Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 27 сентября 2010 г. N А54-3444/2010С5
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению А.О.С. (г. Москва) к Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области (г. Рязань), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "В" (г. Рязань), К.А.Д. (г. Рязань) о признании недействительным решения от 29.06.2010 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Л.Л.Ю., представитель по доверенности от 05.07.2010 г. N 1911, паспорт.
от ответчика - А.С.С., специалист 1 разряда, доверенность от 05.08.2010 г. N 03-11/26149, удостоверение.
от третьих лиц:
от общества с ограниченной ответственностью "В" - П.А.В., представитель по доверенности от 27.07.2010 г., пенсионное удостоверение N 62-057, выдано 06.09.2010 г.
от К.А.Д. - не явился, извещен надлежащим образом,
установил: В Арбитражный суд Рязанской области обратилась А.О.С. (участник общества с ограниченной ответственностью "В") с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 29.06.2010 г. об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице - обществе с ограниченной ответственностью "В", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления от 23.06.2010 г. N 3792 и об обязании Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области осуществить государственную регистрацию внесения изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью "В", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по представленным 23.06.2010 г. документам вх. N 3792.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал вышеперечисленные требования.
Представитель ответчика по заявленным требованиям А.О.С. возражал, указывая на то, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "В" в судебном заседании поддержал позицию ответчика и просил отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
К.А.Д. в судебное заседание не явился, извещен. В соответствии со статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя указанного третьего лица, извещенного о месте и времени судебного заседания в порядке ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом.
Из материалов настоящего дела следует, что с 09.06.1992 г. А.О.С. является учредителем (участником) общества с ограниченной ответственностью "В".
23.06.2010 г. А.О.С. подала в Межрайонную ИФНС России N 2 по Рязанской области нотариально удостоверенное заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице (обществе с ограниченной ответственностью "В"), содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления. К данному заявлению А.О.С. приложила решение мирового судьи судебного участка N 9 объединенного судебного участка Московского района г. Рязани от 01.02.2010 г.; апелляционное определение Московского районного суда г. Рязани от 31.03.2010 г.
29.06.2010 г. Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 10).
При этом в указанном решении отмечено, что среди представленных для регистрации документов отсутствуют: заявление по форме Р14001 (в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 г. N 310-ФЗ уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с частью первой гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ при первом изменении уставов таких обществ. Согласно Федеральному закону от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ (в редакции, действующей до 01.07.2009 г.) в учредительных документах юридического лица должны содержаться сведения об участниках общества. Поскольку юридическое лицо не привело устав в соответствие с действующим законодательством, то сведения об участниках юридического лица содержатся в уставе общества, внести изменения относительно сведений об участниках путем подачи заявления по форме Р14001 нельзя. Кроме того, размер уставного капитала юридического лица составляет 6000 руб., что противоречит статье 14 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ заявителем при государственной регистрации является руководитель постоянно действующего исполнительного органа. Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц директором юридического лица является К.А.Д., в листе Т заявления по форме Р14001 заявителем указана А.О.С. В этой связи, представленное заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, считается не представленным, так как содержит недостоверные сведения о соответствии представленных документов действующему законодательству Российской Федерации.
Не согласившись с данным решением, А.О.С. обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив представленные материалы настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное А.О.С. требование подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Из совокупности положений статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что решение регистрирующего органа о государственной регистрации юридического лица является ненормативным правовым актом. В связи с этим, к спорам о признании недействительными решений регистрирующих органов подлежат применению нормы, содержащиеся в главе 24 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из представленной в материалы настоящего дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.07.2010 г. (л.д. 50-60) следует, что по состоянию на 09.06.1992 года (дату создания общества) участниками общества с ограниченной ответственностью "В" являлись К.А.Д. (доля - 5130 руб.) и А.О.С. (доля - 870 руб.).
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ) для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Согласно пункту 2 статьи 18 указанного закона представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.03.2010 г. N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", если до 01.07.2009 г. доля от одного лица перешла к другому, однако до этой даты не были зарегистрированы изменения учредительных документов общества в части такого перехода, то после 01.07.2009 г. внесение в Реестр соответствующих изменений в сведения об участниках общества осуществляется по заявлению лица, указанного в пункте 1.4 статьи 9 Закона о регистрации юридических лиц в редакции Закона N 312-ФЗ (кроме случаев, когда заявление было представлено или направлено по почте в регистрирующий орган до этой даты). В частности, при отчуждении участником доли по договору заявителем может быть только этот участник, но не само общество.
В силу пункта 1.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть:
- участник общества;
- учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица;
- правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества;
- исполнитель завещания;
- и нотариус.
В пункте 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным Законом.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Из содержания статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" следует, что участником общества является лицо, обладающее долей в уставном капитале этого общества.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривается тот факт, что А.О.С. на момент своего обращения в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений, касающихся перехода части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "В", являлась его участником.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.
Арбитражным судом установлено, что переход доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "В" произошел на основании решения мирового судьи судебного участка N 9 объединенного судебного участка Московского района города Рязани от 01.02.2010 г.
Так, решением мирового судьи судебного участка N 9 объединенного судебного участка Московского района города Рязани от 01.02.2010 г. исковые требования А.О.С. к К.А.Д. о разделе совместно нажитого имущества удовлетворены. Произведен раздел принадлежащего К.А.Д. и А.О.С. долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью Фирма "Г" и общества с ограниченной ответственностью "В" в следующем порядке:
- за А.О.С. признано право собственности за доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью Фирма "Г" в размере 200 долей номинальной стоимостью 2000 руб.;
- за К.А.Д. признано право собственности на доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью Фирма "Г" в размере 200 долей, номинальной стоимостью 2000 руб.;
- за А.О.С. признано право собственности на доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "В" в размере 50% уставного капитала, номинальной стоимостью 3000 руб. деноминированных рублей;
- за К.А.Д. признано право собственности на доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "В" в размере 50% уставного капитала, номинальной стоимостью 3000 деноминированных рублей.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду статья 210 ГПК РФ
Вместе с тем, исходя из системного толкования положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" супруг или супруга участника общества с ограниченной ответственностью при разделе имущества супругов, получив долю в обществе, относящейся к совместной собственности супругов, приобретают имущественные права, но не автоматически права участника общества.
Доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов (пункт 12 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
В рассматриваемом случае правоустанавливающим документом является решение мирового судьи о разделе между супругами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "В".
В связи с этим, после вступления в законную силу вышеуказанного решения мирового судьи, А.О.С. (29.06.2010 г.), как участник общества с ограниченной ответственностью "В", доля которого увеличилась, обратилась в Межрайонную ИФНС России N 2 по Рязанской области с заявлением (форма N Р14001) о внесении изменений в сведения о юридическом лице (обществе с ограниченной ответственностью "В"), содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, удостоверенным нотариусом. К заявлению А.О.С. приложила решение мирового судьи судебного участка N 9 объединенного судебного участка Московского района города Рязани от 01.02.2010 г. и апелляционное определение Московского районного суда г. Рязани от 31.03.2010 г.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что одним из оснований для отказа во внесении указанных изменений послужило отсутствие заявления (формы N Р14001).
Исходя из заявления (формы N Р14001), заверенного нотариально, копия которого представлена в материалы настоящего дела, А.О.С. вносились изменения в сведения об участниках - физических лицах (л.д. 45).
Налоговый орган не отрицает, что именно указанный документ был представлен А.О.С. для внесения изменений в сведения об участниках - физических лицах общества с ограниченной ответственностью "В".
В пункте 1.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действующей на дату рассматриваемых отношений) определено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (п. 1.2 указанной статьи).
Форма указанного заявления содержится в Приложении N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду Приложение N 4
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанная форма заявления N Р14001 (утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439) в полной мере не отвечает требованиям вышеназванного закона. Вместе с тем, иные формы, в отвечающие требованиям действующего законодательства, Правительством Российской Федерации не утверждены.
Исходя из содержания представленного А.О.С. заявления по форме N Р14001, оформлено оно по форме, предложенной Федеральной налоговой службой Российской Федерации и размещенной на сайте службы: www.nalog.ru. Указанная форма является рекомендуемой и порядок заполнения ее не утвержден.
В этой связи заполнение А.О.С. в листе "Г" пункта 1.1 "Возникновение прав на долю" не является безусловным основанием для отказа в государственной регистрации изменений, касающихся изменения размера долей на основании судебного акта мирового судьи.
Довод Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области о том, что поскольку юридическое лицо не привело устав в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и в уставе содержатся сведения о размерах и номинальных стоимостях долей участников, то внести изменения относительно сведений об участниках путем подачи заявления по форме Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, нельзя, арбитражным судом отклоняется, исходя из следующего.
Перечень сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, установлен пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 5 названного Закона в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам.
Таким образом, в случае изменения долей учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью, соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о" - "с", обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных в пункте 1 названной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI данного Закона.
Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
В пункте 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 г. N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отмечено, что судам необходимо учитывать, что положения законодательных актов, в которые Законом N 312-ФЗ внесены изменения, в редакции этого Закона (далее - новое законодательство) применяются к отношениям, возникающим после 01.07.2009 (за исключениями, предусмотренными частями 6, 7, 10 статьи 5 Закона N 312-ФЗ), независимо от того, приведены ли уставы обществ в соответствие с новым законодательством.
Судам следует иметь в виду, что неприведение устава общества в соответствие с новым законодательством в порядке, определенном частью 2 статьи 5 Закона N 312-ФЗ, не влечет никаких ограничений правоспособности общества, а также не влечет ограничения оборотоспособности долей в уставном капитале данного общества.
Неприведение устава общества в соответствие с новым законодательством не может являться основанием для признания недействительными сделок общества, для отказа кредитных организаций в открытии такому обществу банковских счетов или проведении операций по ним, отказа регистрирующих органов в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отказа нотариусов в нотариальном удостоверении сделок с долями или частями долей в уставном капитале общества (далее - доли), отказа регистрирующих органов во внесении изменений в сведения об обществе, содержащиеся в Реестре, не связанных с изменением устава общества (в том числе касающихся перехода долей), либо в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации общества, или во внесении записи о ликвидации общества и т.д.
Независимо от приведения устава общества в соответствие с новым законодательством Российской Федерации его участники вправе отчуждать свои доли в уставном капитале общества, передавать их в залог и т.д. (пункт 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 г. N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В случае поступления в регистрирующий орган после 01.07.2009 г., но до приведения устава общества в соответствие с новым законодательством заявления о внесении в Реестр изменений в сведения об обществе, касающихся перехода доли в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с приложением документов, подтверждающих основание для перехода доли (пункт 16 статьи 21 и пункт 6 статьи 24 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции Закона N 312-ФЗ, пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации юридических лиц в редакции Закона N 312-ФЗ), являются правомерными действия регистрирующего органа по внесению соответствующих изменений в сведения об обществе. При этом в Реестр вносятся сведения о размере и номинальной стоимости доли, принадлежащей приобретателю (пункт 12 Информационного письма от 30.03.2010 г. N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Учитывая изложенное, не приведение обществом с ограниченной ответственностью "В" устава в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации не может служить основанием для отказа А.О.С. в регистрации изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (общества с ограниченной ответственностью "В") изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Помимо этого, в силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 г. N 310-ФЗ) (далее - Закон N 312-ФЗ) уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Закона N 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ (в ред. Закона N 312-ФЗ) и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Закона N 312-ФЗ) при первом изменении уставов таких обществ.
Согласно абзацем 2 пункта 1 статьи 14 Закона N 14-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.07.2009 г., размер уставного капитала общества должен был быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества.
Законом N 312-ФЗ внесены изменения в Закон N 14-ФЗ, вступившие в силу с 01.07.2009 г. В частности, абзацем 2 пункта 1 статьи 14 Закона N 14-ФЗ изложен в новой редакции, в соответствии с которой размер уставного капитала общества должен быть не менее чем 10000 руб.
Вместе с тем, согласно пункта 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.03.2010 г. N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из вышеуказанного изменения не вытекает обязанность обществ, созданных до 01.07.2009 г., увеличить свой уставный капитал до размера, установленного новой редакцией Закона N 14-ФЗ.
Поэтому регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, предусмотренному пункту 1 статьи 14 Закона N 14-ФЗ.
На основании изложенного, довод Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области о том, что уставной капитал общества с ограниченной ответственностью "В" составляет 6000 руб., что противоречит статье 14 Закона N 14-ФЗ, является несостоятельным.
Задачами судопроизводства в арбитражных судах является в том числе: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оспариваемое решение не соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушает права заявителя, связанные с владением, пользованием и распоряжением своей доли в обществе с ограниченной ответственностью "В", на получение части прибыли от причитающейся ей доли и иные права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и Уставом общества с ограниченной ответственностью "В".
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, заявленные требования индивидуального предпринимателя А.О.С. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При подаче заявления индивидуальный предприниматель А.О.С. уплатила государственную пошлину в размере 200 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекс а Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина. Государственные и муниципальные органы освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено ходатайство, в случае, если спор будет решен не в пользу налогового органа, об уменьшении размера госпошлины по делу в связи с тем, что налоговый орган финансируется из федерального бюджета и указанное финансирование, в виду кризиса, существенно сокращено.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, руководствуясь пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, суд уменьшает размер госпошлины по делу до 100 руб., которая в виде судебных расходов, подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя. Остальная, уплаченная заявителем госпошлина по делу, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 29.06.2010 г. об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице - обществе с ограниченной ответственностью "В", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, (принятое на основании заявления А.О.С. от 23.06.2010 г. вх. N 3792), проверенное на соответствие Федеральному закону от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", признать недействительным.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 2 по Рязанской области устранить нарушения прав и законных интересов А.О.С., допущенное решением от 29.06.2010 г. путем осуществления государственной регистрации изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью "В", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании документов, представленных 23.06.2010 г. (вх. N 3792).
2. Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области (г. Рязань, ул. З., д. 5) в пользу А.О.С. (г. Москва, 2-ой Балтийский пер., д. 5, кв. 5) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб.
3. Возвратить А.О.С. (г. Москва, 2-ой Балтийский пер., д. 5, кв. 5) из дохода федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 руб., перечисленную по квитанции СБ от 09.07.2010 г.
4. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 27 сентября 2010 г. N А54-3444/2010С5
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании