Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
главы муниципального образования -
Старожиловский муниципальный район
от 24 января 2011 года N 40
Программа
по повышению эффективности расходов бюджета
муниципального образования - Старожиловский муниципальный
район на период до 2013 года
Паспорт Программы
по повышению эффективности расходов бюджета
муниципального образования - Старожиловский
муниципальный район на период до 2013 года
Наименование Программы |
Программа по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования - Старожиловский муниципальный район на период до 2013 года (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования - Старожиловский муниципальный район |
Разработчик Программы |
Финансовое управление муниципального образования - Старожиловский муниципальный район |
Основание для разработки Программы |
Бюджетный Кодекс Российской Федерации; Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р; Распоряжение Правительства Рязанской области от 31 декабря 2010 г. N 570-р |
Исполнители Программы |
Органы местного самоуправления муниципального образования - Старожиловский муниципальный район |
Цель и задачи |
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования - Старожиловский муниципальный район по выполнению муниципальных функций и переданных государственных полномочий и обеспечению потребности граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества. Основные задачи Программы: обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы муниципального района; оптимизация объемов и порядка предоставления муниципальных услуг, а также выполнения муниципальных заданий; оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов, проведение структуры реформ в бюджетной сфере; создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ в бюджетной сфере; совершенствование межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами; внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования; совершенствование всех стадий муниципальных закупок; снижение объема муниципального долга и размера бюджетного дефицита, а также оптимизация расходов на его обслуживание |
Целевые индикаторы и показатели |
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются: формирование проекта решения Старожиловского районного Собрания депутатов об утверждении бюджета муниципального образования - Старожиловский муниципальный район на три года (очередной финансовый год и плановый период); начиная с 2013 года; |
Сроки реализации Программы |
До 2013 года |
Перечень основных мероприятий |
План мероприятий реализации Программы приведен в приложении к Программе |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация мероприятий Программы позволит: повысить качество управления и эффективность бюджетных расходов муниципального образования - Старожиловский муниципальный район; расширить горизонты планирования, включая формирование трехлетнего районного бюджета; внедрить программно-целевой принцип организации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования - Старожиловский муниципальный район; обеспечить переход к утверждению "программного" районного бюджета; внедрить новые формы оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг; обеспечить повышение доступности и качества предоставляемых муниципальных услуг, эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Старожиловский муниципальный район; совершенствовать межбюджетные отношения и качество управления муниципальными финансами; совершенствовать инструмент управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок; оптимизировать объем муниципального долга и расходов на его обслуживание; сформировать необходимую и достаточную нормативную правовую и методическую базу по управлению общественными финансами |
Программа по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования - Старожиловский муниципальный район на период до 2013 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", а также основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (в редакции от 08.08.2009 г. N 1121-р.
1. Характеристика проблемы и необходимость
разработки и реализации Программы
В настоящее время в Российской Федерации проводится комплексная реформа бюджетного процесса. Основы этой реформы были заложены в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584, Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Указанная Концепция в первую очередь была ориентирована на внедрение новых инструментов бюджетирования, имеющих программно-целевую направленность, в развитие которой было принято и реализуется постановление главы Старожиловского муниципального района от 23 августа 2006 г. N 260 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" приняты поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые расширили возможности субъектов Российской Федерации в сфере управления общественными финансами и активизировали работу по внедрению новых принципов управления общественными финансами в субъектах Российской Федерации. Эти особенности были учтены и внесены соответствующие изменения в решение Старожиловского районного Собрания депутатов от 03 апреля 2008 года N 5 "О бюджетном процессе в муниципальном образовании - Старожиловский муниципальный район", в соответствии с которым принят ряд нормативных правовых актов Старожиловского района по бюджетным вопросам.
На момент разработки Программы удалось добиться небольших удовлетворительных результатов в обеспечении финансовой устойчивости и платежеспособности районного бюджета.
Соблюдаются требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Осуществляется казначейское исполнение бюджета района, обеспечивающее кассовое обслуживание бюджета, эффективный учет и ежедневный предварительный контроль за целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета на обеспечение переданных полномочий, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.
Административный механизм управления общественными финансами отлажен.
Проведена инвентаризация расходных обязательств, ежегодно формируются реестры расходных обязательств.
Бюджетные средства распределяются по стратегическим целям и тактическим задачам, обозначенным в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Старожиловского муниципального района.
Материалы по отчету об исполнении бюджета муниципального образования публикуются в "Информационном бюллетене муниципального образования Старожиловский муниципальный район Рязанской области.
Совершенствуется практика программно-целевого планирования бюджетных расходов, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики.
В Старожиловском муниципальном районе начата работа по установлению каждому учреждению социальной сферы заданий по предоставлению муниципальных услуг.
Распоряжением главы муниципального образования - Старожиловский муниципальный район от 01 июля 2010 г. N 209 утвержден и исполняется План мероприятий по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Ведется контроль за выполнением намеченных мероприятий.
Осуществляется поэтапный переход к оказанию муниципальных услуг на основе стандартов качества, обязательных к исполнению и однозначных в толковании. Это важный инструмент для решения задачи повышения доступности и качества предоставляемых муниципальных услуг юридическим и физическим лицам.
Вместе с тем в Бюджетном послании Президента Российской федерации Федеральному Собранию от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" поставлены задачи перед исполнительными органами государственной власти всех уровней, местного самоуправления по обеспечению перехода на программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения, планомерному введению новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, изменению их правового статуса, повышению доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
Не все заявленные планы были реализованы в Старожиловском районе. В сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем.
Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием.
Формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
Сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
структура и динамика расходов слабо увязаны с целями муниципальной политики; отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
планирование программных и не программных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
не соответствует современным требованиям система муниципального финансового контроля.
Необходимо обеспечить кардинальное повышение качества предоставляемых гражданам муниципальных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств там, где целесообразно, осуществить переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах граждан на конкурентном рынке.
До настоящего времени не введено планирование бюджетных ассигнований на основе муниципального задания. Доведение заданий, финансовое обеспечение которых рассчитано на нормативной основе, позволит связать финансирование бюджетных учреждений с конкретными, реально измеримыми показателями, стимулирующими к повышению качества предоставляемых муниципальных услуг (выполняемых работ).
Не решена задача оптимизации бюджетной сети и, соответственно, снижения неэффективных бюджетных расходов.
Отсутствует порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ.
По значительной части вопросов совершенствования управления общественными финансами Старожиловского муниципального района не разработаны необходимые подзаконные нормативные правовые акты, методические материалы, аналитические формы. Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального образования - Старожиловский муниципальный район в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления Старожиловского муниципального района.
Настоящая Программа разработана с целью улучшения качества управления общественными финансами Старожиловского муниципального района, оптимизации системы управления бюджетными ресурсами и повышения эффективности расходов бюджета. Переход от "управления затратами" к "управлению результатами" одна из стратегических целей бюджетной политики Старожиловского муниципального района на долгосрочную перспективу.
Для достижения поставленных стратегических целей необходимо заменить бюджетное планирование по видам расходов на планирование социально-экономических результатов, получаемых в ходе осуществления исполнительными органами власти своих функций.
Распределение бюджетных средств должно осуществляться по стратегическим целям, тактическим задачам, программам и в зависимости от достижения показателей социально-экономической эффективности
При этом стратегические цели, тактические задачи и программы должны быть сформулированы на основе принципов государственной политики, оформленных в виде стратегии социально-экономического развития Старожиловского муниципального района на период до 2020 года.
Главные распорядители бюджетных средств бюджета района должны получить свободу выбора способов достижения поставленных перед ними целей и задач при одновременном усилении их ответственности за конечный результат в установленной сфере деятельности.
Контроль использования бюджетных средств усиливается инструментами внутреннего контроля за эффективностью расходов.
Вышеперечисленные изменения подходов к управлению общественными финансами Старожиловского муниципального района позволят достичь цели Программы.
Получить максимальный эффект возможно за счет комплексной реализации мероприятий с использованием программно-целевого принципа бюджетного планирования.
Необходимость решения обозначенных проблем программными методами также определена Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р.
2. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности муниципальных образований по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества Старожиловского муниципального района в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих задач:
обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы Старожиловского муниципального района;
оптимизация объемов и порядка предоставления муниципальных услуг, а также выполнения муниципальных заданий;
оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов, проведение структурных реформ в бюджетной сфере;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ в бюджетной сфере;
совершенствование межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами;
внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования;
совершенствование всех стадий муниципальных закупок;
снижение объема муниципального долга Старожиловского муниципального района и размера бюджетного дефицита, а также оптимизация расходов на его обслуживание.
3. Сроки реализации Программы
Мероприятия Программы реализуются до 2013 года.
4. Система программных мероприятий
В 2011 году предлагается реализовать мероприятия Программы по разработке базовых нормативных правовых актов и методических материалов, а также по утверждению отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности расходов и качества финансового менеджмента.
Мероприятия Программы на 2012 год корректируются в декабре предшествующего года с учетом достигнутых результатов.
Программные мероприятия с указанием срока исполнения и ответственных исполнителей приведены в приложении к Программе.
5. Система управления реализацией Программы
Реализация Программы предусматривает участие органов местного самоуправления Старожиловского муниципального района.
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Старожиловского муниципального района.
6. Состав и сроки представления
отчетности об исполнении Программы
Финансовое управление администрации муниципального образования Старожиловский муниципальный район осуществляет подготовку информации, отчетов о выполнении Программы, предложений по корректировке Программы и совершенствованию механизма реализации Программы.
Исполнители программных мероприятий представляют в финансовое управление отчет о выполнении мероприятий Программы ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и до 10 февраля года, следующего за отчетным.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
К числу наиболее значимых социально-экономических результатов Программы можно отнести:
повышение прозрачности бюджетной системы Старожиловского муниципального района за счет обеспечения публикации значительной части информации, характеризующей эффективность бюджетных расходов;
расширение горизонта планирования, включая формирование трехлетнего бюджета;
программно-целевая направленность бюджета Старожиловского муниципального района путем внедрения новых инструментов планирования (ведомственные целевые программы, формирование бюджета на трехлетний период и т.д.);
повышение степени формализации планирования и исполнения бюджета Старожиловского муниципального района за счет установления требований к процедурам планирования бюджетных ассигнований, ведения реестра расходных обязательств, распределения бюджета принимаемых обязательств;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
оптимизация отдельных процедур в рамках управления финансовой системой Старожиловского муниципального района за счет формирования правовых и методических основ долговой и имущественной политики;
повышение эффективности бюджетных расходов за счет установления требований к качеству муниципальных услуг по основным социальным отраслям, введения в бюджетный процесс практики формирования муниципальных заданий;
создание информационной среды, обеспечивающей прозрачность бюджетной системы Старожиловского муниципального района;
совершенствование инструмента управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления Старожиловского муниципального района путем проведения оценки качества финансового менеджмента и формирования пакета модельных нормативных правовых актов и методических рекомендаций;
оптимизация системы межбюджетных отношений путем формализации процесса распределения и предоставления межбюджетных трансфертов.
Кроме того, системными результатами для Старожиловского муниципального района станут следующие:
повышение уровня компетентности и ответственности руководителей и специалистов органов местного самоуправления Старожиловского муниципального района;
совершенствование и упорядочение нормативной правовой и методической базы по управлению общественными финансами Старожиловского муниципального района;
рост производительности труда в органах местного самоуправления Старожиловского муниципального района за счет повышения степени автоматизации процедур планирования и исполнения бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.