Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Рязанской области
от 1 декабря 2010 г. N 311
Долгосрочная целевая программа
"Долгосрочное ипотечное кредитование строительства
и приобретения жилья на 2011-2015 годы"
1 марта, 29 июня, 7 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Рязанской области от 7 декабря 2011 г. N 410 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Долгосрочное ипотечное кредитование строительства
и приобретения жилья на 2011-2015 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Долгосрочное ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство строительного комплекса Рязанской области |
Разработчик Программы |
Министерство строительного комплекса Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Рязанской области от 08 октября 2008 г. N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" |
Исполнители Программы |
Министерство строительного комплекса Рязанской области (далее - Минстрой); ОАО "Рязанская ипотечная корпорация" (далее - Корпорация) |
Цель и задачи |
Цель Программы - создание необходимых условий для решения жилищной проблемы работников бюджетной сферы и молодых семей Рязанской области с помощью системы ипотечного кредитования; задачи Программы: реализация бюджетной политики, направленной на стимулирование активности всех участников рынка ипотечного жилищного кредитования; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования и средств населения в жилищную сферу; увеличение объемов выдачи и рефинансирования ипотечных жилищных кредитов; повышение платежеспособного спроса граждан |
Целевые индикаторы и показатели |
Улучшение жилищных условий 153 работников бюджетной сферы и молодых семей; рефинансирование 153 выданных ипотечных кредитов (займов) в соответствии с федеральными стандартами ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"; привлечение около 50 млн. руб. в инвестиционно-строительную сферу Рязанской области; обеспечение дополнительного ввода 1,4 тыс. кв. м жилья |
Срок реализации |
2011-2015 годы |
Перечень основных мероприятий |
Информирование об основных положениях конкурса и проведение консультационной работы среди населения по системе ипотечного жилищного кредитования; взаимодействие с кредитными, страховыми, оценочными, риэлтерскими организациями; выдача ипотечных жилищных кредитов (займов); рефинансирование ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с федеральными стандартами ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"; предоставление социальных выплат работникам бюджетной сферы и молодым семьям Рязанской области; контроль и оперативное управление реализацией Программы |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах составляет: средства областного бюджета - 48,6495 млн. руб.; внебюджетные источники - 371,25 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Увеличение количества сделок на рынке жилья, активизация инвестиционно-строительной деятельности; создание эффективных финансовых механизмов ипотечного жилищного кредитования населения на строительство и приобретение жилья; улучшение жилищных условий населения; привлечение внебюджетных средств для реализации Программы |
1. Характеристика проблемы,
решение которой осуществляется путем реализации Программы
Долгосрочное ипотечное кредитование является важным инструментом реализации проводимой государством жилищной политики.
В Рязанской области объем предоставленных ипотечных кредитов в 2009 году сократился почти в 4 раза по сравнению с 2008 годом (с 4,1 до 1,1 млрд. рублей).
В условиях снижения уровня ипотечного кредитования, недостаточного платежеспособного спроса большей части населения на жилье в области в плановый период прогнозируется сокращение объемов жилищного строительства.
Одно из ключевых требований системы долгосрочного ипотечного кредитования строительства и приобретения жилья - обеспечение доступности ипотечных кредитов для населения не только с высокими, но и со средними доходами.
Анализ текущей ситуации в сфере жилищного строительства говорит о необходимости применения мер государственной поддержки для отдельных категорий граждан, обеспечивающей повышение доступности кредитных ресурсов. Для этого нужно обеспечить достаточное количество бюджетных и внебюджетных источников финансирования, включая средства населения, направляемые в жилищную сферу.
Наиболее эффективной мерой государственной поддержки граждан, желающих получить ипотечные кредиты на стандартных банковских условиях, но не располагающих достаточными доходами, является предоставление социальных выплат для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита. Такая система была положена в основу областной целевой программы "Долгосрочное ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2005-2010 годы", которая реализовалась на территории Рязанской области.
В рамках данной программы осуществлялось предоставление социальных выплат из областного бюджета работникам бюджетной сферы и молодым семьям. Средства областного бюджета и ипотечный кредит в рамках реализации данной программы могли быть использованы в двух направлениях: приобретение жилья на вторичном рынке и участие в долевом строительстве. За период действия программы с 2005 по 2008 год социальные выплаты получили 273 работника бюджетной сферы на сумму 62 млн. рублей и 340 молодых семей на сумму 85,1 млн. руб. В 2009 году действие программы было приостановлено из-за отсутствия финансирования.
В 2010 году финансирование программы осуществлялось за счет возвращенных в областной бюджет в рамках областных целевых программ "Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы" и "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы" обязательных платежей по займам и процентам за пользование займами.
В настоящее время в Рязанской области наиболее нуждаются в поддержке молодые семьи и работники бюджетной сферы, так как данным категориям недостаточно оказывается содействие в решении жилищных вопросов в рамках областных целевых программ.
Таким образом, указанный уровень поддержки не обеспечивал в полном объеме нуждаемость данных категорий граждан. Ежегодно в среднем на участие в программе подавали заявления около 330 работников бюджетной сферы и молодых семей. Причем в последний год реализации программы (2008 год) потребность в получении социальной выплаты возникла более чем у 400 граждан, что свидетельствует о возросшей актуальности использования мер государственной поддержки, предусмотренных в рамках Программы.
Без программно-целевого метода невозможно успешное выполнение задач Программы и эффективное расходование средств областного бюджета.
Для решения жилищной проблемы работников бюджетной сферы и молодых семей требуется участие и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, участников ипотечного рынка, а также других предприятий и организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.
Задача социально-экономического развития области требует системного и комплексного подходов при формировании перечня мероприятий, направленных на создание условий для устойчивого развития системы долгосрочного ипотечного кредитования.
2. Цель и задачи Программы
1. Целью Программы является создание необходимых условий для решения жилищной проблемы работников бюджетной сферы и молодых семей Рязанской области с помощью системы ипотечного кредитования.
2. Основные задачи Программы:
реализация бюджетной политики, направленной на стимулирование активности всех участников рынка ипотечного жилищного кредитования;
создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования и средств населения в жилищную сферу;
увеличение объемов выдачи и рефинансирования ипотечных жилищных кредитов;
повышение платежеспособного спроса граждан.
3. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2011-2015 годы.
Постановлением Правительства Рязанской области от 7 декабря 2011 г. N 410 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
1. Реализация Программы планируется за счет средств областного бюджета, в том числе по годам:
млн. руб.
Источники финансирования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего |
Средства областного бюджета |
11,8495 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
9,2 |
48,6495 |
Внебюджетные источники, в том числе: |
60,45 |
72,1 |
75,8 |
79,5 |
83,4 |
371,25 |
собственные средства граждан |
10,45 |
9,5 |
10 |
10,5 |
11 |
51,45 |
кредитные ресурсы |
25 |
31,3 |
32,9 |
34,5 |
36,2 |
159,9 |
средства от рефинансированных кредитов в ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" |
25 |
31,3 |
32,9 |
34,5 |
36,2 |
159,9 |
2. Прогнозируемый объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 48,6495 млн. руб. и подлежит ежегодному уточнению при утверждении бюджета на соответствующий год.
Постановлением Правительства Рязанской области от 29 июня 2011 г. N 171 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий долгосрочной целевой программы "Долгосрочное ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2011-2015 годы" приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.
6. Система управления реализацией Программы
1. Главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на реализацию Программы, является Минстрой.
2. Взаимодействие Минстроя и Корпорации осуществляется на условиях, установленных соглашением.
3. Минстрой выполняет следующие функции:
- осуществляет оперативное управление Программой;
- ведет учет и распределение средств, предусмотренных для реализации Программы;
- формирует и направляет в министерство финансов Рязанской области отчеты об использовании средств областного бюджета.
4. Корпорация выполняет следующие функции:
- осуществляет взаимодействие с заинтересованными государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления Рязанской области, со средствами массовой информации;
- обеспечивает условия реализации Программы, в том числе прием заявлений и формирование списков граждан, претендующих на участие в Программе, расчет социальной выплаты на оплату части стоимости жилья гражданам, привлекающим ипотечные кредиты (займы) на строительство или приобретение жилья на территории Рязанской области (далее - социальная выплата);
- проводит консультационную работу среди населения по системе ипотечного жилищного кредитования;
- обеспечивает инфраструктуру ипотечного рынка, включая организацию взаимодействия с кредитными, страховыми, оценочными, риэлтерскими организациями.
Постановлением Правительства Рязанской области от 29 июня 2011 г. N 171 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Формы социальной поддержки
1. Социальная выплата предоставляется следующим категориям граждан, проживающим на территории Рязанской области:
1) гражданам - членам молодой семьи, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет включительно (в случае неполной семьи - возраст отца или матери не превышает 35 лет включительно) на дату подачи заявления на предоставление социальной выплаты в ОАО "Рязанская ипотечная корпорация" (далее - Корпорация), соответствующим следующим критериям:
- наличие регистрации по месту жительства на территории Рязанской области не менее 1 года со дня заключения брака (для лиц, состоящих в браке);
- наличие регистрации по месту жительства у всех граждан по последнему месту регистрации супругов (в случае неполной семьи - отца или матери) не менее 1 года на дату подачи документов в Корпорацию (данное требование не распространяется на несовершеннолетних детей);
- уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения по месту регистрации обоих супругов (в случае неполной семьи - отца или матери) не должен превышать учетную норму площади жилого помещения, установленную органом местного самоуправления муниципального образования Рязанской области, в котором данные лица зарегистрированы по месту жительства;
2) гражданам - работникам бюджетной сферы, работающим не менее 1 года по основному месту работы в организациях образования, культуры, спорта, здравоохранения, ветеринарии, туризма, социальной защиты, финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов (далее - организации), соответствующим следующим критериям:
- наличие регистрации по месту жительства на территории Рязанской области не менее 1 года;
- наличие регистрации по месту жительства у всех граждан по последнему месту регистрации работника бюджетной сферы, семьи работника бюджетной сферы (супругов, отца или матери - в случае неполной семьи) не менее 1 года на дату подачи документов в Корпорацию (данное требование не распространяется на несовершеннолетних детей);
- уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения по месту регистрации работника бюджетной сферы, семьи работника бюджетной сферы не должен превышать учетную норму площади жилого помещения, установленную органом местного самоуправления муниципального образования Рязанской области, в котором данные лица зарегистрированы по месту жительства.
2. Социальная выплата выдается на строительство или приобретение жилья с привлечением ипотечных кредитов на территории Рязанской области в размере до 30% от стоимости жилья.
При расчете размера социальной выплаты берется меньшая стоимость из фактической стоимости жилья и стоимости, рассчитанной с учетом следующих норм:
1) нормы площади жилья для семьи, получающей социальную выплату:
18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек,
42 кв. метра общей площади жилья для семьи, состоящей из двух человек,
33 кв. метра общей площади жилья для одиноких людей;
2) стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, равной средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в Рязанской области, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на дату расчета размера социальной выплаты.
3. В случае, если гражданин - получатель социальной выплаты и (или) члены его семьи имеют в собственности жилые помещения, расчет максимального размера социальной выплаты осуществляется в части площади жилья, не достающей до норм, установленных пунктом 2 настоящего раздела.
4. Предоставление социальных выплат осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о предоставлении социальных выплат на оплату части стоимости жилья гражданам, привлекающим ипотечные кредиты (займы) на строительство или приобретение жилья, согласно приложению N 2 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Рязанской области от 1 марта 2011 г. N 27 в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Состав и сроки
представления отчетности об исполнении Программы
Минстрой ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, направляет в министерство экономического развития и торговли Рязанской области информацию об итогах реализации Программы в соответствии с пунктом 4.2 Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 08 октября 2008 г. N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области".
Постановлением Правительства Рязанской области от 7 декабря 2011 г. N 410 в раздел 9 настоящего приложения внесены изменения
9. Целевые индикаторы и показатели Программы
1. Целевые показатели эффективности от реализации Программы представлены в таблице.
Целевой индикатор |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего |
Улучшение жилищных условий |
чел. |
25 |
32 |
32 |
32 |
32 |
153 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
приобретение жилья на вторичном рынке |
чел. |
21 |
25 |
25 |
25 |
25 |
121 |
участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов |
чел. |
4 |
7 |
7 |
7 |
7 |
32 |
Доля участников Программы, улучшивших жилищные условия |
% |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Стоимость жилья |
млн. руб. |
47,3 |
50 |
52,1 |
54,2 |
56,4 |
260 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
стоимость построенного жилья |
млн. руб. |
6,7 |
10 |
10,4 |
10,8 |
11,3 |
49,2 |
стоимость приобретенного жилья |
млн. руб. |
40,6 |
40 |
41,7 |
43,4 |
45,1 |
210,8 |
Площадь жилья |
тыс. кв. м |
1,2 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
7,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
площадь построенного жилья |
тыс. кв. м |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
1,4 |
площадь приобретенного жилья |
тыс. кв. м |
1 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
5,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Сумма кредитных ресурсов |
млн. руб. |
25 |
31,3 |
32,9 |
34,5 |
36,2 |
159,9 |
Количество рефинансированных ипотечных кредитов |
шт. |
25 |
32 |
32 |
32 |
32 |
153 |
Сумма рефинансированных ипотечных кредитов |
млн. руб. |
25 |
31,3 |
32,9 |
34,5 |
36,2 |
159,9 |
Привлечение собственных средств граждан |
млн. руб. |
10,45 |
9,5 |
10 |
10,5 |
11 |
51,45 |
Таким образом, реализация Программы позволит улучшить жилищные условия 153 работникам бюджетной сферы и молодым семьям, приведет к увеличению объема рефинансирования выданных ипотечных кредитов (займов).
В инвестиционно-строительную сферу Рязанской области будет привлечено около 50 млн. руб., что позволит построить 1,4 тыс. кв. м жилья.
10. Оценка социально-экономической эффективности Программы
с указанием количественных и качественных оценок
ожидаемых результатов реализации Программы
1. Система ипотечного жилищного кредитования влечет повышение платежеспособного спроса на жилье, что в свою очередь стимулирует жилищное строительство и ведет к активизации инвестиционно-строительной деятельности.
Реализация Программы окажет положительное влияние на экономическое развитие Рязанской области в целом. В частности, увеличится занятость населения, произойдет дополнительное вливание в рынок устойчивых долгосрочных финансовых активов.
2. Активизация жилищного строительства благоприятно скажется на инвестиционной привлекательности региона, в первую очередь, благодаря расширению платежеспособного спроса на внутреннем рынке. Помимо увеличения покупательной активности непосредственно на рынке жилья будут созданы предпосылки для расширения спроса на прочие товары и услуги за счет выданных кредитов.
3. В результате реализации Программы произойдет повышение уровня благосостояния населения, что обусловлено увеличением объема текущего потребления населения в счет будущих доходов.
4. Система проверки платежеспособности участников ипотечного кредитования будет стимулировать работодателей и потенциальных заемщиков к легализации получаемых доходов, что увеличит налоговые отчисления и, соответственно, обеспечит пополнение доходной части областного бюджета.
Постановлением Правительства Рязанской области от 7 декабря 2011 г. N 410 в пункт 5 раздела 10 настоящего приложения внесены изменения
5. За 2011-2015 годы в жилищную сферу будет привлечено более 370 млн. руб. средств внебюджетных источников, в том числе более 50 млн. руб. собственных средств граждан.
Постановлением Правительства Рязанской области от 7 декабря 2011 г. N 410 в пункт 6 раздела 10 настоящего приложения внесены изменения
6. В результате реализации Программы жильем будут обеспечены 153 работника бюджетной сферы и молодых семей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.