Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Рязанской области
от 13 октября 2009 N 273
Долгосрочная целевая программа
"Улучшение экологической обстановки в Рязанской области
в 2010 - 2012 годах"
10 февраля, 14 сентября, 22 декабря 2010 г., 1 марта, 6 апреля, 10 августа, 2 ноября 2011 г., 20 марта 2012 г., 10 июля, 5 сентября 2012 г.
Постановлением Правительства Рязанской области от 5 сентября 2012 г. N 242 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт долгосрочной целевой программы
"Улучшение экологической обстановки в Рязанской области
в 2010 - 2012 годах"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2010 - 2012 годах" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство природопользования и экологии Рязанской области |
Разработчик Программы |
Министерство природопользования и экологии Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Конституция Российской Федерации; Водный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"; Закон Рязанской области от 31.10.2002 N 67-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Рязанской области"; Закон Рязанской области от 10.05.2006 N 53-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области"; постановление Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" |
Исполнители Программы |
Министерство природопользования и экологии Рязанской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области (по соглашению), подрядные организации различных форм собственности, проектно-изыскательские и научно-исследовательские институты, другие организации |
Цели и задачи |
Основная цель Программы - улучшение экологической обстановки в Рязанской области. Цели Программы: - улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения; - строительство и реконструкция природоохранных объектов; - функционирование и развитие территориальной системы экологического мониторинга; - развитие экологического воспитания и образования населения; - сохранение биоразнообразия и поддержка особо охраняемых природных территорий областного значения. Задачами Программы в соответствии с установленными целями являются: - повышение эффективности государственного экологического контроля, - утилизация запрещенных и непригодных к использованию пестицидов и агрохимикатов; - обеспечение организации утилизации твердых бытовых отходов - улучшение экологического состояния водных объектов; - повышение пропускной способности русел рек и предупреждение возможного затопления прилегающей территории, в том числе строительство, реконструкция, капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Рязанской области, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений; - ликвидация экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью предприятий; - создание и развитие объектов для захоронения отходов в муниципальных образованиях (полигонов твердых бытовых отходов); - увеличение количества компонентов природной среды, охваченных территориальными системами экологического мониторинга; - развитие системы экологического образования населения; - издание и распространение экологической литературы; - организация и проведение комплексного обследования состояния экосистем и биоразнообразия на территории особо охраняемых природных территорий областного значения; - организация мер охраны и обустройство объектов рекреационного использования на территориях особо охраняемых природных территорий областного значения |
Целевые индикаторы и показатели |
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются: - доля утилизированных пестицидов в общем объеме выявленных пестицидов (просроченных и пришедших в негодность); - доля отремонтированных гидроузлов в общем количестве гидроузлов, требующих проведения работ по капитальному ремонту; - доля муниципальных образований, обеспеченных полигонами твердых бытовых отходов (далее - ТБО); - увеличение количества организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании; - увеличение количества компонентов природной среды, охваченных территориальными системами экологического мониторинга; - увеличение тиража изданий специальной литературы в целях распространения экологических знаний; - доля видов растений, включенных в Красную книгу Рязанской области и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях; - увеличение количества посетителей особо охраняемых природных территорий областного значения |
Сроки реализации |
2010 - 2012 годы |
Перечень подпрограмм |
Программа состоит из 5 подпрограмм: подпрограмма 1 "Улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения" подпрограмма 2 "Строительство и реконструкция природоохранных объектов" подпрограмма 3 "Функционирование и развитие территориальной системы экологического мониторинга" подпрограмма 4 "Развитие экологического воспитания и образования населения" подпрограмма 5 "Сохранение биоразнообразия и поддержка особо охраняемых природных территорий областного значения" |
Перечень основных мероприятий |
Программа включает в себя следующие основные мероприятия: - проведение лабораторных исследований объектов внешней среды при осуществлении государственного экологического контроля; - утилизация просроченных, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов; - осуществление технического надзора за выполнением работ по утилизации просроченных, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов; - строительство объектов инженерной защиты территорий от затопления при наводнениях в бассейне р. Оки; - строительство, капитальный ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений; - разработка проектной документации на строительство объектов природоохранного назначения и капитальный ремонт и реконструкцию гидротехнических сооружений; - расчистка водных объектов; - берегоукрепление рек и восстановление других природных объектов; - строительство полигонов ТБО в муниципальных образованиях; - ликвидация экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью предприятий; - организационное обеспечение мероприятий по реализации Программы; - мониторинг биологического разнообразия; - мониторинг состояния дна, берегов, изменения морфометрических особенностей, водоохранных зон водных объектов; - проведение Дней защиты от экологической опасности; - проведение областных экологических мероприятий с учащимися; - издание и распространение экологической литературы; - мероприятия, направленные на развитие особо охраняемых природных территорий областного значения; - поддержание установленного режима охраны природных комплексов и объектов рекреационного использования на территории особо охраняемых природных территорий областного значения |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем средств на реализацию мероприятий Программы на 2010 - 2012 годы составляет 162671,00000 тыс. руб. из средств областного бюджета, в том числе: 2010 год - 50000,00000 тыс. руб. в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году, по областной целевой программе "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" в размере 14236,57465 тыс. руб., в том числе по подпрограммам: подпрограмма 1 - 13582,49245 тыс. руб., в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году по подпрограмме "Долевое участие в разработке и реализации имеющих территориальное значение мероприятий, проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения" областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" - 934,25710 тыс. руб.; подпрограмма 2 - 32612,23875 тыс. руб., в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году по подпрограмме "Участие в финансировании строительства и реконструкции природоохранных объектов" областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" - 11830,24875 тыс. руб.; подпрограмма 3 - 1101,27880 тыс. руб., в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году по подпрограмме "Долевое участие в разработке и реализации имеющих территориальное значение мероприятий, проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения" областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" - 373,80000 тыс. руб., по подпрограмме "Охрана атмосферного воздуха" областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" - 82,47880 тыс. руб.; подпрограмма 4 - 967,69000 тыс. руб., в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году по подпрограмме "Развитие экологического воспитания и образования, издание специальной литературы" областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" - 173,29000 тыс. руб.; подпрограмма 5 - 1736,30000 тыс. руб., в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году по подпрограмме "Долевое участие в разработке и реализации имеющих территориальное значение мероприятий, проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения" областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" - 842,50000 тыс. руб.; 2011 год - 54500,00000 тыс. руб., в том числе по подпрограммам: подпрограмма 1 - 26620,19136 тыс. руб.; подпрограмма 2 - 23659,57664 тыс. руб.; подпрограмма 3 - 1900,00000 тыс. руб.; подпрограмма 4 - 1834,44600 тыс. руб.; подпрограмма 5 - 485,78600 тыс. руб.; 2012 год - 50000,00000 тыс. руб., в том числе по подпрограммам: подпрограмма 1 - 5400,00000 тыс. руб.; подпрограмма 2 - 35713,83000 тыс. руб.; подпрограмма 3 - 13177,17000 тыс. руб.; подпрограмма 4 - 2600,00000 тыс. руб.; подпрограмма 5 - 1280,00000 тыс. руб. Объемы расходов на финансирование Программы в 2012 году носят прогнозный характер, соответствующий минимальному уровню обеспечения финансирования Программы, и подлежат уточнению при утверждении расходов на реализацию Программы в рамках закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а также при внесении в него изменений в течение финансового года |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы позволит в 2010 - 2012 годах: - увеличить долю утилизированных пестицидов в общем объеме выявленных пестицидов (просроченных и пришедших в негодность) до 100%; - увеличить долю отремонтированных гидроузлов в общем количестве гидроузлов, требующих проведения работ по капитальному ремонту, до 20%; - увеличить долю муниципальных образований, обеспеченных полигонами ТБО, до 24,13% от общего числа муниципальных образований; - увеличить количество организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании, на 15%; - увеличить количество компонентов природной среды, охваченных территориальными системами экологического мониторинга, на 3 компонента; - увеличить ежегодный тираж изданий специальной литературы в целях распространения экологических знаний до 900 экземпляров; - снизить долю видов растений, включенных в Красную книгу Рязанской области и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях, к общему количеству видов растений в Красной книге Рязанской области до 87%; - увеличить количество посетителей особо охраняемых природных территорий областного значения в составе организованных групп до 400 чел. в год; - предотвратить потенциально вероятный ущерб от вредного воздействия вод за счет обеспечения надежности эксплуатации при капитальном ремонте гидротехнических сооружений в размере 92,3 млн. руб.; - возвратить в хозяйственный оборот земли, потенциально подверженные затоплению, общей площадью 136 га |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Экологическая обстановка, сложившаяся на территории Рязанской области, в первую очередь определяется характером и масштабами воздействия объектов промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую среду.
Рязанская область относится к промышленно развитым регионам Российской Федерации, где функционируют предприятия химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, радиоэлектронной и энергетической промышленности. Многие десятилетия Рязанская область развивалась как индустриальный регион с мощным комплексом оборонных предприятий, строившихся, как правило, без учета требований экологической безопасности населения.
Рост промышленного производства, отсутствие экономических стимулов для внедрения экологически чистых производств, ресурсоемкое производство приводит к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Основными экологическими проблемами на территории Рязанской области являются:
- возрастающее негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду при недостаточном количестве полигонов и объектов размещения отходов на территории области;
- загрязнение водных объектов;
- отсутствие региональных систем экологического мониторинга окружающей среды, недостаточный уровень обеспечения достоверной информацией о состоянии компонентов окружающей среды, а также отсутствие базы данных для установления региональных нормативов качества окружающей среды;
- сокращение видового состава флоры и фауны.
Остается неблагополучной ситуация в сфере обращения с отходами. Развитие промышленных предприятий, сферы услуг, жилищного сектора, появление новых видов упаковочных материалов приводит к ежегодному росту объемов образующихся отходов (более 1 млн. тонн бытовых и промышленных отходов ежегодно). Слабое развитие индустрии вторичной переработки отходов приводит к тому, что захоронение отходов на полигонах является основным методом утилизации отходов, при этом в области практически отсутствуют полигоны для размещения отходов, отвечающие экологическим и санитарным требованиям. Захоронение и утилизация бытовых отходов осуществляется на 3 полигонах и 41 санкционированной свалке, функционирующих на территории области. Фактическое количество размещенных на них отходов превышает проектную мощность.
Объемы размещаемых на существующих в Рязанской области санкционированных свалках и полигонах отходов превышают заявленные допустимые объемы захоронения, что приводит к нарушениям технологии захоронения отходов и появлению несанкционированных мест размещения отходов, захламляющих земли, нарушающих благоприятные экологические условия проживания населения. Динамика изменений обращений граждан и юридических лиц на нарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды в 2006 - 2008 годах свидетельствует об увеличении доли обращений по вопросам в области обращения с отходами с 15,7 до 24,19% от общего числа обращений.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 24.11.2008 N 677-р создана рабочая группа по организации комплексной системы обращения с отходами производства и потребления на территории Рязанской области.
Проблема обезвреживания запрещенных и непригодных к использованию пестицидов и агрохимикатов с каждым годом становится все актуальнее. Объекты размещения данных препаратов являются бесхозяйными, не соответствующими экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, что приводит к угрозе загрязнения почвенного покрова, близлежащих водных объектов, подземных водоносных горизонтов, способствует поступлению токсичных веществ в организм человека с пищевыми продуктами, питьевой водой, атмосферным воздухом, приводит к ухудшению здоровья населения в целом. Анализ размещения и состояния помещений, в которых хранятся запрещенные и непригодные к применению пестициды, опасность для окружающей среды и населения дают основание считать проблему утилизации просроченных, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов одной из первоочередных эколого-социальных проблем в Рязанской области. В соответствии с протоколом заседания антитеррористической комиссии Рязанской области от 19.03.2009 N 20 министерству природопользования и экологии Рязанской области поручено продолжить выполнение мероприятий по уничтожению токсичных материалов.
В сложившихся экономических условиях практически полностью прекратилось строительство очистных сооружений для сточных вод, водоподъемных и водорегулирующих плотин на малых реках и проведение водомелиоративных работ на других водных объектах, что привело к уменьшению водности рек.
При этом сброс стоков в поверхностные водоемы составил 157,7 млн. куб. м, из них загрязненных сточных вод 17,84 млн. куб. м. Уменьшение пропускной способности рек за счет засорения, заиления, зарастания берегов, приводит к уменьшению объемов естественного стока рек, снижению самоочищающей способности водоемов и соответственно к ухудшению качества воды природных водных объектов, используемых населением в культурно-бытовых и хозяйственно-питьевых целях.
На территории Рязанской области насчитываются 395 гидроузлов (порядка 1200 гидротехнических сооружений). Техническое состояние 80 гидроузлов не отвечает установленным требованиям (имеют неудовлетворительный уровень безопасности) и представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья населения области, хозяйственных объектов и окружающей среды. Таким образом, требуется проведение работ по капитальному ремонту 80 гидроузлов.
Положение усугубляется тем, что продолжается застройка периодически затапливаемых и потенциально подверженных затоплению при прорыве плотин и дамб территорий, чем создаются предпосылки для чрезвычайных ситуаций в этих зонах, особенно в период паводков.
Система наблюдений за морфометрическими характеристиками дна, берегов водных объектов в Рязанской области в настоящий момент отсутствует.
Мониторинг биологического разнообразия, состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира проводится по отдельным заданиям и не носит планового характера.
Отсутствие полной информации о состоянии компонентов природной среды из-за слабо развитой сети наблюдений территориальной системы экологического мониторинга приводит к невозможности принятия экологически обоснованных управленческих решений по разработке мероприятий и программ, снижающих негативное влияние на человека и на объекты окружающей среды, и определения степени пригодности последних для различных видов пользования.
Постоянный рост антропогенного воздействия на окружающую среду приводит к нарушению биологического равновесия и как следствие к сокращению видового состава флоры и фауны.
Наиболее эффективной формой сохранения природного биоразнообразия, обеспечения благоприятной экологической обстановки на территории Рязанской области является дальнейшее формирование системы особо охраняемых природных территорий областного значения (далее - ООПТ). Около 92% видов редких растений, внесенных в Красную книгу Рязанской области, произрастают и сохраняются на территории ООПТ областного значения.
Имеющие статус ООПТ отдельные природные объекты, без выведения их территорий из хозяйственного оборота, не оказывают существенного влияния на сохранение биоразнообразия, не удовлетворяют спрос населения на объекты природно-заповедного фонда как туристический ресурс.
Отсутствие системы мер по поддержке и развитию ООПТ приводит к разрушению экосистем, утрате особой природоохранной ценности уникальных природных объектов.
Учитывая затратность большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов
всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.
Без использования программного метода реализации мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в регионе, разрешение проблемной ситуации будет существенно затруднено или невозможно, в результате чего произойдет:
- усиление потенциальной опасности загрязнения почвенного покрова, близлежащих водных объектов, подземных водоносных горизонтов токсичными веществами, а именно запрещенными и непригодными к применению пестицидами и агрохимикатами;
- дальнейшее снижение качества воды в поверхностных водоемах, степени безопасности гидротехнических сооружений из-за окончания нормативного срока эксплуатации данных сооружений, угроза возникновения чрезвычайных ситуаций;
- возрастание техногенной нагрузки на окружающую среду за счет увеличения объемов и видов отходов, размещаемых в природной среде, и, как следствие, увеличение количества несанкционированных свалок ТБО, захламление и засорение земель;
- снижение степени информированности о состоянии окружающей природной среды, отсутствие учета данных мониторинга окружающей среды и экологических требований при выдаче разрешительной градостроительной документации, документов на природопользование;
- дальнейшее сокращение биоразнообразия, разрушение биологических систем и комплексов;
- снижение эффективности управления особо охраняемыми природными территориями и инвестиционной привлекательности данных территорий.
Положительный опыт реализации областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" и анализ результатов ее выполнения свидетельствуют о целесообразности продолжения решения данной проблемы программно-целевым методом.
В условиях неудовлетворительного состояния бюджетов муниципальных уровней Рязанской области и отсутствия специальной программы экологической направленности на федеральном уровне средства областного бюджета являются основным (практически единственным) источником финансового обеспечения экологических программ и природоохранных мероприятий.
Реализация поставленных в Программе целей и задач в определенной мере обеспечит решение вышеназванных проблем. Применение программно-целевого метода позволит создать условия для максимально эффективного использования бюджетных средств.
Финансирование из областного бюджета мероприятий по приведению в безопасное состояние гидротехнических сооружений в соответствии с требованиями Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2006 N 353 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений", приведет к возможности дополнительного привлечения федеральных средств в объеме более 300 000 тыс. руб.
Реализация Программы будет способствовать улучшению экологической обстановки в Рязанской области и обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Постановлением Правительства Рязанской области от 2 ноября 2011 г. N 364 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цели и задачи реализации Программы
Основной целью Программы является улучшение экологической обстановки в Рязанской области.
Целями Программы являются:
- улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;
- строительство и реконструкция природоохранных объектов;
- функционирование и развитие территориальной системы экологического мониторинга;
- развитие экологического воспитания и образования населения;
- сохранение биоразнообразия и поддержка особо охраняемых природных территорий областного значения.
Задачами Программы в соответствии с установленными целями являются:
- повышение эффективности государственного экологического контроля;
- утилизация запрещенных и непригодных к использованию пестицидов и агрохимикатов;
- обеспечение организации утилизации твердых бытовых отходов;
- улучшение экологического состояния водных объектов;
- повышение пропускной способности русел рек и предупреждение возможного затопления прилегающей территории, в том числе строительство, реконструкция, капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Рязанской области, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений;
- ликвидация экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью предприятий;
- создание и развитие объектов для захоронения отходов в муниципальных образованиях (полигонов твердых бытовых отходов);
- увеличение количества компонентов природной среды, охваченных территориальными системами экологического мониторинга;
- развитие системы экологического образования населения;
- издание и распространение экологической литературы;
- организация и проведение комплексного обследования состояния экосистем и биоразнообразия на территории особо охраняемых природных территорий областного значения;
- организация мер охраны и обустройство объектов рекреационного использования на территориях особо охраняемых природных территорий областного значения.
3. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2010 - 2012 годы.
Постановлением Правительства Рязанской области от 5 сентября 2012 г. N 242 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы предусматривает финансирование мероприятий за счет средств областного бюджета. При предоставлении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Рязанской области в форме межбюджетных трансфертов предполагается участие бюджетов муниципальных образований Рязанской области.
Общий объем средств на реализацию мероприятий Программы составляет 162671,00000 тыс. рублей за счет областного бюджета, в том числе по годам:
2010 год - 50000,00000 тыс. руб., в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году, по областной целевой программе "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007-2009 годах" в размере 14236,57465 тыс. руб., в том числе по подпрограммам:
подпрограмма 1 "Улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения" -13582,49245 тыс. руб., в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году, по подпрограмме "Долевое участие в разработке и реализации имеющих территориальное значение мероприятий, проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения" областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" - 934,25710 тыс. руб.;
подпрограмма 2 "Строительство и реконструкция природоохранных объектов" - 32612,23875 тыс. руб., в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году, по подпрограмме "Участие в финансировании строительства и реконструкции природоохранных объектов" областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" - 11830,24875 тыс. руб.;
подпрограмма 3 "Функционирование и развитие территориальной системы экологического мониторинга" -1101,27880 тыс. руб., в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году, по подпрограмме "Долевое участие в разработке и реализации имеющих территориальное значение мероприятий, проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения" областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" - 373,80000 тыс. руб., по подпрограмме "Охрана атмосферного воздуха" областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" - 82,47880 тыс. руб.;
подпрограмма 4 "Развитие экологического воспитания и образования населения" - 967,69000 тыс. руб., в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году, по подпрограмме "Развитие экологического воспитания и образования, издание специальной литературы" областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" - 173,29000тыс. руб.;
подпрограмма 5 "Сохранение биоразнообразия и поддержка особо охраняемых природных территорий областного значения" - 1736,30000 тыс. руб., в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году, по подпрограмме "Долевое участие в разработке и реализации имеющих территориальное значение мероприятий, проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения" областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" - 842,50000 тыс. руб.;
2011 год - 54500,00000 тыс. руб., в том числе по подпрограммам:
подпрограмма 1 "Улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения" - 26620,19136 тыс. руб.;
подпрограмма 2 "Строительство и реконструкция природоохранных объектов" - 23659,57664 тыс. руб.;
подпрограмма 3 "Функционирование и развитие территориальной системы экологического мониторинга" - 1900,00000 тыс. руб.;
подпрограмма 4 "Развитие экологического воспитания и образования населения" - 1834,44600 тыс. руб.;
подпрограмма 5 "Сохранение биоразнообразия и поддержка особо охраняемых природных территорий областного значения" - 485,78600 тыс. руб.;
2012 год - 58171,00000 тыс. руб., в том числе по подпрограммам:
подпрограмма 1 "Улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения" - 5400,00000 тыс. руб.;
подпрограмма 2 "Строительство и реконструкция природоохранных объектов" - 35713,83000 тыс. руб.;
подпрограмма 3 "Функционирование и развитие территориальной системы экологического мониторинга" - 13177,17000 тыс. руб.;
подпрограмма 4 "Развитие экологического воспитания и образования населения" - 2600,00000 тыс. руб.;
подпрограмма 5 "Сохранение биоразнообразия и поддержка особо охраняемых природных территорий областного значения" - 1280,00000 тыс. руб.
Объемы расходов на финансирование Программы в 2012 году носят прогнозный характер, соответствующий минимальному уровню обеспечения финансирования Программы, и подлежат уточнению при утверждении расходов на реализацию Программы в рамках закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а также при внесении в него изменений в течении финансового года.
5. Система программных мероприятий
Программа состоит из 5 подпрограмм, одноименных с целями и характеризующих основные направления действия Программы:
подпрограмма 1 "Улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения" (приложение N 1 к настоящей Программе);
подпрограмма 2 "Строительство и реконструкция природоохранных объектов" (приложение N 2 к настоящей Программе);
подпрограмма 3 "Функционирование и развитие территориальной системы экологического мониторинга" (приложение N 3 к настоящей Программе);
подпрограмма 4 "Развитие экологического воспитания и образования населения" (приложение N 4 к настоящей Программе);
подпрограмма 5 "Сохранение биоразнообразия и поддержка особо охраняемых природных территорий областного значения" (приложение N 5 к настоящей Программе).
Постановлением Правительства Рязанской области от 5 сентября 2012 г. N 242 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Система управления реализацией Программы
Главным распорядителем и получателем бюджетных средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы, является министерство природопользования и экологии Рязанской области.
В реализации Программы предусматривается участие министерства природопользования и экологии Рязанской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области (по соглашению), подрядных организаций различных форм собственности, проектно-изыскательских и научно-исследовательских институтов (организаций), образовательных учреждений.
Министерство природопользования и экологии Рязанской области выполняет следующие функции:
осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям финансирования из областного бюджета мероприятий Программы и согласовывает их с первым заместителем Председателя Правительства Рязанской области, координирующим вопросы природопользования и экологии Рязанской области;
формирует проект мероприятий Программы на очередной год;
заключает договоры с исполнителями Программы;
осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы в процессе ее выполнения;
подготавливает и представляет отчетность в порядке, предусмотренном в разделе 7 настоящей Программы;
ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет состав исполнителей, целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, а также при необходимости вносит в министерство финансов Рязанской области и Правительство Рязанской области предложения о корректировке Программы либо прекращении ее выполнения;
заключает с муниципальными образованиями соглашения на выделение субсидий на финансирование строительства полигонов ТБО, организации утилизации твердых бытовых отходов, капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Рязанской области, а также разработки проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Рязанской области;
выполняет функции заказчика, в рамках которых:
- проводит размещение государственного заказа по реализации мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- в течение всего срока действия государственного контракта контролирует выполнение работ, осуществляет приемку выполненных работ.
Субсидии бюджетам муниципальных образований Рязанской области на строительство полигонов ТБО, организацию утилизации твердых бытовых отходов, капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Рязанской области, а также разработку проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Рязанской области, предоставляются при условии наличия утвержденной долгосрочной целевой программы муниципального образования Рязанской области, предусматривающей средства местного бюджета в размере не менее 2% от общей стоимости строительства полигонов ТБО, организации утилизации твердых бытовых отходов, капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Рязанской области, а также разработки проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Рязанской области (далее - муниципальная программа).
Критериями отбора муниципальных образований на предоставление субсидий для организации утилизации твердых бытовых отходов являются: наличие полигона ТБО; наличие МУП, осуществляющего централизованный сбор, вывоз и утилизацию ТБО; среднее годовое количество утилизируемых ТБО не менее 40 тыс. куб. м.
Критериями отбора муниципальных образований на предоставление субсидий на строительство полигонов ТБО являются: наличие утвержденной проектно-сметной документации на строительство полигона ТБО; наличие акта о выборе земельного участка под строительство полигона ТБО.
Отбор муниципальных образований для предоставления субсидий на мероприятия проводится министерством природопользования и экологии Рязанской области в установленном им порядке.
Критериями отбора муниципальных образований на предоставление субсидий на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Рязанской области, являются:
наличие включенного в муниципальную программу гидротехнического сооружения, находящегося в собственности муниципального образования Рязанской области, которое по результатам обследования подлежит капитальному ремонту;
наличие утвержденной в установленном порядке проектной документации на капитальный ремонт включенных в муниципальную программу гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципального образования Рязанской области;
уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования, источником финансового обеспечения которого является субсидия на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Рязанской области.
Критериями отбора муниципальных образований на предоставление субсидий на разработку проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований, являются:
наличие включенного в муниципальную программу гидротехнического сооружения, находящегося в собственности муниципального образования Рязанской области, которое по результатам обследования подлежит капитальному ремонту;
уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования, источником финансового обеспечения которого является субсидия на разработку проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципального образования Рязанской области.
Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований на финансирование мероприятий Программы в разрезе муниципальных образований, мероприятий (по объектам) утверждается постановлением Правительства Рязанской области, которое принимается по результатам отбора муниципальных образований.
При предоставлении субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий Программы применяется следующая методика расчета межбюджетных субсидий:
- общий объем субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям из областного Фонда софинансирования расходов, равен сумме субсидий местным бюджетам отдельных муниципальных образований;
- общий объем субсидий бюджету отдельного муниципального образования равен сумме бюджетных ассигнований, выделенных на каждое мероприятие (каждый объект);
- сумма выделенных бюджетных ассигнований на каждое мероприятие (каждый объект) рассчитывается по формуле:
,
где:
- средства областного бюджета;
- общая стоимость мероприятия (объекта);
- средства бюджета муниципального образования.
Абзац тридцать четвертый утратил силу.
См. текст абзаца тридцать четвертого
Условиями расходования субсидий являются:
- приобретение специальной техники и автотранспорта для функционирования системы обращения с отходами (в случае предоставления субсидий на организацию утилизации твердых бытовых отходов);
- приобретение специального оборудования для функционирования системы обращения с отходами (в случае предоставления субсидий на организацию утилизации твердых бытовых отходов);
- расходование муниципальным образованием Рязанской области средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, после выполнения обязательств по софинансированию в отношении указанных в муниципальной программе мероприятий (объектов).
Субсидии из областного бюджета направляются главному распорядителю с целью последующего перечисления в бюджеты муниципальных образований Рязанской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на реализацию Программы законом Рязанской области об областном бюджете на соответствующий год.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Рязанской области.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета в установленном порядке осуществляют Рязанская областная Дума, Контрольно-счетная палата Рязанской области, министерство финансов Рязанской области.
Контроль за использованием субсидий их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при их предоставлении, осуществляет министерство природопользования и экологии Рязанской области.
Министерство природопользования и экологии Рязанской области несет ответственность за реализацию Программы, достижение конечного результата и эффективное использование финансовых средств.
Постановлением Правительства Рязанской области от 1 марта 2011 г. N 27 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
Министерство природопользования и экологии Рязанской области направляет отчеты об исполнении Программы по форме и в сроки, установленные Правительством Рязанской области.
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" министерство природопользования и экологии Рязанской области направляет ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным периодом, информацию об итогах реализации Программы за отчетный период в министерство экономического развития и торговли Рязанской области.
8. Целевые индикаторы и показатели эффективности
исполнения Программы
Реализация природоохранных мероприятий не дает прямого экономического эффекта. Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- доля утилизированных пестицидов в общем объеме выявленных пестицидов (просроченных и пришедших в негодность);
- доля отремонтированных гидроузлов в общем количестве гидроузлов, требующих проведения работ по капитальному ремонту;
- доля муниципальных образований, обеспеченных полигонами ТБО;
- увеличение количества организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании;
- увеличение количества компонентов природной среды, охваченных территориальными системами экологического мониторинга;
- увеличение тиража изданий специальной литературы в целях распространения экологических знаний;
- доля видов растений, включенных в Красную книгу Рязанской области и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях;
- увеличение количества посетителей особо охраняемых природных территорий областного значения.
Данные о планируемых показателях по годам для каждой из подпрограмм представлены в приложении N 6 к настоящей Программе.
9. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В результате выполнения мероприятий Программы предполагается:
- увеличить долю утилизированных пестицидов в общем объеме выявленных пестицидов (просроченных и пришедших в негодность) до 100%;
- увеличить долю отремонтированных гидроузлов в общем количестве гидроузлов, требующих проведения работ по капитальному ремонту, до 20 %;
- увеличить долю муниципальных образований, обеспеченных полигонами ТБО, до 24,13 % от общего числа муниципальных образований;
- увеличить количество организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании, на 15%;
- увеличить количество компонентов природной среды, охваченных региональными системами экологического мониторинга, на 3 компонента;
- увеличить ежегодный тираж изданий специальной литературы в целях распространения экологических знаний до 900 экземпляров;
- снизить долю видов растений, включенных в Красную книгу Рязанской области и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях, к общему количеству видов растений в Красной книге Рязанской области до 87%;
- увеличить количество посетителей особо охраняемых природных территорий областного значения в составе организованных групп до 400 чел. в год;
- предотвратить потенциально вероятный ущерб от вредного воздействия вод за счет обеспечения надежности эксплуатации при капитальном ремонте гидротехнических сооружений в размере - 92,3 млн. руб.;
- возвратить в хозяйственный оборот земли, потенциально подверженные затоплению, общей площадью - 136 га.
Главными итогами Программы станут улучшение экологической обстановки и поддержание надлежащего качества окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.