Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Главы района
от 22 февраля 2011 г. N 201
Программа
по повышению эффективности расходов бюджета Касимовского муниципального района на период до 2013 года
Паспорт
Программы по повышению эффективности расходов бюджета Касимовского муниципального района на период до 2013 года
Наименование Программы |
Программа по повышению эффективности расходов бюджета Касимовского муниципального района на период до 2013 года (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Администрация Касимовского муниципального района Рязанской области |
Разработчик Программы |
Финансово-казначейское управление администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Бюджетный кодекс Российской Федерации; Программа Правительства Рязанской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденная распоряжением Правительства Рязанской области от 31 декабря 2010 г. N 570-р |
Исполнители Программы |
Администрация Касимовского муниципального района Рязанской области, отраслевые (функциональные) органы администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, муниципальные учреждения здравоохранения Касимовского муниципального района Рязанской области |
Цель и задачи |
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Касимовского муниципального района Рязанской области по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества. |
Основные задачи Программы: | |
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Касимовского муниципального района как части бюджетной системы Российской Федерации; | |
внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования; | |
обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования; | |
совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета, межбюджетных отношений; | |
четкое определение сфер ответственности органов местного самоуправления Касимовского муниципального района; | |
создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Касимовского муниципального района по обеспечению муниципальных услуг; | |
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ; | |
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности. | |
совершенствование всех стадий муниципальных закупок; | |
снижение объема муниципального долга Касимовского муниципального района и размера бюджетного дефицита, а также оптимизация расходов на его обслуживание. | |
Сроки реализации Программы |
до 2013 года |
Перечень основных мероприятий |
План мероприятий по реализации Программы приведен в приложении к Программе |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит: |
повысить качество управления муниципальными финансами и эффективность бюджетных расходов Касимовского муниципального района; | |
обеспечить переход к утверждению "программного" районного бюджета; | |
внедрить новые формы оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг; | |
обеспечить повышение доступности и качества предоставляемых муниципальных услуг, эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Касимовского муниципального района; | |
совершенствовать межбюджетные отношения и качество управления муниципальными финансами; | |
совершенствовать инструмент управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок; | |
оптимизировать объем муниципального долга Касимовского муниципального района и расходов на его обслуживание; | |
сформировать необходимую и достаточную нормативную правовую базу по управлению муниципальными финансами Касимовского муниципального района |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости разработки и реализации Программы
В настоящее время в Российской Федерации проводится комплексная реформа бюджетного процесса. Основы этой реформы были заложены в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584, Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Указанная Концепция в первую очередь была ориентирована на внедрение новых инструментов бюджетирования, имеющих программно-целевую направленность, в развитие которой было принято и реализуется постановление Правительства Рязанской области от 27 июля 2006 г. N 196 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" и Программа Правительства Рязанской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденная распоряжением Правительства Рязанской области от 31 декабря 2010 г. N 570-р.
Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" приняты поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые расширили возможности муниципальных образований Российской Федерации в сфере управления общественными финансами и активизировали работу по внедрению новых принципов управления общественными финансами в муниципальных образованиях Российской Федерации.
Эти особенности были учтены Касимовским муниципальным районом и внесены соответствующие изменения в решение Совета депутатов Касимовского муниципального района от 18.11.2005 г. N 111-III СД "О бюджетном процессе в Касимовском муниципальном районе" и принято в новой редакции решение Совета депутатов Касимовского муниципального района от 14.07.2010 г. N 187-IV СД "Об утверждении положения о бюджетном процессе в Касимовском муниципальном районе Рязанской области", в соответствии с которым принят ряд нормативных правовых актов Касимовского муниципального района по бюджетным вопросам.
Принятые нормативные правовые акты способствуют повышению эффективности бюджетного процесса, в том числе за счет ежемесячного кассового планирования доходов и расходов, развития института главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов, регламентации порядка санкционирования бюджетных расходов и учета бюджетных обязательств.
Обеспечивается формирование и исполнение консолидированного бюджета Касимовского муниципального района по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений по объему долга и дефицита бюджета.
Бюджеты муниципального района, городских и сельских поселений формируются с учетом принятых долгосрочных целевых программ.
На момент разработки Программы удалось добиться удовлетворительных результатов в обеспечении финансовой устойчивости и платежеспособности районного бюджета.
Осуществляется казначейское исполнение районного бюджета, обеспечивающее кассовое обслуживание бюджета, эффективный учет и ежедневный предварительный контроль за целевым использованием средств, выделяемых из районного бюджета на обеспечение исполнения муниципальных функций, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.
Проведена инвентаризация расходных обязательств, ежегодно формируются реестры расходных обязательств.
Материалы по отчету об исполнении районного бюджета публикуются в средствах массовой информации.
Совершенствуется практика программно-целевого планирования бюджетных расходов, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной и муниципальной политики. В 2010 году доля расходов районного бюджета, реализуемых в рамках программ, составила более 16%.
В Касимовском муниципальном районе начата работа по установлению каждому учреждению социальной сферы заданий по предоставлению муниципальных услуг.
Постановлением главы Касимовского муниципального района от 27.07.2010 г. N 873 "Об утверждении плана мероприятий по реализации ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" утвержден и исполняется План мероприятий по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Ведется контроль за выполнением намеченных мероприятий.
Осуществляется поэтапный переход к оказанию муниципальных услуг на основе стандартов качества, обязательных к исполнению и однозначных в толковании. Это важный инструмент для решения задачи повышения доступности и качества предоставляемых муниципальных услуг юридическим и физическим лицам.
Вместе с тем, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" поставлены задачи перед исполнительными органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления по обеспечению перехода на программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения, планомерному введению новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, изменению их правового статуса, повышению доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
Не все заявленные планы были реализованы в Касимовском муниципальном районе. В сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем.
Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием.
Формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
Необходимо обеспечить кардинальное повышение качества предоставляемых гражданам муниципальных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств там, где целесообразно, осуществить переход от производства услуг муниципальным образованием к их приобретению в интересах граждан на конкурентном рынке.
До настоящего времени не введено планирование бюджетных ассигнований на основе муниципального задания. Доведение заданий, финансовое обеспечение которых рассчитано на нормативной основе, позволит связать финансирование бюджетных учреждений с конкретными, реально измеримыми показателями, стимулирующими к повышению качества предоставляемых муниципальных услуг (выполняемых работ).
Не решена задача оптимизации бюджетной сети и, соответственно, снижения неэффективных бюджетных расходов.
Отсутствует порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ.
По значительной части вопросов совершенствования управления общественными финансами Касимовского муниципального района не разработаны необходимые подзаконные нормативные правовые акты, методические материалы, аналитические формы.
Настоящая Программа разработана с целью улучшения качества управления общественными финансами Касимовского муниципального района, оптимизации системы управления бюджетными ресурсами и повышения эффективности расходов районного бюджета. Переход от "управления затратами" к "управлению результатами" одна из стратегических целей бюджетной политики Рязанской области и, соответственно, Касимовского муниципального района на долгосрочную перспективу.
Распределение бюджетных средств должно осуществляться по стратегическим целям, тактическим задачам, программам и в зависимости от достижения показателей социально-экономической эффективности.
Главные распорядители бюджетных средств районного бюджета должны получить свободу выбора способов достижения поставленных перед ними целей и задач при одновременном усилении их ответственности за конечный результат в установленной сфере деятельности.
Контроль использования бюджетных средств усиливается инструментами внутреннего контроля за эффективностью расходов.
Вышеперечисленные изменения подходов к управлению общественными финансами Касимовского муниципального района позволят достичь цели Программы.
Получить максимальный эффект возможно за счет комплексной реализации мероприятий с использованием программно-целевого принципа бюджетного планирования.
Необходимость решения обозначенных проблем программными методами также определена Программой Правительства Рязанской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденная распоряжением Правительства Рязанской области от 31 декабря 2010 г. N 570-р.
2. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Касимовского муниципального района по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих задач:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Касимовского муниципального района как части бюджетной системы Российской Федерации;
внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования;
обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования;
совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета, межбюджетных отношений;
четкое определение сфер ответственности органов местного самоуправления Касимовского муниципального района;
создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Касимовского муниципального района по обеспечению муниципальных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
совершенствование всех стадий муниципальных закупок; снижение объема муниципального долга Касимовского муниципального района и размера бюджетного дефицита, а также оптимизация расходов на его обслуживание.
3. Сроки реализации Программы
Мероприятия Программы реализуются до 2013 года.
4. Система программных мероприятий
В 2011 году предлагается реализовать мероприятия Программы по разработке базовых нормативных правовых актов и методических материалов, а также по утверждению отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности расходов и качества финансового менеджмента.
Мероприятия Программы на 2012 год корректируются в декабре предшествующего года с учетом достигнутых результатов.
Программные мероприятия с указанием срока исполнения и ответственных исполнителей приведены в приложении к Программе.
5. Система управления реализацией Программы
Реализация Программы предусматривает участие органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Касимовского муниципального района.
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Касимовского муниципального района, которой финансово-казначейское управление администрации Касимовского района в установленном порядке направляет сведения о ее реализации.
6. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
Финансово-казначейское управление администрации Касимовского района осуществляет подготовку информации, отчетов о выполнении Программы, предложений по корректировке Программы и совершенствованию механизма реализации Программы.
Исполнители программных мероприятий представляют в финансово-казначейское управление администрации Касимовского района отчеты о выполнении мероприятий Программы ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и до 20 февраля года, следующего за отчетным.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
К числу наиболее значимых социально-экономических результатов Программы можно отнести:
- повышение прозрачности бюджетной системы Рязанской области за счет обеспечения публикации значительной части информации, характеризующей эффективность бюджетных расходов;
- внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- повышение эффективности бюджетных расходов за счет установления требований к качеству муниципальных услуг по основным социальным отраслям, введения в бюджетный процесс практики формирования муниципальных заданий;
- совершенствование инструмента управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Касимовского муниципального района путем проведения оценки качества финансового менеджмента и формирования пакета модельных нормативных правовых актов и методических рекомендаций.
Кроме того, системными результатами для Касимовского муниципального района станут следующие:
- повышение уровня компетентности и ответственности руководителей и специалистов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Касимовского муниципального района;
- совершенствование и упорядочение нормативной правовой и методической базы по управлению общественными финансами Касимовского муниципального района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.