Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
главы муниципального образования
от 18 января 2011 г. N 9
Программа
по повышению эффективности расходов бюджета муниципального образования - Ухоловский муниципальный район на период до 2013 года
Паспорт
Программы по повышению эффективности расходов бюджета муниципального образования - Ухоловский муниципальный район на период до 2013 года
Наименование Программы |
Программа по повышению эффективности расходов бюджета муниципального образования - Ухоловский муниципальный район на период до 2013 года (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования |
Разработчик Программы |
Финансовое управление муниципального образования |
Основание для разработки Программы |
Бюджетный кодекс Российской Федерации; Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р; Программа по повышению эффективности расходов областного бюджета на период до 2013 года, утвержденная распоряжением Правительства Рязанской области от 31 декабря 2010 года N 570-р |
Исполнители Программы |
Администрация муниципального образования, органы местного самоуправления муниципального образования |
Цель и задачи |
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества. Основные задачи Программы: обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы муниципального образования; оптимизация объемов и порядка предоставления муниципальных услуг, а также выполнения муниципальных заданий; оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов, проведение структурных реформ в бюджетной сфере; создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ в бюджетной сфере; совершенствование межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами; внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования; совершенствование всех стадий муниципальных закупок; снижение объема муниципального долга муниципального образования и размера бюджетного дефицита, а также оптимизация расходов на его обслуживание |
Целевые индикаторы и показатели |
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются: формирование проекта решения районной Думы о бюджете муниципального образования на три года (очередной финансовый год и плановый период), начиная с 2013 года; доля расходов бюджета муниципального образования, финансируемых в рамках программно-целевого бюджетного планирования, должна составлять в 2013 году не менее 50% общего объема расходов; доля расходов бюджета муниципального образования, регулируемых нормативными правовыми актами, детально определяющими порядок расчета стоимости реализации соответствующих обязательств, должна составлять в 2013 году не менее 90% общего объема расходов |
Сроки реализации Программы |
до 2013 года |
Перечень основных мероприятий |
План мероприятий реализации Программы приведен в приложении к Программе |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация мероприятий Программы позволит: повысить качество управления общественными финансами и эффективность, бюджетных расходов муниципального образования; расширить горизонты планирования, включая формирование трехлетнего бюджета муниципального образования; внедрить программно-целевой принцип организации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования; обеспечить переход к утверждению "программного" бюджета муниципального образования; внедрить новые формы оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг; обеспечить повышение доступности и качества предоставляемых муниципальных услуг, эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования; совершенствовать межбюджетные отношения и качество управления муниципальными финансами; создать информационную среду, обеспечивающую прозрачность бюджетной системы муниципального образования; совершенствовать инструмент управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок; оптимизировать объем муниципального долга муниципального образования и расходов на его обслуживание; сформировать необходимую и достаточную нормативную правовую и методическую базу по управлению общественными финансами муниципального образования |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости разработки и реализации Программы
В настоящее время в Российской Федерации проводится комплексная реформа бюджетного процесса. Основы этой реформы были заложены в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584, Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Указанная Концепция в первую очередь была ориентирована на внедрение новых инструментов бюджетирования, имеющих программно-целевую направленность, в развитие которой было принято и реализуется постановление Правительства Рязанской области от 27 июля 2006 г. N 196 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" приняты поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые расширили возможности субъектов - Российской Федерации в сфере управления общественными финансами и активизировали работу по внедрению новых принципов управления общественными финансами в субъектах Российской Федерации. Эти особенности были учтены Рязанской областью и внесены соответствующие изменения в законы Рязанской области от 14 октября 2005 года N 102-ОЗ "О бюджетном процессе в Рязанской области", от 02 декабря 2005 года N 131-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Рязанской области", в соответствии с которыми принят ряд нормативных правовых актов Рязанской области по бюджетным вопросам.
Эти особенности так же были учтены муниципальным образованием и так же были внесены соответствующие изменения в Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании - Ухоловский муниципальный район, утвержденном решением Ухоловской районной Думы от 27 декабря 2005 года N 133 и в Положение о межбюджетных отношениях в муниципальном образовании - Ухоловский муниципальный район, утвержденном решением Ухоловской районной Думы от 14 ноября 2008 года N 76.
На момент разработки Программы удалось добиться удовлетворительных результатов в обеспечении финансовой устойчивости и платежеспособности бюджета муниципального образования.
Соблюдаются требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Осуществляется казначейское исполнение бюджета муниципального образования, обеспечивающее кассовое обслуживание бюджета, эффективный учет и ежедневный предварительный контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета муниципального образования на обеспечение исполнения муниципальных функций, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.
Проводится оперативный мониторинг социально-экономической ситуации в муниципальном образовании органами местного самоуправления муниципального образования по курируемым направлениям в целях принятия оперативных решений и подготовки соответствующих предложений в администрацию муниципального образования по исполнению нормативных публичных обязательств.
Административный механизм управления общественными финансами отлажен, в целом отмечается высокая исполнительская дисциплина.
Проведена инвентаризация расходных обязательств, ежегодно формируются реестры расходных обязательств.
Бюджетные средства распределяются по стратегическим целям и тактическим задачам, обозначенным в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования муниципального образования.
Материалы по отчету об исполнении бюджета муниципального образования публикуются в средствах массовой информации.
Совершенствуется практика программно-целевого планирования бюджетных расходов, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики. В 2010 году доля расходов бюджета муниципального образования, реализуемых в рамках программ, составила более 21%.
В муниципальном образовании начата работа по установлению каждому учреждению социальной сферы заданий по предоставлению муниципальных услуг.
Распоряжением главы администрации муниципального образования от 01 июля 2010 г. N 187-р утвержден и исполняется План мероприятий по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Органами местного самоуправления муниципального образования, в ведении которых находятся муниципальные учреждения муниципального образования, приняты аналогичные ведомственные планы. Ведется контроль за выполнением намеченных мероприятий.
Осуществляется поэтапный переход к оказанию муниципальных услуг на основе стандартов качества, обязательных к исполнению и однозначных в толковании. Это важный инструмент для решения задачи повышения доступности и качества предоставляемых муниципальных услуг юридическим и физическим лицам.
Вместе с тем, в Бюджетном послании Президента Российской федерации Федеральному Собранию от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" поставлены задачи перед исполнительными органами государственной власти всех уровней, местного самоуправления по обеспечению перехода на программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения, планомерному введению новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, изменению их правового статуса, повышению доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
Не все заявленные планы были реализованы в муниципальном образовании. В сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем.
Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием.
Формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
Необходимо обеспечить кардинальное повышение качества предоставляемых гражданам муниципальных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств там, где целесообразно, осуществить переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах граждан на конкурентном рынке.
До настоящего времени не введено планирование бюджетных ассигнований на основе муниципального задания. Доведение заданий, финансовое обеспечение которых рассчитано на нормативной основе, позволит связать финансирование бюджетных учреждений с конкретными, реально измеримыми показателями, стимулирующими к повышению качества предоставляемых муниципальных услуг (выполняемых работ).
Не решена задача оптимизации бюджетной сети и, соответственно, снижения неэффективных бюджетных расходов.
По значительной части вопросов совершенствования управления общественными финансами муниципального образования не разработаны необходимые подзаконные нормативные правовые акты, методические материалы, аналитические формы.
Настоящая Программа разработана с целью улучшения качества управления общественными финансами муниципального образования, оптимизации системы управления бюджетными ресурсами и повышения эффективности расходов бюджета муниципального образования. Переход от "управления затратами" к "управлению результатами" одна из стратегических целей бюджетной политики муниципального образования на долгосрочную перспективу.
Для оптимизации межведомственного взаимодействия будет продолжена реализация долгосрочной целевой программы "Административная реформа в Рязанской области в 2010 - 2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 12 августа 2009 г. N 213. В рамках данной программы предполагается открытие многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
Для достижения поставленных стратегических целей необходимо заменить бюджетное планирование по видам расходов на планирование социально-экономических результатов, получаемых в ходе осуществления органами местного самоуправления своих функций.
Распределение бюджетных средств должно осуществляться по стратегическим целям, тактическим задачам, программам и в зависимости от достижения показателей социально-экономической эффективности
При этом стратегические цели, тактические задачи и программы должны быть сформулированы на основе принципов государственной политики, оформленных в виде стратегии социально-экономического развития муниципального образования на период до 2020 года.
Главные распорядители бюджетных средств бюджета муниципального образования должны получить свободу выбора способов достижения поставленных перед ними целей и задач при одновременном усилении их ответственности за конечный результат в установленной сфере деятельности.
Контроль использования бюджетных средств усиливается инструментами внутреннего контроля за эффективностью расходов.
Вышеперечисленные изменения подходов к управлению общественными финансами муниципального образования позволят достичь цели Программы.
Получить максимальный эффект возможно за счет комплексной реализации мероприятий с использованием программно-целевого принципа бюджетного планирования.
Необходимость решения обозначенных проблем программными методами также определена Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р.
2. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих задач:
обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы муниципального образования;
оптимизация объемов и порядка предоставления муниципальных услуг, а также выполнения муниципальных заданий;
оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов, проведение структурных реформ в бюджетной сфере;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ в бюджетной сфере;
совершенствование межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами;
внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования;
совершенствование всех стадий муниципальных закупок;
снижение объема муниципального долга муниципального образования и размера бюджетного дефицита, а также оптимизация расходов на его обслуживание.
3. Сроки реализации Программы
Мероприятия Программы реализуются до 2013 года.
4. Система программных мероприятий
В 2011 году предлагается реализовать мероприятия Программы по разработке базовых нормативных правовых актов и методических материалов, а также по утверждению отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности расходов и качества финансового менеджмента.
Мероприятия Программы на 2012 год корректируются в декабре предшествующего года с учетом достигнутых результатов.
Программные мероприятия с указанием срока исполнения и ответственных исполнителей приведены в приложении к Программе.
5. Система управления реализацией Программы
Реализация Программы предусматривает участие органов местного самоуправления муниципального образования.
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация муниципального образования, которому финансовое управление муниципального образования в установленном порядке направляет сведения о ее реализации.
6. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
Финансовое управление муниципального образования осуществляет подготовку информации, отчетов о выполнении Программы, предложений по корректировке Программы и совершенствованию механизма реализации Программы.
Исполнители программных мероприятий представляют в финансовое управление муниципального образования отчет о выполнении мероприятий Программы ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и до 5 февраля года, следующего за отчетным.
7. Целевые индикаторы и показатели эффективности исполнения Программы
Основные целевые индикаторы и показатели Программы, достигаемые в результате ее реализации в целом и по годам, представлены в следующей таблице.
Наименование целевых индикаторов и показателей |
Единицы измерения |
Значение в 2010 году |
Значения по годам (нарастающим итогом) |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Формирование проекта решения районной Думы о бюджете муниципального образования на три года (очередной финансовый год и плановый период) |
календарный период |
на один год |
на один год |
на один год |
на три года |
Доля расходов бюджета муниципального образования, финансируемых в рамках программно-целевого бюджетного планирования |
% |
21 |
23 |
30 |
50 |
Доля расходов бюджета муниципального образования, регулируемых нормативными правовыми актами, детально определяющими порядок расчета стоимости реализации соответствующих обязательств |
% |
83 |
85 |
90 |
90 |
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
К числу наиболее значимых социально-экономических результатов Программы можно отнести:
повышение прозрачности бюджетной системы муниципального образования за счет обеспечения публикации значительной части информации, характеризующей эффективность бюджетных расходов;
расширение горизонта планирования, включая формирование трехлетнего бюджета муниципального образования;
программно-целевая направленность бюджета муниципального образования путем внедрения новых инструментов планирования (ведомственные целевые программы, формирование бюджета на трехлетний период и т.д.);
повышение степени формализации планирования и исполнения бюджета муниципального образования за счет установления требований к процедурам планирования бюджетных ассигнований, ведения реестра расходных обязательств, распределения бюджета принимаемых обязательств;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
оптимизация отдельных процедур в рамках управления финансовой системой муниципального образования за счет формирования правовых и методических основ долговой и имущественной политики;
повышение эффективности бюджетных расходов за счет установления требований к качеству муниципальных услуг по основным социальным отраслям, введения в бюджетный процесс практики формирования муниципальных заданий;
создание информационной среды, обеспечивающей прозрачность бюджетной системы муниципального образования;
совершенствование инструмента управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования путем проведения оценки качества финансового менеджмента и формирования пакета модельных нормативных правовых актов и методических рекомендаций;
оптимизация системы межбюджетных отношений путем формализации процесса распределения и предоставления межбюджетных трансфертов.
Кроме того, системными результатами для муниципального образования станут следующие:
повышение уровня компетентности и ответственности руководителей и специалистов органов местного самоуправления муниципального образования;
совершенствование и упорядочение нормативной правовой и методической базы по управлению общественными финансами муниципального образования;
рост производительности труда в органах местного самоуправления муниципального образования за счет повышения степени автоматизации процедур планирования и исполнения бюджета муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.