Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
министерства образования
Рязанской области
от 31 декабря 2010 г. N 2104
Положение
о региональной системе оценки качества образования Рязанской области
1. Общие положения
1.1. Положение о региональной системе оценки качества образования Рязанской области (далее - Положение) разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 "Об утверждении Федеральной Целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы", распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. N 1507-р "Об утверждении Плана действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы", постановлением Правительства Рязанской области от 21 октября 2009 г. N 295 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2012 годы", иными нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию процедур контроля качества образования.
Настоящее положение устанавливает единые требования при реализации региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) на территории Рязанской области.
Положение распространяется на органы управления образованием муниципальных районов и городских округов, образовательные учреждения всех типов и видов, расположенных на территории Рязанской области, имеющих государственную аккредитацию (за исключением федеральных учебных заведений), реализующих образовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
1.2. Настоящее Положение определяет целевые, структурные, организационно-технологические основы РСОКО, включая специфические характеристики общественной и профессиональной экспертизы качества образования в Рязанской области.
1.3. В настоящем Положении используются следующие термины:
1.3.1. Качество - интегральная характеристика существенной определенности предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других; качество связано с предметом как целым, неотделимо от него и не сводится к отдельным его свойствам.
Образование - целенаправленная деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая в интересах обучающихся, общества и государства в соответствии с принципами образовательной политики, закрепленными в законодательстве РФ.
Качество образования - интегральная характеристика системы образования в целом, отражающая ее соответствие личностным ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и государственно-нормативным требованиям.
Оценка качества образования - познавательно-оценочная деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.
Региональная система оценки качества образования (РСОКО) - система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образованием, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
1.3.2. Диагностические и оценочные процедуры в рамках РСОКО проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.
1.3.3. Основными пользователями результатов РСОКО являются:
- обучающиеся и их родители;
- органы законодательной и исполнительной власти Рязанской области;
- муниципальные органы управления образованием;
- учредители образовательных учреждений;
- образовательные и научные учреждения;
- работодатели и их объединения;
- общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
2. Цели, задачи и принципы функционирования РСОКО
2.1. Цели построения РСОКО:
- приведение условий обучения и воспитания в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, приоритетами развития региональной системы образования и социальным запросом населения;
- получение объективной информации о качестве образования в Рязанской области, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- создание единой системы мониторинга качества образования и надзора (контроля) состояния образования в Рязанской области, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в регионе;
- укрепление единого образовательного пространства;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений по продолжению образования или трудоустройству;
- принятие обоснованных управленческих решений и обеспечение государственно-общественного характера управления образовательными учреждениями;
- формирование системы независимой оценки качества профессионального образования.
2.2. Задачи построения РСОКО:
- объединение существующих в регионе структурных элементов и информационных потоков в единую систему оценки качества, способную оперативно получать информацию о состоянии качества общего образования на уровне образовательного учреждения, муниципалитета и региона, формировать научно обоснованные предложения для принятия управленческих решений;
- создание единого информационного пространства, объединяющего данные различных уровней в единую систему, обеспечивающего решение задач системного мониторинга деятельности и повышения эффективности функционирования органов управления образованием;
- формирование системы стандартизированных процедур, критериев и аналитических показателей оценки качества образования, измерителей для всех категорий участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, руководителей образовательных учреждений, руководителей органов управления образованием и методических служб муниципального и регионального уровня);
- проведение системного мониторинга качества образования на различных ступенях обучения, в том числе в рамках федеральных и международных исследований;
- усиление государственно-общественного характера управления качеством образования, обеспечение возможности доступа к информации о качестве образовательных услуг широких кругов общественности, согласование представлений о качестве образования участников образовательного процесса и внешкольного сообщества;
- осуществление внешней оценки:
- результатов общего образования, отражающих индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включающих в себя предметные, метапредметные и личностные результаты школьников;
- эффективности ресурсного обеспечения (условий) получения общего образования (кадровое, финансово-экономическое, материально-техническое, информационное обеспечение) и его влияния на реализацию образовательных программ;
- обеспечение открытости объективной информации в сфере результатов образовательной деятельности, доступности всем категориям пользователей образовательной статистики;
- разработка учебно-методических материалов для подготовки специалистов по оценке различных аспектов качества образования;
- содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
- содействие в подготовке профессиональных и общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
- оценка и сертификация квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
- развитие системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ учреждений профессионального образования.
2.3. Основные функции РСОКО:
- организационно - методическое сопровождение оценочных процедур в образовании (лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и руководящих работников, государственная (итоговая) аттестация выпускников);
- организация оценки качества условий, процессов и результатов получения образовательных услуг;
- мониторинг сопоставления ресурсного обеспечения и результативности функционирования региональной системы образования;
- формирование баз данных по различным направлениям оценки качества образования, сбор, представление отраслевой статистической отчетности;
- обеспечение аналитической информацией всех категорий пользователей образовательных услуг, включая внешних пользователей;
- участие в подготовке нормативной правовой документации и норм образовательной деятельности в соответствии с государственными стандартами и нормативами.
2.4. В основу функционирования РСОКО положены принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления областной системой образования;
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
2.5. Объектами РСОКО являются деятельность и достижения региональной и муниципальной систем образования, образовательного учреждения; образовательные программы, процесс и результативность деятельности руководящих и педагогических работников, индивидуальные достижения обучающихся.
2.6. Механизм реализации РСОКО:
- лицензирование образовательных учреждений;
- государственная аккредитация образовательных учреждений;
- государственная (итоговая) аттестация выпускников;
- контрольно-надзорная деятельность;
- мониторинг качества образования;
- сопровождение аттестации педагогических работников;
- оценка и сертификация квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
- профессионально-общественная аккредитация образовательных программ учреждений профессионального образования.
3. Организационная структура РСОКО
3.1. Организационно-управленческая характеристика РСОКО.
В структуре РСОКО выделяются следующие элементы:
1) министерство образования Рязанской области;
2) совет по опытно-экспериментальной и инновационной деятельности при министерстве образования Рязанской области;
3) ГОУ ДПО "Рязанский областной институт развития образования" (Центр оценки качества образования)
4) органы управления образованием муниципальных районов и городских округов;
5) образовательные учреждения, действующие в системе образования области;
6) общественные институты.
3.2. Функциональная характеристика РСОКО.
Министерство образования Рязанской области:
1) осуществляет государственную политику в сфере образования, обеспечивающую с учетом региональных особенностей Рязанской области сохранение и развитие единого образовательного пространства; необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования; государственную поддержку обучения и развития детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) формирует стратегию развития региональной системы образования и координирует деятельность организаций системы образования;
3) обеспечивает взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по вопросам, связанным с принятием управленческих решений в рамках федерального компонента оценки качества образования, и с органами местного самоуправления по вопросам реализации регионального компонента оценки качества образования на территории муниципальных образований;
4) осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"), иными осуществляющими образовательную деятельность организациями, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, организациям, их учредителям, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, контроль за исполнением таких предписаний;
5) осуществляет государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, принятие мер по устранению нарушений данных стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, их учредителям, контроль за исполнением таких предписаний;
6) осуществляет лицензирование образовательной деятельности и государственную аккредитацию образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"), лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, а также формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных образовательных учреждений;
7) осуществляет подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях;
8) организует и проводит аттестацию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
9) обеспечивает нормативное правовое регулирование и организацию проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений;
10) определяет региональный компонент мониторинга качества образования;
11) осуществляет нормативное правовое регулирование процедур оценки качества образования в части установления порядка и форм его проведения;
12) анализирует состояние и тенденции развития системы образования области, разрабатывает программы развития образования Рязанской области и организует их выполнение;
13) обеспечивает организацию подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
14) создает при министерстве образования экспертные научно-методические, координационные, общественные и другие советы и комиссии, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования;
15) устанавливает порядок формирования и использования банка диагностических и контрольно-измерительных материалов для оценки состояния муниципальных образовательных систем, образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников, индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
16) утверждает критерии, показатели, форматы баз данных, характеризующие состояние и динамику развития системы образования Рязанской области, процедуры оценки качества образования;
17) обеспечивает проведение общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования;
18) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования.
Совет по опытно-экспериментальной и инновационной деятельности при министерстве образования Рязанской области:
1) проводит экспертизу и опытную проверку нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, диагностических и контрольно - измерительных материалов и средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебных материалов;
2) координирует апробацию новых механизмов управления образованием, направленных на модернизацию управления образованием;
3) обеспечивает экспертную оценку создания новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений, среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.), объединений образовательных организаций (ассоциации, союзы и т. п.), направленных на совершенствование системы непрерывного образования и реализации модели образовательного сообщества;
4) проводит экспертизу систем оценки качества образования, форм и процедур аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся, новых форм и средств обеспечения государственной и общественной поддержки программ развития образования;
5) проводит экспертизу заявок на присвоение статуса региональной экспериментальной площадки и ежегодный анализ результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности, принимает решение о продлении статуса.
ГОУ ДПО "Рязанский областной институт развития образования" Центр оценки качества образования:
1) разрабатывает систему критериев, показателей, форматов баз данных, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Рязанской области, процедуры оценки качества образования;
2) формирует банк контрольно-измерительных материалов, позволяющих измерять и оценивать качество образования;
3) создает и ведет региональные базы данных образовательных учреждений;
4) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ информации и предоставление государственной статистической отчетности в сфере образования;
5) проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;
6) обеспечивает научное, методическое, организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и руководящих работников, государственную (итоговую) аттестацию выпускников общеобразовательных учреждений, надзорно-контрольную деятельность;
7) участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования Рязанской области;
8) осуществляет повышение квалификации и переподготовку педагогических и управленческих кадров, общественных экспертов, участвующих в деятельности экспертных групп и аттестационных комиссий по вопросам оценки качества образования;
9) организует систему информационного и научно-методического обеспечения образовательных учреждений Рязанской области и муниципальных органов управления образованием;
10) организует и проводит прикладные научно-педагогические исследования, конференции, семинары, инструктивно-методические совещания по проблемам мониторинга и контроля качества образования;
11) организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Рязанской области;
12) разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы надзора (контроля) и оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
13) содействует обновлению нормативной правовой базы документов, относящихся к обеспечению качества образования на территории области;
14) проводит анализ образовательной и социальной эффективности функционирования сети образовательных учреждений общего и дополнительного образования, разрабатывает предложения по ее оптимизации;
15) проводит анализ влияния новой системы оплаты труда работников образования на качество образовательных услуг;
16) изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития систем оценки качества образования;
17) оказывает консалтинговые услуги по вопросам создания, функционирования и развития систем оценки качества образования, проведения процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, проведения мониторинговых и социологических исследований;
18) совместно с работодателями разрабатывает региональные профессиональные стандарты по профессиям, которые планируются на сертификацию;
19) на основе профессионального стандарта разрабатывает тестовый инструментарий для оценки профессиональной компетентности сертифицируемых;
20) разрабатывает методическое обеспечение и консультационную поддержку проведения процедур сертификации квалификаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
21) проводит процедуры сертификации квалификаций.
Органы управления образованием муниципальных районов и городских округов:
1) разрабатывают и реализуют программы развития образовательной системы муниципального образования;
2) участвуют в разработке методики оценки качества образования;
3) участвуют в разработке системы критериев, показателей, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования и системы образования Рязанской области;
4) обеспечивают проведение в муниципальном образовании мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных учреждениях;
5) участвуют в разработке методики и организуют проведение рейтинговой оценки работы муниципальных образовательных учреждений;
6) осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализируют результаты оценки качества образования на муниципальном уровне;
7) организуют изучение информационных запросов основных пользователей образовательных услуг на муниципальном уровне;
8) определяют способы организации информационных потоков для пользователей РСОКО на муниципальном уровне;
9) содействуют проведению подготовки специалистов органов управления образованием, работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
10) разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование муниципальной системы образовани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.