В целях развития школьных библиотек города Рязани и на основании постановления администрации города Рязани от 28.06.2007 N 2018 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов", руководствуясь статьями 39, 41 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, администрация города Рязани постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)" (далее - Программа).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Пресс-службе (отделу) администрации города Рязани (Даньшова Е.А.) опубликовать настоящее постановление в газете "Рязанские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Т.Е.Пыжонкову.
Глава администрации |
В.Е.Артемов |
Ведомственная целевая Программа развития
"Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)"
(утв. постановлением администрации города Рязани от 31 декабря 2010 г. N 6073)
Структура Программы
1. Паспорт Программы
2. Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование необходимости ее решения программными методами на уровне ведомства
3. Определение целей и задач Программы и обоснование их выбора
4. Целевые индикаторы Программы
5. Сроки и этапы реализации Программы
6. Система программных мероприятий
7. Оценка рисков реализации Программы и мероприятия по их снижению
8. Ресурсное обеспечение Программы
9. Организационная схема управления и контроля за реализацией Программы
10. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
11. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)" |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения |
Приказ управления образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани от 12.02.2010 N 153 "О разработке ведомственной целевой программы развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)" |
Заказчик Программы |
Администрация города Рязани |
Цели и задачи Программы |
Цель: - функциональное расширение деятельности школьных библиотек как центров информационной культуры Задачи: - развитие материально-технической базы школьных библиотек, создание в школьной библиотеке комфортной интеллектуально-эмоциональной среды; - развитие процесса автоматизации школьных библиотек |
Целевые индикаторы Программы и их значения |
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных компьютерной техникой, отвечающей современным требованиям (2010 год - 30 общеобразовательных учреждений). Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных специальным программным обеспечением (2010 год - 0 общеобразовательных учреждений). Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных современным библиотечным оборудованием (2010 год -8 общеобразовательных учреждений). Количество школьных библиотек, получивших высокоскоростной доступ в Интернет (2010 год - 7 общеобразовательных учреждений)' |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011 - 2013 годы. Программа реализуется в 1 этап |
Перечень основных мероприятий |
1. Обеспечение (оснащение) школьных библиотек современным оборудованием, техникой. 2. Приобретение специального программного обеспечения для автоматизации школьной библиотеки |
Исполнители основных мероприятий |
Управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани, общеобразовательные учреждения города Рязани, подведомственные управлению образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования - 9 820 тыс. рублей за счет средств бюджета города Рязани, в т.ч. по годам реализации: 2011 г. - 1 000 тыс. рублей. 2012 г. - 4 500 тыс. рублей. 2013 г. - 4 320 тыс. рублей |
Организационная схема управления и контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация города Рязани. Управление Программой обеспечивает управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Обновление нормативно-правовой базы деятельности школьных библиотек на 70%. 2. Усиление ресурсного потенциала общеобразовательных учреждений города Рязани: доля школьных библиотек, отвечающих современным требованиям по техническому оснащению и информационному обеспечению образовательного процесса к концу 2013 года составит 85%. 3. Новый подход к школьному пространству через создание комфортных условий для работы в библиотеке: наличие автоматизированной информационно-библиотечной системы; обновление книжных фондов; расширение площадей под школьную библиотеку; наличие аудио-, видео-, электронной, мультимедийной техники, программ, электронных учебников. 4. Создание условий для качественного дополнительного образования учащихся, развития их кругозора, интеллектуального уровня и информационной культуры, обеспечение занятости школьников в послеурочное время. 5. Создание условий для более тесного и эффективного взаимодействия с семьей (школьные библиотеки как центры информационной культуры и досуга) и, как следствие, - снижение асоциальных явлений в подростковой среде |
Показатели эффективности расходования бюджетных средств |
Оценка эффективности расходования бюджетных средств производится ежегодно на основе использования целевых индикаторов. Оценка эффективности Программы производится путем сравнения значений целевых индикаторов в 2010 году с установленными значениями на 2011 - 2013 годы |
2. Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование
необходимости ее решения программными методами на уровне ведомства
Разработка Программы обусловлена необходимостью формирования условий расширения деятельности школьных библиотек как центров информационной культуры.
Библиотека общеобразовательного учреждения играет значительную роль в достижении нового качества образования: она является не только важнейшим информационным ресурсом, но и центром, формирующим информационную культуру обучающихся и педагогов. Сегодня важнейшей задачей является укрепление статуса школьной библиотеки как в общеобразовательном учреждении, так и в сфере общего образования в целом; повышение престижа профессии школьного библиотекаря, поскольку от уровня библиотечно-информационного обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений во многом зависит достижение нового качества образования.
Модернизация современного общеобразовательного учреждения требует соответствующего информационно-библиотечного обеспечения образовательного процесса и постоянной библиотечной поддержки практической и самообразовательной деятельности всех участников учебного процесса.
В совершенствовании нуждается нормативно-правовая база деятельности школьных библиотек. Российским законодательством в образовании до настоящего времени не закреплены правовые основы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.
Возникла потребность внедрения компьютерных технологий в деятельность школьной библиотеки, необходимость перевода фонда на автоматизированную информационно-библиотечную систему. Техническая оснащенность школьных библиотек остается низкой: не хватает компьютеров, проекторов, сканеров, ксероксов, принтеров, телевизоров и видеомагнитофонов. К библиотеке должны добавиться фонотека, видеотека, медиатека, интерактивная доска.
За последние 15 лет было реализовано несколько проектов по комплектованию школьных библиотек, включая президентский стотомник, который был получен в 2003 году. В него вошли произведения классиков и современников русской литературы. Но в целом, государственная образовательная политика привела к тому, что школьные библиотеки превратились в пункты выдачи учебников и не могут сегодня привлечь ни учителя, ни учеников хорошими изданиями, так как в последние годы основные фонды слабо пополняются энциклопедической, справочной, художественной и научно-популярной литературой. Хотя следует признать, что в 2009 - 2010 учебном году школьные библиотеки пополнились как учебниками, так и художественной литературой на сумму 7315648 рублей.
Подписка современной периодики - оперативная информационная поддержка читателей школьных библиотек - могла бы улучшить существующее положение в общеобразовательном учреждении. Однако, из-за дефицита бюджетного финансирования сделать это крайне сложно.
Профессиональные информационно-методические журналы "Школьная библиотека", "Библиотека в школе" оказывают огромную помощь в повышении квалификации специалистов прямо на рабочем месте, но не все руководители общеобразовательных учреждений могут отдать предпочтение названным изданиям.
Другой важнейшей проблемой является материально-техническое обеспечение школьных библиотек. Проведение специальных исследований по этому вопросу вы явило заметный разрыв между имеющейся ресурсной базой школьной библиотеки и всевозрастающей ролью школьных библиотек в условиях модернизации образования. Зачастую школьная библиотека испытывает дефицит площадей.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02" тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами технических средств обучения, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий обучающихся. Площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося. В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с техническими средствами обучения и боксы для хранения передвижных тележек.
Школьные библиотеки общеобразовательных учреждений города Рязани занимают площади от 20 до 40 - 60 кв. м., часто в самых неподходящих местах - неспециализированных, на разных этажах здания. Дефицит площадей затрудняет эффективное использование библиотечных ресурсов: нерационально размещаются рабочие зоны, отсутствуют комфортные условия для работы библиотекарей и читателей, осложняется доступ к документам и материалам, не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы хранения документов, что негативно сказывается на сохранении фондов в целом. Негативно сказывается на уровне библиотечного обслуживания отсутствие необходимого оборудования, техники, программных продуктов, что делает невозможным проведение комплексной автоматизации библиотечной деятельности, является препятствием для формирования медиатеки в структуре библиотеки, не содействует перерастанию школьной библиотеки в информационный центр.
В современных условиях цель работы школьных библиотек может быть определена следующим образом: используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям и подросткам наиболее оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, создать среду развития ребенка через чтение, книгу, отвечающую возрастным и индивидуальным особенностям.
3. Определение целей и задач Программы и обоснование их выбора
Необходимость разработки ведомственной целевой программы развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)", определение ее цели и задач строится на основе следующих документов:
- Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения, направленное письмом Министерства образования Российской Федерации от 23.03.2004 N 14-51-70/13.
- Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 10.02.2004 N 2/2 "Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации"
В соответствии с вышеуказанными документами, цель и задачи ведомственной целевой программы развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)" можно определить следующим образом.
Цель:
- функциональное расширение деятельности школьных библиотек как центров информационной культуры.
Задачи:
- развитие материально-технической базы школьных библиотек, создание в школьной библиотеке комфортной интеллектуально-эмоциональной среды;
- развитие процесса автоматизации школьных библиотек.
4. Целевые индикаторы Программы
N п/п |
Целевые индикаторы Программы |
Описание показателя (индикатора) |
Единица измерения индикатора |
Значение показателя (индикатора) |
|||
2010 г. (базовый) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
1 |
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных компьютерной техникой, отвечающей современным требованиям |
Увеличение количества общеобразовательных учреждений, обеспеченных компьютерной техникой, отвечающей современным требованиям |
общеобразовательные учреждения |
30 |
40 |
55 |
70 |
2 |
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных специальным программным обеспечением |
Увеличение количества общеобразовательных учреждений, обеспеченных специальным программным обеспечением |
общеобразовательные учреждения |
0 |
13 |
55 |
70 |
3 |
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных современным библиотечным оборудованием |
Увеличение количества общеобразовательных учреждений, обеспеченных современным библиотечным оборудованием |
общеобразовательные учреждения |
8 |
30 |
50 |
70 |
4 |
Количество школьных библиотек, получивших высокоскоростной доступ в Интернет |
Увеличение количества школьных библиотек, получивших высокоскоростной доступ в Интернет |
общеобразовательные учреждения |
7 |
30 |
50 |
70 |
5. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 01.01.2011 по 31.12.2013 и реализуется в 1 этап.
6. Система программных мероприятий
Программные мероприятия |
Описание программных мероприятий |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
Цель: функциональное расширение деятельности школьных библиотек как центров информационной культуры Задача 1. Развитие материально-технической базы школьных библиотек, создание в школьной библиотеке комфортной интеллектуально-эмоциональной среды | |||
Обеспечение (оснащение) школьных библиотек современным оборудованием, техникой |
Приобретение технического и библиотечного оборудования, библиотечной мебели, формирование основных фондов, подписка на современную периодику |
январь 2011 года - декабрь 2013 года |
Управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани, общеобразовательные учреждения города Рязани |
Задача 2. Развитие процесса автоматизации школьных библиотек | |||
Приобретение специализированного программного обеспечения |
Приобретение автоматизированной информационно-библиотечной системы |
январь 2011 года - декабрь 2013 года |
Управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани, общеобразовательные учреждения города Рязани |
7. Оценка рисков реализации Программы и мероприятия по их снижению
Невыполнение мероприятий ведомственной целевой программы развития воз можно по техническим и другим причинам. К данным рискам относятся риски, связанные с:
- отсутствием необходимых финансовых средств;
- отсутствием кадровых ресурсов требуемой квалификации.
Учет рисков осуществляется как коэффициент, определяющий стабильность работы до и после процедуры избежания рисков. Коэффициент риска показывает вероятное выполнение мероприятий с учетом действующих рисков:
Вид риска |
Описание |
Коэффициент риска |
Риски отсутствуют |
Созданы все условия для выполнения мероприятия |
1 |
Риск возникновения незапланированных расходов в текущем бюджете |
Неудовлетворительное состояние материально-технической базы |
0,8 |
Отсутствие финансирования мероприятия |
Финансирование мероприятий не в полном объеме |
0,5 |
Отсутствие кадрового обеспечения |
Риск возникает при несоответствии квалификации работников требованиям поставленной задачи |
0,9 |
Коэффициент риска устанавливается по таблице. Результат оценки рисков означает возможное невыполнение мероприятия бюджетного задания на определенный процент из-за влияния факторов риска.
Устранение рисков поднимает коэффициент до 1, что означает создание условий для полного выполнения мероприятия.
Дня снижения рисков предусмотрены мероприятия:
- корректировка программных мероприятий и показателей реализации Программы,
- контроль за ходом реализации Программы и совершенствование механизма управления реализации Программы.
Не устраняемым риском досрочного прекращения Программы может явиться изменение социальной и экономической ситуации в стране. Достижение цели Программы при таких условиях будет невозможно.
8. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы включает следующие направления:
- финансовое;
- техническое;
- кадровое;
- организационное (сеть подведомственных учреждений).
Финансовое обеспечение Программы осуществляется из средств бюджета города Рязани.
Объемы финансирования Программы на 2011 - 2013 годы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии бюджета на очередной финансовый год.
Предложения об объемах финансирования Программы на соответствующий год вносятся с проектом бюджета города Рязани на данный год.
Объем ассигнований из бюджета города Рязани на реализацию Программы утверждается в составе бюджета города Рязани на соответствующий год. Перечень объектов, финансирование которых предусматривается в рамках Программы, утверждается на каждый год.
Кадровое, техническое, организационное обеспечение осуществляется за счет ресурсов управления образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани, Рязанского института развития образования, МОУ "Информационно-диагностический (методический) центр" и общеобразовательных учреждений города Рязани.
Финансовое обеспечение
N |
Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задачи |
Источник финансирования |
Объемы финансирования, тыс. руб. |
Ожидаемый результат |
|||
Всего |
В том числе по годам |
||||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||||
Цель: функциональное расширение деятельности школьных библиотек как центров информационной культуры Задача 1: развитие материально-технической базы школьных библиотек, создание в школьной библиотеке комфортной интеллектуально-эмоциональной среды. | |||||||
1 |
Мероприятие: - обеспечение (оснащение) школьных библиотек современным оборудованием, техникой |
Бюджет города Рязани |
9 280 |
820 |
4 320 |
4 140 |
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных компьютерной техникой, отвечаю щей современным требованиям - 70; количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных современным библиотечным оборудованием - 70; количество школьных библиотек, получивших высокоскоростной доступ в Интернет - 70 |
Задача 2: развитие процесса автоматизации школьных библиотек | |||||||
2 |
Мероприятие: - приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации деятельности школьной библиотеки |
Бюджет города Рязани |
270 |
180 |
180 |
180 |
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных специальным программным обеспечением - 70 |
|
Итого: |
|
9 820 |
1 000 |
4 500 |
4 320 |
|
9. Организационная схема управления и контроля за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация города Рязани. Ответственность за выполнение Программы несет управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани.
Управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани формирует бюджетную заявку, предусматривающую объемы ассигнований на последовательную реализацию мероприятий Программы. Бюджетная заявка представляется в финансово-казначейское управление администрации города Рязани для включения в проект бюджета на соответствующий год.
Ответственность за эффективное использование средств бюджета города Рязани, выделенных на реализацию Программы, в установленном порядке несут общеобразовательные учреждения города Рязани, подведомственные управлению образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани.
В рамках календарного года постановлением администрации города утверждается план мероприятий Программы в разрезе соответствующих получателей средств, с указанием объема расходов. Данный план формирует управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
Управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани ежеквартально осуществляет мониторинг показателей результативности (индикаторов) реализации Программы в течение всего периода реализации Программы. По итогам года проводится анализ эффективности выполнения мероприятий Программы, расходования финансовых средств.
Отчет о реализации Программы представляется в управление экономического развития администрации города Рязани и финансово-казначейское управление администрации города Рязани в срок до 15 января года, следующего за отчетным.
10. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация ведомственной целевой программы развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)" внесет весомый вклад в социально-экономическое и культурное развитие города Рязани. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы в соответствии с ее целью, задачами и целевыми индикаторами могут быть сформулированы как следующие:
1. Обновление нормативно-правовой базы деятельности школьных библиотек на 70%.
2. Усиление ресурсного потенциала общеобразовательных учреждений города Рязани: доля школьных библиотек, отвечающих современным требованиям по техническому оснащению и информационному обеспечению образовательного процесса к концу 2013 года составит 85%.
3. Новый подход к школьному пространству через создание комфортных условий для работы в библиотеке: наличие автоматизированной информационно-библиотечной системы; обновление книжных фондов; расширение площадей под школьную библиотеку; наличие аудио-, видео-, электронной, мультимедийной техники, программ, электронных учебников.
4. Создание условий для качественного дополнительного образования учащихся, развития их кругозора, интеллектуального уровня и информационной культуры, обеспечение занятости школьников в послеурочное время.
5. Создание условий для более тесного и эффективного взаимодействия с семьей (школьные библиотеки как центры информационной культуры и досуга) и как следствие - снижение асоциальных явлений в подростковой среде.
11. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно на основе использования системы целевых индикаторов, которая обеспечит мониторинг динамики изменений показателей за оцениваемый период с целью уточнения задач и мероприятий Программы. Оценка эффективности Программы будет производиться путем сравнения значений целевых индикаторов в 2010 году с установленными значениями на 2011 - 2013 годы.
Порядок оценки эффективности
Для оценки эффективности и результативности реализации Программы используется ежегодная итоговая отчетность о ходе ее реализации, формы и порядок предоставления которой установлены постановлением администрации города Рязани от 28.06.2007 N 2018 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов".
Анализ оценки эффективности и результативности реализации Программы осуществляется управлением образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани. Количественная оценка состояния индикаторов эффективности и результативности осуществляется в баллах.
Форма количественной оценки состояния индикаторов результативности
Наименование индикатора |
Состояние индикатора |
Количественная оценка состояния индикатора в баллах |
||
При росте финансирования |
При сохранении объемов финансирования |
При снижении объемов финансирования |
||
Индикатор результативности |
Положительная динамика показателя |
1 |
2 |
3 |
Сохранение динамики показателя |
0 |
1 |
2 |
|
Отрицательная динамика показателя |
0 |
0 |
1 |
Итоговая оценка эффективности и результативности Программы определяется как среднее арифметическое значение баллов по каждому индикатору. Если итоговая оценка эффективности и результативности больше или равна 1, то реализация Программы признается эффективной, если меньше 1, то реализация Программы признается не эффективной.
В случае низкой эффективности и результативности реализации Программы формируются предложения о прекращении реализации Программы в целом или по отдельным мероприятиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Рязани от 31 декабря 2010 г. N 6073 "Об утверждении ведомственной целевой программы развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Рязанские ведомости" от 2 марта 2011 г. N 35
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации города Рязани от 8 ноября 2012 г. N 5808
Постановление Администрации города Рязани от 23 июля 2012 г. N 3832
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации города Рязани от 27 февраля 2012 г. N 887
Постановление Администрации города Рязани от 15 ноября 2011 г. N 5114