Определение Рязанского областного суда
от 9 ноября 2011 г. N 33-2254
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Агаповой В.В.,
судей Левковой Г. И., Вергазовой Л.В.,
при секретаре Кузнецовой Т.А.,
заслушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22 сентября 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Рязани в интересах несовершеннолетнего Назарова В.А. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о возмещении расходов удовлетворить.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области за счет средств федерального бюджета в пользу Якуниной Ю.В. <данные изъяты> рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г.И., возражения против доводов жалобы Якуниной Ю.В., заключение прокурора Маточенковой Т.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Прокурор Октябрьского района г. Рязани обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Назарова В.А. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о возмещении понесенных расходов.
В обоснование требований указал, что несовершеннолетний Назаров В.А., 07.09.2007 года рождения, вследствие тяжелого заболевания, является ребенком-инвалидом. Филиалом N Главного бюро МСЭ по Рязанской области Назарову В.А. была разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно индивидуальной программе реабилитации Назарову В.А. необходимы в качестве технических средств реабилитации средства ремонта для кохлеарного импланта: кабели внешней части кохлеарных имплантов, 365 батареек в год (типа 675), один комплект аккумуляторов (3 штуки в год).
Мать Назарова В.А. - Якунина Ю.В., 08.12.2010 г. самостоятельно приобрела за счет собственных средств кабель, стоимостью <данные изъяты>руб. и 365 батареек стоимостью <данные изъяты>рублей.
Согласно приказу МСЗН Рязанской области от 23.12.2010 г. N Якуниной Ю.В. выплачена компенсация понесенных расходов в сумме <данные изъяты>руб. лишь за кабель для речевого процессора кохлеарного импланта. Заявление Якуниной Ю.В. о возмещении расходов в сумме <данные изъяты>руб. за приобретенные батарейки оставлено без удовлетворения. Отказ мотивирован тем, что батарейки и аккумуляторы не включены в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Прокурор полагает отказ ответчика в возмещении указанных расходов неправомерным, поскольку приобретенные Якуниной Ю.В. батарейки являются не отдельными техническими средствами реабилитации, а частями импланта, без замены (ремонта) которых, его работа невозможна.
Ремонт технического средства реабилитации, в качестве которого можно рассматривать замену батареек, предусмотрен указанным Перечнем.
По мнению прокурора, Министерство социальной защиты населения Рязанской области не исполнило возложенные на него обязанности по возмещению компенсации за произведенный за свой счет ремонт слухового протеза законному представителю ребенка-инвалида Якуниной Ю.В.
В связи с чем, прокурор просил обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области возместить Якуниной Ю.В. понесенные ею расходы в сумме <данные изъяты> рублей.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Судом не было принято во внимание, что батарейки и аккумуляторы не включены в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Однако, данные доводы были судом отвергнуты.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, считает, что оснований для его отмены не имеется.
Из материалов дела видно, и судом бесспорно установлено, что Назаров В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вследствие тяжелого заболевания является ребенком-инвалидом. 03.09.2009 года Назарову В.А. в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи была проведена операция <данные изъяты>.
Филиалом N Главного бюро МСЭ по Рязанской области Назарову В.А. была разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, в соответствии с которой, ему необходимы средства ремонта кохлеарного импланта: кабели внешней части кохлеарных имплантов; 365 батареек питания в год (типа 675), один комплект аккумуляторов (3 штуки в год).
01.10.2010 года мать Назарова В.А. - Якунина Ю.В. обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о проведении медико-технической экспертизы для определения потребности в ремонте установленного ее ребенку технического средства реабилитации для замены батареек и кабелей.
Министерством выдано заключение медико-технической экспертизы, согласно которому Назарову В.А. требуется замена кабеля кохлеарного импланта. Вывода о нуждаемости в замене батареек импланта заключение не содержит и, как пояснила представитель ответчика, экспертиза по этому вопросу не проводилась.
Якунина Ю.В. самостоятельно за счет собственных средств приобрела 08.12.2010 года батарейки для кохлеарного импланта (365 штук), стоимостью <данные изъяты> руб. и кабель стоимостью <данные изъяты> руб.
Министерством социальной защиты населения Рязанской области 23.12.2010 года издан приказ о выплате Якуниной Ю.В. компенсации за самостоятельно приобретенный кабель для кохлеарного импланта в размере <данные изъяты>рублей.
При разрешении дела суд правильно применил нормы материального права, и вопреки доводам кассатора, правильно его и толковал.
Так, согласно ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. индивидуальная программа реабилитации инвалида -. это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Государством в силу ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года N 2347 утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Распоряжения Правительства РФ следует читать как "N 2347-р"
В данном перечне указаны следующие реабилитационные меры: протезирование, технические средства реабилитации - эндопротезы, а также предоставление услуг по ремонту указанных технических средств реабилитации.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2098-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития и Правительством Рязанской области, которым последнему, передана часть федеральных полномочий, в том числе, по обеспечению включенными в указанный перечень техническими средствами реабилитации, услугами лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид", в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
В целях реализации переданных полномочий, на основании указанного Соглашения, постановлением Правительства Рязанской области от 31.12.2009 N 383 утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (кроме собак проводников с комплектом снаряжения) и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка (как и Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240) обеспечение техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замена ранее предоставленного технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на указанные мероприятия.
Ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальные отделы (секторы) министерства социальной защиты населения Рязанской области по месту жительства, и заключения медико-технической экспертизы. Осуществление медико-технической экспертизы проводится министерством в порядке, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 438н "Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий".
Если инвалид произвел ремонт технического средства (изделия) за счет собственных средств, ему выплачивается компенсация.
Решение о выплате компенсации принимается министерством социальной защиты населения Рязанской области на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по ремонту технических средств (изделий), заключения медико-технической экспертизы, а также документов, подтверждающих эти расходы (товарный и кассовый чеки; товарная накладная и кассовые чеки).
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, услугами, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Рязанской области в форме субвенций.
Суд пришел к обоснованно выводу о том, что батареи питания для установленного несовершеннолетнему ребенку - инвалиду Назарову В.А. <данные изъяты> импланта являются элементом системы <данные изъяты> импланта. Учитывая, что без замены выработавших свой ресурс элементов системы технического средства реабилитации, его работа невозможна, то замену данных элементов следует рассматривать как ремонт этого средства, то есть как услугу, предусмотренную Перечнем, оказание которой гарантировано государством. Назарову В.А. в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, необходимы средства ремонта кохлеарного импланта: кабели внешней части кохлеарных имплантов; 365 батареек питания в год (типа 675), один комплект аккумуляторов (3 штуки в год). Мать несовершеннолетнего Якунина приобрела за свой счет данные средства, а потому и имеет право на компенсацию затраченной суммы в <данные изъяты>руб.
Доводы кассационной жалобы явились предметом исследования суда первой инстанции и получили должную оценку.
Удовлетворяя настоящий иск, суд обоснованно ссылался на конкретные обстоятельства дела, и исследованные в суде доказательства. Допрошенный в суде в качестве специалиста представитель ГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Рязанской области" Потапов С.В. пояснил, что при заполнении раздела индивидуальной программы реабилитации "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации ФГУ ГБ МСЭ указана нуждаемость в замене батареек питания, поскольку указанные комплектующие являются не отдельными техническими средствами реабилитации, а частями импланта, без которых имплант функционировать не может, соответственно замена батарей является ремонтом. В связи с тем, что функционирование импланта без батареи невозможно, то и реабилитация инвалида невозможна, в связи с чем, теряют смысл проведенные ранее реабилитационные мероприятия.
Удовлетворением исковых требований Якуниной Ю.В. права Министерства социальной защиты населения Рязанской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, а доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 22 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 9 ноября 2011 г. N 33-2254
Текст документа размещен на официальном сайте Рязанского областного суда http://www.oblsud.riz.sudrf.ru