Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 17 ноября 2010 г. N А54-5184/2010С5
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления внутренних дел по городу Рязани (г. Рязань) к обществу с ограниченной ответственностью "К" (г. Рязань) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом.
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом.
установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление внутренних дел по городу Рязани с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "К" к административной ответственностью, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители лиц, участвующих в деле в арбитражный суд не явились. В соответствии со статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 17.09.2010 г. Управлением внутренних дел по городу Рязани проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "К" (по месту осуществления деятельности - г. Рязань, ул. Е., д. 70 "А") Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно агентскому договору от 06.07.2010 г. N А 0610, заключенному между обществом с ограниченной ответственностью "М" и обществом с ограниченной ответственностью "К", последнее названное общество принимает на себя обязательства проводить от своего имени стимулирующую лотерею "ПиРаМидас" (в том числе: проводить розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи и выплачивать выигрыши по ним в соответствии с условиями).
По условиям стимулирующей лотереи "ПиРаМидас" (л.д. 47-50), для розыгрыша призового фонда создается тиражная комиссия. Розыгрыш тиража призового фонда стимулирующей лотереи проводится единовременно между всеми участниками тиража стимулирующей лотереи, ежедневно, в период с 14.07.2009 г. по 03.07.2010 г. с использованием лотерейного оборудования.
В ходе данной проверки установлено, что в помещении по вышеуказанному адресу обществом с ограниченной ответственностью "К" проводится деятельность по проведению и организации азартных игр без лицензии.
Сотрудником Управления внутренних дел по городу Рязани осуществлен осмотр помещения (г. Рязань, ул. Е., д. 70 "А" - л.д. 11), арендуемого обществом с ограниченной ответственностью "К" (л.д.65), в котором обнаружено 13 электронных аппаратов, у которых отсутствовали средства приема-выдачи денежных знаков или их заменителей. Данные аппараты были подключены к электросети и находились в рабочем состоянии. На основании протокола от 17.09.2010 г. (в присутствии понятых), электронные автоматы в количестве 13 штук арестованы (л.д. 13)
Согласно объяснениям участника азартной игры Д.В.М. (л.д. 15), им были переданы 100 руб. оператору общества с ограниченной ответственностью "К" В.Е.В., которая с помощью электронного ключа внесла на электронный автомат сведения о баллах, количество которых было равно указанной сумме денежных средств. 1 балл соответствовал 1 руб. После внесения баллов Д.В.М. приступил к игре на электронном автомате посредством нажатия на кнопки, самостоятельно менял размеры ставок, количество линий, по которым она выставляется, и запускал процесс игры. В начале количество баллов повышалось, а затем понижалось. Все проиграл.
Сотрудником Управления внутренних дел по городу Рязани были направлены (в адрес директора общества с ограниченной ответственностью "К" - Рязанская область, Шацкий район, д. Ваша и по юридическому адресу общества с ограниченной ответственностью "К" г. Рязань, ул. О., д. 21/1) телеграммы с уведомлением о времени и месте составления административного протокола (л.д. 17).
Телеграмма по юридическому адресу общества с ограниченной ответственностью "К" не доставлена ввиду того, что такого общества по адресу нет (л.д. 18).
06.10.2010 г. сотрудником Управления внутренних дел по городу Рязани в отношении общества с ограниченной ответственностью "К" составлен протокол об административной ответственности N 62 ЮЛ 09 001374 (л.д. 9) по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С целью привлечения общества с ограниченной ответственностью "К" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление внутренних дел по городу Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего, Арбитражный суд Рязанской области пришел к выводу, что к обществу с ограниченной ответственностью "К" подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
Деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации урегулирована Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 244-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмехерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.
В пунктах 1 и 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1); выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4); игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункт 18).
Под игорной зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона).
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (пункты 4, 5 статьи 5 Закона).
В статье 9 Закона установлено, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 13 Закона, разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Исходя, из системного толкования норм Закона N 244-ФЗ существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.
Часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2010 г. N 5889/10 содержится вывод о том, что запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проверки (17.09.2010 г.) сотрудниками Управления внутренних дел по городу Рязани в помещении, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Е., д. 70 "А" был установлен факт осуществления обществом с ограниченной ответственностью "К" деятельности по организации и проведению азартных игр с применением игрового оборудования без специального разрешения в игорной зоне.
На момент проверки в указанном помещении находилось 13 игровых электронных аппаратов, у которых отсутствовали средства приема - выдачи денежных знаков или их заменителей. Все электронные аппараты подключены к электросети и находились в рабочем состоянии.
Также было установлено, что под видом проведения лотереи общество с ограниченной ответственностью "К" осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр, а именно: после передачи денежных средств в размере 100 руб. участником азартной игры Д.В.М. оператору общества В.Е.В. (трудовой договор, л.д. 60-61), с помощью электронного ключа данным оператором были внесены на игровой автомат сведения о баллах, количество которых было равно указанной сумме денежных средств. Так 1 балл соответствовал 1 рублю. После внесения баллов Д.В.М. играл на данном оборудовании посредством нажатия на кнопки, тем самым, самостоятельно менял размер ставок и запускал электронную программу, установленную на игровом автомате (объяснения от 17.09.2010 г. (л.д. 15).
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что размер ставок не зависит от воли организатора. Электронное оборудование, на котором участник проводит азартную игру, в свою очередь, само определяет размер выигрыша случайным способом, в связи с чем, организатор не может гарантировать получение хотя бы одним из игроков максимальной или минимальной суммы выигрыша призового фонда. Также в процессе игры участником делаются ставки, от величины которых в конечном итоге зависит сумма выигрыша. В качестве соглашения о выигрыше выступает передача денежных средств игроком сотруднику клуба в обмен на возможность делать ставки и осуществлять игру самостоятельно на электронном оборудовании. При этом сумма переданных денежных средств фактически представляет собой приобретение призовых баллов, составляющих максимальную сумму первоначальной ставки. Риск состоит в том, что в зависимости от количества полученных посредством вышеуказанных действий призовых баллов, игрок может лишиться значительной суммы денежных средств, либо увеличить вложенное.
Кроме того, посетитель клуба допускается к игре после внесения платы. Каждый раз, приобретая услугу, игрок получает возможность делать новые ставки. Таким образом, максимальная сумма выигрыша практически не ограничена, предугадать количество лиц, которые примут участие в лотерее, а также сумму их выигрыша невозможно, следовательно, невозможно заранее определить размер призового фонда. Лотерея предполагает однократное участие в розыгрыше неопределенного круга лиц.
В данном случае розыгрыш производится многократно для одного конкретного посетителя, путем игры на игровом - лотерейном оборудовании. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что имеет место не розыгрыш, а проведение азартных игр с помощью игровых автоматов.
Таким образом, арбитражный суд считает, что общество с ограниченной ответственностью "К" фактически осуществляет деятельность, направленную на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с посетителями, то есть деятельность по проведению азартных игр.
Факт осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр без соответствующей лицензии подтвержден материалами настоящего дела, а именно: протоколом осмотра помещений, территории от 17.09.2010 г. (л.д. 11), протоколом ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 17.09.2010 г. (л.д. 13), письменным объяснением Д.В.М. (л.д. 15).
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении N 62 ЮЛ 09 001374 от 06.10.2010 г. (л.д. 9), протокол осмотра помещений, территории от 17.09.2010 г. (л.д. 11), протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 17.09.2010 г. (л.д. 13), как доказательства совершения обществом с ограниченной ответственностью "К" административного правонарушения, соответствуют требованиям, установленным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом арбитражным судом учтено, что общество с ограниченной ответственностью "К" извещалось административным органом по юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (г. Рязань, ул. О., д. 21/1). Однако, телеграмма, направленная по указанному адресу, возвращена телеграфом (01.10.2010) в связи с отсутствием адресата по указанному адресу (л.д.18).
Данные обстоятельства позволяют считать, что общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Диспозиция статьи устанавливает запрет на осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии специального разрешения или лицензии, в случае если такое разрешение или лицензия обязательны.
Для применения вышеуказанной нормы необходимо наличие осуществления предпринимательской деятельности при отсутствии специального разрешения или лицензии, которые имеют обязательный характер.
В контексте статьи специальное разрешение и лицензия имеют различные юридические понятия.
Таким образом, предпринимательская деятельность по проведению и организации азартных игр не требует лицензирования, однако для ее осуществления требуется специальное разрешение, которое предусмотрено Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 29.12.2006 N 244-ФЗ, а именно она возможно только на определенной территории (зоне), которых на территории Рязанской области не имеется. В указанном Законе установлен ряд требований, только при соблюдении которых возможно осуществление игорной деятельности на территории игорных зон, в том числе получение специального разрешения органами управления игорными зонами.
На основании вышеизложенного, установленные по настоящему делу обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что деятельность общества с ограниченной ответственностью "К" является не стимулирующей лотереей, а носит признаки деятельности по проведению азартных игр.
В этой связи, следует признать, что в действиях общества с ограниченной ответственностью "К" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом состав указанного правонарушения образуется независимо от места осуществления деятельности, в том числе деятельности по проведению азартных игр вне игорной зоны, при отсутствии специального разрешения.
Полномочия сотрудника Управления внутренних дел по городу Рязани по составлению протокола об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрены пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приказом N 444 от 02.06.2005 г. "О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию.
Учитывая изложенное, общество с ограниченной ответственностью "К", осуществляя предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без специального разрешения (лицензии), совершило административное правонарушение, предусмотренное в части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и подлежит привлечению к административной ответственности, и наложению штрафа в размере 40000 руб.
В материалах дела имеются сведения о том, что арестованное имущество использовалось обществом на правах субаренды (в соответствии с договором субаренды оборудования N 92 от 12.04.2010, заключенного с обществом "М" - л.д. 42), в связи с чем, предусмотренное частью 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнительное наказание нарушителя в виде конфискации не может быть применено, поскольку затрагивает интересы другого лица. При этом суд отмечает, что электронные автоматы в количестве 13 штук, арестованные согласно протоколу ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 17.09.2010 г., не изымались и находятся в помещении, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Е., д. 70 "А".
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "К", расположенное по адресу: г. Рязань, ул. О., д. 21/1 (основной государственный регистрационный номер 1106234000652) к административной ответственность, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "К", расположенное по адресу: г. Рязань, ул. О., д. 21/1 (основной государственный регистрационный номер 1106234000652) административный штраф в сумме 40000 руб. для зачисления его по следующим реквизитам:
расчетный счет N 40101810400000010008 в ГРКЦ ГУ - УФК по Рязанской области (УВД по г. Рязани), ИНН 6230065780, ОКАТО 61401000000, КПП 623001001, КБК 623001001, КБК 18811690040040000140.
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 17 ноября 2010 г. N А54-5184/2010С5
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании