Постановление Администрации города Рязани
от 31 декабря 2010 г. N 6073
"Об утверждении ведомственной целевой программы развития
"Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)"
15 ноября 2011 г., 27 февраля, 23 июля, 8 ноября 2012 г.
В целях развития школьных библиотек города Рязани и на основании постановления администрации города Рязани от 28.06.2007 N 2018 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов", руководствуясь статьями 39, 41 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, администрация города Рязани постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)" (далее - Программа).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Пресс-службе (отделу) администрации города Рязани (Даньшова Е.А.) опубликовать настоящее постановление в газете "Рязанские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Т.Е. Пыжонкову.
Глава администрации |
В.Е. Артемов |
Ведомственная целевая Программа развития
"Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)"
15 ноября 2011 г., 27 февраля, 23 июля, 8 ноября 2012 г.
Постановлением Администрации города Рязани от 8 ноября 2012 г. N 5808 в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
1. Паспорт ВЦП
2. Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование необходимости ее решения программными методами на уровне ведомства
Разработка Программы обусловлена необходимостью формирования условий расширения деятельности школьных библиотек как центров информационной культуры.
Библиотека общеобразовательного учреждения играет значительную роль в достижении нового качества образования: она является не только важнейшим информационным ресурсом, но и центром, формирующим информационную культуру обучающихся и педагогов. Сегодня важнейшей задачей является укрепление статуса школьной библиотеки как в общеобразовательном учреждении, так и в сфере общего образования в целом; повышение престижа профессии школьного библиотекаря, поскольку от уровня библиотечно-информационного обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений во многом зависит достижение нового качества образования.
Модернизация современного общеобразовательного учреждения требует соответствующего информационно-библиотечного обеспечения образовательного процесса и постоянной библиотечной поддержки практической и самообразовательной деятельности всех участников учебного процесса.
В совершенствовании нуждается нормативно-правовая база деятельности школьных библиотек. Российским законодательством в образовании до настоящего времени не закреплены правовые основы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.
Возникла потребность внедрения компьютерных технологий в деятельность школьной библиотеки, необходимость перевода фонда на автоматизированную информационно-библиотечную систему. Техническая оснащенность школьных библиотек остается низкой: не хватает компьютеров, проекторов, сканеров, ксероксов, принтеров, телевизоров и видеомагнитофонов. К библиотеке должны добавиться фонотека, видеотека, медиатека, интерактивная доска.
За последние 15 лет было реализовано несколько проектов по комплектованию школьных библиотек, включая президентский стотомник, который был получен в 2003 году. В него вошли произведения классиков и современников русской литературы. Но в целом государственная образовательная политика привела к тому, что школьные библиотеки превратились в пункты выдачи учебников и не могут сегодня привлечь ни учителя, ни учеников хорошими изданиями, так как в последние годы основные фонды слабо пополняются энциклопедической, справочной, художественной и научно-популярной литературой. Хотя следует признать, что в 2009 - 2010 учебном году школьные библиотеки пополнились как учебниками, так и художественной литературой на сумму 7315648 рублей.
Подписка современной периодики - оперативная информационная поддержка читателей школьных библиотек - могла бы улучшить существующее положение в общеобразовательном учреждении. Однако из-за дефицита бюджетного финансирования сделать это крайне сложно.
Профессиональные информационно-методические журналы "Школьная библиотека", "Библиотека в школе" оказывают огромную помощь в повышении квалификации специалистов прямо на рабочем месте, но не все руководители общеобразовательных учреждений могут отдать предпочтение названным изданиям.
Другой важнейшей проблемой является материально-техническое обеспечение школьных библиотек. Проведение специальных исследований по этому вопросу выявило заметный разрыв между имеющейся ресурсной базой школьной библиотеки и все возрастающей ролью школьных библиотек в условиях модернизации образования. Зачастую школьная библиотека испытывает дефицит площадей.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами технических средств обучения, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий обучающихся. Площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося. В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с техническими средствами обучения и боксы для хранения передвижных тележек.
Школьные библиотеки общеобразовательных учреждений города Рязани занимают площади от 20 до 40 - 60 кв. м, часто в самых неподходящих местах - неспециализированных, на разных этажах здания. Дефицит площадей затрудняет эффективное использование библиотечных ресурсов: нерационально размещаются рабочие зоны, отсутствуют комфортные условия для работы библиотекарей и читателей, осложняется доступ к документам и материалам, не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы хранения документов, что негативно сказывается на сохранении фондов в целом. Негативно сказывается на уровне библиотечного обслуживания отсутствие необходимого оборудования, техники, программных продуктов, что делает невозможным проведение комплексной автоматизации библиотечной деятельности, является препятствием для формирования медиатеки в структуре библиотеки, не содействует перерастанию школьной библиотеки в информационный центр.
В современных условиях цель работы школьных библиотек может быть определена следующим образом: используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям и подросткам наиболее оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, создать среду развития ребенка через чтение, книгу, отвечающую возрастным и индивидуальным особенностям.
3. Определение целей и задач ВЦП и обоснование их выбора
Необходимость разработки ведомственной целевой программы развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)", определение ее цели и задач строится на основе следующих документов:
- Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения, направленное письмом Министерства образования Российской Федерации от 23.03.2004 N 14-51-70/13;
- Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 10.02.2004 N 2/2 "Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации";
- План стратегического развития города Рязани до 2020 года, утвержденный решением Рязанской городской Думы от 26.03.2009 N 169-I.
В соответствии с вышеуказанными документами, цель и задачи ведомственной целевой программы развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)" можно определить следующим образом.
Цель:
- функциональное расширение деятельности школьных библиотек как центров информационной культуры.
Задачи:
- развитие материально-технической базы школьных библиотек, создание в школьной библиотеке комфортной интеллектуально-эмоциональной среды;
- развитие процесса автоматизации школьных библиотек.
4. Целевые индикаторы ВЦП
Показатели результативности (целевые индикаторы) выполнения ВЦП
N |
Цель, задача, показатели (индикаторы), характеризующие достижение цели |
Единица измерения |
Базовое значение показателя (на начало реализации ВЦП) 2010 г. |
Планируемое значение показателя (индикатора) по годам реализации |
||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
Цель: функциональное расширение деятельности школьных библиотек как центров информационной культуры | ||||||
Задача 1. Развитие материально-технической базы школьных библиотек, создание в школьной библиотеке комфортной интеллектуально-эмоциональной среды | ||||||
1 |
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных компьютерной техникой, отвечающей современным требованиям |
общеобразовательные учреждения |
30 |
40 |
50 |
60 |
2 |
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных современным библиотечным оборудованием |
общеобразовательные учреждения |
8 |
30 |
40 |
45 |
3 |
Количество школьных библиотек, получивших высокоскоростной доступ в Интернет |
общеобразовательные учреждения |
7 |
30 |
35 |
40 |
4 |
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных электронным образовательным комплексом |
общеобразовательные учреждения |
0 |
1 |
1 |
1 |
Задача 2. Развитие процесса автоматизации школьных библиотек | ||||||
|
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных специальным программным обеспечением для автоматизации школьной библиотеки |
общеобразовательные учреждения |
0 |
28 |
41 |
55 |
Базовое значение показателя получено на основе статистических данных сводного отчета по материально-технической оснащенности и укомплектованности фондов школьных библиотек города Рязани.
5. Сроки реализации ВЦП
Программа рассчитана на период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
Постановлением Администрации города Рязани от 8 ноября 2012 г. N 5808 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Система программных мероприятий
Используемые сокращения: УО и МП - управление образования и молодежной политики.
Плановая степень охвата школьных библиотек мероприятиями программы - 73,5%, доля программных мероприятий от общего числа мероприятий, которые представляют собой текущую деятельность УО и МП - 1%
Постановлением Администрации города Рязани от 8 ноября 2012 г. N 5808 раздел 7 настоящей Программы изложен в новой редакции
7. Ресурсное обеспечение ВЦП
Финансовое обеспечение Программы осуществляется из средств бюджета города Рязани и областного бюджета.
Общий объем средств, необходимых для реализации ВЦП, составляет 7 755,2 тыс. руб. Потребность в финансовых ресурсах на весь период реализации ВЦП с разбивкой по годам и источникам финансирования представлена в таблице:
Период реализации ВЦП |
Объемы и источники финансирования, тыс. руб. |
||
Бюджет города Рязани |
Областной бюджет |
Всего |
|
2011 г. |
1 079,2 |
1 856 |
2 935,2 |
2012 г. |
3 500 |
- |
3 500 |
2013 г. |
1 320 |
- |
1 320 |
Итого |
5 899,2 |
1 856,0 |
7 755,2 |
Объемы финансирования Программы на 2011 - 2013 годы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
Объем ассигнований из бюджета города Рязани на реализацию Программы утверждается в составе бюджета города Рязани на очередной финансовый год и плановый период.
8. Организационная схема управления и контроля за реализацией ВЦП
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация города Рязани. Ответственность за выполнение Программы несет управление образования и молодежной политики администрации города Рязани.
Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани формирует бюджетную заявку, предусматривающую объемы ассигнований на последовательную реализацию мероприятий Программы. Бюджетная заявка представляется в финансово-казначейское управление администрации города Рязани для включения в проект бюджета города Рязани на очередной финансовый год и плановый период.
Ответственность за эффективное использование средств бюджета города Рязани, выделенных на реализацию Программы, в установленном порядке несут общеобразовательные учреждения города Рязани, находящиеся в ведении управления образования и молодежной политики администрации города Рязани.
В рамках календарного года утверждается план мероприятий Программы в разрезе соответствующих общеобразовательных учреждений, с указанием объема расходов. Данный план формирует управление образования и молодежной политики администрации города Рязани.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани ежеквартально осуществляет мониторинг показателей результативности (индикаторов) реализации Программы в течение всего периода реализации Программы. По итогам года проводится анализ результативности выполнения мероприятий Программы, расходования финансовых средств.
Отчет о реализации Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации, представляется в управление экономики администрации города Рязани и финансово-казначейское управление администрации города Рязани ежегодно в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств бюджета города Рязани.
9. Ожидаемые конечные результаты реализации ВЦП и показатели социально-экономической эффективности
Реализация ведомственной целевой программы развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)" внесет весомый вклад в социально-экономическое и культурное развитие города Рязани. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы в соответствии с ее целью, задачами и целевыми индикаторами могут быть сформулированы как следующие:
1. Обновление нормативно-правовой базы деятельности школьных библиотек на 70%.
2. Усиление ресурсного потенциала общеобразовательных учреждений города Рязани: доля школьных библиотек, отвечающих современным требованиям по техническому оснащению и информационному обеспечению образовательного процесса к концу 2013 года составит 75%.
3. Новый подход к школьному пространству через создание комфортных условий для работы в библиотеке: наличие автоматизированной информационно-библиотечной системы; обновление книжных фондов; расширение площадей под школьную библиотеку; наличие аудио-, видео-, электронной, мультимедийной техники, программ, электронных учебников.
4. Создание условий для качественного дополнительного образования учащихся, развития их кругозора, интеллектуального уровня и информационной культуры, обеспечение занятости школьников в послеурочное время.
5. Создание условий для более тесного и эффективного взаимодействия с семьей (школьные библиотеки как центры информационной культуры и досуга) и, как следствие, снижение асоциальных явлений в подростковой среде.
Социальная эффективность реализации ВЦП состоит в привлечении внимания к деятельности школьных библиотек, повышению интереса школьников к работе библиотекаря, а через это - к чтению. Экономическая эффективность реализации - в повышении эффективности труда школьного библиотекаря: более быстрому и качественному обслуживанию читателей с помощью электронного абонемента, составлению отчетов, поиску информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нормативный акт разработан с целью функционального расширения деятельности школьных библиотек как центров информационной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- развитие материально-технической базы школьных библиотек, создание в школьной библиотеке комфортной интеллектуально-эмоциональной среды;
- развитие процесса автоматизации школьных библиотек.
Результатами намеченных мероприятий являются:
- обновление нормативно-правовой базы деятельности школьных библиотек на 70%;
- создание условий для качественного дополнительного образования учащихся, развития их кругозора, интеллектуального уровня и информационной культуры, обеспечение занятости школьников в послеурочное время;
- создание условий для более тесного и эффективного взаимодействия с семьей (школьные библиотеки как центры информационной культуры и досуга) и, как следствие, снижение асоциальных явлений в подростковой среде.
Постановление Администрации города Рязани от 31 декабря 2010 г. N 6073 "Об утверждении ведомственной целевой программы развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Рязанские ведомости" от 2 марта 2011 г. N 35
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации города Рязани от 8 ноября 2012 г. N 5808
Постановление Администрации города Рязани от 23 июля 2012 г. N 3832
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации города Рязани от 27 февраля 2012 г. N 887
Постановление Администрации города Рязани от 15 ноября 2011 г. N 5114