Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
главы муниципального района
от 2 марта 2012 г. N 136
Комплекс мер
по модернизации системы общего образования Старожиловского муниципального района в 2012 году
Текущее состояние общего образования Старожиловского муниципального района Рязанской области
Развитие системы общего образования Старожиловского муниципального района Рязанской области в 2011 году осуществлялось по основным направлениям, определенным в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа".
В районе с целью обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования для каждого обучающегося независимо от места жительства сформирована структура системы общего образования, включающая сеть опорных и "базовых школ с филиалами, а также самостоятельные общеобразовательные учреждения.
Общее образование в Старожиловском муниципальном районе Рязанской области в 2011 - 2012 учебном году обеспечивают 5 общеобразовательных учреждений, в том числе:
1 опорная школа, 3 базовых, 1 самостоятельная общеобразовательная школа, 7 филиалов базовых и опорной школ.
Такая структура позволила обеспечить:
- преемственность в обучении;
- возможность создания индивидуальных образовательных траекторий для обучающегося на каждой ступени обучения;
- концентрацию и повышение уровня кадрового потенциала образовательных учреждений;
- активизацию методической и инновационной работы.
Кроме того создан муниципальный информационно-методический центр с целью обеспечения технической, методической и инновационной поддержки образовательных учреждений.
По состоянию на начало текущего учебного года в общеобразовательных учреждениях работают 204 педагогических работников (из них 89,% с высшим образованием, 72% педагогических работников имеют квалификационные категории; 22% - в возрасте до 35 лет, 30% - пенсионного возраста) и обучаются 1409 учащихся. Несмотря на достаточно высокий профессиональный уровень педагогических кадров, необходимо сконцентрировать внимание на повышение уровня профессиональной компетенции педагогов для работы в современных условиях.
Подвоз 319 обучающихся к месту учебы и обратно на территории района обеспечивают 5 единиц автотранспорта из 21 населенного пункта, оборудованных спутниковой системой навигации ГЛОНАСС/GPS.
Для сетевого взаимодействия опорных и базовых школ с филиалами в рамках долгосрочной целевой программы "Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2011 - 2014 годы" закуплено 3 единицы легковых автомобилей "Жигули".
В рамках расширения взаимодействия между опорными, базовыми школами и их филиалами формируется единая информационная образовательная среда с применением современных дистанционных технологий. 100% общеобразовательных учреждений имеют доступ к сети Интернет, со скоростью до 512 Кбит/сек, во всех образовательных учреждениях имеются компьютерные классы, в 10% функционируют школьные локально-вычислительные сети. В общеобразовательных учреждениях района на 1 компьютер приходится 22 ученика, однако , обеспеченность не позволяет применять информационно -коммуникативные технологии в образовательном процессе в полном объеме.
В 100% общеобразовательных учреждений имеется центральное отопление, 100% - водопровод, 100% - канализацию, 75% - спортивные залы, 16,6% оснащены системами видеонаблюдения. Однако в настоящее время 41,6% общеобразовательных учреждений требуют капитального ремонта (1 опорная ,1 самостоятельная , 3 базовых школы и 3 филиала). Несмотря на созданные условия для организации образовательного процесса, имеется" потребность в обновлении учебного, учебно-производственного оборудования, спортивного инвентаря для реализации Президентской инициативы "Наша новая школа" и введении ФГОС.
С целью организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях и филиалах функционирует 9 школьных столовых. Арендуется образовательными учреждениями 1 столовая. Охват горячим питанием составляет 88,4%.
Для обеспечения медицинского обслуживания школьников в 60% общеобразовательных учреждений (3 из 5 школ) действуют медицинские кабинеты, соответствующие современным требованиям СанПиН.
Проводимая модернизация позволила начать институциональные преобразования, направленные на формирование прозрачной, ориентированной на результат, системы финансирования и управления. Осуществлен переход муниципальных общеобразовательных учреждений на нормативное бюджетное финансирование и завершен поэтапный перевод на новую систему оплаты труда работников образовательных учреждений Старожиловского муниципального района Рязанской области. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования позволило повысить доходы учителей, обеспечивающих наиболее высокое качество образования, которое стало одним из критериев оплаты труда педагога.
Реализация мероприятий модернизации системы общего образования в Рязанской области позволила также стимулировать работу по расширению государственно-общественной системы управления образованием. В 100% средних общеобразовательных школ созданы управляющие коллегиальные органы (школьные советы, творческие объединения педработников, родительские общественные объединения, детские и молодежные общественные организации). Руководители школ выступают с ежегодными публичными отчетами на итоговых общешкольных родительских собраниях. Это способствует повышению прозрачности деятельности школы, ее открытости и демократичности, повышению качества и доступности образования школьников, их гражданскому становлению и привлечению дополнительных внебюджетных ресурсов, гармонизации отношений школы и общества, развитию социального партнерства.
В 2011 году 80% образовательных учреждений района установили партнерские отношения с хозяйствующими субъектами. Общий вклад предприятий в развитие муниципальной системы образования в текущем году составил более 5,5 млн. рублей.
Для обеспечения реализации мероприятий по модернизации системы общего образования в районе реализуются долгосрочные целевые программы "Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2014 г.г.", "Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2011 - 2014 г.г.", "Социальное развитие населенных пунктов в 2010 - 2014 годах", "Социальное развитие села Рязанской области на 2011 - 2014 годы".
Реализация вышеперечисленных мероприятий позволила достичь следующих результатов:
- создана новая модель структуры сети системы общего образования, включающая опорные и базовые школы и их филиалы, а также самостоятельные школы;
- проведен анализ состояния материально-технической базы общеобразовательных учреждений на соответствие федеральным государственным стандартам второго поколения и ведется ее целенаправленное обновление:
- осуществлен переход общеобразовательных учреждений на новые финансово-экономические механизмы: нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда;
- начаты институциональные преобразования, направленные на расширение государственного общественного управления в системе образования.
Описание итогов модернизации в 2011 году системы общего образования Старожиловского муниципального района Рязанской области
В 2011 году модернизация системы общего образования Старожиловского муниципального района была направлена на решение следующих основных задач:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- создание необходимых условий для введения новых государственных образовательных стандартов начального образования;
- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки.
В рамках соглашения между Правительством Рязанской области и администрацией Старожиловского муниципального района из федерального бюджета бюджету Старожиловского муниципального района на модернизацию системы образования выделены финансовые средства в размере 3 млн. 503 тыс. рублей.
Данные средства в виде субсидий были направлены во все общеобразовательные учреждения района. На эти средства в общеобразовательные учреждения были поставлены:
- кабинет начальных классов для опорной школы (Старожиловская средняя общеобразовательная школа);
- специальное оборудование для медицинского кабинета Старожиловской средней общеобразовательной школы;
- 2 единицы школьного автотранспорта;
- установка системы ГЛОНАСС на школьный автотранспорт;
- ремонт мягкой кровли спортивного зала средней общеобразовательной школы "Рязанские сады".
За счет субвенций областного бюджета пополнены фонды библиотек во всех общеобразовательных учреждениях.
В 12 общеобразовательных учреждениях осуществлен текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся.
Кроме того, из областного бюджета выделены денежные средства на
- ремонт кровли в 2-х общеобразовательных учреждениях (Старожиловская сош и сош "Рязанские сады") на сумму 2556.5 тыс. руб.
- приобретение учебно-наглядных пособий на сумму 4342.4 тыс. руб.
- интернет - трафик на сумму 298.5 тыс. руб.
- укрепление материально-технической базы на сумму 1115 3 тыс. руб.
- приобретение легковых автомобилей для взаимодействия общеобразовательных учреждений с филиалами на сумму 689.3 тыс. руб.
В 2011 году для текущего ремонта общеобразовательных учреждений муниципалитетом выделено 182.9 тыс. руб.
Также для решения задач модернизации привлекались спонсорские средства: более 5500.0 тыс. руб.
Доля школьников, обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, составила 8,4% от общего числа обучающихся или 22,3% от общего числа обучающихся на ступени начального общего образования.
Доля учителей, получивших в 2011 году в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, от общего количества учителей составила 15%. Этому способствовало внедрение новой модели аттестации педагогических работников, которая позволила:
- стимулировать педагогических работников на целенаправленное непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности;
- установить соответствие между качеством работы и уровнем заработной платы;
- стимулировать профессиональное творчество, мастерство, качество организации образовательной деятельности педагогических работников.
Переход на новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений выявил необходимость совершенствования учительского потенциала через модернизацию педагогического образования, обеспечения непрерывности, персонификации и актуальности повышения квалификации педагогических работников; формирования мотивации непрерывности профессионального роста педагогов. 13 учителей начальных классов, работающих по ФГОС в 1 классе, повысили свою квалификацию в РИРО, что составляет 100%. Все руководители общеобразовательных учреждений района (100%) также прошли обучение в РИРО. В муниципалитете в 2011 году создана межрайонная стажерская площадка, целью деятельности которой является распространение инновационных моделей образования. Осуществлялось повышение квалификации по накопительной системе, апробировано дистанционное обучение учителей начальных классов и руководителей общеобразовательных учреждений.
В ходе модернизации системы общего образования большое внимание уделялось созданию необходимых условий для внедрения различных форм дистанционного обучения в образовательный процесс. В общеобразовательных учреждениях созданы необходимые условия: обеспечен доступ к сети Интернет, имеется компьютерная база, в учебном процессе используются электронные образовательные ресурсы. Проведенные мероприятия позволили обеспечить использование дистанционных технологий в общеобразовательных учреждениях при подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации, проведение дистанционного тестирования, внеклассных мероприятий, веб-семинаров, учебных занятий.
Меры, направленные на энергосбережение, в общеобразовательных учреждениях позволили достичь положительную динамику снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.
С 1 сентября 2011 года все муниципальные общеобразовательные учреждения перешли на нормативно-подушевое финансирование и на новую систему оплаты труда.
При переходе на НСОТ, в ходе оптимизации системы образования района повышение заработной платы педагогических работников составило в среднем более 30%. С учетом стимулирующих выплат в декабре 2011 года средняя зарплата учителей составила 17 113 рублей.
В целях информационного сопровождения реализации проекта отделом образования проводились встречи в общеобразовательных учреждениях с представителями педагогической и родительской общественности, на которых обсуждались основные направления модернизации.
Наиболее значимыми социальными эффектами реализации модернизации системы общего образования Старожиловского муниципального района в 2011 году являются:
- увеличение доли школьников, обучающихся в современных условиях и получающих качественное образование;
- расширение доступа обучающихся к современным информационным образовательным ресурсам независимо от места жительства;
- создание материально-технических и кадровых условий для введения во всех первых классах общеобразовательных школ нового федерального государственного стандарта начального общего образования;
- рост заработанной платы учителей общеобразовательных учреждений;
- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов и руководителей в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- увеличение доли общественного участия в институциональных изменениях и управлении в системе общего образования.
Описание реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Старожиловского муниципального района в 2012 году
На территории Старожиловского муниципального района модернизация системы общего образования проводится по ряду стратегических направлений, включающих:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, независимо от места жительства, состояния здоровья обучающихся, социального положения и доходов семей;
- повышение профессионализма и социального статуса работников образования.
Комплекс мер по модернизации системы общего образования Старожиловского муниципального района в 2012 году разработан с учетом преемственности мероприятий проекта 2011 года, долгосрочных целевых программ "Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2014 г.г.", "Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2011 - 2014 г.г.", "Социальное развитие населенных пунктов в 2010 - 2014 годах", "Социальное развитие села Рязанской области на 2011 - 2014 годы", мероприятий, реализуемых в муниципалитете , и направлен на решение следующих задач:
- развитие муниципальной образовательной сети, обеспечивающей доступность образовательных услуг, современные условия обучения, индивидуализацию образовательных траекторий, эффективное использование ресурсов;
- создание в общеобразовательных учреждениях условий для реализации программ начального общего образования и апробации программ основного общего образования в рамках ФГОС второго поколения;
- обеспечение условий для непрерывности профессионального роста педагогов с целью совершенствования учительского корпуса;
- обеспечение информационной открытости, общественного участия в управлении и контроле качества образования в рамках повышения самостоятельности школьного уровня управления;
- формирование необходимых условий для реализации деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и развитие физической культуры;
- повышение уровня благосостояния педагогических работников, обеспечивающего заинтересованность в повышении качества образования и результативности.
Механизм реализации комплекса мер предусматривает финансирование включенных в него мероприятий путем направления средств из федерального бюджета в форме субсидии бюджету муниципалитета на модернизацию муниципальной системы общего образования, а также средств софинансирования из бюджета Рязанской области на осуществление расходных обязательств, возникающих при реализации Комплекса мер.
Комплекс мер по модернизации системы общего образования Старожиловского муниципального на 2012 год включает мероприятия, направленные на обеспечение эффективного функционирования сети опорных и базовых школ с филиалами с целью обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного полноценного образования независимо от места жительства и состояния здоровья обучающихся. Средства предполагается направить:
- на приобретение комплектов учебно-лабораторного оборудования (3 кабинета начальных классов и 5 предметных кабинетов), что позволит продолжить дальнейшее обеспечение необходимых условий для реализации программ начального общего образования и апробацию программ основного общего образования в рамках ФГОС второго поколения;
- на модернизацию школьных спортивных залов в целях совершенствования школьной спортивной инфраструктуры в условиях введения в образовательный процесс обязательного третьего часа физической культуры (приобретение 1 комплекта спортивного оборудования и инвентаря, позволит увеличить долю школ , обеспеченных спортоборудованием, 66,9% до 84,5%);
- на приобретение оборудования для 3 медицинских кабинетов базовых школ, что позволит увеличить долю школ, имеющих современные медицинские кабинеты с 33% до 80%;
- на приобретение нового технологического оборудования для столовой опорной школы в целях обеспечения санитарно-эпидемиологических требований, стандарта качества школьного питания, что позволит увеличить долю общеобразовательных учреждений, имеющих столовые, отвечающие современным требованиям, с 55% до 88%;
- на проведение мероприятий по текущему ремонту помещений в зданиях школ в целях их приведения в соответствие с современными требованиями к условиям организации образовательного процесса (доля таких школ увеличится с 26% до 39%);
- на повышение квалификации, профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных учреждений и учителей в целях повышения управленческой и педагогической культуры работников системы образования в условиях реализации новых ФГОС, совершенствования процедур оценки качества образования и системы управления образованием;
- на осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.
В целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" органами исполнительной власти Рязанской области всех уровней приняты нормативные правовые акты, в соответствии с которыми формируются муниципальные задания в отношении муниципальных бюджетных образовательных учреждений и определяется порядок их финансирования в зависимости от типа. Это позволит обеспечить прозрачность расходования бюджетных средств, увеличить объем внебюджетных средств, а также мотивировать образовательные учреждения на повышение качества образовательных и дополнительных услуг.
В 2012 году прогнозируемое соотношение среднемесячной заработной платы учителей в общеобразовательных учреждениях Рязанской области и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике региона за 1 квартал 2011 года (15767,6 руб.) составит:
- в 1 квартале 2012 года - 109.88% (17324 рублей);
- во 2 и 3 кварталах 2012 года - 109.88% (17324 рублей).
Планируемый суммарный объем средств на повышение фонда оплаты труда учителей за счет средств регионального бюджета в 2012 году 518 тыс. рублей. Планируется, что фонд оплаты труда всех категорий работников образовательных учреждений с 1 октября 2012 года увеличится (проиндексируется) на 6%.
Важным социальным эффектом проводимых мероприятий должно стать формирование в общественном сознании положительного имиджа современного учителя, вовлечение общественности в управление системой образования.
Результатом реализации Комплекса мер должно стать повышение качества предоставления общего образования путем создания современных условий образовательного процесса и повышения эффективности учительского труда.
Оценка эффективности использования и соблюдения условий предоставления субсидии будет осуществляться исходя из достижения значений показателей результативности предоставления субсидии, закрепленных Соглашением между Правительством Рязанской области и администрацией муниципального образования - Старожиловский муниципальный район.
Оценка достижения Старожиловского муниципального района показателей проекта осуществляется через систему электронного мониторинга и иных мониторинговых исследований в соответствии с формой и порядком, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации.
Информация о мерах по привлечению молодых специалистов в общеобразовательные учреждения Старожиловского муниципального района
В 2011 году в образовательных учреждениях района работают 204 педагога, из них в возрасте до 35 лет - 22% от общего числа. За последние 5 лет в образовательные учреждения Старожиловского района прибыло 3 молодых специалиста. Двое из них имеют высшее образования (учитель истории и учитель русского языка и литературы Столпянской сош), один - среднее специальное образование (учитель английского языка Мелекшинской оош). Двое педагогов не имеют семьи.
Основные направления деятельности муниципального района по привлечению молодых специалистов для работы в образовательных учреждениях в 2012 году:
1. Деятельность Совета молодых специалистов.
2. Участие молодых специалистов в профессиональных конкурсах.
3. Организация посещений Дней открытых дверей в вузах с целью профессиональной ориентации будущих педагогов.
4. Вовлечение молодых специалистов в общественную жизнь микрорайона (участие в художественной самодеятельности, общественно-значимых мероприятиях).
5. Организация педагогического наставничества.
6. Применение мер социальной поддержки: - социальные выплаты (1000 рублей в месяц, специалистам с высшим образованием, 700 рублей в месяц - со средним специальным образованием);
- наем жилья с дальнейшей компенсацией расходов по его оплате за счет средств учредителя;
- организация участия молодых специалистов в программах "Социальное развитие села Рязанской области на 2011 - 2013 годы" (2008 год - 1 семья), "Долгосрочное ипотечное кредитование строительства и приобретение жилья на 2011 - 2015 годы" (2011 год - 1 семья), "Обеспечение жильем молодых семей на 2006 - 2010 годы" (1 семья - 2008 год).
Описание планируемых достижений в развитии системы общего образования в муниципалитете по итогам реализации в 2012 - 2013 годах
Развитие системы общего образования Старожиловского муниципального района на период до 2013 года предполагает системную деятельность по реализации следующих задач:
- введение государственных образовательных стандартов второго поколения;
- повышение качества образования;
- укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений с целью создания современных условий для ведения образовательного процесса;
- формирование среды, направленной на сохранение и развитие здоровья школьников;
- совершенствование педагогического потенциала.
Анализ результатов демографического прогноза количества обучающихся показывает, что до 2013 года увеличение количества детей школьного возраста не ожидается. В период до 2013 года предполагается развитие муниципальной образовательной сети, включающей сеть опорных и базовых школ с филиалами, а также самостоятельные общеобразовательные учреждения.
Наиболее значимыми социальными эффектами достижения намеченных ориентиров развития общего образования в Старожиловском районе на период до 2013 года являются:
- увеличение доли школьников, обучающихся в современных условиях и получающих качественное образование;
- повышение доли общеобразовательных учреждений, отвечающих современным требованиям, к 2013 году до 73,5%,
- обеспечение доступа обучающихся к современным информационным образовательным ресурсам независимо от места жительства;
- создание материально-технических и кадровых условий для доведения доли обучающихся по программам, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения начального общего образования в 2013 году до 30.4%, основного общего и среднего общего образования к 2013 году - до 11%.
- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов и руководителей в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- формирование среды, направленной на сохранение и развитие здоровья школьников, к 2013 году в 80% общеобразовательных учреждений;
- увеличение доли общественного участия в институциональных изменениях и управлении в системе общего образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.