Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Рязанской области
от 28 сентября 2011 г. N 311
Долгосрочная целевая программа
"Научно-техническое и инновационное развитие Рязанской области на 2012 - 2014 годы"
8 февраля 2012 г., 10 апреля 2013 г.
Постановлением Правительства Рязанской области от 10 апреля 2013 г. N 77 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Научно-техническое и инновационное развитие Рязанской области на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство промышленности и наукоемких технологий Рязанской области |
Разработчик Программы |
Министерство промышленности и наукоемких технологий Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Закон Рязанской области от 13 ноября 2006 года N 138-ОЗ "Об инновационном развитии и государственной инновационной политике Рязанской области"; Закон Рязанской области от 17 октября 2007 года N 137-ОЗ "О науке и научно-технической деятельности в Рязанской области"; Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации и одобренный Президиумом Правительства Российской Федерации 7 сентября 2011 года |
Исполнитель Программы |
Министерство промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области |
Цели и задачи Программы |
Цель - создание экономических, правовых и организационных условий для развития инновационной деятельности на территории Рязанской области, обеспечивающих формирование благоприятной деловой среды для функционирования инновационного предпринимательства, направленного на эффективное использование научно-технического потенциала при решении задач социально-экономического развития Рязанской области. Задача - развитие нормативного правового, информационного обеспечения поддержки инновационной деятельности |
Целевые индикаторы и показатели |
Количество студентов, аспирантов и молодых ученых-победителей региональных конкурсов инновационных проектов (не менее 60 человек); число слушателей, принимающих участие в информационных и образовательных семинарах и программах по направлению инноваций, (не менее 150 человек); число созданных рабочих мест (не менее 300); число созданных малых инновационных предприятий при вузах Рязанской области в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (не менее 5); доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций, осуществляющих технологические инновации, (не менее 6,7%); объем привлеченных промышленными предприятиями (внебюджетных) финансовых средств для технического перевооружения производства и освоения новой конкурентоспособной продукции (не менее 500 млн. рублей) |
Сроки и этапы реализации |
2012 - 2014 годы |
Перечень основных мероприятий |
Развитие нормативного правового обеспечения инновационной деятельности; способствование инициации и привлечению инновационных проектов; формирование системы информационного обеспечения поддержки инновационной деятельности и ее популяризации |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования: областной бюджет: 2012 год - 5 100 тыс. руб. 2013 год - 3 970 тыс. руб. 2014 год - 3970 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы должна обеспечить: совершенствование нормативно-правовой базы в инновационной сфере на региональном уровне и интеграция ее с нормативно-правовой базой на федеральном уровне; способствование инициации инновационных проектов; формирование системы информационного обеспечения поддержки инновационной деятельности; ревизия и анализ нормативных правовых актов Рязанской области в сфере инновационной деятельности и ее совершенствование с целью создания современной региональной нормативно-правовой базы путем разработки новых законопроектов, внесения изменений в существующие и отмены нормативных правовых актов, утративших актуальность; поощрение создания инновационных стартапов в научной и инженерной среде, в том числе вузовской; привлечение инновационных проектов из других регионов; формирование единого информационного пространства осуществления инновационной деятельности, повышение популярности и престижа инновационной деятельности в регионе |
1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программными методами
Основная задача региональной научно-технической политики - обеспечить концентрацию ресурсов для развития приоритетных направлений экономики, создать условия для стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Повышение эффективности региональной экономики с помощью инноваций в традиционных для Рязанской области отраслях необходимо сделать одним их важнейших региональных приоритетов.
Инновационная экономика должна стать условием для повышения конкурентоспособности всех ее отраслей.
При этом на протяжении двух последних десятилетий в Рязанской области произошло существенное снижение активности научно-технической и инновационной деятельности. Ряд крупных научных и промышленных предприятий прекратили свое существование.
Уменьшилось число организаций, выполняющих исследования и разработки, а также снизилась численность работников научно-исследовательских организаций и конструкторских подразделений промышленных предприятий:
Показатель |
1990 год |
1995 год |
2000 год |
2005 год |
2009 год |
2010 год |
Количество организаций, ед. |
44 |
30 |
18 |
16 |
15 |
16 |
Количество работников, чел. |
19424 |
6212 |
3637 |
3311 |
3064 |
2332 |
Относительно снизилась оплата труда высококвалифицированных специалистов на предприятиях, преподавателей высших учебных заведений. Это привело к значительному уменьшению притока молодежи в науку и производство - средний возраст специалистов предприятий Рязанской области в настоящее время превышает 50 лет. Исчезают научные школы, нарушается профессиональная преемственность между поколениями разработчиков, что закладывает негативную основу для долговременной деградации научно-технической сферы.
Недостаток собственных оборотных средств, отсутствие стабильных государственных заказов, устаревшая технологическая база, жесткая кредитная политика коммерческих банков, дороговизна заемных ресурсов не позволяют предприятиям самостоятельно разрабатывать и внедрять в производство наукоемкую продукцию, а вынуждает их заниматься в основном модернизацией ранее созданных изделий.
Состояние научно-технического комплекса Рязанской области характеризуется более низкими показателями, чем в целом по стране. Анализ информации, приведенной в сборнике федеральной службы государственной статистики, показывает, что по итогам 2009 года Рязанская область по показателям, характеризующим инновационную активность предприятий, занимала 9 - 10 место в Центральном федеральном округе. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" Рязанская область занимала 47 место в ежегодном "Рейтинге инвестиционного потенциала российских регионов 2009 - 2010 гг." и относится к регионам с неудовлетворительным уровнем инновационного развития (56 место).
При этом в Рязанской области сохранен дееспособный научно-производственный потенциал, который позволяет разрабатывать и выпускать высокотехнологичную продукцию (радиолокационное оборудование, газоразрядные приборы, солнечные энергетические установки, устройства радиосвязи, информационно-телекоммуникационные системы и др.).
В 2010 году на территории Рязанской области действовало 16 средних и крупных организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Успешно действуют научные подразделения на ряде промышленных предприятий: ФГУП "Государственный Рязанский приборный завод", ОАО "Рязанский радиозавод", ОАО "Завод металлокерамических приборов", ОАО Завод "Красное знамя".
Научно-исследовательские работы выполняются в 5 государственных высших учебных заведениях г. Рязани.
Существует развитая сеть высших, среднетехнических и профессионально-технических учебных заведений, способных обеспечивать предприятия Рязанской области высококвалифицированными кадрами.
В Рязанской области зарегистрировано более 50 малых и средних предприятий технико-внедренческого и производственного типа. Однако, развитие инновационного предпринимательства сдерживается недостатком у предприятий стартовых средств для приобретения оборудования и организации собственного производства, отсутствием государственной поддержки в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на российский рынок.
Таким образом, Рязанская область, обладая достаточно высоким научно-техническим потенциалом, заметно отстает в уровне инновационного развития даже от соседних регионов России.
Перелом негативных тенденций, сложившихся в научно-производственном комплексе Рязанской области, невозможно осуществить за счет разнонаправленных усилий отдельных исполнительных органов государственной власти Рязанской области, научных институтов и компаний. Для кардинального изменения ситуации необходим системный подход к решению данной проблемы, способный обеспечить необходимую координацию усилий исполнительных органов государственной власти Рязанской области, вузов, научно-исследовательских организаций, предприятий промышленности и бизнеса.
Такой подход возможен только при наличии последовательной государственной поддержки в рамках Программы, обеспечивающей создание благоприятных условий для инновационной деятельности на территории Рязанской области, продвижения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание экономических, правовых и организационных условий для развития инновационной деятельности на территории Рязанской области, обеспечивающих формирование благоприятной деловой среды для функционирования инновационного предпринимательства, направленного на эффективное использование научно-технического потенциала при решении задач социально-экономического развития Рязанской области.
Задачей Программы является развитие нормативного правового, информационного обеспечения поддержки инновационной деятельности.
3. Сроки реализации Программы
Программа планируется к реализации в 2012 - 2014 годах.
Постановлением Правительства Рязанской области от 10 апреля 2013 г. N 77 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы предполагает финансирование мероприятий за счет средств областного бюджета.
Бюджетные средства будут направлены на развитие нормативного правового и информационного обеспечения инновационной деятельности на всех этапах инновационного цикла.
В настоящей Программе предварительно определены объемы финансирования из областного бюджета, объемы финансирования из федерального бюджета и внебюджетных источников будут уточняться в процессе реализации Программы.
Планируемый общий объем финансирования мероприятий Программы из средств областного бюджета составляет 13040 тыс. рублей, в том числе:
в 2012 году - 5100 тыс. рублей;
в 2013 году - 3970 тыс. рублей,
в 2014 году - 3970 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с законом Рязанской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Объемы расходов на финансирование Программы в 2012 - 2014 годах носят прогнозный характер, соответствующий минимальному уровню обеспечения финансирования Программы, и подлежат уточнению при утверждении расходов на реализацию Программы в рамках закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а также при внесении в него изменений в течение финансового года.
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий Программы приведена в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Рязанской области от 10 апреля 2013 г. N 77 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Система управления реализацией Программы
Главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы, является министерство промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области (далее - Минпром Рязанской области).
Минпром Рязанской области при реализации программных мероприятий выполняет следующие функции:
осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям финансирования из областного бюджета мероприятий Программы;
в качестве государственного заказчика заключает государственные контракты (договоры) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Постановлением Правительства Рязанской области от 10 апреля 2013 г. N 77 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
Министерство промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области направляет отчеты об исполнении Программы по форме и в сроки, установленные Правительством Рязанской области в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области".
8. Целевые индикаторы и показатели эффективности исполнения Программы
Целевыми индикаторами и показателями эффективности исполнения Программы являются:
количество студентов, аспирантов и молодых ученых - победителей региональных конкурсов инновационных проектов (не менее 60 человек);
число слушателей, принимающих участие в информационных и образовательных семинарах и программах по направлению инноваций, (не менее 150 человек);
число созданных рабочих мест (не менее 300);
число созданных малых инновационных предприятий при вузах Рязанской области в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (не менее 5);
доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной, продукции организаций, осуществляющих технологические инновации, (не менее 6,7%);
объем привлеченных промышленными предприятиями (внебюджетных) финансовых средств для технического перевооружения производства и освоения новой конкурентоспособной продукции (не менее 500 млн. рублей).
9. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы обеспечит создание стартовых условий для перехода региональной экономики на инновационный путь развития и будет способствовать решению ряда актуальных для региона социально-экономических проблем:
совершенствование нормативно-правовой базы в инновационной сфере на региональном уровне и интеграция ее с нормативно-правовой базой на федеральном уровне; способствование инициации инновационных проектов; формирование системы информационного обеспечения поддержки инновационной деятельности;
ревизия и анализ нормативных правовых актов Рязанской области в сфере инновационной деятельности и ее совершенствование с целью создания современной региональной нормативно-правовой базы путем разработки новых законопроектов, внесения изменений в существующие и отмены нормативных правовых актов, утративших актуальность;
поощрение создания инновационных стартапов в научной и инженерной среде, в том числе вузовской;
привлечение инновационных проектов из других регионов;
формирование единого информационного пространства осуществления инновационной деятельности, повышение популярности и престижа инновационной деятельности в регионе.
Экономическая значимость Программы обусловлена также созданием региональной инновационной инфраструктуры, которая по окончании действия Программы станет самоокупаемой, ежегодно обеспечивающей дополнительный прирост объема инновационной продукции, удовлетворение возрастающего спроса производственного комплекса Рязанской области на научно-техническую продукцию.
Прогнозируемые результаты реализации Программы на 2012 - 2014 годы по сравнению с базовым (2010) годом приведены в следующей таблице:
N п/п |
Наименование целевых индикаторов и показателей |
Ед. измерения |
Значения по годам |
|||
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Количество студентов и аспирантов-победителей региональных конкурсов инновационных проектов |
чел. |
10 |
15 |
20 |
25 |
2 |
Число слушателей, принимающих участие в информационных и образовательных семинарах и программах по направлению инноваций |
чел. |
|
30 |
50 |
70 |
3 |
Число созданных рабочих мест |
шт. |
- |
50 |
100 |
150 |
4 |
Число созданных малых инновационных предприятий при вузах Рязанской области в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ |
шт. |
2 |
1 |
2 |
2 |
5 |
Объем привлеченных промышленными предприятиями (заемных) финансовых средств для технического перевооружения производства и освоения новой конкурентоспособной продукции |
млн. руб. |
|
50 |
200 |
250 |
6 |
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций, осуществляющих технологические инновации |
% |
5,5 |
5,7 |
6,1 |
6,7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.