Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 26 января 2011 г. N А54-6303/2010
(извлечение)
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления внутренних дел по городу Рязани (г. Рязань) к обществу с ограниченной ответственностью "Т" (ОГРН 1026201106150, ИНН 6230040746, г. Рязань), о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, определение суда от 24.12.2010 г. не вручено, письмо вернулось в связи с истечением срока хранения,
установил: В Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление внутренних дел по городу Рязани (далее - административный орган, Управление) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Т" (далее - Общество, ООО "Т") к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Административный орган, извещенный о времени и месте судебного заседания определением, не направил представителя для участия в судебном заседании.
ООО "Т" не направило представителя для участия в судебном заседании, заявленные требования не отклонило, отзыв на них не представило.
О времени и месте судебного заседания Общество извещалось определением, направленным по юридическому адресу, однако определение возвращено в арбитражный суд в связи с истечением срока хранения.
Руководствуясь ст.ст. 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: 17.11.2010 г. должностным лицом административного органа проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ). Указанная проверка проведена в помещении развлекательного клуба ООО "Т", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 11.
В ходе осмотра установлено, что в данном помещении располагаются 21 электронный автомат, подключенных к электросети, 1 из которых на момент проверки использовался посетителем развлекательного клуба (протокол осмотра помещений, территорий от 17.11.2010 г.).
Посетитель клуба Л.Р.В. пояснил, что целью посещения им клуба является игра на игровых автоматах, для чего оператору клуба переданы денежные средства в сумме 100 рублей, которые были выставлены на электронном автомате кредитом (100 баллов). После внесения баллов он приступил к игре на одном из электронных автоматов посредством нажатия на кнопки, тем самым самостоятельно менял размеры ставок, количество линий и начинал игру. При этом при определенном совпадении различных комбинаций изображений на мониторе автомата сумма кредита увеличивается, при отсутствии таких совпадений сумма кредита уменьшается (объяснение от 17.11.2010 г.).
Оператор развлекательного клуба ООО "Т" Ч.С.В. от дачи объяснений отказалась (объяснения от 17.11.2010 г.).
21 электронный автомат (серийные номера 917065, 334142, 334139, 334138, 917109, 917107, 917066, 917071, 917062, 917067, 917063, 917075, 917064, 917061, 334290, 917070, 334266, 222036, 222033, 222034, 222035) арестованы административным органом на основании протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 17.11.2010 г.
Посчитав, что Общество фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр, Управление в отношении Общества составило протокол N 62 ЮЛ 09 001432 от 07.12.2010 г. об административном правонарушении в отношении юридического лица, в котором сделан вывод о наличии в действиях ООО "Т" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Указанный протокол составлен в отсутствии законного представителя Общества.
О времени и месте составления протокола ООО "Т" извещалось телеграммами, направленными по юридическому адресу (г. Рязань, ул. Е., 65), а также по адресу директора ООО "Т" К.М.В. (Рязанская область, г. Новомичуринск, д. 46, кв. 408), Телеграммы не были доставлены в связи отсутствием организации по указанному адресу, директор ООО "Т" К.М.В. по указанному адресу не проживает.
С целью привлечения ООО "Т"" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с наносящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. При этом суд руководствуется следующим.
В силу ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Из материалов дела следует, что 22.07.2010 г. ООО "Т" (распространитель) заключило с ООО "Д" (оператор) договор N 22/07, по условиям которого оператор передает распространителю лотерейные билеты, а распространитель осуществляет их распространение по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 11, а также выполняет другие мероприятия по проведению Всероссийской негосударственной бестиражной (моментальной) лотереи "Бинго-Автомобиль. Серебряный сертификат" в порядке, установленном настоящим договором.
Условия проведения Всероссийской негосударственной бестиражной (моментальной) лотереи "Бинго-Автомобиль. Серебряный сертификат" утверждены Генеральным директором ООО "Д".
В ходе проверки должностными лицами административного органа установлено, что в помещении указанного развлекательного клуба имеются документы о проведении Всероссийской бестиражной (моментальной) лотереи "Бинго-Автомобиль. Серебряный сертификат"
Разрешение на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной (моментальной) лотереи "Бинго-Автомобиль. Серебряный сертификат" выдано ФНС России (серия АА N 0000341), государственный регистрационный номер лотереи Н200Б-000414, срок действия разрешения с 02.02.2007 г. по 01.02.2012 г.
Согласно подп. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В силу п. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, а также на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 138-ФЗ, бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Требования к проведению розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи определены в статье 19 Федерального закона N 138-ФЗ. Розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в: 1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков; 2) сопоставлении выявленной участником лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей части, с условиями бестиражной лотереи. Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи до начала такого розыгрыша.
Розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в: 1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков; 2) сопоставлении выявленной участником лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей части, с условиями бестиражной лотереи (статья 19 Федерального закона N 138-ФЗ).
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ, лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Смысл лотерейного оборудования, который придается ему Федеральным законом N 138-ФЗ в свете положений отвечающих требованиям проведения бестиражной стимулирующей лотереи (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 3, статьи 16 Федерального закона N 138-ФЗ) должен заключать в себе следующие операции.
Лотерейный автомат предлагает участнику лотереи билет, квитанцию, иной документ, предусмотренный условиями лотереи. На этом документе обозначается игровая комбинация, штрих-код. Для того чтобы узнать выигрышная игровая ситуация или нет, достаточно поднести билет к сканеру штрих-кода. Если игровая комбинация выигрышная, то автомат распознает сумму выигрыша или выдает его в виде денежного эквивалента или, исходя из условий проведения лотереи, информирует организатора лотереи, который также выдает денежный эквивалент или определенный приз.
По внешнему виду лотерейные автоматы могут напоминать игровые и в тех и в других могут использоваться отдельные общие устройства (например, купюроприемник). Главными отличиями лотерейных и игровых автоматов являются их предназначение и фактическое использование. Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша. Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры, их функции ограничены продажей лотерейных билетов и выдачей денежного приза по выигрышным билетам. В отличие от игрового автомата на лотерейном автомате нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш, он определяется до проведения лотереи по правилам организатора лотереи.
Устанавливая вопрос о предназначении и фактическом использование оборудования, суд установил, что на указанном оборудовании обществом осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования (игрового автомата) исходя из следующего.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" установлены следующие понятия:
- азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1);
- ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 3);
- выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4);
- деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (пункт 6);
- участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры (пункт 10);
- игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр (пункт 16);
- игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункт 18).
Как следует из материалов дела, на момент проверки, 17.11.2010 г., ООО "Т" осуществляло реализацию лотерейных билетов Всероссийской бестиражной лотереи "Бинго-Автомобиль. Серебряный сертификат". Согласно представленным условиям проведения лотереи (л.д. 32-33), для того чтобы стать участником лотереи, лицу необходимо приобрести соответствующие лотерейные билеты в местах продажи лотерейных билетов в пунктах реализации с последующим розыгрышем при помощи электронных устройств.
Вместе с тем, при проведении проверки, в помещении, принадлежащем ООО "Т", гражданин Л.Р.В. передал денежные средства в сумме 100 руб. оператору клуба ООО "Т" Ч.С.В., которая с помощью электронного ключа внесла на электронный автомат сведения о баллах, количество которых было равно указанной сумме денежных средств (1 балл соответствует 1 руб.). После внесения баллов гражданин Л.Р.В. приступил к игре на одном из электронных автоматов посредством нажатия на кнопки, тем самым самостоятельно менял размеры ставок, количество линий и начинал игру (объяснение Л.Р.В. - л.д. 15).
Таким образом, размер ставки не зависит от воли организатора. Электронное оборудование, с помощью которого проводится игра, само определяет размер выигрыша случайным образом, вследствие чего, организатор не может гарантировать получение хотя бы одним из игроков максимального или минимального выигрыша.
На момент проверки фактически отсутствовала какая-либо информация о призовом фонде организатора проводимой стимулирующей лотереи, о наименовании товара (услуги), с реализацией которого непосредственно было связано проведение данной лотереи; лотерейные билеты участникам не выдавались.
На основании изложенного суд делает вывод о том, что данный розыгрыш не отвечает признакам бестиражной лотереи, проводимой в обычном режиме, поскольку выигрыш не может быть определен на стадии изготовления лотерейных билетов или в иной форме, а определяется в ходе розыгрыша устройством, находящимся внутри оборудования без участия организатора, что присуще игровому оборудованию (ст. 4 Федерального закона N 244-ФЗ) и исключает поэтапность проведения лотереи (ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ).
Таким образом, ООО "Т" фактически осуществляло деятельность, направленную на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с посетителями, то есть деятельность по проведению азартных игр.
Согласно статье 3 Закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим же Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 244-ФЗ игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Исходя из системного толкования норм Закона N 244-ФЗ существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.
Таким образом, запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанный вывод суда согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.10.2010 г. N 5889/10.
При таких обстоятельствах следует признать, что Управлением сделан правомерный вывод о наличии в действиях ООО "Т" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Т" вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами проверки и протоколом об административном правонарушении N 62 ЮЛ 09 001432 от 07.12.2010 г.
Вина Общества заключается в том, что им не было предпринято должных и необходимых мер по недопущению осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без соответствующего разрешения (лицензии), выданного в установленном порядке.
Нарушения административным органом процедуры привлечения ООО "Т" к административной ответственности судом не установлено.
Полномочия Управления на составление протокола об административном правонарушении предусмотрены п. 1 ч. 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких обстоятельствах требование Управления внутренних дел по городу Рязани о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Т" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд назначает обществу с ограниченной ответственностью "Т" административное наказание, предусмотренное статьей ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей.
Кроме того, в силу санкции ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ арестованные в ходе проверки электронные автоматы в количестве 21 штуки (протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 17.11.2010 г.) подлежат конфискации.
При этом суд отмечает, что, в законодательстве отсутствует ограничительное положение о допустимости конфискации лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя. Тем самым за совершение административного правонарушения допускается конфискация орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности (эта позиция нашла косвенное подтверждение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года N 8-П и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года N 202-О, в которых вопрос о допустимости конфискации вещей, не находящихся в собственности нарушителя, рассматривался применительно к нарушению таможенного законодательства). Иное означало бы, что вещи, явившиеся орудием совершения административного правонарушения, остались в обороте.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Т", ИНН 6230040746, расположенное по адресу: г. Рязань, ул. Е., 65, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026201106150, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Т" административный штраф в сумме 40000 рублей для зачисления по следующим реквизитам:
счет: 40101810400000010008,
БИК: 046126001,
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, г. Рязань,
ИНН: 6230065780, КПП: 623001001;
Получатель средств: УФК по Рязанской области (УВД по г. Рязани),
ОКАТО: 61401000000, КБК: 18811690040040000140
назначение платежа - штраф за административное правонарушение.
2. Конфисковать у общества с ограниченной ответственностью "Т" ИНН 6230040746, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Е., 65, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026201106150, предметы административного правонарушения - 21 электронный автомат (серийные номера 917065, 334142, 334139, 334138, 917109, 917107, 917066, 917071, 917062, 917067, 917063, 917075, 917064, 917061, 334290, 917070, 334266, 222036, 222033, 222034, 222035), арестованных на основании протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 17.11.2010 г. и находящихся в помещении клуба по адресу: г. Рязань, ул. С., д. 11.
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. П., д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, судом будет направлена копия решения в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 января 2011 г. N А54-6303/2010
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании