Комментарий к Закону Рязанской области от 15 июля 2010 г. N 66-ОЗ
"О порядке организации и осуществления регионального
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
на территории Рязанской области"
Комментируемый Закон устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Рязанской области в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральным законом).
Положения Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
- к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
- к действиям органов государственного контроля (надзора) по направлению запросов о предоставлении информации, необходимой при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- к контролю за осуществлением иностранных инвестиций;
- к контролю за экономической концентрацией;
- к анализу рынка;
- к определению состояния конкуренции;
- к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- к производству дознания;
- к проведению предварительного следствия;
- к осуществлению прокурорского надзора и правосудия;
- к проведению административного расследования;
- к проведению финансового контроля и финансово-бюджетного надзора;
- к налоговому и валютному контролю;
- к контролю за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- к контролю на финансовых рынках;
- к банковскому и страховому надзору;
- к контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
- к расследованию причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве;
- к осуществлению государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
При проведении контроля (надзора) в указанных областях применяются нормы специального законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 1, частью 5 статьи 27 Федерального закона с 1 июля 2011 года другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок (в части, касающейся их вида, предмета, оснований, сроков и периодичности проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки) при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):
- таможенного;
- антимонопольного;
- экспортного;
- в сфере миграции;
- в сфере рекламы;
- за деятельностью саморегулируемых организаций;
- лицензионного;
- в области обеспечения транспортной безопасности;
- строительного;
- в области связи;
- в области обращения и защиты информации;
- за обеспечением защиты государственной тайны;
- за регулированием цен (тарифов) и надбавок к ним;
- за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
- за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса;
- за оборотом оружия, боеприпасов и патронов к нему;
- за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- в сфере труда;
- в области обеспечения безопасности дорожного, железнодорожного, воздушного движения, судоходства;
- за промышленной безопасностью;
- за безопасностью гидротехнических сооружений;
- по ядерной и радиационной безопасности;
- за состоянием подготовленности теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду.
Статья 1. Основные понятия
Комментируемая статья, являясь отсылочной, определяет, что основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, в котором они используются в Федеральном законе (статья 2). Приведем основные понятия настоящего Закона:
1) государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
2) региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;
3) муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации;
4) проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Статья 2. Исполнительные органы государственной власти Рязанской области, органы местного самоуправления в сфере организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
1. Частью 1 комментируемой статьи установлено, что нормативно-правовым актом Губернатора Рязанской области определяются исполнительные органы государственной власти Рязанской области, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Рязанской области. Как правило, полномочия исполнительных органов государственной власти по государственному контролю (надзору) закрепляются в положениях об этих органах, утверждаемых Губернатором Рязанской области. Так, согласно пункту 1 Положения о государственной инспекции по ветеринарии Рязанской области, утв. постановлением Правительства Рязанской области от 11.06.2008 N 107, Инспекция является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, в том числе осуществляющим функции надзора, проверки и контроля за надлежащим исполнением официально установленных правил и норм в указанной сфере.
2. Согласно части 2 комментируемой статьи, уполномоченные на осуществление муниципального контроля органы местного самоуправления, их организационная структура, полномочия, функции и порядок деятельности определяются в соответствии с уставом муниципального образования. В качестве примера можно привести Устав муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области, принятый решением Скопинской районной Думы от 30.11.2010 N 440, содержащий статью 78, регламентирующую осуществление муниципального контроля на территории Скопинского района.
Статья 3. Порядок разработки ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
1. В части 1 комментируемой статьи указывается, что органы регионального государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля ежегодно разрабатывают в соответствии с Федеральным законом планы проведения плановых проверок.
Порядок организации и проведения плановой проверки приведен в статье 9 Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном, соответственно, статьями 11 и 12 Федерального закона (часть 11 статьи 9 Федерального закона).
Проводятся плановые проверки не чаще чем один раз в три года (часть 2 статьи 9 Федерального закона).
Чаще двух раз в три года могут проводиться плановые проверки:
- в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере (часть 9 статьи 9 Федерального закона). Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок утверждены постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944;
- соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности (часть 9.1 статьи 9 Федерального закона). Периодичность проведения плановых проверок в части соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, осуществляется проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду (часть 9.2 статьи 9 Федерального закона).
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона в ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:
1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (часть 12 статьи 9 Федерального закона).
Имеет свои особенности порядок проведения плановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации. Согласно части 10 статьи 9 Федерального закона плановая проверка проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами. Саморегулируемая организация должна быть уведомлена о проведении плановой проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки (часть 13 статьи 9 Федерального закона). О выявленных нарушениях в саморегулируемую организацию сообщается в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения плановой проверки (часть 14 статьи 9 Федерального закона).
В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
2. Во второй части комментируемой статьи указано, что при разработке ежегодных планов проведения плановых проверок органами регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе, учитывается информация:
- полученная в порядке информационного взаимодействия (см. комментарий к статье 7);
- о результатах вынесения в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей судебных актов, не оспоренных ими в установленном законом порядке.
3. Частью третьей комментируемой статьи установлено, что ежегодными планами проведения органами регионального государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля плановых проверок может предусматриваться проведение совместных плановых проверок.
Статья 4. Планирование и организация взаимодействия органов регионального государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля при организации и проведении проверок
Комментируемая статья определяет сроки направления проектов ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы регионального государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля в порядке, установленном Федеральным законом, направляют в органы прокуратуры проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок (часть 1).
Согласно части 6.1 статьи 9 Федерального закона, органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.
Затем органы регионального государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры о проведении совместных плановых проверок и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок (часть 2).
Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также типовая форма ежегодного плана утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489.
В срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок (часть 6.3 статьи 9 Федерального закона). Порядок формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утвержден приказом Генеральной прокуратуры РФ от 11.08.2010 N 313.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет (http://plan.genproc.gov.ru) в срок до 31 декабря текущего календарного года (часть 7 статьи 9 Федерального закона).
В третьей части комментируемой статьи указывается, что взаимодействие органов регионального государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля при осуществлении ими регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля осуществляется в соответствии с разрабатываемыми и принимаемыми ими административными регламентами взаимодействия.
Статья 5. Опубликование ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
В комментируемой статье определяется, что разработанные и утвержденные органами регионального государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством размещения:
- на официальном сайте органа регионального государственного контроля (надзора) в сети "Интернет", а при отсутствии собственного сайта - на официальном сайте Правительства Рязанской области (http://www.ryazanreg.ru);
- на официальном сайте органа муниципального контроля в сети Интернет, либо на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет, либо иным доступным способом, установленным нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Статья 6. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Частью первой комментируемой статьи определено, что осуществление регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля включает:
1) проведение плановых и внеплановых проверок (в документарных и выездных формах);
2) проведение анализа соблюдения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
3) проведение мониторинга эффективности регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности в соответствии с показателями и методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
4) подготовку в установленном порядке докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представление указанных докладов в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) утверждены постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215.
В части второй комментируемой статьи установлено, что органы регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляют контрольные полномочия в соответствии с административными регламентами проведения проверок.
Смотрите административные регламенты:
- Административный регламент Государственной инспекции по ветеринарии Рязанской области по исполнению государственной функции "Осуществление государственного ветеринарного надзора" (утв. постановлением Государственной инспекции по ветеринарии Рязанской области от 30.06.2010 г. N 1);
- Административный регламент Министерства строительного комплекса Рязанской области по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (утв. постановлением Министерства строительного комплекса Рязанской области от 18.06.2010 N 16);
- Административный регламент исполнения государственной функции "Осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства" (утв. постановлением Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области от 15.06.2010 N 1);
- Административный регламент государственной жилищной инспекции Рязанской области исполнения государственной функции по осуществлению контроля за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями, а также договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования (утв. постановлением Государственной жилищной инспекции Рязанской области от 27.08.2009 N 1);
- Административный регламент государственной жилищной инспекции Рязанской области исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями (утв. постановлением Государственной жилищной инспекции Рязанской области от 27.08.2009 N 2);
- Административный регламент исполнения главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области государственной функции "Осуществление контроля за применением регулируемых главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области тарифов на электрическую и тепловую энергию и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных тарифов" (утв. постановлением ГУ "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области от 25.08.2009 N 27);
- Административный регламент исполнения Комитетом по управлению имуществом муниципального образования - городской округ город Сасово функции по муниципальному земельному контролю (утв. постановлением Главы города Сасово Рязанской области от 01.04.2010 N 362);
- Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области (утв. постановлением Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области от 22.03.2010 N 33);
- Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в городе Рязани администрацией города Рязани (утв. распоряжением Администрации города Рязани от 01.09.2009 N 1243-р);
- Административный регламент о порядке осуществления земельного контроля на территории муниципального образования - Шацкое городское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области (утв. решением Совета депутатов муниципального образования - Шацкое городское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области от 12.08.2009 N 21).
Статья 7. Обмен информацией о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об эффективности регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Комментируемая статья устанавливает, что органы регионального государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля в соответствии с административными регламентами взаимодействия осуществляют обмен информацией:
- о результатах проводимых проверок;
- о состоянии соблюдения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- об эффективности регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Н.В. Панова
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
19 марта 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Панова Н.В. Комментарий к Закону Рязанской области от 15 июля 2010 г. N 66-ОЗ "О порядке организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Рязанской области" - Система ГАРАНТ, 2011 г.