15 ноября 2011 г., 27 февраля 2012 г.
В целях развития школьных библиотек города Рязани и на основании постановления администрации города Рязани от 28.06.2007 N 2018 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов", руководствуясь статьями 39, 41 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, администрация города Рязани постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)" (далее - Программа).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Пресс-службе (отделу) администрации города Рязани (Даньшова Е.А.) опубликовать настоящее постановление в газете "Рязанские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Т.Е.Пыжонкову.
Глава администрации |
В.Е.Артемов |
Ведомственная целевая программа развития
"Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)"
15 ноября 2011 г., 27 февраля 2012 г.
Постановлением Администрации города Рязани от 27 февраля 2012 г. N 887 в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
1. Паспорт Программы
2. Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование необходимости ее решения программными методами на уровне ведомства
Разработка Программы обусловлена необходимостью формирования условий расширения деятельности школьных библиотек как центров информационной культуры.
Библиотека общеобразовательного учреждения играет значительную роль в достижении нового качества образования: она является не только важнейшим информационным ресурсом, но и центром, формирующим информационную культуру обучающихся и педагогов. Сегодня важнейшей задачей является укрепление статуса школьной библиотеки, как в общеобразовательном учреждении, так и в сфере общего образования в целом; повышение престижа профессии школьного библиотекаря, поскольку от уровня библиотечно-информационного обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений во многом зависит достижение нового качества образования.
Модернизация современного общеобразовательного учреждения требует соответствующего информационно-библиотечного обеспечения образовательного процесса и постоянной библиотечной поддержки практической и самообразовательной деятельности всех участников учебного процесса.
В совершенствовании нуждается нормативно-правовая база деятельности школьных библиотек. Российским законодательством в образовании до настоящего времени не закреплены правовые основы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.
Возникла потребность внедрения компьютерных технологий в деятельность школьной библиотеки, необходимость перевода фонда на автоматизированную информационно-библиотечную систему. Техническая оснащенность школьных библиотек остается низкой: не хватает компьютеров, проекторов, сканеров, ксероксов, принтеров, телевизоров и видеомагнитофонов. К библиотеке должны добавиться фонотека, видеотека, медиатека, интерактивная доска.
За последние 15 лет было реализовано несколько проектов по комплектованию школьных библиотек, включая президентский стотомник, который был получен в 2003 году. В него вошли произведения классиков и современников русской литературы. Но в целом государственная образовательная политика привела к тому, что школьные библиотеки превратились в пункты выдачи учебников и не могут сегодня привлечь ни учителя, ни учеников хорошими изданиями, так как в последние годы основные фонды слабо пополняются энциклопедической, справочной, художественной и научно-популярной литературой. Хотя следует признать, что в 2009 - 2010 учебном году школьные библиотеки пополнились как учебниками, так и художественной литературой на сумму 7315648 рублей.
Подписка современной периодики - оперативная информационная поддержка читателей школьных библиотек - могла бы улучшить существующее положение в общеобразовательном учреждении. Однако из-за дефицита бюджетного финансирования сделать это крайне сложно.
Профессиональные информационно-методические журналы "Школьная библиотека", "Библиотека в школе" оказывают огромную помощь в повышении квалификации специалистов прямо на рабочем месте, но не все руководители общеобразовательных учреждений могут отдать предпочтение названным изданиям.
Другой важнейшей проблемой является материально-техническое обеспечение школьных библиотек. Проведение специальных исследований по этому вопросу выявило заметный разрыв между имеющейся ресурсной базой школьной библиотеки и все возрастающей ролью школьных библиотек в условиях модернизации образования. Зачастую школьная библиотека испытывает дефицит площадей.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами технических средств обучения, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий обучающихся. Площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося. В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с техническими средствами обучения и боксы для хранения передвижных тележек.
Школьные библиотеки общеобразовательных учреждений города Рязани занимают площади от 20 до 40 - 60 кв. м, часто в самых неподходящих местах - неспециализированных, на разных этажах здания. Дефицит площадей затрудняет эффективное использование библиотечных ресурсов: нерационально размещаются рабочие зоны, отсутствуют комфортные условия для работы библиотекарей и читателей, осложняется доступ к документам и материалам, не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы хранения документов, что негативно сказывается на сохранении фондов в целом. Негативно сказывается на уровне библиотечного обслуживания отсутствие необходимого оборудования, техники, программных продуктов, что делает невозможным проведение комплексной автоматизации библиотечной деятельности, является препятствием для формирования медиатеки в структуре библиотеки, не содействует перерастанию школьной библиотеки в информационный центр.
В современных условиях цель работы школьных библиотек может быть определена следующим образом: используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям и подросткам наиболее оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, создать среду развития ребенка через чтение, книгу, отвечающую возрастным и индивидуальным особенностям.
3. Определение целей и задач Программы и обоснование их выбора
Необходимость разработки ведомственной целевой программы развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)", определение ее цели и задач строится на основе следующих документов:
- Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения, направленное письмом Министерства образования Российской Федерации от 23.03.2004 N 14-51-70/13;
- Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 10.02.2004 N 2/2 "Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации".
В соответствии с вышеуказанными документами, цель и задачи ведомственной целевой программы развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 -2013 годы)" можно определить следующим образом.
Цель:
- функциональное расширение деятельности школьных библиотек как центров информационной культуры.
Задачи:
- развитие материально-технической базы школьных библиотек, создание в школьной библиотеке комфортной интеллектуально-эмоциональной среды;
- развитие процесса автоматизации школьных библиотек.
4. Целевые индикаторы Программы
N |
Целевые индикаторы Программы |
Описание показателя (индикатора) |
Единица измерения индикатора |
Значение показателя (индикатора) |
|||
2010 г. (базовый) |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
1 |
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных компьютерной техникой, отвечающей современным требованиям |
Увеличение количества общеобразовательных учреждений, обеспеченных компьютерной техникой, отвечающей современным требованиям |
общеобразовательные учреждения |
30 |
40 |
50 |
60 |
2 |
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных специальным программным обеспечением для автоматизации школьной библиотеки |
Увеличение количества общеобразовательных учреждений, обеспеченных специальным программным обеспечением |
общеобразовательные учреждения |
0 |
28 |
41 |
55 |
3 |
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных современным библиотечным оборудованием |
Увеличение количества общеобразовательных учреждений, обеспеченных современным библиотечным оборудованием |
общеобразовательные учреждения |
8 |
30 |
40 |
45 |
4 |
Количество школьных библиотек, получивших высокоскоростной доступ в Интернет |
Увеличение количества школьных библиотек, получивших высокоскоростной доступ в Интернет |
общеобразовательные учреждения |
7 |
30 |
35 |
40 |
5. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 01.01.2011 по 31.12.2013 и реализуется в 1 этап.
Постановлением Администрации города Рязани от 27 февраля 2012 г. N 887 раздел 6 настоящей Программы изложен в новой редакции
6. Система программных мероприятий
Программные мероприятия |
Описание программных мероприятий |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
Цель: функциональное расширение деятельности школьных библиотек как центров информационной культуры | |||
Задача 1. Развитие материально-технической базы школьных библиотек, создание в школьной библиотеке комфортной интеллектуально-эмоциональной среды | |||
1. Обеспечение (оснащение) школьных библиотек современным оборудованием, техникой |
Приобретение технического и библиотечного оборудования, библиотечной мебели, формирование основных фондов, подписка на современную периодику |
Январь 2011 года - декабрь 2013 года |
Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани, общеобразовательные учреждения города Рязани |
2. Внедрение электронного образовательного комплекса, в том числе выполнение монтажных и пусконаладочных работ |
Приобретение специальных устройств (электронных школьных учебников) и контента для них |
Декабрь 2011 года |
Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани, общеобразовательные учреждения города Рязани |
Задача 2. Развитие процесса автоматизации школьных библиотек | |||
Приобретение специального программного обеспечения для автоматизации школьной библиотеки |
Приобретение автоматизированной информационно-библиотечной системы |
Январь 2011 года - декабрь 2013 года |
Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани, общеобразовательные учреждения города Рязани |
7. Оценка рисков реализации Программы и мероприятия по их снижению
Невыполнение мероприятий ведомственной целевой программы развития возможно по техническим и другим причинам. К данным рискам относятся риски, связанные с:
- отсутствием необходимых финансовых средств;
- отсутствием кадровых ресурсов требуемой квалификации.
Учет рисков осуществляется как коэффициент, определяющий стабильность работы до и после процедуры избежания рисков. Коэффициент риска показывает вероятное выполнение мероприятий с учетом действующих рисков:
Вид риска |
Описание |
Коэффициент риска |
Риски отсутствуют |
Созданы все условия для выполнения мероприятия |
1 |
Риск возникновения незапланированных расходов в текущем бюджете |
Неудовлетворительное состояние материально-технической базы |
0,8 |
Отсутствие финансирования мероприятия |
Финансирование мероприятий не в полном объеме |
0,5 |
Отсутствие кадрового обеспечения |
Риск возникает при несоответствии квалификации работников требованиям поставленной задачи |
0,9 |
Коэффициент риска устанавливается по таблице. Результат оценки рисков означает возможное невыполнение мероприятия бюджетного задания на определенный процент из-за влияния факторов риска.
Устранение рисков поднимает коэффициент до 1, что означает создание условий для полного выполнения мероприятия.
Для снижения рисков предусмотрены мероприятия:
- корректировка программных мероприятий и показателей реализации Программы,
- контроль за ходом реализации Программы и совершенствование механизма управления реализации Программы.
Неустраняемым риском досрочного прекращения Программы может явиться изменение социальной и экономической ситуации в стране. Достижение цели Программы при таких условиях будет невозможно.
Постановлением Администрации города Рязани от 27 февраля 2012 г. N 887 раздел 8 настоящей Программы изложен в новой редакции
8. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы включает следующие направления:
- финансовое;
- техническое;
- кадровое;
- организационное (сеть подведомственных учреждений).
Финансовое обеспечение Программы осуществляется из средств бюджета города Рязани, областного бюджета.
Объемы финансирования Программы на 2011 - 2013 годы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
Объем ассигнований из бюджета города Рязани на реализацию Программы утверждается в составе бюджета города Рязани на соответствующий год и плановый период. Перечень объектов, финансирование которых предусматривается в рамках Программы, утверждается на каждый год.
Кадровое, техническое, организационное обеспечение осуществляется за счет ресурсов управления образования и молодежной политики администрации города Рязани и общеобразовательных учреждений города Рязани.
Финансовое обеспечение
Цель, задача, мероприятие |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
Всего, 2011 - 2013 годы (тыс. руб.) |
Ожидаемый результат |
|||||
Бюджет города Рязани |
Областной бюджет |
|||||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||
Цель: функциональное расширение деятельности школьных библиотек как центров информационной культуры |
|
|
|
|
|
|
|
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных компьютерной техникой, отвечающей современным требованиям, - 60; количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных современным библиотечным оборудованием, - 45; количество школьных библиотек, получивших высокоскоростной доступ в Интернет, - 40 |
Задача 1: развитие материально-технической базы школьных библиотек, создание в школьной библиотеке комфортной интеллектуально-эмоциональной среды |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мероприятие 1. Обеспечение (оснащение) школьных библиотек современным оборудованием, техникой |
820 |
3320 |
4140 |
|
|
|
8280 |
|
Мероприятие 2. Внедрение электронного образовательного комплекса, в том числе выполнение монтажных и пусконаладочных работ |
79,2 |
|
|
1856,0 |
|
|
1935,2 |
|
Задача 2: развитие процесса автоматизации школьных библиотек |
|
|
|
|
|
|
|
Количество общеобразовательных учреждений, обеспеченных специальным программным обеспечением для автоматизации школьной библиотеки, - 55 |
Мероприятие 1. Приобретение специального программного обеспечения для автоматизации школьной библиотеки |
180 |
180 |
180 |
|
|
|
540 |
|
Итого по Программе |
1079,2 |
3500 |
4320 |
1856,0 |
|
|
10755,2 |
|
9. Организационная схема управления и контроля за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация города Рязани. Ответственность за выполнение Программы несет управление образования и молодежной политики администрации города Рязани.
Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани формирует бюджетную заявку, предусматривающую объемы ассигнований на последовательную реализацию мероприятий Программы, Бюджетная заявка представляется в финансово-казначейское управление администрации города Рязани для включения в проект бюджета города Рязани на соответствующий год.
Ответственность за эффективное использование средств бюджета города Рязани, выделенных на реализацию Программы, в установленном порядке несут общеобразовательные учреждения города Рязани, подведомственные управлению образования и молодежной политики администрации города Рязани.
В рамках календарного года постановлением администрации города утверждается план мероприятий Программы в разрезе соответствующих получателей средств, с указанием объема расходов. Данный план формирует управление образования и молодежной политики администрации города Рязани.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани ежеквартально осуществляет мониторинг показателей результативности (индикаторов) реализации Программы в течение всего периода реализации Программы. По итогам года проводится анализ результативности выполнения мероприятий Программы, расходования финансовых средств.
Отчет о реализации Программы представляется в управление экономики администрации города Рязани и финансово-казначейское управление администрации города Рязани в срок до 15 января года, следующего за отчетным.
10. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация ведомственной целевой программы развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)" внесет весомый вклад в социально-экономическое и культурное развитие города Рязани. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы в соответствии с ее целью, задачами и целевыми индикаторами могут быть сформулированы как следующие:
1. Обновление нормативно-правовой базы деятельности школьных библиотек на 70%.
2. Усиление ресурсного потенциала общеобразовательных учреждений города Рязани: доля школьных библиотек, отвечающих современным требованиям по техническому оснащению и информационному обеспечению образовательного процесса к концу 2013 года составит 75%.
3. Новый подход к школьному пространству через создание комфортных условий для работы в библиотеке: наличие автоматизированной информационно-библиотечной системы; обновление книжных фондов; расширение площадей под школьную библиотеку; наличие аудио-, видео-, электронной, мультимедийной техники, программ, электронных учебников.
4. Создание условий для качественного дополнительного образования учащихся, развития их кругозора, интеллектуального уровня и информационной культуры, обеспечение занятости школьников в послеурочное время.
5. Создание условий для более тесного и эффективного взаимодействия с семьей (школьные библиотеки как центры информационной культуры и досуга) и как следствие - снижение асоциальных явлений в подростковой среде.
11. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка результативности реализации Программы производится ежегодно на основе использования системы целевых индикаторов, которая обеспечит мониторинг динамики изменений показателей за оцениваемый период с целью уточнения задач и мероприятий Программы. Оценка результативности Программы будет производиться путем сравнения значений целевых индикаторов в 2010 году с установленными значениями на 2011 - 2013 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Рязани от 31 декабря 2010 г. N 6073 "Об утверждении ведомственной целевой программы развития "Модернизация школьных библиотек города Рязани (2011 - 2013 годы)"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Рязанские ведомости" от 2 марта 2011 г. N 35
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации города Рязани от 8 ноября 2012 г. N 5808
Постановление Администрации города Рязани от 23 июля 2012 г. N 3832
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Администрации города Рязани от 27 февраля 2012 г. N 887
Постановление Администрации города Рязани от 15 ноября 2011 г. N 5114