Постановление Правительства Москвы от 19 ноября 1991 г. N 198а
"О программе социально-экономического развития и прогнозе функционирования народного хозяйства г. Москвы в 1992 г."
Постановлением Правительства Москвы от 21 марта 2013 г. N 164-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
Хозяйственная обстановка в Москве, сложившаяся к началу 1992 года, характеризуется нестабильной работой большинства отраслей и сфер народного хозяйства города, падением производства, усилением инфляционных процессов, ухудшением положения дел на потребительском рынке, что обуславливает снижение жизненного уровня москвичей.
Предприятия города в среднем на 10% уменьшили против прошлого года физический объем выпуска товаров народного потребления. Происходит значительное отвлечение товарных ресурсов, производимых предприятиями Москвы, для осуществления обменных операций на сырье и комплектацию. Только по товарам легкой промышленности потери потребительского рынка по этой причине составят в IV квартале т.г. свыше 1 млрд. рублей.
Невыполнение отдельными регионами и республиками своих договорных обязательств привело к сокращению на 40% поставок в Москвы непродовольственных товаров. На 60% уменьшилась их поставка по импорту.
Резкое сокращение поставок сырья привело также к падению производства продуктов питания на предприятиях агропромышленного комплекса, имеющих сегодня значительные резервы мощности для переработки и выпуска продуктов питания.
В результате этих и других причин физический объем товарооборота снизился на 20 - 25% против уровня 1990 года. Индекс цен на потребительские товары и услуги на конец года достигнет 2,5. При этом доходы населения увеличатся на 52% и достигнут примерно 59 млрд. рублей.
В условиях возрастающей инфляции в городе проведена значительная работа по социальной защите населения, особенно малоимущих граждан. Повышены оплата труда малооплачиваемым категориям работников, размер минимальных пенсий и пособий - их прирост более чем в 1,6 раза опережал прирост оплаты труда. Введены льготы и дотации по питанию, продовольственному и транспортному обеспечению малоимущих москвичей, созданы системы регулирования занятости населения и специальные фонды средств для поддержки лиц, остающихся без работы. В целом на цели социальной защиты в текущем году израсходовано из разных источников более 640 млн. рублей.
В текущем году благодаря принятым экономическим и организационным мерам удалось стабилизировать работу строительного комплекса. Увеличены против 1990 г. объемы жилищного строительства, укрепилось финансовое положение организаций Мосстройкомитета. Вместе с тем не обеспечено существенное снижение "незавершенки", имеют место срывы в выполнении годовой программы строительства отдельных объектов социальной сферы. Медленными темпами развивается собственная производственная база стройкомплекса. В целом устойчиво работает энергетическое хозяйство города, его инженерный комплекс и транспорт.
Динамично развиваются рыночные отношения и структуры, процессы разгосударствления и приватизации. Действует около 200 коммерческих банков и более 30 фондовых, товарно-сырьевых и других бирж. Усилился процесс привлечения иностранных инвесторов к решению городских программ. Это создает предпосылки для стабилизации экономики в предстоящем периоде.
Условия развития народного хозяйства Москвы в 1992 г. будут чрезвычайно сложными. Их анализ показывает, что в предстоящем периоде в экономике города:
- продолжится спад физических объемов производства в промышленности, особенно в легкой и оборонных отраслях, на транспорте и, вероятно, в бытовом обслуживании населения;
- усилится процесс высвобождения работников с предприятий на рынок труда с достижением их численности в течение года до 400 - 500 тыс. человек, в том числе из-за банкротств предприятий;
- сократятся объемы централизованного финансирования городского бюджета, и отраслей экономики, а также поставок в городское хозяйство производственных ресурсов и потребительских товаров;
- в условиях либерализации цен и доходов следует ожидать усиления инфляционных процессов, значительного роста оплаты труда и в целом денежных доходов населения;
- произойдет снижение жизненного уровня большой части жителей города, особенно в 1-й половине года.
Программа социально-экономического развития г. Москвы на 1992 год и меры, обеспечивающие ее реализацию, разработаны с учетом реально складывающейся хозяйственной обстановки в городе, объективных особенностей и тенденций предстоящего периода, ориентированы на активное сдерживание и постепенное преодоление негативных тенденций в экономике города, в первую очередь, за счет ускорения ее перевода на рыночные отношения.
Вместе с тем правительство Москвы отмечает необходимость продолжения работ над проектом программы в целях более полного учета в нем задач и мер российской программы радикальных экономических реформ, глубокой оценки их последствий для народного хозяйства города, уточнения и конкретизации в связи с этим путей развития экономики.
Правительство Москвы постановляет:
1. Принять к сведению показатели и оценки Комитета экономики по проекту программы социально-экономического развития и прогнозу функционирования народного хозяйства г. Москвы в 1992 году согласно приложению.
Считать возможным использовать их в качестве предварительных минимальных ориентиров при доработке проекта программы и прогноза.
Отметить, что в представленных материалах отсутствуют территориальный разрез и проектировки по префектурам; недостаточно проработаны вопросы финансового и материально-технического обеспечения намеченных направлений и программ развития.
2. Определить с учетом состоявшегося на заседании правительства обсуждения следующие основные направления экономической, социальной, инвестиционной политики, цели и задачи развития народного хозяйства г. Москвы в предстоящем периоде.
В области экономической политики:
- осуществление радикальных экономических реформ, обеспечивающих переход экономики города на рыночные отношения путем широкой приватизации государственной собственности, либерализации цен и доходов, максимальной поддержки предпринимательства, особенно его товарно-производительных форм, введения новой системы налогообложения с учетом местных налогов, сборов и платежей;
- преодоление тенденций спада производства, обеспечение его стабилизации и последующего подъема за счет повышения уровня финансовой и материально-технической самообеспеченности большинства основных звеньев городского хозяйства и города в целом, использование для этих целей, наряду с централизованными новых нетрадиционных каналов ресурсного обеспечения рыночного типа (банковского кредита, биржевых каналов, прямых коммерческих связей, альтернативного инвеститорства, в том числе иностранного, комерсализации распределительной политики и т.п.), обеспечение устойчивой работы энергетики, инженерной инфраструктуры, всего городского хозяйства;
- всемерная поддержка развития на рыночной основе предприятий и организаций отраслей негородского подчинения, особенно оборонного сектора, легкой промышленности, науки;
- усиление взаимодействия органов госуправления правительства Москвы с коммерческими банками, биржами и иными структурами рыночного типа в совместном решении городских проблем;
- совершенствование систем и структур управления отраслями городского хозяйства и в целом территорией города с учетом развития рыночного сектора, необходимого делегирования прав и ответственности в округа, постепенной децентрализации управления отраслями и сферами экономики при усилении координационно-регулирующих, контрольно-аналитических и нормотворческих функций органов государственного управления правительства Москвы.
В области социальной политики:
- достижение стабилизации положения дел на потребительском рынке, сбалансированности роста денежных доходов населения и товарной массы; сохранение потребления населением г. Москвы продовольственных и промышленных товаров, как минимум, на уровне 1991 года; значительное повышение доли нецентрализованных источников снабжения города товарами народного потребления и сырьем для пищевой промышленности; приватизация основной массы мелких и средних предприятий торговли, общественного питания и сферы платных услуг, передача в аренду и акционирование крупных предприятий этих отраслей;
- значительное усиление системы социальной защиты населения, придание ей комплексного и адресного характера, обеспечение прямого доступа малоимущих и иных социальных уязвимых граждан к потребительскому рынку; смягчение социальных последствий возможной безработицы; обеспечение индекции доходов и сбережений прежде всего малоимущих слоев населения, а также работников предприятий и организаций, находящихся на бюджетном финансировании;
- повышение уровня жилищной обеспеченности москвичей и качества жилищно-коммунального обслуживания в условиях приватизации жилья; использование внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, повышение роли арендной платы в возмещении затрат сферы коммунального хозяйства; осуществление мер по сдерживанию роста квартирной платы, цен коммунальных услуг и транспортных тарифов в зависимости от роста денежных доходов населения;
- улучшение медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения на основе укрепления материально-технической базы здравоохранения, вовлечения новых источников его финансирования в том числе страховой медицины, привлечения иностранных инвестиций;
- развитие альтернативных форм воспитания и образования, в том числе на негосударственной и коммерческой основе;
- усиление роли культуры в возрождении духовного наследия и потенциала общества, развитие новых источников ее финансового и материально-технического обеспечения, включая спонсорство, меценатство, привлечение иностранного капитала и фирм; значительное развитие индустрии отдыха и туризма.
В области инвестиционной политики:
- сокращение сферы бюджетного финансирования капиталовложений и эксплуатационных затрат в отраслях производственной сферы городского хозяйства за счет повышения уровня их самофинансирования, рационализации использования финансовых средств, развития кредитного инвестирования и повышения их доходности на основе улучшения коммерческой работы;
- повышение роли иностранных инвестиций в решении неотложных проблем экономики города;
- вовлечение в инвестиционный потенциал города новых внебюджетных источников финансирования, в том числе коммерческого происхождения (продажа жилья, "незавершенки", долгостроев, арендной платы и т.п.).
3. Комитету экономики Москвы и Главмосфинуправлению совместно с комитетами, департаментами, главными управлениями и управлениями правительства Москвы обеспечить в срок до 25 декабря 1991 г. завершение работ над проектом программы социально-экономического развития Москвы с учетом российской программы радикальных экономически реформ:
3.1. Комитету экономики Москвы в 10-дневный срок довести до комитетов, департаментов, главных управлений и управлений правительства Москвы для их ориентации соответствующие показатели и расчетные оценки, вытекающие из рассмотренного проекта.
3.2. Руководителям комитетов, департаментов, главных управлений и управлений правительства Москвы до 15 декабря т.г. завершить работу по уточнению показателей отраслевых программ социально-экономического развития на 1992 год. В их составе разработать конкретные меры, обеспечивающие устойчивую работу отраслей городского хозяйства в условиях свободного ценообразования, имея в виду обеспечить максимальную экономию средств городского бюджета. Уточненные материалы представить на рассмотрение соответствующим заместителям премьера - министрам правительства Москвы.
3.3. Заместителям премьера - министрам правительства Москвы (в соответствии с распределением обязанностей) обеспечить до 19 декабря т.г. представление Комитету экономики уточненных показателей и предложений по выполнению указанных программ в 1992 году по закрепленным отраслям городского хозяйства.
4. Заместителю премьера - министру правительства Москвы т. Карнаухову В.А. с участием заместителя премьера т. Попова О.Г.:
4.1. В ходе доработки проекта программы принять необходимые меры по завершению договорной кампании по обеспечению поставок в 1992 г. в Москву продовольствия, сырья, материалов, комплектующих изделий для устойчивого функционирования потребительского комплекса.
4.2. С целью создания устойчивых прямых связей с поставщиками товаров, сырья и материалов, оборудования всемерно содействовать организации ассоциаций. акционерных обществ, малых и совместных предприятий, других коммерческих структур.
4.3. С участием тт. Пилютина В.С. и Шевелкина Н.П. провести работу с московскими биржами и коммерческими банками, имея в виду заключить с ними пакет конкретных контрактов, направленных на пополнение потребительского рынка г. Москвы товарами, услугами, сырьем, материалами, комплектующими изделиями и т.п. Выработать условия и механизм взаимодействия с указанными структурами.
4.4. Считать необходимым обратиться в правительство России с предложениями:
- по изменению режима проведения оптовых ярмарок по закупке у предприятий промышленности товаров народного потребления с тем, чтобы вначале проводились ярмарки по сырью, а затем по готовой продукции;
- об увеличении поставок в г. Москву товаров из других регионов страны и по импорту, а также о снижении объемов вывоза производимых в городе товаров массового спроса.
5. Заместителям премьера - министрам правительства Москвы В.А. Коробченко и В.А. Карнаухову совместно с Главмосфинуправлением и префектами административных округов в месячный срок разработать комплекс мер по усилению социальной защиты населения в условиях либерализации цен, особенно наиболее нуждающихся социальных групп, предусмотрев механизм индексации цен и доходов прямого доступа этих категорий граждан к потребительскому рынку, адресность системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.
6. Мосстройкомитету:
- в срок до 10.12.91 г. представить Комитету экономики титульные списки жилищного строительства и единые титульные списки комплексной застройки новых жилых микрорайонов на 1992 - 1993 годы, согласованные в установленном порядке, на намеченные объемы ввода объектов для обеспечения своевременного финансирования строительства;
- завершить заключение договоров подряда на строительство объектов, включенных в программу строительства 1992 года, в сроки, необходимые для своевременного открытия финансирования.
7. Главмосфинуправлению совместно с Комитетом экономики Москвы в месячный срок завершить разработку предложений по финансированию строительства отдельных объектов городского хозяйства за счет централизованных капитальных вложений с финансовым покрытием из городского бюджета.
8. Заместителю премьера правительства Москвы т. Попову О.Г.:
8.1. Оказать действенную помощь предприятиям городского хозяйства в проведении текущей договорной кампании на поставку им в 1992 году в необходимых объемах сырья, материалов и оборудования.
8.2. Разработать предложения по созданию единой системы управления материально-техническим снабжением предприятий промышленности города независимо от их организационно-правового статуса и форм собственности.
8.3. Довести совместно с Комитетом экономики Москвы в 1992 году обменный фонд правительства Москвы до 10% от объема выпускаемой в городе конечной продукции.
8.4. С участием ГлавКРУ (т. Юшковский С.Я.) и Мосгоркомстата (т. Корнеева Л.З.) в месячный срок представить предложения о возможности направления в обменный фонд города излишних сверхнормативных товарно-материальных ценностей и неликвидов предприятий и организаций г. Москвы, независимо от форм собственности и подчиненности, для проведения обменных операций с другими регионами страны или бартерных сделок с зарубежными странами.
9. Председателю МГК по науке и технике т. Евтушенкову В.П. в срок до 15 декабря 1991 года обеспечить заключение договоров с предприятиями оборонных отраслей промышленности г. Москвы по решению приоритетных задач развития городского хозяйства.
Информацию о результатах представить Комитету экономики Москвы к 17 декабря 1991 г.
10. Управлению транспорта и связи, Комитету грузового транспорта с участием Комитета экономики Москвы разработать экономические регуляторы выполнения транспортными организациями договорных обязательств по перевозкам особо важных грузов и обслуживанию пассажиров, а также меры по сохранению их хозяйственных связей с производителями автомобильной техники и поставщиками материальных ресурсов в условиях разгосударствления и приватизации собственности и либерализации цен.
11. Главному финансовому управлению, Комитету экономики, Государственной налоговой инспекции по г. Москве с участием заинтересованных комитетов, департаментов, главков и управлений правительства Москвы разработать и представить до 1 декабря 1991 г. в правительство Москвы сводную систему местных налогов и сборов.
12. Заместителю премьера правительства Москвы - министру г. Орджоникидзе И.Н.:
12.1. Совместно с Главмосфинуправлением и Комитетом экономики Москвы обеспечить разработку валютного баланса города, предусмотрев при этом подготовку порядка предоставления льгот предприятиям и организациям города, участвующим в формировании валютного фонда правительства Москвы.
12.2. Завершить до 1 января 1992 г. разработку с участием комитетов, департаментов, главков и управлений правительства Москвы программы привлечения иностранных инвестиций в развитие городского хозяйства, и представить ее в Комитет экономики Москвы для учета в проекте программы социально-экономического развития города в 1992 году.
13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя премьера правительства Москвы - министра т. Воронина А.И.
За премьера правительства Москвы |
Б.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Москвы от 19 ноября 1991 г. N 198а "О программе социально-экономического развития и прогнозе функционирования народного хозяйства г. Москвы в 1992 г."
Текст постановления опубликован в "Вестнике мэрии Москвы", декабрь 1991 г., N 8 (без приложения)
Постановлением Правительства Москвы от 21 марта 2013 г. N 164-ПП настоящее постановление признано утратившим силу