Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 26 декабря 2011 г. N А54-5700/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ратниковой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Газарян Анаит Егоровны, г. Рязань (ОГРН 304623410500143) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (ОГРН 1046213016409) о признании незаконным и отмене постановления N 50 по делу об административном правонарушении от 26.10.2011
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Газарян А.Е., предприниматель, паспорт;
от налогового органа - не явился, извещен надлежащим образом,
установил: индивидуальный предприниматель Газарян Анаит Егоровна (далее предприниматель) обратилась в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (далее налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления N 50 по делу об административном правонарушении от 26.10.2011.
Предприниматель в судебном заседании поддерживает заявление о признании незаконным и отмене постановления N 50 по делу об административном правонарушении от 26.10.2011, доводы изложены в заявлении, уточнениях, возражениях на отзыв налогового органа.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом; в представленном в материалы дела отзыве просит суд отказать предпринимателю в заявленных требованиях (л.д. 19-20).
В соответствии со статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя налогового органа, извещенного о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: на основании поручения начальника Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области Петруниной И.Н. от 27.09.2011 N 039 (л.д. 21), должностными лицами Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области, в присутствии администратора Фурашовой Н.И., работающей у предпринимателя Газарян А.Е., 27.09.2011 в 13 час. 19 мин. была проведена проверка выполнения предпринимателем Газарян А.Е. Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в помещении салона - парикмахерской "Зинаида", расположенного по адресу: г. Рязань, Куйбышевское шоссе, д. 15/12, о чем составлен акт проверки выполнения требования Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 27.09.2011 N 10397 (л. д. 7).
По результатам проверки установлено, что 27.09.2011 в 13 час. 19 мин. в помещении салона - парикмахерской "Зинаида", расположенного по адресу: г. Рязань, Куйбышевское шоссе, д. 15/12, администратором Фурашовой Н.И., работающей у предпринимателя, при получении наличных денежных средств в сумме 250 руб. от гражданина Безрукова В.А. за оказанные парикмахерские услуги (стрижка ручная), в нарушение п. 20 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно - кассовой техники", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 и п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ от 22.05.2003, осуществлен наличный денежный расчет без выдачи клиенту бланка строгой отчетности; бланк строгой отчетности за оказанную услугу в момент оплаты, физическому лицу не выписывался и не выдавался; на контрольно - кассовой технике, установленной в помещении парикмахерской "Ока-102Ф" зав. N 248720 снятой с учета в Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области 24.03.2010, администратором Фурашовой Н.И. отпечатан кассовый чек N 5981 от 27.09.2011 на сумму 250 руб., который физическому лицу выдан не был. Копия акта вручена администратору Фурашовой Н.И. 27.09.2011. В акте N 10397 от 27.09.2011 указано, что предприниматель Газарян А.Е. приглашается в Межрайонную ИФНС России N 3 по Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Горького, 1а к 10 час. 00 мин. 28.09.2011 для предоставления документов, отсутствующих во время проверки и необходимых для завершения проведения проверки, дачи объяснений по материалам проверки (л.д. 7).
19.10.2011 государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области Кабановым Р.С., в присутствии предпринимателя Газарян А.Е., в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 14-054 по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе об административном правонарушении от 19.10.2011 N 14-054 указано, что предприниматель приглашается в Межрайонную ИФНС России N 3 по Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Горького, 1а, каб. 29 к 11 час. 00 мин. - 26.10.2011 для рассмотрения материалов по протоколу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении от 19.10.2011 N 14-054 получен предпринимателем 19.10.2011. (л.д. 8).
26.10.2011, начальник Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области Ганина И.И., рассмотрев протокол об административном правонарушении от 19.10.2011 N 14-054 и приложенные к нему материалы, вынесла постановление по делу об административном правонарушении N 50 о признании предпринимателя Газарян А.Е. виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 3000 руб. Данное постановление направлено в адрес предпринимателя 27.10.2011 (л.д. 9, 25).
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 26.10.2011 N 50, предприниматель Газярян А.Е. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, доводы предпринимателя, суд пришел к выводу, что заявление предпринимателя Газярян А.Е. подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).
Данное положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
Согласно п. 20 Положения, в случае применения документов наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники осуществляются в следующем порядке: а) при оплате услуг наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель): заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита); получает от клиента денежные средства; называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента; подписывает документ (при наличии места для личной подписи); называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с документом, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно; б) при оплате услуг с использованием платежной карты уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель): получает от клиента платежную карту; заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита); вставляет платежную карту в устройство для считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты по платежной карте; подписывает документ (при наличии места для личной подписи); возвращает клиенту платежную карту вместе с документом и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты; в) при осуществлении смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты, выдача документа и сдачи, а также возврат платежной карты производятся одновременно.
Федеральным законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ, вступившим в силу 21.07.2009, статья 2 Закона о применении ККТ дополнена пунктом 2.1, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги).
В силу пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении различных видов предпринимательской деятельности, в том числе оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
На основании Общероссийского классификатора услуг населению стрижка волос относится к оказанию бытовых услуг (019300).
Таким образом, плательщик единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД), оказывающий бытовые услуги населению, обязан выдавать документ, подтверждающий принятие денежных средств от покупателя, только по требованию покупателя.
Об этом же свидетельствует информация Федеральной налоговой службы от 29.09.2009 "О применении ККТ плательщиками ЕНВД".
В материалах дела имеется уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (вх. N 845538 от 27.03.2010, л.д. 40), согласно которому предприниматель поставлена на учет в виде налогоплательщика единого налога на вмененный доход с 01.01.2003; также представлены доказательства уплаты ЕНВД и налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2011 год (л.д. 38-39, 41-47).
Данные доказательства свидетельствуют о том, что предприниматель Газарян А.Е. в связи с оказанием бытовых услуг населению, классифицируемых по Общероссийскому классификатору услуг населению по коду 019300, является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход.
Из акта проверки от 27.09.2011 N 10397, протокола об административном правонарушении от 19.10.2011 N 14-054, оспариваемого постановления от 26.10.2011 N 50 следует, что налоговым органом не устанавливалось и в материалы дела не представлено доказательств того, что потребитель, воспользовавшийся парикмахерскими услугами предпринимателя, обращался с просьбой о выдаче товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств.
Предприниматель Газарян А.Е. в судебном заседании пояснила, что она считает, что документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующую услугу, выдается по просьбе клиента.
В судебном заседании 28.11.2011 представитель налогового органа пояснил, что клиент, воспользовавшийся парикмахерскими услугами, отказался дать какие-либо объяснения.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, наряду с другими вопросами, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 Кодекса). В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о том, что обстоятельства совершения административного правонарушения, отраженные в постановлении, являются недоказанными, что является основанием для признания незаконным и отмены постановления налогового органа по делу об административном правонарушении от 26.10.2011 N 50.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела, учитывая, что административным органом не выяснены все обстоятельства дела и не подтверждены соответствующими доказательствами, факт совершения административного правонарушения не доказан, постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области по делу об административном правонарушении от 26.10.2011 N 50 является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная предпринимателем государственная пошлина в сумме 200 руб. подлежит возврату предпринимателю Газарян Анаит Егоровне из дохода федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 181, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (г. Рязань, ул. Горького, д. 1, ОГРН 1046213016409) по делу об административном правонарушении от 26.10.2011 N 50 о назначении индивидуальному предпринимателю Газарян Анаит Егоровне (г. Рязань, ул. Ленина, д. 4, кв. 5, дата рождения 25.06.1969, место рождения г. Степанакерт, ОГРН 304623410500143) административного штрафа в размере 3000 руб., признать незаконным и отменить полностью.
2. Возвратить индивидуальному предпринимателю Газарян Анаит Егоровне (г. Рязань, ул. Ленина, д. 4, кв. 5, дата рождения 25.06.1969, место рождения г. Степанакерт, ОГРН 304623410500143) из дохода федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 руб., перечисленную по квитанции Сбербанка от 01.11.2011 N 157.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.И. Котлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 декабря 2011 г. N А54-5700/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru