Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к долгосрочной целевой программе
"Развитие образования муниципального
образования - Чучковский муниципальный
район Рязанской области
на 2010 - 2012 годы"
Подпрограмма
"Образование и здоровье учащихся Чучковского муниципального района" (на 2010 - 2012 годы)
Характеристика проблемы, обоснование необходимости ее решения
В настоящее время в российском обществе происходит качественный сдвиг в сознании ценности жизни и здоровья каждого ребенка. На образование ложится задача сохранения психического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Разработчики программы:
Фролова Н.Ф. - начальник Отдела образования и молодежной политики администрации муниципального образования - Чучковский муниципальный района;
Кондрашова Л.К. - ведущий специалист Отдела образования и молодежной политики администрации муниципального образования - Чучковский муниципальный района, психолог РИМК
Рабочая группа:
Кондрашова Л.К., ведущий специалист Отдела образования и молодежной политики администрации муниципального образования - Чучковский муниципальный района, психолог РИМК,
Зенина Е.И., заведующая РИМК Отдела образования и молодежной политики администрации муниципального образования - Чучковский муниципальный района.
Ожидаемые конечные результаты:
- снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний, повышение уровня здоровья детей;
- снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;
- совершенствование системы спортивно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях.
Критерии эффективности реализации программы:
- уровень общей заболеваемости детей и отдельных показателей здоровья;
- уровень и структура поведенческих рисков, опасных для здоровья;
- охват учебных предметов здоровьесберегающими технологиями и методиками;
- разнообразие направлений и форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Базовые образовательные учреждения по вопросам здоровьесбережения:
МОУ Чучковская средняя общеобразовательная школа
МОУ Аладьинская средняя общеобразовательная школа
МОУ Назаровская средняя общеобразовательная школа
МОУ Пертовская средняя общеобразовательная школа
УДОД Детско-юношеская спортивная школа
УДОД Чучковский Дом детского творчества.
Цели программы:
- сохранение и укрепление здоровья детей Чучковского муниципального района;
- формирование творческой, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности учащегося.
Задачи программы:
Обновить содержание учебных предметов вопросами, пропагандирующими здоровый образ жизни.
Усилить научно-методическую подготовку педагогов по освоению и использованию здоровьесберегающих педагогических технологий, оздоровительных методик.
Систематизировать оздоровительную работу в образовательных учреждениях района.
Разработать систему мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.
Прививать обучающимся знания, умения и навыки, необходимые для принятия разумных решений по сохранению и улучшению безопасности и здоровой среды обитания.
Сроки и этапы реализации программы: 3 года (2010 - 2012 годы)
1 этап:
3 квартал 2010 года - изучение теоретических основ здоровья, направлений здоровьесберегающей деятельности; создание информационного поля деятельности образовательных учреждений района пс сохранению и укреплению здоровья детей.
2 этап:
1 квартал 2011 года - создание рабочей группы по разработке программы "Образование и здоровье учащихся Чучковского района".
Разработка программы:
анализ состояния здоровья учащихся;
анализ условий, обеспечивающих здоровьесберегающую деятельность;
разработка комплексной стратегии, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей,
разработка критериев эффективности мероприятий, направленных на реализацию программы;
определение базовых образовательных учреждений для апробации комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья детей.
3 этап:
2 квартал 2011 года -трансформация программы "Образование и здоровье учащихся Чучковского района" в базовые образовательные учреждения.
- апробация комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья детей в базовых образовательных учреждениях;
- "веерное" расширение системы здоровьесберегающей деятельности;
4 этап:
3 квартал 2011 года - 4 квартал 2012 года - внедрение системы во все образовательные учреждения Чучковского района, апробация комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья детей во всех образовательных учреждениях;
5 этап:
Декабрь 2012 года - анализ результатов деятельности.
Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы за 2 года составляет 40 тыс. рублей, в том числе:
в 2011 году - 10 тыс. рублей;
в 2012 году - 30 тыс. рублей.
Пояснительная записка
В настоящее время в системе образования России наблюдается поворот от авторитарной педагогики к педагогике личностно-ориентированной, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка и происходит осознание того, что здоровье - одна из высших ценностей для каждого ребенка.
Одним из приоритетных направлений реализации Концепции модернизации Российского образования на период до 2011 года является ориентация детей на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление их здоровья.
Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия (по формулировке Всемирной организации здравоохранения).
По результатам всероссийской диспансеризации, здоровых детей в России - 33,9%.
Проведенный мониторинг состояния здоровья учащихся МОУ Чучковской средней общеобразовательной школы в 2010 году:
Наименование заболеваний |
2010 год |
Всего |
детей |
В том числе |
Кол-во детей |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета |
47 |
Болезни сердечно-сосудистые |
27 |
Болезни центрально-нервной системы |
22 |
Кариес |
13 |
Болезни кожи |
4 |
Болезни органов дыхания |
39 |
Болезни органов пищеварения |
6 |
Болезни мочеполовой системы |
7 |
Болезни слуха |
1 |
Болезни костно-мышечной системы |
98 |
Данные заболевания вызваны как факторами внешней среды (экологическими, экономическими, социальными и т.д.); внутренними факторами школьной среды (благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, организация учебного процесса и двигательной активности, учебная нагрузка), а также факторами, не всегда учитывающимися статистикой поведенческими рисками, опасными для здоровья (раннее курение, употребление алкоголя, в том числе пива).
Сложившаяся ситуация активизировала деятельность отдела образования и молодежной политики администрации муниципального образования - Чучковский муниципальный район, направленную на всесторонний анализ деятельности системы образования и поиск новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранение здоровья детей и подростков Чучковского муниципального района.
Актуальность проблемы укрепления здоровья детей Чучковского муниципального района вызвана результатами углубленного медицинского осмотра. Многолетние наблюдения за состоянием здоровья детей в период их обучения в школе показывают, что из года л год наблюдается уменьшение функционально здоровых детей. Вместе с тем прослеживается рост количества детей, имеющих различные патологии
Настоящая программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка, Закона об образовании.
Программа представляет собой организационно-управленческий документ, являющийся ориентиром в деятельности образовательных учреждений Чучковского муниципального района по сохранению здоровья детей и подростков. Она отличается всесторонним анализом исходной ситуации, который является обоснованием необходимости систематизации существующей здоровьесберегающей деятельности в Чучковском муниципальном районе.
Программа представляет собой комплекс конкретных мероприятий и рекомендаций, направленных на создание целостной здоровьесберегающей системы в районе.
Такой подход представляется более предпочтительным, чем выработка безадресных директивных программ.
Программа структурирована по блокам с приоритетными направлениями деятельности в каждом из них.
Определены новые стратегии, способствующие снижению уровня заболеваемости и имеющие профилактическую направленность.
Гибкость стратегий позволит образовательным учреждениям, с учетом имеющихся условий и ресурсов, "вписаться" в рамки программы, используя свой позитивный опыт.
Анализ состояния здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях Чучковского муниципального района
Цели проведения анализа состояния здоровья детей:
- сравнение динамики заболеваемости детей в городском и сельских образовательных учреждениях;
- выявление динамики наиболее распространенных заболеваний внутри образовательных учреждений;
- выяснение, на какой ступени обучения происходит рост количества учащихся, имеющих функциональные отклонения в состоянии здоровья.
Результаты профилактических медицинских осмотров детей и подростков-школьников МОУ Чучковской средней общеобразовательной школы в 2010 году.
Контингенты |
Осмотрено |
Выявлено при осмотрах. |
||||
С понижением остроты |
С дефектами речи |
Со сколиозом |
С нарушением осанки |
|||
Слуха |
Зрения |
|||||
16-17 лет |
41 |
|
8 |
- |
8 |
7 |
До 14 включительно: |
305 |
- |
43 |
4 |
19 |
44 |
1 класс |
39 |
- |
3 |
- |
- |
- |
2 класс |
34 |
- |
3 |
- |
1 |
2 |
5 класс |
39 |
- |
8 |
2 |
3 |
10 |
15 лет |
44 |
- |
5 |
- |
6 |
8 |
Распределение детей, учащихся МОУ Чучковской средней общеобразовательной школы по физическому развитию:
Осмотрено 305 детей, из них:
До 14 лет - 213 (92 - отклонения)
Дефицит массы тела:
до 14 лет - 29 детей,
15 - 17 лет - 9 детей.
Избыток массы тела:
До 14 лет - 53 ребенка,
15 - 17 лет - 11 детей.
Недостаточный рост:
до 14 лет - 2 ребенка,
15 - 17 лет - 1 ребенок.
Избыточный рост:
до 14 лет-5 детей,
15 - 17 лет - 1 ребенок.
Общее отставание:
до 14 лет - 3 ребенка,
15 - 17 лет - 1 ребенок.
Распределение учащихся МОУ Чучковской средней общеобразовательной школы по физкультурным группам в 2010 году
|
дети |
подростки |
Всего |
304 |
85 |
1 группа |
207 |
44 |
2 группа |
89 |
36 |
3 группа |
8 |
5 |
4 группа |
|
|
1 группа - основная группа - здоровые дети
2 группа - подготовительная - функциональные заболевания - относительно здоровые дети
3 группа - спецмедгруппа - хронические заболевания, поддающиеся лечению
4 группа - хронические заболевания, не поддающиеся лечению.
Статистика показывает, что за время обучения в школе количество детей с функциональными отклонениями в опорно-двигательном аппарате (сколиозы, плоскостопия) возрастает.
Причины устойчивого роста заболевания можно предположить:
- это отсутствие ростомерной мебели в кабинетах, где обучаются учащиеся основного и среднего звена;
- ослабление внимания педагогов за осанкой детей во время уроков;
- ношение обуви, которую носят дети, способствующее развитию плоскостопия.
Немаловажными по распространенности являются заболевания органов зрения. Чтобы выяснить, на какой ступени обучения происходит рост количества учащихся, имеющих функциональные отклонения, анализировалась динамика заболевания органов зрения в Чучковской средней общеобразовательной школе, в которой обучается наибольшее количество детей. В этой школе при медосмотрах выявлены дети с понижением остроты зрения, причем с возрастом количество детей с данной патологией возрастает.
Таким образом, можно сделать вывод, что на начальной и основной ступенях обучения наблюдается устойчивый рост количества учащихся, имеющих функциональные отклонения органов зрения.
Сравнительный анализ диспансеризации детей Чучковского района показывает, что:
- число функционально здоровых детей из года в год снижается;
- к числу наиболее распространенных заболеваний, устойчивый рост которых наблюдается за последние три года, относятся: заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиозы, плоскостопия), органов дыхания, органов зрения и неврологические заболевания.
Особую тревогу вызывают дети с отклонениями физического развития:
- с дефицитом массы тела
- с избытком массы тела
- с ослабленным зрением.
Таким образом, количество здоровых детей с 1 по 11 класс уменьшается, а количество детей с ослабленным здоровьем увеличивается.
Основной причиной ухудшения здоровья детей является отсутствие системного подхода к сохранению и укреплению здоровья детей.
Анализ структуры и уровня поведенческих рисков учащихся Чучковского муниципального района
Многие из вредных привычек, влияющих на здоровье детей, начинают формироваться именно в школьном возрасте.
Дело в том, что кроме анатомо-физиологических изменений (изменение пропорций тела, половое созревание) в подростковом возрасте происходят глубокие личностные изменения.
Специалисты одной из побудительных причин начала употребления наркотических веществ, алкогольных напитков, табака называют стремление молодых людей уйти от неприятностей, жизненных проблем, улучшить свое настроение, достичь эмоционального комфорта. Также алкоголизация родителей, курение в семьях наглядный пример поведения для подростков.
Проведена диагностика поведенческих рисков, опасных для здоровья школьников в Чучковской, Назаровской, Аладьинской и Пертовской средних общеобразовательных школах.
В диагностике приняли участие учащиеся 7, 8, 9, 10, 11 классов.
Всего количество респондентов - 141:
класс - 34 респондента;
класс - 33 респондента;
класс - 34 респондента;
класс- 20 респондентов;
класс - 20 респондентов.
I. В последние годы наблюдается интенсивное приобщение подростков и молодежи к курению. Всего по анонимным опросам среди этой категории курят 42 учащихся из 141 опрошенного, это составляет 29,8% от общего числа опрашиваемых. Из полученных данных видно увеличение количества курящих при переходе из одной ступени в другую. Причем некоторые учащиеся впервые пробовали курить в возрасте 7 - 10 лет, также у большинства курящих родители не знают о том, что их дети курят.
Само по себе курение формально не относится к сфере девиации, между тем оно таит в себе серьезные проблемы:
1) пагубно сказывается на здоровье молодого поколения, ведет к раку легких, дыхательных путей, других внутренних органов, сердечно-сосудистым и иным серьезным заболеваниям;
2) может отрицательно сказаться на будущем потомстве, особенно если курит девушка;
3) значительно усиливает риск приобщения к употреблению таких видов наркотиков, как гашиш, марихуана, конопля.
Пристрастие к курению является одной из возможных предпосылок к употреблению наркотических средств.
II. Как бы то ни было, злоупотребление алкогольными напитками является предпосылкой другого отрицательного явления - алкоголизма.
По данным опроса в Чучковском районе алкогольные напитки (включая пиво) с той или иной частотой, в тех или иных дозах, неоднократно пробовали или потребляют 89 опрошенных из 141 участников-старшеклассников. Это составляет 63% от общего числа опрашиваемых. Причем в потреблении напитков девушки не отстают от юношей.
По данным анонимного исследования, пробовали боле двух раз или употребляют спиртные напитки в 7 классе - 11%, в 9 классе - 18%, в 11 классе - 33%. Из полученных данных видно увеличение количества употребляющих спиртные напитки при переходе из класса в класс. Возраст начала употребления алкогольных напитков в Чучковском муниципальном районе колеблется от 11 до 14 лет.
Специфические свойства алкоголя заключаются в том, что он, попадая в организм, способен легко проникать сквозь клеточные оболочки. Наиболее велико его воздействие на нервные, половые клетки и клетки печени. Кстати, расплачиваться за пристрастие к алкоголю приходится не только здоровьем, но и внешностью (типичный серый, тусклый цвет лица, ломкие волосы, отеки). Алкоголь негативно влияет на клетки пищеварительного тракта (развитие гастрита, язвы, нарушение регуляции процесса пищеварения). Также под влиянием алкоголя тормозится деятельность некоторых нервных центров, у человека возникает измененное психическое состояние - опьянение. От алкоголя, так же как и от других наркотиков, возникает зависимость.
III. В последние годы практически во всех регионах страны ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами, имеет тенденцию к утяжелению. Возрос риск возможного употребления учащимися образовательных учреждений района психоактивных веществ.
Подростков, употребляющих наркотические вещества, в Чучковском муниципальном районе в настоящее время не выявлено, однако угроза распространения данного страшного недуга реальна.
IV. По данным мониторинга, средний возраст начала сексуальной жизни - 14 - 16 лет у юношей, и 16 - 17 лет у девушек. Раннее вступление в половую жизнь может привести к распространению венерических заболеваний у детей и подростков, нарушению их репродуктивной функции. Анализируя данные видно, что большинство опрашиваемых знают о возможности заражения венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией также о возможности предохранения от них.
Результаты исследования говорят о том, что в Чучковском муниципальном районе существуют такие проблемы, как:
- табакокурение;
- употребление алкогольной продукции среди подростков.
Основной причиной этих явлений являются условия и обстоятельства социальной ситуации развития ребенка, увеличивающие его шансы стать потребителем табачных изделий, алкогольных напитков, которые называются факторами риска.
Это:
Биологические факторы риска: наследственная отягощенность психическими и алкогольными расстройствами родителей и ближайших родственников, хронические соматические заболевания, ранняя сексуальная активность, подростковая беременность, низкая толерантность по отношению к употребляемым средствам.
Макросоциальные факторы риска: состояние социально-экономической ситуации в стране с высоким риском дистрессовых состояний у населения, кризис базовой системы ценностей и культурных норм, доступность приобретения табачных изделий, алкогольных напитков, наркотических веществ.
Семейный микросоциальный фактор: злоупотребление табачными изделиями, алкогольными напитками, воспитание детей в семье больных алкоголизмом, наркоманией, отсутствие чувства принадлежности к семье, несоблюдение членами семьи социальных норм и правил.
Школьный микросоциальный фактор: асоциальные формы поведения в образовательных учреждениях, школьная неуспешность, особенно начавшаяся в младшем школьном возрасте, конфликтные отношения девиантных детей с педагогами и соучениками.
Психологический (личностный) фактор риска: наличие акцентуированных свойств характера, личностные особенности, отсутствие необходимых социальных навыков, социальная пассивность, отсутствие жизненной перспективы.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся Чучковского муниципального района становится одной из острых и актуальных.
Анализ условий, обеспечивающих деятельность педагогов Чучковского муниципального района по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков
Материально-техническая база
Многое делается в образовательных учреждениях района по совершенствованию преподавания физической культуры, формированию здорового образа жизни. Сохраненная материальная база по преподаванию физической культуры - это активное использование спортивных сооружений, из них: спортивные площадки имеются в Аладьинской, Чучковской, Назаровской, Пертовской средних общеобразовательных школах, Алеевской, Церлевской, Ункосовской, Остро-Пластиковской основных общеобразовательных школах; в Чучковской сош, Пертовской сош имеются футбольные поля; спортивные залы - в Чучковсокй сош, Аладьинской сош, Назаровской сош, Пертовской сош, Алеевской оош, Церлевской оош, Остро-Пластиковской оош, Ункосовской оош.
Однако недостаток финансовых средств сказывается на организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Для выполнения государственных образовательных стандартов, программы по физкультуре в полном объеме недостаточно спортивного инвентаря: спортивных снарядов (брусья, конь, шведская стенка).
В последнее время значительно улучшилась лыжная база района.
Общая обеспеченность спортивным инвентарем в ОУ района в основном удовлетворительная.
Кадровое обеспечение
Во всех общеобразовательных учреждениях проводятся уроки физической культуры в соответствии с утвержденными программами, с учетом групп здоровья учащихся района работают 5 педагогов физической культуры, 2 внешних совместителя. Из них:
3 учителя имеют высшее педагогическое образование, 1 учитель - среднее специальное педагогическое образование, 1 учитель - высшее непедагогическое образование, что свидетельствует о росте профессионализма педагогов.
Итого: 57% педагогов, преподающих физическую культуру, имеют специальное физкультурное образование.
Педагоги систематически овладевают профессиональными знаниями и умениями и мотивированны на постоянное самосовершенствование и саморазвитие.
Методическая служба района систематически организует работу с учителями физкультуры по овладению профессиональными знаниями и умениями, мотивирует их на самосовершенствование и саморазвитие. Педагоги вовлечены в работу методических объединений: районных и школьных.
В 2010 - 2011 учебном году вопросы здоровьесбережения входят в содержание многих тематических курсов, предлагаемых РИРО, для других категорий педагогов, психологов и социальных работников.
Преподавание физической культуры
В целях повышения двигательной активности обучающихся с 2002 года в базисный учебный план общеобразовательных учреждений с 1 по 11 класс введен дополнительный час физической культуры. Учащиеся начальных классов почти всех школ на дополнительном часе занимаются общефизической подготовкой, подвижными играми, народными играми.
Учебные занятия по физической культуре в общеобразовательных учреждениях посещают 98,8% от общего числа обучающихся. Остальные 1,2% - дети-инвалиды занимаются физическими упражнениями на дому в соответствии с медицинскими показаниями.
Учителя физической культуры обеспечивают на уроках дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья, физического развития, поля и двигательной подготовки.
Занятия в подготовительной и спецмедгруппах проходят совместно с основной группой, но учащимся с ослабленным здоровьем дается меньшая нагрузка, исключаются скоростные и силовые упражнения, учитываются медицинские показания.
Определенным итогом работы по физическому воспитанию подрастающего поколения являются олимпиады по физической культуре, которые позволяют определить не только физическую подготовку учащихся, но и теоретические занятия по сохранению и укреплению своего здоровья. Подготовка к олимпиаде и участие в ней стимулирует процесс совершенствования физической культуры учащихся, побуждает их к освоению ценностей, накопленных в сфере физической культуры.
Внеклассная работа по физическому воспитанию
Большое значение в районе придается внеклассной спортивно-массовой работе.
Целенаправленная работа по физическому воспитанию дает хорошие результаты.
Кроме традиционных спортивных соревнований по футболу, волейболу, баскетболу, лыжным гонкам проходят и спортивные праздники "Папа, мама, я - спортивная семья", "Веселые старты", традиционные легкоатлетические кроссы, соревнования по народным играм.
Традиционными районными мероприятиями стали: проведение ежегодного районного туристического слета, соревнований по пожарно-прикладным видам спорта. Хорошие результаты ежегодно показывают учащиеся Чучковской сош, Пертовской сош, Ункосовской оош, Алеевской оош, Остро-Пластиковской оош, Назаровской сош, Аладьинской сош.
Традиционными стали районные летняя и зимняя спартакиады школьников, легкоатлетический пробег, посвященный Дню Победы, зимние лыжные гонки "Спорт против наркотиков", гонки, посвященные памяти В.Е. Зубкова.
Таким образом, в районе складывается система проведения внеклассных мероприятий.
Дополнительное образование
Анализ работы спортивных секций в образовательных учреждениях показывает, что число школьников систематически занимающихся физической культурой и спортом, в Чучковском муниципальном район составляет:
В Детско-юношеской спортивной школе занимаются дети с 7 до 17 лет - 360 детей.
Учащиеся занимаются в секциях: самбо, футбол, волейбол, баскетбол, лыжная секция.
В Чучковском Доме детского творчества занимаются дети с 6 до 17 лет - 350 детей.
Учащиеся посещают секцию настольного тенниса и тренажерный зал. Тренажерный зал функционирует также во Дворце культуры, Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
На базе Чучковской средней общеобразовательной школы учащиеся занимаются борьбой самбо.
Таким образом, спектр образовательных услуг в рамках дополнительного образования по сравнению с прошлыми годами расширился.
Анализ методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности
Основным источником психического и физического здоровья обучающихся является применение личностно-ориентированных и здоровьесберегающих педагогических технологий и методик.
Нового осмысления требует подготовка учителей к использованию на практике здоровьесберегающих технологий и методик.
Управлением образования и молодежной политики, психологом РИМК разработаны методические рекомендации:
по организации системы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении;
по вопросам воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
по организации двигательной активности учащихся с целью профилактики заболеваний.
Большое внимание уделяется психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса Выбор приоритетных направлений деятельности определяется результатами психологического исследования и потребностями образовательных учреждений. В 2009-2010 учебном году проведены проблемные семинары с заместителями директоров образовательных учреждений и другими группами педагогов, на которых рассматривались вопросы:
- конфликтные ситуации на уроках и выход из них;
- психологическая помощь детям в экзаменационный период;
- пути сохранения репродуктивного здоровья.
Результаты диагностических исследований и комплексные проверки образовательных учреждений показывают, что
администрации образовательных учреждений и классные руководители планируют разъяснительную работу с родителями по вопросам здоровьесбережения и с детьми по развитию осознанных привычек здорового образа жизни,
в образовательных учреждениях ведется работа по разработке программ сохранения и укрепления здоровья детей (Чучковская сош, Назаровская сош, Аладьинская сош, Ункосовская оош, Остро-Пластиковская оош).
Однако следует отметить, что:
- не во всех образовательных учреждениях разработана система мер по реализации здоровьесберегающих технологий;
- не все педагоги используют методику по снятию напряжения с органов зрения и различных гр>ис мышц;
- не все педагоги владеют методами здоровьесберегающих технологий;
Учителя-предметники в последнее время активно обновляют содержании воспитательного процесса, включают в планы воспитательной работы вопросы, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Следует отметить, что не все педагоги используют на своих уроках физкультминутки. Здесь имеют место как субъективные причины, связанные со сложившейся практикой и методикой проведения уроков, недостаточным осознанием педагогами значимости здоровьесберегающей деятельности, так и объективные причины:
- в педагогических учебных заведениях (ВУЗах) не преподаются учебные дисциплины, обучающие здоровьесберегающим технологиям и методикам;
- в реальной практике здоровьесберегающие технологии и содержание образования научно-методически недостаточно обеспечены.
Анализ условий, обеспечивающих деятельность педагогов района по сохранению и укреплению здоровья детей позволяет сделать вывод о том, что реализация здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс происходит на более высоком уровне, чем в предыдущие годы.
Основными недостатками действий по охране здоровья детей является недостаточная системность и непоследовательность.
Таким образом, появляется необходимость создания целостной единой системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей, целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях Чучковского муниципального района.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
- обновить содержание учебных предметов вопросами, пропагандирующими здоровый образ жизни;
- усилить научно-методическую подготовку педагогов по освоению и использованию здоровьесберегающих педагогических технологий, оздоровительных методов;
- систематизировать оздоровительную работу в образовательных учреждениях района;
- разработать систему мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.
Благоприятные факторы для сохранения и укрепления здоровья учащихся Чучковского муниципального района.
Материально-техническая база образовательных учреждений включает 9 спортивных сооружений.
Сложившиеся спортивные традиции в районе.
57% учителей физкультуры имеют педагогическое образование.
Выполнение образовательными учреждениями санитарно-гигиенических норм (СанПиНа) по температурному и световому режиму, по организации горячего питания школьников.
Возможность формирования заказа на курсы повышения квалификации педагогов в РИРО по сохранению и укреплению здоровья детей.
Мотивация педагогов на внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.
Неблагоприятные факторы для сохранения и укрепления здоровья учащихся Чучковского муниципального района
Недостаточное финансирование на приобретение спортивного инвентаря.
Отсутствие медицинского контроля за состоянием здоровья в сельских образовательных учреждениях.
Отсутствие в образовательных учреждениях комнат психологической разгрузки, кабинетов физиопроцедур.
Отсутствие в образовательных учреждениях специалистов по профилактике заболеваний
Недостаточная компетентность педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
Отсутствие методических разработок по организации здоровьесберегающей деятельности учителей-предметников.
Структурная схема реализации программы "Образование и здоровье учащихся Чучковского района"
1. Блок медико-оздоровительной работы. ("Здоровье - критерий образования").
Приоритетные направления:
- углубленный медицинский контроль состояния здоровья детей;
- мониторинг состояния здоровья учащихся;
- медицинские мероприятия по оздоровлению учащихся;
- введение системы мер по профилактике стрессов и неврозов.
2. Блок материально - технического обеспечения. ("Школа - источник здоровья")
Приоритетные направления:
- обеспечение санитарно-гигиенических условий обучения в соответствии с правилами и нормами СанПиНа, рекомендациями Министерства образования РФ;
- создание благоприятных для здоровья условий обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях.
3. Блок обеспечения активного двигательного режима учащихся. ("Движение - это жизнь")
Приоритетные направления:
- обеспечение более активного двигательного режима учащихся, соответствующего физиологическим потребностям детей;
- совершенствование системы спортивно-оздоровительной работы.
4. Блок кадрового обеспечения. ("Начни с себя").
Приоритетные направления:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов по освоению и применение здоровьесберегающих педагогических технологий и методик;
- подготовка медицинского персонала образовательных учреждений и фельдшерских пунктов организации профилактической и оздоровительной работы среди детей.
5. Блок формирования потребности здорового образа жизни.
("В здоровом теле здоровый дух").
Приоритетные направления:
- санитарно-гигиеническое просвещение учащихся и их родителей;
- пропаганда здорового образа жизни в школе и в семьях учащихся;
- профилактика вредных привычек, отрицательно влияющих на здоровье детей.
Сетевая организация здоровьесберегающей деятельности
Отдел образования и молодежной политики администрации муниципального образования - Чучковский муниципальный район:
осуществляет критический анализ состояния здоровья детей в районе;
снабжает систему образования ресурсами, необходимыми для достижения цели (кадровыми, материально- техническими и т.д.);
отслеживает (контролирует) соответствие действий каждого исполнительского звена нормам, зафиксированным в программе, проводит диагностические исследования хода выполнения программы.
Социальный педагог РИМК:
Анализирует социальную ситуацию в ученическом и учительском коллективе, выявляет проблемные зоны.
Психолог РИМК:
- обеспечивает психолого-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности;
- проводит диагностическую и коррекционную работу по вопросам здоровьесбережения. МУЗ Чучковская центральная районная больница:
- проводит углубленные медицинские осмотры детей;
- дает рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей;
- проводит медико-разъяснительную работу с родителями и учащимися;
- распространяет медико-просветительский материал.
Образовательные учреждения:
- обеспечивают реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- фиксируют и анализируют затруднения в своей деятельности, при необходимости формируют заказ ОО и МП;
- проблематизируют свои собственные действия на предмет их соответствия или несоответствия цели;
- обеспечивают внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс и в воспитательный процесс классных коллективов;
- организуют разъяснительную работу с родителями по формированию ценности здорового образа жизни, по профилактике заболеваний детей;
- проводят диагностику среды жизнедеятельности ребенка (образовательной, семейной).
Родители:
- обеспечивают условия для сохранения и укрепления здоровья детей,
- формируют потребность у детей в здоровом образе жизни совместно с педагогами,
- приобщают детей к физической культуре и спорту.
Муниципальная программа направлена на контингент учащихся, их родителей, педагогов и общественность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.