Комментарий к Закону Рязанской области от 15 июля 2010 г. N 71-ОЗ
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей
Рязанской области"
В ст. 1 комментируемого Закона приводятся основные понятия, используемые в нем.
Как указано в п. 1 данной статьи в Законе используются два основных понятия:
- мировые судьи - мировые судьи Рязанской области;
- орган, обеспечивающий деятельность мировых судей, - центральный исполнительный орган государственной власти Рязанской области, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере кадрового, финансового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Рязанской области и их аппаратов.
Перечень центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области приводится в Постановлении Губернатора Рязанской области от 14 мая 2008 г. N 166-пг "О структуре исполнительных органов государственной власти Рязанской области". В соответствии с п. 1 Положения о главном управлении региональной безопасности Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 11 июня 2008 г. N 106, главное управление региональной безопасности Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере безопасности, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Рязанской области и их аппаратов, взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление по вопросам, отнесенным к его ведению.
Очевидно, что в комментируемом Законе используются и иные понятия.
В п. 2 настоящей статьи сказано, что данные понятия применяются в значениях, установленных статьей 1 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"), иными федеральными законами.
Статья 2 посвящена регулированию вопроса о сфере действия комментируемого Закона. Принято считать, что действие Закона распространяется во времени, пространстве и по кругу лиц. В данной статье содержатся нормы, указывающие на действие настоящего Закона в пространстве и по кругу лиц.
Согласно п. 1 данной статьи комментируемый Закон принят во исполнение Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Что касается указанного федерального закона, то он регламентирует процесс организации доступа к информации о деятельности судов, а также и основные требования при обеспечении доступа к такой информации.
Также в п. 1 данной статьи сказано, что настоящий Закон устанавливает особенности доступа к информации о деятельности мировых судей в части, не урегулированной Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". А в ч. 2 ст. 2 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" указано: если законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим полномочия и порядок деятельности мировых судей, предусматриваются иные требования к предоставлению информации о деятельности судов, чем те, которые определены Федеральным законом, то положения Федерального закона применяются с учетом требований законодательства субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 настоящей статьи определен предмет регулирования настоящего Закона, то есть те правоотношения, которые подпадают под сферу регулирования данного Закона. Настоящий Закон распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей.
В п. 3 комментируемой статьи содержится перечень информационных данных, которые не являются предметом регулирования настоящего Закона.
Иными словами, данная информация не имеет свободного доступа.
Так, в сферу действия настоящего Закона не подпадают:
1) порядок осуществления мировыми судьями гражданского, административного, уголовного судопроизводства;
2) порядок исполнения судебных актов;
3) отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных;
4) порядок информационного взаимодействия, осуществляемого мировыми судьями с судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества.
В ст. 3 комментируемого Закона приводится нормативная база, на основании которой осуществляется правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей.
Как обычно, во главе нормативных актов основной закон страны - Конституция Российской Федерации. В ней закреплены основные принципы и основы правосудия и судопроизводства.
Так, Конституция Российской Федерации устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. В этой же норме закреплен один из основных принципов судопроизводства - осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.
В Конституции Российской Федерации определены основополагающие организационные правила работы судов.
Кроме того, правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей, осуществляется на основании федеральных конституционных законов, федеральных законов, устанавливающих порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности мировых судей, Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", других федеральных законов, законодательства Рязанской области, устанавливающего полномочия и порядок деятельности мировых судей, а также настоящего Закона.
Среди основных нормативно-правовых актов можно выделить следующие:
1) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";
2) Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации";
3) Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";
4) Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации";
5) Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи регламенты судов и (или) иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности судов, акты Судебного департамента также отнесены к числу источников, регулирующих отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей. Данные документы предназначены для внутреннего пользования и призваны решать внутренние вопросы. Но при этом они являются важной составляющей информационной базы о работе мировых судей.
Статья 4 настоящего Закона устанавливает форму и язык предоставления информации о деятельности мировых судей.
Согласно п. 1 данной статьи информация о деятельности мировых судей может предоставляться в двух основных формах: в устной и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
Ниже в статье более подробно регламентируется порядок предоставления информации как в устной, так и в письменной форме.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
К данной информации согласно настоящему Закону относится и электронный документ.
Наиболее распространенными формами представления документированной информации являются, например, ответы в виде официальных писем по запросам граждан и организаций. Также информация может быть предоставлена в пресс-релизах, на официальных сайтах судов, в виде справок.
В п. 2 комментируемой статьи указаны случаи, в которых пользователю информация о деятельности мировых судей предоставляется в письменной форме. К таким случаям относится предоставление информации в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации и учреждения.
Под пользователем информации понимается гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов (ст. 1 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации").
Пунктом 3 настоящей статьи установлено общее правило, согласно которому ответ на письменный запрос пользователя информации о деятельности мировых судей предоставляется в письменной форме, при условии, что в нем не указан иной способ предоставления запрашиваемой информации.
Если в запросе указана форма, в которой информация не может быть предоставлена пользователю, то информация предоставляется в том виде, в каком она имеется. При этом пользователя должны уведомить о невозможности предоставления информации в запрашиваемой форме с указанием причины, по которой информация не может быть представлена в запрашиваемой им форме (п. 4 ст. 4).
Пункт 5 регламентирует предоставление информации в устной форме. По общему правилу информация о деятельности мировых судей в устной форме предоставляется гражданам (физическим лицам), в том числе представителям организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, во время приема.
Прием представляет собой официальную форму общения между соответствующими должностными лицами, уполномоченными на предоставление информации в соответствии с инструкциями, и лицами, запрашивающими информацию.
Как правило, ведение личного приема граждан поручается должностному лицу соответствующего подразделения в назначенное для этого время. Иногда, для того чтобы попасть на прием, необходимо предварительно на него записаться.
Информация в устной форме предоставляется также по телефонам мировых судей, работников их аппаратов, органа, обеспечивающего деятельность мировых судей.
Информация о деятельности мировых судей может быть передана по сетям связи общего пользования.
Как правило, устный ответ дается лицу, запрашивающему информацию, в день обращения. Если дать устный ответ в день обращения не представляется возможным, то лицу, запрашивающему информацию, сообщается о сроке и порядке получения ответа.
Каждое обращение, с которым лицо обратилось в ходе приема, должно регистрироваться, учитываться.
Согласно п. 6 комментируемой статьи информация о деятельности мировых судей должна предоставляться бесплатно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях, а также информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно.
Как указано в п. 1.6 Регламента размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети "Интернет", утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 20 апреля 2009 г. N 71, информация о деятельности судов, органов судейского сообщества, Судебного департамента и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, размещаемая в сети "Интернет", является общедоступным информационным ресурсом, предназначенным для неопределенного круга лиц и предоставляемым на бесплатной основе.
Таким образом, получается, что почти вся информация о деятельности судов, а соответственно, и мировых судей предоставляется бесплатно.
В п. 7 комментируемой статьи указано, что информация о деятельности мировых судей предоставляется на государственном языке Российской Федерации. Согласно ст. 68 Конституции РФ, а также ст. 1 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Статья 5 настоящего Закона регламентирует организацию доступа к информации о деятельности мировых судей.
В п. 1 данной статьи перечислены субъекты, участвующие в организации и обеспечении доступа к информации о деятельности судов:
1) мировые судьи;
2) орган, обеспечивающий деятельность мировых судей.
Организация доступа к информации представляет собой организационные мероприятия, утверждаемые и согласуемые соответствующими уполномоченными службами, направленные на своевременное и полное представление соответствующей необходимой информации пользователям.
Пунктом 2 настоящей статьи определен порядок, в котором орган, обеспечивающий деятельность мировых судей, организует доступ к информации о деятельности мировых судей.
В комментируемом пункте указывается, что организационная работа заключается в определении соответствующих должностных лиц, в том числе из числа работников аппаратов мировых судей. Права и обязанности указанных должностных лиц устанавливаются внутренними актами органа, обеспечивающего деятельность мировых судей.
Статья 6 настоящего Закона регламентирует организацию доступа к информации о деятельности мировых судей, размещаемой в сети Интернет.
В п. 1 статьи указано, что для размещения информации о своей деятельности мировые судьи используют сеть Интернет, в которой создаются их официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. Ниже в п. 1 ст. 7 комментируемого Закона сказано, что для размещения в сети Интернет информации о деятельности мировых судей органом, обеспечивающим деятельность мировых судей, создается свой официальный сайт с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос.
Сайты мировых судей создаются органом, обеспечивающим деятельность мировых судей (п. 2 ст. 6).
В п. 3 данной статьи говорится о порядке назначения лиц, осуществляющих подготовку и размещение информации в сети Интернет. Так, мировые судьи выбирают из числа работников их аппаратов лиц, которые будут осуществлять под их руководством подготовку и непосредственное размещение информации в сети Интернет. Затем выбранные мировыми судьями кандидатуры представляются для назначения на должность органу, обеспечивающему деятельность мировых судей.
В соответствии с п. 4 комментируемой статьи перечень информации, подлежащей размещению на официальных сайтах мировых судей, сроки ее размещения (обновления) устанавливаются с учетом требований Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
В ст. 5 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" говорится об информации о деятельности судов, доступ к которой ограничен. Доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
По аналогии данное положение применяется и в отношении мировых судей.
Требования к технологическим, программным средствам обеспечения пользования официальными сайтами мировых судей устанавливаются органом, обеспечивающим деятельность мировых судей (п. 5 ст. 6).
Статья 7 настоящего Закона регламентирует размещение информации о деятельности мировых судей на интернет-сайте органа, обеспечивающего деятельность мировых судей.
Информация о деятельности мировых судей размещается на официальном сайте, который создает орган, обеспечивающий деятельность мировых судей. Здесь указываются адреса электронной почты, по которым может быть направлен запрос (п. 1 ст. 7).
В п. 2 комментируемой статьи перечислена непосредственная информация, которая размещается на официальном сайте органа, обеспечивающего деятельность мировых судей:
а) общие сведения о мировых судьях (фамилия, имя, отчество);
б) сведения о подсудности дел мировым судьям;
в) сведения об общем количестве судебных участков и их границах;
г) почтовые и адресные реквизиты судебных участков, номера телефонов (без указания прямых номеров телефонов мировых судей);
д) сведения о вакантных должностях государственной службы в аппаратах мировых судей;
е) сведения о порядке поступления граждан на государственную службу на должности работников аппаратов мировых судей, о квалификационных требованиях к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы в аппаратах мировых судей, об условиях проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, номерах телефонов, по которым можно получить информацию о порядке замещения вакантных должностей государственной службы в аппаратах мировых судей;
ж) сведения о результатах конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы в аппаратах мировых судей;
з) сведения об органе, обеспечивающем деятельность мировых судей (фамилия, имя, отчество руководителя, заместителей руководителя, начальников структурных подразделений, контактные телефоны, почтовые и адресные реквизиты);
и) сведения о порядке и времени приема граждан, о порядке рассмотрения обращений граждан по вопросам обеспечения деятельности мировых судей, жалоб на действия (бездействие) работников аппаратов мировых судей, не связанных с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий мировых судей.
Как следует из п. 3 комментируемой статьи, порядок создания официального сайта органа, обеспечивающего деятельность мировых судей, порядок и сроки размещения информации на нем настоящим Законом не регламентируются, а устанавливаются непосредственно руководителем органа, обеспечивающего деятельность мировых судей.
В статье 8 настоящего Закона указан порядок предоставления информации о деятельности мировых судей.
В п. 1 данной статьи указано, что предоставление информации о деятельности мировых судей осуществляется в порядке и с использованием способов, предусмотренных статьей 6 и главой 3 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", с учетом положений настоящей статьи.
Согласно ст. 6 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:
1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;
2) обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации;
3) размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет);
4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях;
5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.
В главе 3 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" более подробно регламентируется каждый из способов доступа к информации о деятельности судов, а соответственно, о деятельности мировых судей (по аналогии Закона).
Согласно п. 2 комментируемой статьи тексты судебных актов, вынесенных мировыми судьями, размещаются в сети Интернет с учетом положений, указанных в статье 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Приведем некоторые положения статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Так, тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу. При размещении в сети Интернет текстов судебных актов в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве.
Не подлежат размещению в сети Интернет тексты судебных актов, вынесенных по делам, затрагивающим безопасность государства, возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних, по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании, о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния, об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции, разрешаемым в порядке статьи 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 настоящей статьи орган, обеспечивающий деятельность мировых судей, размещает в доступных для посетителей местах информационные стенды с информацией о деятельности мировых судей. Так, например, стенды могут быть расположены в коридорах, холлах судов, иных органов судебного сообщества, где граждане свободно могут ознакомиться с необходимой информацией, сделать какие-либо выписки и записи.
Согласно п. 4 комментируемой статьи ознакомление с информацией о деятельности мировых судей, находящейся в архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и Рязанской области.
Среди таких нормативно-правовых актов можно назвать, например, Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", постановление Правительства Рязанской области от 11 июня 2008 г. N 104 "Об утверждении Положения о главном архивном управлении Рязанской области".
В п. 5 данной статьи указано, что пользователь информацией имеет право обратиться с запросом как к мировым судьям, так и в орган, обеспечивающий деятельность мировых судей. Запрос подается в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Так, запрос может быть направлен пользователем информации непосредственно или его представителем, чьи полномочия оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, органа государственной власти, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию. Анонимные запросы не рассматриваются. Запрос регистрируется. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос. Если запрос не относится к деятельности мирового судьи, то об этом в течение семи дней со дня регистрации запроса сообщается пользователю информацией, направившему запрос.
Статья 9 регламентирует доступ в здания (помещения) судебных участков мировых судей.
В комментируемой статье указано, что доступ в здания (помещения) судебных участков мировых судей является свободным:
а) в открытые судебные заседания;
б) в приемную судебного участка мирового судьи;
в) в места размещения сведений о мировых судьях.
Данное положение является подтверждением основополагающего принципа гласности и открытости судебного разбирательства, который закреплен статьей 123 Конституции Российской Федерации.
Статья 10 регламентирует порядок финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно п. 1 комментируемой статьи финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством Рязанской области и осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется с 1 января 2011 года (п. 2 ст. 10).
Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Согласно комментируемой статье настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2010 года.
А.В. Авдейкина,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
6 ноября 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авдейкина А.В. Комментарий к Закону Рязанской области от 15 июля 2010 г. N 71-ОЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Рязанской области" - Система ГАРАНТ, 2010 г.