Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 16 декабря 2010 г. N А54-4910/2010
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 октября 2011 г. N Ф10-3100/11 по делу N А54-4910/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т" г. Рязань к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области г. Рязань третье лицо: Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации г. Рязань об обязании инспекции принять решение о возврате из бюджета излишне уплаченного налога
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ч.А.В., представитель, доверенность от 11.01.2010 П.Е.П., представитель, доверенность от 01.11.2010
от инспекции: Г.А.А., специалист 1 разряда, доверенность от 14.01.2010 Ц.О.Н., главный государственный налоговый инспектор, доверенность от 16.11.2010,
от третьего лица (РРО ФСС): Н.Н.А., главный специалист, доверенность от 12.01.2010 N 5,
установил: Общество с ограниченной ответственностью "Т" г. Рязань (далее - налогоплательщик; общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области г. Рязань о признании недействительным решения инспекции от 03.03.2010 N 39 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога и обязании инспекции возвратить излишне уплаченный единый социальный налог в сумме 400 116,56 руб.
В отзыве на заявление инспекция не признала требования налогоплательщика, указав на правомерность принятого решения и отсутствие оснований для возврата ЕСН.
Рязанское региональное отделение ФСС в отзыве признало требования налогоплательщика законными и обоснованными, пояснив, что администраторами поступлений и возвратов ЕСН за налоговые периоды до 01 января 2010 года являются налоговые органы.
Представители общества "Т" в судебном заседании уменьшили объем и уточнили предмет оспариваемых требований, в связи с чем просят арбитражный суд обязать инспекцию принять решение о возврате излишне уплаченного единого социального налога в доле Фонда социального страхования Российской Федерации (КБК 18210201020070000110) в сумме 400 116,56 руб., переплата которого образовалась за период хозяйственной деятельности с июня 2006 года по декабрь 2008 года. Уменьшенные по объему и уточненные по предмету требования налогоплательщика в силу статьи 49 АПК РФ приняты к рассмотрению арбитражного суда.
Представители инспекции не признали заявление общества, указав на необходимость обращения налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченного ЕСН в Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, которое в настоящее время осуществляет контроль за поступлением и возвратом страховых взносов. По мнению представителей налогового органа отсутствует переплата налога в денежном выражении, что также обязывает налогоплательщика обратиться в региональное отделение Фонда.
Представитель регионального отделения Фонда признал наличие переплаты по ЕСН в истребуемой налогоплательщиком сумме, указав на необходимость разрешения данного вопроса с налоговым органом.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
Налогоплательщик 19 февраля 2010 года обратился в инспекцию с заявлением о возврате переплаты по единому социальному налогу в доле Фонда социального страхования РФ (КБК 18210201020070000110) в сумме 400 120,0 руб. Решением инспекции от 03 марта 2010 года N 39 заявление общества оставлено без удовлетворения по причине отсутствия камерального подтверждения переплаты налога.
В результате совместной сверки расчетов по единому социальному налогу налогоплательщик и налоговый орган пришли к совместному заключению о наличии переплаты по ЕСН в доле ФСС в общей сумме 437 430,87 руб. Данное обстоятельство подтверждено актом совместной сверки расчетов от 17 марта 2010 года N 398 (том 4, стр. 9-12). Согласно уточненному заявлению налогоплательщика от 08.12.2010 переплата образовалась: за 2006 год в сумме 12 175,53 руб., за 2007 год - 1 456,41 руб. и за 2008 год - 386 484,62 руб.
Не согласившись с отказом налогового органа в возврате переплаты по ЕСН, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании налогового органа принять решение о возврате излишне уплаченного ЕСН в доле ФСС в общей сумме 400 116,56 руб. Остальная часть переплаты в размере 37 314,31 руб. компенсирована налогоплательщику Рязанским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.
Оценив материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить требования налогоплательщика частично, в сумме 378 941,03 руб.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пени и штрафов и осуществлять зачет этих сумм в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Действующий порядок зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога регулируется положениями статьи 78 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс; НК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 243 Кодекса сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 3 статьи 243 Кодекса разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
С учетом положения, содержащегося в пункте 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Отсюда, срок истребования сумм излишне уплаченного единого социального налога не может превышать трех лет с момента совершения этих платежей. Бессрочной возможности обратиться за возвратом сумм налога из внебюджетного фонда законодательством налогоплательщику не предоставлено.
Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм ЕСН 19 февраля 2010 года. Следовательно, удовлетворение требований налогоплательщика допустимо в рамках трехлетнего срока, то есть, с 19 февраля 2007 года.
Из представленного налогоплательщиком в материалы дела развернутого расчета излишне уплаченных сумм ЕСН видно, что по состоянию на 19.02.2007 размер денежной переплаты налога за 2006 год и за январь 2007 года составил 21 175,53 руб. Таким образом, за вычетом указанной суммы требования налогоплательщика подлежат удовлетворению в сумме 378 941,03 руб., исходя из расчета: 400 116,56 руб. - 21 175,53 руб. = 378 941,03 руб.
Возражения представителей налогового органа о неправомерности заявления обществом материальных требований по возврату излишне уплаченного налога при наличии действующего решения инспекции об отказе в возврате ЕСН (письмо инспекции от 03.03.2010 N 39), а также об отсутствии переплаты налога в денежном выражении арбитражный суд находит неосновательными.
Позиция налогового органа на необходимость обжалования его решения об отказе возвратить ЕСН в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не основана на нормах арбитражного и налогового законодательства.
В силу статей 21 и 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пени.
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пени налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в разделе III Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Требования о взыскании излишне уплаченных налогов хотя и вытекают из публичных правоотношений, однако носят имущественный характер и не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 АПК РФ.
С учетом того, что в разделе III АПК РФ не установлены особенности рассмотрения требований о возврате налогов, и исходя из положений статьи 189 АПК РФ, такие требования должны рассматриваться по правилам искового производства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05).
Доводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика переплаты по ЕСН в денежном выражении противоречат материалам дела. Налоговый орган подтвердил наличие денежных поступлений от общества в сумме 932 066,14 руб. в уплату ЕСН за период хозяйственной деятельности с февраля 2007 года по февраль 2010 года. Данное обстоятельство подтверждено решением Управления ФНС по Рязанской области от 10.06.2010 N 15-12/7450 и расчетом инспекции, приложенным к письму от 29.11.2010 N 04-11 (том 4, стр. 21-22). Актом взаимной сверки расчетов от 17.03.2010 N 398 инспекцией также признано наличие переплаты по ЕСН в сумме 437 430,87 руб., из которых только 37 314,31 руб. составляют превышение понесенных налогоплательщиком расходов на выплату пособий в отношении сумм начисленного налога. Анализ представленных налогоплательщиком в материалы дела деклараций по ЕСН, платежных поручений на перечисление налога в денежном выражении и фактически полученных компенсаций от Рязанского регионального отделения Фонда в связи с превышением размера выплаченных пособий над начисленным налогом показывают наличие переплаты ЕСН именно в денежном выражении.
В дополнение к этому арбитражный суд считает необходимым отметить, что налоговый орган до 01.01.2010 являлся администратором платежей по ЕСН как в доход федерального бюджета, так и в государственные внебюджетные фонды. Данное обстоятельство само по себе обязывает инспекцию принять меры по возврату налогоплательщику излишне уплаченных сумм ЕСН. Такое заключение поддерживается судебной практикой (постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 июня 2009 года N А58-5206/08-Ф02-2949/09).
В силу статьи 38 Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса РФ, действовавшей до дня вступления в силу пункта 2 статьи 24 Закона N 213-ФЗ (день признания утратившей силу главы 24 части второй Кодекса). Следовательно, зачет или возврат суммы излишне уплаченного ЕСН после 1 января 2010 года должен осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что инспекцией неосновательно решением от 03.03.2010 N 39 отказано налогоплательщику в возврате излишне уплаченного ЕСН в доле ФСС в сумме 378 941,03 руб. Принятое налоговым органом решение противоречит положениям Кодекса, в связи с чем данный ненормативный правовой акт не порождает правовых последствий.
Принимая во внимание, что налоговым органом не приведены иные основания для отказа в возврате излишне уплаченного ЕСН, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявленные налогоплательщиком требования в сумме 378 941,03 руб. и в соответствии со статьей 78 Кодекса обязать налоговый орган принять решение о возврате указанной суммы налога.
В соответствии с положениями части 2 статьи 333.22 Кодекса арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами. В связи с этим арбитражный суд считает необходимым по ходатайству представителей инспекции уменьшить до 420 руб. размер подлежащих взысканию с налогового органа судебных расходов, понесенных налогоплательщиком по оплате государственной пошлины. Данное обстоятельство диктует необходимость возврата остальных расходов налогоплательщика по оплате госпошлины в сумме 12 000 руб. из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 и 170 АПК РФ, арбитражный суд решил:
1. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области принять решение о возврате обществу с ограниченной ответственностью "Т" г. Рязань излишне уплаченного единого социального налога в доле Фонда социального страхования РФ (КБК 18210201020070000110) в сумме 378 941,03 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области, находящейся по адресу: 390046, г. Рязань, ул. Г., д. 1, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Т", находящегося по адресу: 390000, г. Рязань, Восточный промузел, д. 21, строение 58, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 420 руб.
3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Т", находящемуся по адресу: 390000, г. Рязань, Восточный промузел, д. 21, строение 58, из федерального бюджета денежные средства в сумме 12 000 руб., перечисленные в уплату государственной пошлины платежными поручениями от 21.09.2010 N 121 на сумму 2 000 руб. и от 20.10.2010 N 134 на сумму 11 002,3 руб.
4. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тулы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 16 декабря 2010 г. N А54-4910/2010
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании