Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Рязанской области
от 17.11.2010 N 297
Долгосрочная целевая программа
"Комплексное освоение и развитие территорий
в целях жилищного строительства" на 2011 - 2015 годы
1 марта, 22 июня, 17 августа 2011 г., 10 июля, 31 октября 2012 г.
Постановлением Правительства Рязанской области от 31 октября 2012 г. N 314 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт долгосрочной целевой программы
"Комплексное освоение и развитие территорий
в целях жилищного строительства" на 2011 - 2015 годы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство строительного комплекса Рязанской области |
Основной разработчик Программы |
Министерство строительного комплекса Рязанской области |
Исполнители Программы |
Министерство строительного комплекса Рязанской области (далее - Минстрой); министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее - Минтранс); министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области; главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы"; постановление Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" |
Цель и задачи Программы |
Целью Программы является обеспечение комплексного освоения и развития территорий для массового строительства на конкурентном рынке жилья эконом-класса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. Задачами Программы являются: разработка и реализация проектов комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства, предусматривающих обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами, строительство жилья эконом-класса, в первую очередь малоэтажного; стимулирование органов местного самоуправления к активному проведению эффективной градостроительной политики, созданию условий для строительства жилья эконом-класса, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства; создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов государственно-частного партнерства обеспечения земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами при строительстве жилья эконом-класса |
Перечень основных мероприятий |
В рамках Программы будут реализованы мероприятия по предоставлению субсидий на: возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса; возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на реконструкцию и (или) строительство новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия; строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономкласса; строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса; развитие инженерной инфраструктуры при комплексном развитии территорий, предусматривающем строительство жилья экономкласса; разработку градостроительной и проектной документации под комплексную застройку территорий; строительство автомобильных дорог и благоустройство территории; |
Целевые индикаторы и показатели |
В 2015 году: годовой объем ввода жилья составит 660 тыс. кв. метров; доля ввода жилья, соответствующего стандартам эконом-класса, - 60 процентов |
Срок реализации Программы |
2011 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах составит 84,09823265 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 31 млн. рублей; средства областного бюджета - 48,163286 млн. рублей; средства местных бюджетов - 4,93494665 млн. рублей; Абзац пятый утратил силу. Информация об изменениях:См. текст абзаца пятого Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии бюджетов всех уровней на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы должна обеспечить увеличение объемов жилищного строительства, в том числе жилья эконом-класса, формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности, развитие инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры для жилищного строительства, увеличение частных инвестиций и кредитных ресурсов в жилищное строительство. В ходе реализации Программы для осуществления проектов комплексного освоения и развития территорий в целях строительства жилья эконом-класса будет привлечено 917 млн. рублей кредитных средств, в том числе: доля жилья экономкласса в общем объеме ввода в эксплуатацию по годам составит: в 2011 году - 25%; в 2012 году - 30%; в 2013 году - 40%; в 2014 году - 50%; в 2015 году - 60%. Дополнительный ввод жилья в результате реализации Программы составит 198,223 тыс. кв. метров общей площади, в том числе: в 2011 году - 30 тыс. кв. м; в 2012 году - 3,223 тыс. кв. м; в 2013 году - 40 тыс. кв. м; в 2014 году - 55 тыс. кв. м; в 2015 году - 70 тыс. кв. м. Успешная реализация Программы позволит обеспечить к 2015 году: увеличение общего объема годового ввода жилья до 660 тыс. кв. метров; формирование сегмента строительства жилья эконом-класса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, и увеличение доли ввода жилья эконом-класса до 60 процентов от общего объема ввода жилья; увеличение доли муниципальных образований, в которых приняты правила землепользования и застройки, генеральные планы, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, введена плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения на основе утвержденного тарифа до 90 процентов в 2015 году; развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье на доступном для населения и экономически обоснованном уровне; формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры; увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых в жилищное строительство |
Постановлением Правительства Рязанской области от 22 июня 2011 г. N 162 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Характеристика проблемы
Программа разработана в продолжение областной целевой программы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2007 - 2010 годы", утвержденной Законом Рязанской области от 13.12.2006 N 157-ОЗ, с учетом мероприятий, изложенных в федеральной целевой программе федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Реализация областной целевой программы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2007-2010 годы" подтвердила правильность выбранного направления по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства в связи с ограниченными возможностями так называемой "точечной застройки".
Программа должна обеспечить комплексный подход к формированию нового сегмента строительства жилья эконом-класса. Проекты комплексного освоения и развития территорий предусматривают не только строительство жилья, но и современной инфраструктуры, позволяющей обеспечивать население качественными услугами. Отрабатываемые в рамках Программы механизмы, основанные на опережающем развитии инженерной инфраструктуры, позволят обеспечить существенное увеличение темпов жилищного строительства эконом-класса и удовлетворение платежеспособного спроса населения на жилье.
В рамках Программы будет продолжена реализация проектов - участников областной целевой программы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2007 - 2010 годы" и реализованы новые проекты с целью отработки новых механизмов государственно-частного партнерства при развитии застроенных или подлежащих застройке территорий в целях жилищного строительства.
По областной целевой программе "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2007 - 2010 годы":
осуществляется реализация 15 проектов комплексной застройки, с планируемым объемом ввода жилья 976,8 тыс. кв. м;
разработаны 34 проекта планировки территорий в 20 муниципальных образованиях Рязанской области с площадью застройки более 1100 га и планируемым объемом ввода жилья свыше 2 млн. кв. м;
сформирован перечень из 80 земельных участков под комплексную застройку с объемом ввода 3,4 млн. кв. м жилья, в том числе под малоэтажное строительство - 59 участков.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду с чрезмерными административными барьерами в отношении доступа застройщиков к оформлению земельных участков и разрешений на строительство, непрозрачными и обременительными условиями присоединения к системам инженерной инфраструктуры, остаются проблемы отсутствия земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры.
С целью повышения доступности жилья для граждан развитие деятельности коммерческих застройщиков необходимо сочетать с поддержкой строительства жилья индивидуальными застройщиками, жилищными некоммерческими объединениями граждан. Формирование различных моделей государственно-частного партнерства в жилищном строительстве должно предусматривать использование механизмов поддержки не только по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, но и по развитию социальной инфраструктуры микрорайонов массовой жилой застройки в целях комплексного решения проблемы.
Развитие жилищного строительства показало потребность, как в комплексном освоении новых территорий, так и целесообразность комплексного развития застроенных территорий с целью их более эффективного использования, ликвидации жилищного фонда с высоким уровнем износа.
На федеральном уровне были приняты федеральные законы, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федеральный закон "О концессионных соглашениях", которые сформировали законодательную базу для решения задач комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий, обеспечения жилищного строительства инженерной инфраструктурой. Законодательно установлено распределение ответственности за обеспечение жилищного строительства инженерной и социальной инфраструктурой между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Были созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса (девелопмента), связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное строительство.
Однако на практике реализация принципов, заложенных в федеральных законах, пока еще не получила достаточного распространения и требует использования дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.
Не все муниципальные образования имеют генеральные планы и правила землепользования и застройки, программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
В Рязанской области более 17,5 тыс. семей (4% населения региона) приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По экспертной оценке, всего в настоящее время не удовлетворены своими жилищными условиями более 70% семей области. При этом фактически улучшить свои жилищные условия при существующем уровне доходов и цен на жилье могут не более 15% населения.
Темпы роста жилищного строительства в Рязанской области в 2004 - 2008 годах составляли 10 - 25% ежегодно. В 2004 году на территории области было введено в эксплуатацию жилья 270,6 тыс. кв. м, в 2008 году - 502,9 тыс. кв. м.
Однако в 2009 году, в связи с кризисными явлениями в экономике, снижением объемов ипотечного кредитования темпы роста ввода жилья составили всего 1,5% в год (510 тыс. кв. м).
Кризис на кредитно-финансовом и строительном рынках, сокращение платежеспособного спроса населения на жилье поставили на повестку дня необходимость создания условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья эконом-класса (строительство малоэтажных жилых домов и многоквартирных домов, отвечающих стандартам и требованиям жилья эконом-класса, устанавливаемых Министерством регионального развития Российской Федерации), обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным стандартам энергоэффективности и экологичности.
Программа должна обеспечить комплексный подход к формированию нового сегмента строительства жилья эконом-класса, решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и системной застройке городских территорий, а также способствовать более эффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение комплексного освоения и развития территорий для массового строительства на конкурентном рынке жилья эконом-класса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие основные задачи:
разработка и реализация проектов комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства, предусматривающих обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами, строительство жилья эконом-класса, в первую очередь, малоэтажного;
стимулирование органов местного самоуправления к активному проведению эффективной градостроительной политики, созданию условий для строительства жилья эконом-класса, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства;
создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов государственно-частного партнерства обеспечения земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами при строительстве жилья эконом-класса.
Реализуемые в рамках Программы проекты комплексного освоения и развития территорий для массового строительства жилья эконом-класса должны соответствовать документам территориального планирования и градостроительного зонирования и предусматривать согласованное развитие жилищного строительства и необходимой инженерной, социальной и дорожной инфраструктур с учетом прогнозов по размещению новых производств и созданию новых рабочих мест.
3. Срок реализации Программы
Срок реализации мероприятий Программы - 2011 - 2015 годы.
Постановлением Правительства Рязанской области от 10 июля 2012 г. N 185 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Перечень основных мероприятий
В рамках Программы будут реализованы мероприятия по предоставлению субсидий из областного бюджета:
- муниципальным образованиям или юридическим лицам на:
возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса (далее - субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам на развитие инженерной инфраструктуры);
возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на реконструкцию и (или) строительство новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия (далее - субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам на развитие новых предприятий);
- муниципальным образованиям на:
строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий (далее - проекты), предусматривающих строительство жилья экономкласса (далее - субсидии на развитие социальной инфраструктуры);
строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса (далее - субсидии на строительство автомобильных дорог);
развитие инженерной инфраструктуры при комплексном развитии территорий, предусматривающем строительство жилья экономкласса (далее - субсидии на развитие инженерной инфраструктуры);
развитие транспортной инфраструктуры и благоустройство территории в новых микрорайонах массовой малоэтажной застройки (далее - субсидии на развитие транспортной инфраструктуры и благоустройство территории);
разработку градостроительной и проектной документации под комплексную застройку территорий (далее - субсидии на разработку градостроительной и проектной документации).
Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении N 1 к Программе.
Предоставление субсидий из областного бюджета осуществляется в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий за счет средств областного и федерального бюджетов на комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства в соответствии с приложением N 2 к Программе.
Распределение субсидий утверждается постановлением Правительства Рязанской области по результатам отбора.
Отбор муниципальных образований, юридических лиц и проектов для участия в федеральном конкурсе, а также отбор участников Программы осуществляется конкурсной комиссией по проведению отбора муниципальных образований, юридических лиц и проектов на предоставление государственной поддержки для комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства в соответствии с Положением согласно приложению N 3 к Программе.
Распределение полномочий между исполнителями Программы осуществляется следующим образом.
Минстрой является главным распорядителем средств областного бюджета в рамках Программы и осуществляет:
общее руководство и управление реализацией Программы;
организацию отбора муниципальных образований и юридических лиц, участвующих в реализации Программы, и инвестиционных проектов по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства;
координацию и контроль за деятельностью органов местного самоуправления и организаций, связанной с выполнением ими мероприятий Программы.
Главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области осуществляет методическую помощь муниципальным образованиям в разработке градостроительной и проектной документации.
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области осуществляет методическую помощь муниципальным образованиям в подготовке программ и проектов комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Минтранс осуществляет координацию работы с муниципальными образованиями по проектам обеспечения автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой застройки.
Постановлением Правительства Рязанской области от 22 июня 2011 г. N 162 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование Программы производится за счет бюджетов всех уровней после проведения соответствующих конкурсов по отбору муниципальных образований, юридических лиц и проектов на предоставление государственной поддержки для комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства.
Финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется по мероприятиям в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, в объемах, предусмотренных федеральным бюджетом на финансирование подпрограммы.
Средства областного бюджета на финансирование мероприятий Программы предусматриваются законом Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
При принятии муниципальными образованиями решений участвовать в Программе средства на софинансирование расходов предусматриваются местными бюджетами в необходимых объемах на очередной финансовый год.
На выполнение мероприятий Программы местным бюджетам предоставляются субсидии из областного Фонда софинансирования расходов.
Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 4 к Программе.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии бюджетов всех уровней на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства Рязанской области от 10 июля 2012 г. N 185 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
и показатели социально-экономической эффективности
Реализация Программы должна обеспечить увеличение объемов жилищного строительства, в том числе жилья эконом-класса, формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности, развитие инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры для жилищного строительства, увеличение частных инвестиций и кредитных ресурсов в жилищное строительство.
В ходе реализации Программы доля жилья экономкласса в общем объеме ввода в эксплуатацию по годам составит:
в 2011 году - 25%;
в 2012 году - 30%;
в 2013 году - 40%;
в 2014 году - 50%;
в 2015 году - 60%.
Предусмотренные Программой меры поддержки проектов комплексного освоения и развития территорий на федеральном, региональном и местном уровнях позволят обеспечить дополнительный ввод жилья в объеме 198,223 тыс. кв. метров общей площади, в том числе:
в 2011 году - 30 тыс. кв. м;
в 2012 году - 3,223 тыс. кв. м;
в 2013 году - 40 тыс. кв. м;
в 2014 году - 55 тыс. кв. м;
в 2015 году - 70 тыс. кв. м.
Создание рыночных механизмов финансирования проектов комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства, внедрение стандартов строительства жилья эконом-класса позволят также снизить стоимость жилищного строительства, что, в свою очередь, повысит доступность жилья эконом-класса для населения.
Оценка социально-экономической эффективности Программы будет производиться на основе соответствующих целевых индикаторов и индикаторов оценки, установленных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы (направление "Развитие жилищного строительства"), которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации Программы за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Мониторинг реализации Программы будет проводиться Минстроем ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах государственному заказчику.
Успешная реализация Программы позволит обеспечить к 2015 году:
увеличение общего объема годового ввода жилья до 660 тыс. кв. метров;
формирование сегмента строительства жилья эконом-класса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, и увеличение доли ввода жилья эконом-класса до 60 процентов от общего объема ввода жилья;
увеличение доли муниципальных образований, в которых приняты правила землепользования и застройки, генеральные планы, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, введена плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения на основе утвержденного тарифа до 90 процентов в 2015 году;
развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье на доступном для населения и экономически обоснованном уровне;
формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры;
увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых в жилищное строительство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.