Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Текущее состояние общего образования муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области"
В муниципальном образовании функционирует сеть муниципальных общеобразовательных учреждений: 6 базовых с сетью филиалов (МОУ "Побединская СОШ", МОУ "Вослебовская СОШ", МОУ "Корневская СОШ", МОУ "Ильинская СОШ", МОУ "Мало-Шелемишевская СОШ", МОУ "Чулковская СОШ"), 1 опорная с филиалами (МОУ "Горловская СОШ") и 1 самостоятельное образовательное учреждение (МОУ "Павелецкая СОШ N 1"). Закрепление статуса базовых (опорных) школ позволило сконцентрировать в этих образовательных учреждениях финансовые и образовательные ресурсы. Основными критериями выбора базовых школ стали количество обучающихся в данных образовательных учреждениях, уровень квалификации педагогических кадров и уровень состояния материально-технической базы.
Во всех школах организован подвоз детей с территорий школьных образовательных округов (из 28 населенных пунктов подвозится 286 учащихся с использованием 24 единиц транспорта).
В 2011 - 2012 учебном году в образовательных учреждениях обучается 1502 чел., по сравнению с 2010 - 2011 учебным годом меньше на 139 человек (1641 чел. в 27 ОУ).
В муниципальной системе образования имеется ряд проблем, требующих решения в 2012 году.
Из них наиболее актуальной является проблема кадрового и материально-технического обеспечения учреждений образования. Деформированная половозрастная структура, низкая мотивация части педагогов к повышению результативности труда в совокупности с несоответствующими современным требованиям условиями организации образовательного процесса являются серьезными препятствиями на пути достижения современного качества образования.
Проблема несовершенства общеобразовательной сети, низкая эффективность использования ресурсов и разрыв в качестве образования, демонстрируемом учащимися школ, решалась в 2011 году путем оптимизации - реорганизации в форме присоединения к базовой (опорной) школе.
В целях развития системы образования разработана и реализуется муниципальная целевая программа "Развитие образования Скопинского района на 2010 - 2012 годы", в рамках которой освоено 140721,3 тыс. руб. Данная программа состоит из 9 подпрограмм:
1. "Одаренные дети"
2."Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из неблагополучных семей"
3. "Развитие дошкольного образования"
4. "Здоровье"
5."Обеспечение жильем молодых семей"
6."Безопасность образовательных учреждений"
7."Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений"
8. "Социальна поддержка педагогических работников"
9. "Реализация государственной молодежной политики".
Эти подпрограммы исполнялись по следующим направлениям:
1. Формирование прозрачной, ориентированной на результаты системы финансирования образовательных учреждений и работников образования.
Нормативное подушевое финансирование в двух образовательных учреждениях (МОУ "Вослебовская СОШ" и МОУ "Павелецкая СОШN1") было введено с 1 января 2011 года, в остальных - с 1 сентября 2011 г. Средства областного бюджета доводились до каждого образовательного учреждения в полном объеме в зависимости от численности учащихся и реализуемых образовательных программ. К эффектам данного механизма финансирования относятся: развитие конкурентной борьбы между школами, оптимизация структуры общеобразовательных сетей и штатного расписания образовательных учреждений.
Введение новой системы оплаты труда с 1 января 2011 г. в МОУ "Вослебовская СОШ" и МОУ "Павелецкая СОШN1" и с 1 сентября 2011 г. в других образовательных учреждениях позволило повысить размер заработной платы педагогическим работникам, оптимизировать соотношение "ученики/учитель" и обеспечить дифференциацию в оплате труда педагогов в зависимости от результатов, демонстрируемых учащимися.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
- Организовано 36 муниципальных конкурсов, в которых приняли участие 1317 детей (80%), а победителями стали 208 детей (16%).
- Проведено 19 предметных олимпиад муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, в них участвовало 369 чел. (22%), победителями и призерами стали 140 чел. (40%).
- В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 22 чел., 4 из них стали призерами (18%).
- 21 старшеклассник является стипендиатом главы администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район (14%).
3. Развитие сети образовательных учреждений.
Решение данной задачи происходило посредством реализации плана оптимизации сети образовательных учреждений муниципального образования - Скопинский муниципальный район на 2011 год, направленном на обеспечение доступности для детей качественных образовательных ресурсов, сконцентрированных в базовых образовательных учреждениях и опорной школе, которые оснащены всем необходимым оборудованием для реализации учебных программ. В каждое базовое общеобразовательное учреждение организован подвоз учащихся из 28 населенных пунктов.
В результате оптимизации увеличилась эффективность использования бюджетных средств.
4. Совершенствование учительского корпуса.
Численность учителей в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, на 1 января 2012 г. составляет 253 чел. Доля педагогов до 30 лет - 5%.
77% учителей имеют квалификационные категории: 60% первую, 6% высшую и 11% прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Проблемой в вопросе повышения квалификации педагогических работников является отсутствие конкурентной среды в системе повышения квалификации.
Значимым условием, обеспечивающим совершенствование кадрового потенциала образовательных учреждений Скопинского муниципального района, стало развитие современной оценки качества образования. Итоговая аттестация выпускников школ проходит в форме ЕГЭ и в новой форме за курс основной школы ( 54% в 2012 году, 24% в 2011 году).
С 2011 года используется новая форма аттестации педагогических работников, основанная на изучении степени соответствия педагога квалификационным характеристикам.
Доля педагогов, принимавших участие в муниципальных этапах Всероссийских конкурсов профессионального мастерства, составляет 4%; в региональных этапах - 1% и на федеральном уровне - 1% от общего числа педагогических работников .
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Переход на новые образовательные стандарты.
В сентябре 2011 г. в 19 классах-комплектах начали обучение по новым ФГОС НОО 141 первоклассник. Удельный вес численности педагогических кадров, прошедших курсы повышения квалификации для работы по новым ФГОС в 2011 - 2012 году, составил 100%. Совершенствования требует система расчета финансирования расходов на реализацию основных образовательных программ общего образования на одного учащегося, которая позволит учесть особенности организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО.
Основным показателем качества получаемого образования являются с 2009 года результаты ЕГЭ и государственной (итоговой) аттестации в новой форме. Ежегодно выпускники 11 классов получают неудовлетворительные результаты по обязательным предметам (2 чел в 2011 г). Остается низким процент участия в апробации государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников 9 классов ( в 2011 г.-24%).
Выявленные проблемы требуют решения в 2012 году.
5. Изменение школьной инфраструктуры.
По состоянию на декабрь 2011 года из 20 зданий образовательных учреждений 11 (55%) находятся в удовлетворительном состоянии, 7 (35%) требуют капитального ремонта, 1 здание - реконструкции и 1 (5%) находится в аварийном состоянии и необходимо строительство новой школы.
В 2011 году отремонтированы пищеблоки в МОУ "Горловская СОШ" и "Лопатинская ООШ", кровля и спортзал в МОУ "Мало-Шелемишевская СОШ", системы отопления в филиале "Катинская ООШ".
Благоустроенными (обеспеченными отоплением, канализацией и водоснабжением) являются все 8 школ и 12 филиалов. Требуют ремонта системы канализации в МОУ "Горловская СОШ" и МОУ "Чулковская СОШ".
Ограждению подлежат 12 прилегающих к образовательным учреждениям территорий.
30% спортивных залов требуют проведения текущего ремонта, а 15% капитального; 50% спортзалов необходимо дооснастить спортивным оборудованием и инвентарем.
В 6 школ приобретено демонстрационное оборудование и учебная мебель для кабинетов химии, физики и начальных классов.
В 2011 году за счет субвенций областного бюджета и муниципальных средств было капитально отремонтировано 2 образовательных учреждения, обеспечен текущий ремонт школ в рамках подготовки к новому учебному году, оборудованы медицинские кабинеты в 2 школах (в одной получена лицензия на медицинское обслуживание), обеспечены учебно-методическими комплексами и компьютерным оборудованием первоклассники, обучающиеся по новым стандартам. Для МОУ "Горловская СОШ" было приобретено учебное и компьютерное оборудование в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на сумму 1 млн. 400 тыс. руб.
В рамках региональной целевой программы "Информатизация системы образования Рязанской области" все образовательные учреждения муниципального образования подключены к сети Интернет в разных формах. Удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2Мб/с), от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях, составляет 7,6% ( МОУ "Побединская СОШ"). Во всех остальных ОУ скорость менее 1 Мб/с.
В 2011 году улучшилась обеспеченность общеобразовательных учреждений современной компьютерной техникой: уменьшился показатель количества человек на 1 компьютер с 11 до 7.
В каждом образовательном учреждении разработаны программы энерго- и ресурсосбережения.
6. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
В рамках реализации данного направления:
- 100% школьников обеспечены горячими завтраками;
- на базе 10 образовательных учреждений в каникулярное время работали пришкольные оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей ( в 2011 году отдохнули 289 чел.);
- совершенствовалось материально-техническое обеспечение школьных столовых, спортивных залов, медицинских кабинетов.
7. Повышение роли общественности в управлении образовательными учреждениями.
В муниципальном образовании ведется активная работа в рамках комплексного проекта модернизации образования и в соответствии с муниципальной программой развития образования, направленная на формирование системы публичной отчетности, создание школьных сайтов и формирование органов государственно-общественного управления.
В настоящее время все школы муниципального образования имею Советы школы, школьные сайты и ежегодно публикуют отчеты о результатах своей деятельности.
Отсутствие в школах управляющих советов - проблема, требующая решения с целью совершенствования общественного управления образовательными учреждениями.
В результате проведенного анализа текущего состояния системы общего образования в Скопинском районе выявлены следующие проблемы:
- не во всех образовательных учреждениях созданы необходимые условия для реализации ФГОС начального общего образования (7 ОУ требуют оснащения в соответствии с требованиями ФГОС);
- отсутствует возможность пользования современными библиотеками и медиатеками (8 библиотек необходимо оснастить компьютерами с выходом в Интернет, принтерами и сканерами, пополнить книжные фонды);
- удельный вес численности обучающихся, которым созданы современные условия для занятий физической культурой составляет 12% от общего количества обучающихся;
- школьные спортивные площадки в 8 ОУ не оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН;
- 95% спортзалов требует дооборудования в соответствие с нормами санитарного законодательства;
- увеличение скорости Интернет (до 2Мб/с) во всех ОУ;
- развитие дистанционных образовательных технологий;
- повышение качества образования;
- оснащение школьных пищеблоков современным технологическим оборудованием в 6 ОУ;
- строительство новой школы в с. Ильинка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.