Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
"Развитие образования
муниципального образования -
Чучковский муниципальный район
Рязанской области на 2010 - 2012 годы"
Подпрограмма
"Реализация модели образования муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области, ориентированной на инновационное развитие района на 2010 - 2012 годы"
Паспорт программы
Название Подпрограммы |
Муниципальная целевая подпрограмма "Реализация модели образования муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области, ориентированной на инновационное развитие района на 2010 - 2012 годы" (далее - Подпрограмма). |
|||||||||||||||||||||
Основание для разработки Подпрограммы |
Решение Отдела образования и молодежной политики администрации муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области |
|||||||||||||||||||||
Муниципальный заказчик |
Администрация муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области |
|||||||||||||||||||||
Разработчик подпрограммы |
Отдела образования и молодежной политики, образовательные учреждения муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области. |
|||||||||||||||||||||
Нормативно-правовая база разработки подпрограммы |
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010 г. Пр-271; Закона РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.96. г. N 12-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 25.06.2002 г .N 71-ФЗ и от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ); Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 1756-р); Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы (от 03.09.2005 N 1340-р); Закона РФ "Об основах системы профилактик безнадзорности правонарушений несовершеннолетних"; Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Постановления Правительства РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и осуществлении контроля за его формированием и использованием" (от 04.04.2002 г. N 217); Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131; Закона РФ "О внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122. |
|||||||||||||||||||||
Цель подпрограммы |
Повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям граждан Чучковского муниципального района, общества и рынка труда путем создания новых механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленной образовательных программ, внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, совершенствования системы непрерывного образования |
|||||||||||||||||||||
Стратегические задачи подпрограммы |
- обновить содержание образования, повысить его качество, доступность и воспитывающий потенциал; - усовершенствовать систему управления образованием, механизмы финансирования; - обеспечить государственные гарантии доступности и равные возможности получения полноценного образования; - повысить ответственность образовательных учреждений за конечные результаты деятельности; - развить систему государственно-общественного управления образованием, обеспечить участие общественности в управлении учебными заведениями и контроле качества образования; - обеспечить условия для профессионального и личностного роста кадров системы образования; - качественно усовершенствовать кадровый потенциал системы образования района; - создать инновационные площадки и организационно-экономические условия обеспечения инновационной деятельности в сфере образования; - усовершенствовать систему здоровьесберегающих технологий, обучения и формирования у обучающихся целостного отношения к своему здоровью; - внедрить современные информационные образовательные технологии, в том числе дистанционное обучение, обновить содержание и технологии образования; - развить систему профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся; - создать эффективную структуру распространения инновационного опыта победителей конкурсов ПНПО; - усовершенствовать систему выявления и поддержки одаренных детей; - развить психолого-педагогическую и социальную поддержку детей, родителей и педагогов. |
|||||||||||||||||||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
Организация структуры образовательной сети Чучковского муниципального района. |
|||||||||||||||||||||
|
Д/с |
Нач. ш |
Осн. ш |
Ср. ш. |
Шк/д/с |
|||||||||||||||||
2010 |
5 |
4 |
5 |
5 |
- |
|||||||||||||||||
2011 |
5 |
2 |
5 |
4 |
- |
|||||||||||||||||
2012 |
5 |
1 |
3 |
3 |
- |
|||||||||||||||||
Удельный вес школ, включивших в учебный процесс дополнительные уроки физкультуры, индивидуально групповые или факультативные занятия активно-двигательного характера. | ||||||||||||||||||||||
|
1 - 4 |
5 - 9 |
10 - 11 |
круж. |
||||||||||||||||||
2010 |
100% |
100% |
100% |
54% |
||||||||||||||||||
2011 |
100% |
100% |
100% |
63% |
||||||||||||||||||
2012 |
100% |
100% |
100% |
81% |
||||||||||||||||||
Количество школьников, обучающихся в системе внутришкольного дополнительного образования (в % от общего числа школьников) | ||||||||||||||||||||||
|
ОУ |
Количество детей |
Кол-во детей, обуч-ся в системе внутришкольного дополнительного образования |
|||||||||||||||||||
2010 |
14 |
807 |
506 (63%) |
|||||||||||||||||||
2011 |
10 |
790 |
556 (71%) |
|||||||||||||||||||
2012 |
4 |
750 |
608(81%) |
|||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Количество ОУ, реализующих новые государственные образовательные стандарты общего образования на основе компетентного подхода, включающих в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования, условия осуществления образовательной деятельности, базисного учебного плана. 2010-100% 2011- 100% 2012- 100% Общее количество предпрофильных курсов, из которых в течение года могут выбирать девятиклассники. 2009 - 17 2010-19 2011-21 2012- 23. Количество учащихся 9 - 11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения (в % от общей численности учащихся 9 - 11 кл.). | ||||||||||||||||||||||
|
9кл. |
10 кл. |
11 кл. |
|||||||||||||||||||
2009 |
76 |
50 |
29 |
|||||||||||||||||||
2010 |
86 |
76 |
50 |
|||||||||||||||||||
2011 |
84 |
86 |
76 |
|||||||||||||||||||
2012 |
74 |
84 |
86 |
|||||||||||||||||||
Количество школьников, охваченных обучением с использованием современных информационных технологий (в % от общего числа школьников) | ||||||||||||||||||||||
|
Общее кол-во |
По предмету |
Факультативы, кружки |
|||||||||||||||||||
2010 |
750 |
732 (98%) |
732 (98%) |
|||||||||||||||||||
2011 |
720 |
720 (100%) |
720 (100%) |
|||||||||||||||||||
2012 |
700 |
700 (100%) |
700 (100%) |
|||||||||||||||||||
Количество поступивших в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования (в % от числа выпускников 11 кл. школ и учащихся ПТУ) | ||||||||||||||||||||||
|
НПО |
СПО |
ВУЗы |
Курсы |
||||||||||||||||||
2010 |
5 |
30 |
63 |
2 |
||||||||||||||||||
2011 |
5 |
32 |
61 |
1 |
||||||||||||||||||
2012 |
6 |
33 |
61 |
- |
||||||||||||||||||
Количество общеобразовательных школ, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам: | ||||||||||||||||||||||
|
Школы |
Учрежд. допол. образования |
||||||||||||||||||||
2010 |
72% |
1 - 50% |
||||||||||||||||||||
2011 |
82% |
1 - 50% X |
||||||||||||||||||||
2012 |
100% |
2 - 100% |
||||||||||||||||||||
Обеспечение общего роста числа старшеклассников в сош. Соотношение числа поступивших в 10 кл. и числа учащихся, окончивших 9 класс | ||||||||||||||||||||||
|
9 |
10 |
% |
|||||||||||||||||||
2010 |
76 |
43 |
57% |
|||||||||||||||||||
2011 |
86 |
50 |
58% |
|||||||||||||||||||
2012 |
84 |
50 |
60% |
|||||||||||||||||||
Отношение количества старших классов к количеству начальных. | ||||||||||||||||||||||
|
Начальные кл. |
Старшие кл. |
Общ. кол-во |
|||||||||||||||||||
2010 |
43 |
52 |
95 |
|||||||||||||||||||
2011 |
42 |
50 |
92 |
|||||||||||||||||||
2012 |
40 |
50 |
90 |
|||||||||||||||||||
Количество выпускников текущего учебного года в процентах от количества принятых в 10 кл. ОУ в предыдущем году. | ||||||||||||||||||||||
|
текущий |
предыдущий |
% |
|||||||||||||||||||
2010 |
29 |
28 |
97 |
|||||||||||||||||||
2011 |
47 |
46 |
98 |
|||||||||||||||||||
2012 |
43 |
43 |
100 |
|||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
Первый этап - 2010 - 2011 годы. На первом этапе предусмотрены работы, связанные с разработкой проектов развития системы образования Чучковского муниципального района по отдельным направлениям, их апробацией, с распространением инновационных наработок в рамках приоритетной национального проекта "Образование". Второй этап - 2011 - 2012 годы На втором этапе будет проведена модернизация материальной базы образования осуществлено методическое, кадровое и информационное обеспечение подпрограммы внедрение и распространение результатов, полученных на первом этапе. |
|||||||||||||||||||||
Приоритетные направления подпрограммы |
Приоритетами Подпрограммы являются: внедрение современных образовательных технологий; появление инновационных моделей и практик научно-методического сопровождения развития образовательной системы и процессов в ней; изменение уровня инновационной культуры участников образовательного процесса; образование детей дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения на I ступени; введение предпрофильной подготовки, профильного обучения, обеспечивающего каждому школьнику возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального и личностного становления; выявление и поддержка одаренных детей; повышение качества воспитательной работы на всех ступенях образования; обеспечение качественного психолого-педагогического, медико-социального сопровождения участников образовательного процесса. |
|||||||||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности |
Будут апробированы и внедрены новые стандарты общего образования по 100% - образовательных дисциплин. Увеличится с 72% до 1000% по сравнению с 2010 годом доля учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий. Увеличится с 93% до 99% доля учащихся, поступивших в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования по результатам ЕГЭ. Обеспечение 100% охвата детей школьного возраста общим образованием. Создание вариативных форм дошкольного образования (дошкольные группы в школах группы кратковременного пребывания, консультационные пункты и др.) Создание ресурсных центров, организация их сетевого взаимодействия. Введение гибкой системы профилей обучения в старшей ступени школы. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы области в профессиональных кадрах необходимой квалификации. Создание ресурсных и образовательных центров, учебно-производственных комплексов учебно-производственных комплексов с участием работодателей по отраслевому принципу Увеличится охват молодежи и детей деятельностью общественных объединений. Увеличится охват обучающихся программами дополнительного образования с 63% до 81% по сравнению с 2010 годом. Будет обеспечено ежегодное повышение квалификации и (или) переподготовки не менее 20% педагогических и руководящих кадров системы образования области. Будет обеспечен приоритет различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Подпрограммы приоритетам задачам социально-экономического развития Чучковского района.
Одним из условий социально-экономического развития Чучковского района и повышения благосостояния ее населения является модернизация образования.
Главное преимущество успешности района связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования, именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста Чучковского района в средне- и долгосрочной перспективе.
Для достижения этой цели необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Задачи программы на период до 2012 года таковы:
- развивать современную систему непрерывного образования;
- повысить качество предпрофильного и профильного образования;
- обеспечить доступность качественного общего образования;
- повысить инвестиционную привлекательность сферы образования;
- формировать эффективный рынок образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.
Решение этих задач в 2010 - 2012 годах позволит ликвидировать следующие проблемы:
несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;
отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству образования;
несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития области.
Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период.
Благодаря мерам, принятым в 2005 - 2009 годах в рамках реализации Концепции развития образования в Чучковском районе, областных целевых, межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии региона:
- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствии с требованиями современного общества;
- разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;
- создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования.
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции в системе образования района, пока еще нельзя говорить о том, что процесс ее модернизации в полной мере удовлетворяет работодателей, родителей, общественность.
Реализация поставленных в программе статистических целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления отрицательных явлений в сфере образования.
Подпрограмма, как организационная основа муниципальной политики в сфере образования, представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Кроме того, реализация мероприятий Подпрограммы носит межотраслевой характер и направлена на все субъекты системы образования, обеспечит решение проблемы диспропорций в развитии муниципальной системы образования и формирование единого образовательного и информационного пространства.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий регионального масштаба, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на муниципальном уровне, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании.
Применение подпрограммно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
неполное введение к 2012 году профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения;
перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся по новым образовательным стандартам на 2015 и последующие годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов района и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;
замедление роста доли детей дошкольного возраста, обучающихся по программам предшкольного образования;
сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье подрастающего поколения;
перенос срока создания системы непрерывного профессионального образования в районе и неполна реализация к 2012 году положений Болонской и Копенгагенской декларации, что негативно скажется на положение Чучковского района в федеральном рейтинге;
рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования дифференциацией качества образования для различных муниципалитетов и групп населения;
усиление деградации материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию.
Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан Чучковского района предусматривается перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний и наукоемки технологий. Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики будут созданы механизмы, ориентированные не только на внутренние социально-экономических потребности области, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.
Ускорение темпов обновления технологий потребует разработки адекватного содержания образования и соответствующих методов обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебной процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения.
Это отставание в первую очередь выражается в отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда. Сегодняшняя система образование характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики.
Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы.
Проблема негибкости, инерционности, слабой реакции системы образования на внешние факторы во многом связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. В силу низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности.
Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.
Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.
Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования в то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики. Отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших учителей образцов инновационной образовательной деятельности.
Несоответствие заявляемых целей и задач преобразований тем результатам, которые достигаются в процессе их реализации, в значительной степени является следствием того, что каждый из активно действующих на открытом образовательном пространстве субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему При отсутствии Подпрограммы, являющейся одним из основных инструментов единой муниципальной политики в сфере образования, все противоречия не будут устранены, в стоящие перед образованием задачи не найдут своего решения.
Без Подпрограммы не будут созданы единые условия для развития рыночных механизмов в сфере образования, увеличится разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, не будет реализован принцип равных возможностей и доступа граждан Чучковского района к качественному образованию.
2. Основные направления реализации Подпрограммы
Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Подпрограммы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
1. Совершенствование содержания и технологий образования будет достигнуто за счет реализации подпрограммных мероприятий по следующим основным направлениям:
- создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;
- оптимизация нагрузки учащихся образовательных учреждений и расширение
- возможностей дополнительного образования детей;
- введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
- внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования;
- внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;
- введение нового перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности;
- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
2. Развитие системы обеспечения качества образования будет достигаться за счет реализации подпрограммных мероприятий по следующим основным направлениям:
- совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования;
- развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений;
- завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена, итоги которого позволят обеспечить доступность профессионального образования, объективность вступительных испытаний, преемственность общего и профессионального образования, а также осуществление государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников.
3. Повышение эффективности управления в сфере образования будет обеспечено за счет реализации подпрограммных мероприятий по следующим основным направлениям:
- внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства;
- внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;
- внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
- организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;
- совершенствование системы управления образования на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.
4. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования будет обеспечено за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования;
- внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных учреждений;
- реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования района.
Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы за 2 года составляет 600 тыс. рублей, в том числе:
в 2011 году - 300 тыс. рублей;
в 2012 году - 300 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.