-2 50100Б-240 и 27-2 50100А-185). Характер работ, выполняемых Б.В.А. и Л.А.Г., не соответствовал характеру работ, предусмотренных Списком N 2 (подраздел 1 "Литейное производство" раздела XIV "Металлообработка"), с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости.
28.12.2009 г. составлен акт проверки N 16 о результатах документальной проверки достоверности индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, в том числе стаже на соответствующих видах работ.
28.01.2010 г. ЗАО "Л" были представлены в УПФ РФ в городе Рязани возражения на вышеуказанный акт (т. 1 л.д. 19-21).
По результатам рассмотрения акта проверки принято решение N 16 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
Указанным решением ЗАО "Л" привлечено к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2005 - 2008 г.г. в отношении Л.А.Г. и Б.В.А. на основании абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Обществу было предложено уплатить штраф в размере 16417 руб. 12 коп.
Не согласившись с решением от 15.03.2010 г. N 16, ЗАО "Л" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что требование ЗАО "Л" не подлежит удовлетворению. Принимая решение, суд исходит из следующего.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик (то есть Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы) обязан осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального учета, контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами, а также создания условий для назначения пенсий.
В п. 1 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с абзацем 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе: физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. б п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда (далее - Список N 2), утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Согласно подразделу 1 "Литейное производство" раздела XIV "Металлообработка" Списка N 2 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют, в том числе, слесари-ремонтники, код позиции 2150100а-18559 и начальники участков, код позиции 21501006-24097.
В подразделе 1 "Литейное производство" раздела XIV "Металлообработка") определены производства, занятость в которых рабочих, руководителей и специалистов, перечисленных в данном подразделе, включая слесарей-ремонтников и начальников участков, является условием отнесения выполняемых ими работ к работам с вредными и тяжелыми условиями труда.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что основанием для досрочного назначения трудовой пенсии признается не работа по определенной специальности, профессии, должности, а работа с вредными условиями труда. Начальники участков пользуются правом на досрочное назначение пенсии по старости, если руководят производственными участками, где осуществляется технологический процесс производства. Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются слесари-ремонтники, которые заняты ремонтом или обслуживанием оборудования в литейном производстве.
Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности ЗАО "Л" является производство отливок (чугунных, стальных), отливок из легких металлов и отливок из прочих цветных металлов. Все литейное производство сосредоточено в литейном цехе.
Л.А.Г. принят на работу в ЗАО "Л" 01.12.2005 г. начальником участка подготовки литейного производства в конструкторско-технологический отдел.
Рабочее место начальника участка подготовки литейного производства конструкторско-технологического отдела Л.А.Г. находится рядом с формовочным и стержневым участком литейного цеха.
Начальник участка подготовки литейного производства, согласно его должностной инструкции, утвержденной приказом N 140 от 15.12.2006 г. обязан: организовать проведение работ по технологической подготовке литейного производства на производственных цехах; участвовать в проведении экспериментальных работ по освоению новых технологических процессов и внедрению их в производство на производственных участках; участвовать во внедрении разработанных технологических процессов, инструмента, оснастки на производственных участках; контролировать корректировку технологических процессов при отклонении от них; обеспечивать соблюдение ГОСТов, ОСТов, ТУ при выполнении технологических процессов производства литья на производственных участках; совместно с литейным бюро принимать участие в оценке изделий на технологичность на производственных участках; контролировать соблюдение технологической дисциплины в литейном производстве; организовывать мероприятия по устранению и предотвращению выявленных недостатков на производственных участках; контролировать состояние модельной и линейной оснастки, правильную эксплуатацию технологического оборудования на производственных участках; контролировать соблюдение правил техники безопасности и охраны труда в литейном производстве на производственных участках и другое.
Начальник участка подготовки литейного производства несет ответственность за некачественную организацию, срывы запланированных сроков технологической подготовки и выполнения работ литейного производства, несвоевременное обеспечение новым инструментом, оснасткой, приспособлениями необходимыми для проведения работ.
Кроме того, в соответствии с Положением о конструкторско-технологическом отделе начальник участка подготовки литейного производства осуществляет методическое руководство по метрологическому обеспечению готовности средств измерений.
Таким образом, характер работы начальника участка подготовки литейного производства конструкторско-технологического отдела не подтверждает его работу в технологическом процессе производства литейной продукции. Обществом не представлены документы, свидетельствующие о том, что Л.А.Г. работал в производстве с вредными условиями труда.
В связи с изложенным, суд считает, что ЗАО "Л" представило недостоверные индивидуальные сведения на начальника участка подготовки литейного производства конструкторско-технологического отдела Л.А.Г.
Судом установлено, Б.В.А. принят на работу в ЗАО "Л""13.12.2005 г. слесарем-ремонтником на горячих участках работы 4 разряда. Фактически Б.В.А. работал слесарем-ремонтником на участке подготовки литейного производства конструкторско-технологического отдела.
Рабочее место слесаря-ремонтника Б.В.А. находится на участке подготовки литейного производства непосредственно в производственном здании предприятия, в котором организованно литейное производство.
Рабочая инструкция на слесаря-ремонтника на ЗАО "Л" не разрабатывалась.
Штатным расписанием в конструкторско-технологическом отделе на участке подготовки литейного производства предусмотрена бригада по ремонту литейного оснастки (код структурного подразделения - 287/04)
Согласно п. 3.1 Положения о конструкторско-технологическом отделе бригада по ремонту технологической оснастки входит в состав участка подготовки литейного производства.
В соответствии с п. 4.4.2 Положения о конструкторско-технологическом отделе бригада по ремонту технологической оснастки выполняет следующие функции: изготовление клепаных жеребеек и проволочных каркасов для формовки; ремонт пневматического инструмента; ремонт оснастки для изготовления форм и стержней; фрезеровка опок для формовки среднего и мелкого литья.
Согласно ГОСТу 3.1109-82 технологическая оснастка - это средства технологического оснащения, дополняющие технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса.
Технологическая оснастка не относится к основному оборудованию литейного производства.
Таким образом, характер работы слесаря - ремонтника участка подготовки литейного производства ЗАО "Л" не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что выполняемая слесарем-ремотником Б.В.А. работа относится к категории работ, связанных с опасными и вредными условиями труда.
Таким образом, ЗАО "Л" представило недостоверные индивидуальные сведения на слесаря - ремонтника участка подготовки литейного производства конструкторско-технологического отдела Б.В.А.
Требования к содержанию принимаемых органом пенсионного фонда решений установлены в ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Согласно ч. 9 ст. 39 вышеуказанного закона в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются, в том числе обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Как видно из материалов дела, в оспариваемом решении ответчик не изложил обстоятельства совершенного ЗАО "Л"" правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые ЗАО "Л" в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Нарушение Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани требований ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ не является безусловным основанием для признания оспариваемого решения недействительным.
Факт нахождения рабочих мест Л.А.Г. и Б.В.А. возле литейного цеха, не свидетельствует о том, что Л.А.Г. и Б.В.А. работали на производстве с вредными условиями труда.
Учитывая изложенное, требование ЗАО "Л" о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани от 15.03.2010 г. N 16 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ЗАО "Л".
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Л" о признании недействительным решения от 15.03.2010 г. N 16 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, принятого Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани, отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 21 июля 2010 г. N А54-1829/2010С3
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании