Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Рязанской области
от 28 сентября 2011 г. N 305
Долгосрочная целевая программа
"Развитие малоэтажного жилищного строительства с учетом комплексного развития территорий, обеспечения жильем отдельных категорий граждан и молодежи в 2012 - 2020 годах"
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие малоэтажного жилищного строительства с учетом комплексного развития территорий, обеспечения жильем отдельных категорий граждан и молодежи в 2012 - 2020 годах" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство строительного комплекса Рязанской области |
Разработчики Программы |
Министерство строительного комплекса Рязанской области, министерство экономического развития и торговли Рязанской области |
Исполнители Программы |
Министерство строительного комплекса Рязанской области (далее - Минстрой); министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее - Минтранс); ОАО "Рязанская ипотечная корпорация" (далее - Корпорация); органы местного самоуправления городских и сельских поселений Рязанской области (далее - муниципальные образования) (по соглашению) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Рязанской области от 29.12.2010 N 562-р; постановление Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области", |
Цель и задачи Программы |
Цель Программы - стимулирование развития малоэтажного жилищного строительства на территории Рязанской области с учетом комплексного развития территорий, обеспечения жильем отдельных категорий граждан и молодежи. Задачи Программы: - увеличение объемов строительства малоэтажного жилья экономического класса; - оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий гражданам при строительстве малоэтажного жилья экономического класса |
Перечень основных мероприятий |
Строительство инженерной, транспортной инфраструктуры в малоэтажных поселках; предоставление типовых проектных и технологических решений на безвозмездной основе гражданам - участникам Программы; предоставление социальных выплат на строительство малоэтажного жилого дома экономического класса гражданам - участникам Программы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Строительство 60 тыс. кв. м малоэтажных жилых домов; улучшение жилищных условий 1500 семей жителей Рязанской области - участников Программы |
Срок и этапы реализации Программы |
2012-2020 годы, в том числе: I этап - 2012 - 2015 годы II этап - 2016 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования Программы в 2012 - 2020 годах составит 1207,32 млн рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 60 млн рублей; средства областного бюджета - 1134,02 млн рублей; средства местных бюджетов - 13,3 млн рублей. Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии бюджетов всех уровней на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы должна обеспечить увеличение объемов малоэтажного жилищного строительства экономического класса, обеспеченного инженерной и дорожной инфраструктурой. Минимальный дополнительный ввод жилья в результате реализации Программы составит 60 тыс. кв. метров общей площади, в том числе: в 2012 году - 8 тыс. кв. м; в 2013 году - 16 тыс. кв. м; в 2014 году - 16 тыс. кв. м; в 2015 году - 20 тыс. кв. м. С использованием мер государственной поддержки улучшат жилищные условия 1500 семей, в том числе: в 2012 году - 200 семей; в 2013 году - 400 семей; в 2014 году - 400 семей; в 2015 году - 500 семей. Успешная реализация Программы позволит обеспечить: формирование эффективных механизмов развития инженерной и дорожной инфраструктуры; увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых на малоэтажное жилищное строительство; закрепление кадров, в первую очередь, на предприятиях и в организациях, осуществляющих деятельность в сельской местности Рязанской области |
1. Характеристика проблемы, обоснование необходимости ее решения
В Рязанской области на протяжении ряда лет ввод в эксплуатацию жилья индивидуальными застройщиками составляет 20 - 30% от общего объема строительства (порядка 120 - 130 тыс. кв. м в год) без отсутствия тенденции к росту.
Во многих субъектах Центрального федерального округа наблюдается существенное увеличение объемов индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС). Анализ показал, что по ИЖС в 2008 - 2010 годах Рязанская область занимает 10 - 12 место в ЦФО (по общему объему ввода - 7 - 9 место), в тоже время по доле ИЖС в общем объеме строительства Рязанская область - в числе последних.
Также в регионе ежегодно вводятся в эксплуатацию многоквартирные малоэтажные жилые дома (до 3-х этажей включительно).
В условиях снижения объемов ввода как в 2010 году, так и в плановом периоде на 2011 год, выходом из данной ситуации могло бы стать увеличение объемов малоэтажного жилья, учитывая динамичность его строительства.
В то же время, более 40% населения Рязанской области живет в жилье, не отвечающем даже минимальным требованиям благоустройства и комфортности.
Уровень благоустройства жилья в последние годы продолжал повышаться, но разрыв между городом и селом оставался значительным по всем параметрам.
Более 16 тыс. семей (4% населения региона) приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По данным социологического опроса, проведенного в ноябре - декабре 2010 года. Центром социологических исследований факультета социологии и управления Рязанского государственного университета им. С.А.Есенина, всего в настоящее время нуждаются в улучшении жилищных условий более 26% семей области.
При этом фактически улучшить свои жилищные условия при существующем уровне доходов и цен на жилье могут 10 - 15% населения.
Таким образом, основой государственной политики в этом вопросе должна стать ориентированность на создание условий, позволяющих удовлетворять потребность в жилье экономически активной части населения Рязанской области, а также оказание эффективных мер государственной поддержки категориям граждан, которые в силу объективных причин не могут решить жилищную проблему самостоятельно.
Увеличить долю населения, способную улучшить жилищные условия с использованием мер государственной поддержки, возможно с помощью внедрения технологий "растущего дома". Технология предусматривает выделение в процессе строительства малоэтажного жилого дома нескольких очередей, предполагающих возможность его эксплуатации уже по завершении строительства первой очереди.
Особо остро проблема обеспеченности жильем стоит для жителей сельской местности. Продолжается тенденция сокращения числа трудовых кадров сельского хозяйства и их качественный состав. Наблюдается высокий уровень миграции. В повышении уровня обеспеченности специалистами нуждается и социальная сфера села. Притоку и закреплению на селе специалистов, в первую очередь молодых, будет способствовать улучшение жилищных условий.
В Рязанской области также нуждаются в поддержке граждане, работающие в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней (далее - работники бюджетной сферы), так как данным категориям недостаточно оказывается содействие в решении жилищных вопросов в рамках долгосрочных целевых программ.
Отсутствие до последнего времени кредитных продуктов, направленных на финансирование строительства малоэтажного жилья, в значительной мере тормозило развитие данного сегмента рынка жилищного строительства. Решением проблемы может стать активное внедрение программы "Малоэтажное жилье" по стандартам ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", региональным оператором которого является ОАО "Рязанская ипотечная корпорация".
Последствия кризиса на кредитно-финансовом и строительном рынках, сокращение платежеспособного спроса населения на жилье поставили на повестку дня необходимость создания условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства малоэтажных жилых домов экономического класса, отвечающих стандартам и требованиям, устанавливаемым Министерством регионального развития Российской Федерации.
Программа должна обеспечить комплексный подход к формированию нового сегмента строительства малоэтажного жилья экономического класса, решению проблем улучшения жилищных условий определенных категорий граждан, а также способствовать более эффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является стимулирование развития малоэтажного жилищного строительства на территории Рязанской области с учетом комплексного развития территорий, обеспечения жильем отдельных категорий граждан и молодежи.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- увеличение объемов строительства малоэтажного жилья экономического класса;
- оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий гражданам при строительстве малоэтажного жилья экономического класса.
3. Срок и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы - 2012 - 2020 годы, в том числе:
I этап - 2012 - 2015 годы (строительство поселков малоэтажного жилья экономического класса, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой, предоставление гражданам социальных выплат на строительство жилых домов);
II этап - 2016 - 2020 годы (завершение расчетов с гражданами по предоставлению социальных выплат на строительство жилых домов).
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы производится за счет бюджетов всех уровней после проведения соответствующих конкурсов по отбору муниципальных образований на предоставление государственной поддержки при строительстве инженерной и транспортной инфраструктуры.
Финансирование за счет средств федерального бюджета проводится по мероприятиям в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в объемах, предусмотренных федеральным бюджетом на финансирование подпрограммы.
Средства областного бюджета на финансирование мероприятий Программы предусматриваются Законом Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
На выполнение мероприятий Программы местным бюджетам предоставляются субсидии из областного Фонда софинансирования расходов.
Объемы финансирования Программы в 2012 - 2020 годах приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии бюджетов всех уровней на очередной финансовый год.
В рамках Программы будет осуществляться предоставление субсидий муниципальным образованиям на:
- строительство инженерных коммуникаций в поселках малоэтажной застройки экономического класса из областного бюджета;
- строительство автомобильных дорог в поселках малоэтажной застройки экономического класса из областного и федерального бюджетов.
При отборе муниципальных образований в целях реализации проектов будут использоваться следующие критерии отбора:
начало реализации проектов в рамках Программы в году, предшествующем отбору (начиная с 2013 года);
наименьший объем средств областного бюджета в расчете на 1 квадратный метр жилья, необходимый для ввода малоэтажного жилья экономического класса в рамках проектов.
Субсидии предоставляются муниципальным образованиям на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.
Порядок проведения отбора муниципальных образований для участия в Программе определяется Минстроем.
Распределение субсидий между муниципальными образованиями на строительство инженерных коммуникаций и автомобильных дорог в поселках малоэтажной застройки экономического класса в разрезе муниципальных образований и объектов строительства утверждается постановлением Правительства Рязанской области по результатам отбора.
При предоставлении субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий Программы применяется следующая методика расчета межбюджетных субсидий.
Общий объем межбюджетных субсидий, предоставляемых из областного Фонда софинансирования расходов муниципальным образованиям на реализацию мероприятий Программы, равен сумме субсидий местным бюджетам отдельных муниципальных образований.
Межбюджетные субсидии предоставляются из областного бюджета из расчета 97,5 процентов общей суммы расходов, предусмотренных проектной документацией.
Число муниципальных образований - участников Программы и количество проектов определяются с учетом объемов выделенных на текущий год средств областного бюджета, а также размеров заявленной необходимой поддержки в рамках Программы.
Социальные выплаты предоставляются гражданам, зарегистрированным по месту жительства на территории Рязанской области не менее 1 года и оформившим ипотечные кредиты (займы) в российских кредитных организациях, в том числе с привлечением Корпорации, имеющим законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование и работающим по основному месту работы не менее 1 года (далее - специалисты), в том числе в организациях, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней.
Социальные выплаты гражданам предоставляются на:
- уплату части первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) на строительство индивидуального жилого дома на земельных участках, сформированных муниципальным образованием, прошедшим отбор для участия в Программе под комплексную малоэтажную застройку (далее - индивидуальный жилой дом), в размере 10% (для специалистов) и 20% (для работников бюджетной сферы) от расчетной стоимости строительства индивидуального жилого дома;
- возмещение 50% затрат на уплату процентной ставки по кредитам (займам), полученным на строительство индивидуального жилого дома, в течение 5 лет, в части суммы кредита (займа), не превышающей 80% от расчетной стоимости строительства индивидуального жилого дома;
- погашение основной суммы долга по ипотечному кредиту (займу) в размере 20% от расчетной стоимости строительства индивидуального жилого дома по окончании пятого года после получения кредита.
Расчетная стоимость строительства индивидуального жилого дома (РС) определяется по формуле:
,
где:
ОП - общая площадь индивидуального жилого дома, имеющая фиксированное значение и равняющаяся 40 квадратным метрам;
Н - норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, установленный Министерством регионального развития Российской Федерации на дату подачи заявления на участие в Программе.
Порядок предоставления из областного бюджета социальных выплат на строительство жилья гражданам определяется постановлением Правительства Рязанской области.
5. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
6. Система управления реализацией Программы
Механизм реализации Программы основан на взаимодействии исполнительных органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления, населения, хозяйственных организаций.
Минстрой - заказчик Программы:
- осуществляет текущее управление реализацией Программы;
- осуществляет взаимодействие с Министерством регионального развития Российской Федерации по вопросам подписания соответствующих соглашений, финансирования программных мероприятий;
- заключает с муниципальными образованиями соглашения о предоставлении субсидий на строительство инженерных коммуникаций и автомобильных дорог в поселках малоэтажной застройки;
- предоставляет социальные выплаты гражданам - участникам Программы;
- заключает государственные контракты на разработку типовых проектных и технологических решений строительства "растущих домов".
Исполнителями мероприятий Программы являются Минстрой, Минтранс, Корпорация и муниципальные образования.
Минтранс осуществляет координацию работы с муниципальными образованиями по проектам строительства автомобильных дорог в поселках малоэтажной застройки.
Минстрой совместно с Корпорацией формируют списки граждан - участников Программы в пределах лимита выделенных средств в текущем году на реализацию Программы. Минстрой осуществляет предоставление социальных выплат гражданам - участникам Программы.
Муниципальные образования:
- формируют земельный участок под комплексную застройку;
- представляют заявку в Минстрой на конкурсный отбор на предоставление субсидий на строительство инженерных коммуникаций и автомобильных дорог в поселках малоэтажной застройки;
- заключают муниципальные контракты на строительство инженерных коммуникаций, автомобильных дорог и малоэтажных жилых домов.
С учетом реализации программных мероприятий исполнители совместно с заказчиком Программы уточняют объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году и представляют бюджетную заявку с ее обоснованием в министерство финансов Рязанской области.
Взаимодействие заказчика и исполнителей Программы с муниципальными образованиями осуществляется в рамках соглашений о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Рязанской области.
7. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
Формирование и предоставление отчетности об исполнении Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 08 октября 2008 г. N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области".
8. Целевые индикаторы и показатели Программы
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить:
Целевой индикатор |
Всего |
в том числе по годам |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1. Ввод в действие жилья, тыс. кв. м |
60 |
8 |
16 |
16 |
20 |
2. Количество семей, улучшивших жилищные условия, ед. |
1500 |
200 |
400 |
400 |
500 |
9. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы должна обеспечить увеличение объемов малоэтажного жилищного строительства экономического класса, обеспеченного инженерной и дорожной инфраструктурой.
Минимальный дополнительный ввод жилья в результате реализации Программы составит 60 тыс. кв. метров общей площади, в том числе:
в 2012 году - 8 тыс. кв. м;
в 2013 году - 16 тыс. кв. м;
в 2014 году - 16 тыс. кв. м;
в 2015 году - 20 тыс. кв. м.
С использованием мер государственной поддержки улучшат жилищные условия 1500 семей, в том числе:
в 2012 году - 200 семей;
в 2013 году - 400 семей;
в 2014 году - 400 семей;
в 2015 году - 500 семей.
Успешная реализация Программы позволит обеспечить:
формирование эффективных механизмов развития инженерной и дорожной инфраструктуры;
увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых на малоэтажное жилищное строительство;
закрепление кадров, в первую очередь, на предприятиях и в организациях, осуществляющих деятельность в сельской местности Рязанской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.