Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Рязанской области
от 31 декабря 2010 г. N 570-р
Программа
по повышению эффективности расходов областного бюджета
на период до 2013 года
16 мая, 11 августа, 22 сентября, 7 декабря 2011 г.
Паспорт Программы по повышению эффективности расходов
областного бюджета на период до 2013 года
Наименование Программы |
Программа по повышению эффективности расходов областного бюджета на период до 2013 года (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Правительство Рязанской области |
Разработчик Программы |
Министерство финансов Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Бюджетный кодекс Российской Федерации; Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р |
Исполнители Программы |
Правительство Рязанской области, центральные исполнительные органы государственной власти Рязанской области |
Цель и задачи |
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества. Основные задачи Программы: обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы Рязанской области; оптимизация объемов и порядка предоставления государственных услуг, а также выполнения государственных заданий; оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов, проведение структурных реформ в бюджетной сфере; создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ в бюджетной сфере; совершенствование межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами; внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования; совершенствование всех стадий государственных закупок; снижение объема государственного долга Рязанской области и размера бюджетного дефицита, а также оптимизация расходов на его обслуживание |
Целевые индикаторы и показатели |
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются: формирование проекта закона Рязанской области об областном бюджете на три года (очередной финансовый год и плановый период), начиная с 2013 года; доля расходов областного бюджета, финансируемых в рамках программно-целевого бюджетного планирования, должна составлять в 2013 году не менее 50% общего объема расходов; доля расходов областного бюджета, регулируемых нормативными правовыми актами, детально определяющими порядок расчета стоимости реализации соответствующих обязательств, должна составлять в 2013 году не менее 90% общего объема расходов |
Сроки реализации Программы |
до 2013 года |
Перечень основных мероприятий |
План мероприятий реализации Программы приведен в приложении к Программе |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация мероприятий Программы позволит: повысить качество управления общественными финансами и эффективность бюджетных расходов Рязанской области; расширить горизонты планирования, включая формирование трехлетнего областного бюджета; внедрить программно-целевой принцип организации деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области; обеспечить переход к утверждению "программного" областного бюджета; внедрить новые формы оказания и финансового обеспечения государственных услуг; обеспечить повышение доступности и качества предоставляемых государственных услуг, эффективности деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области; совершенствовать межбюджетные отношения и качество управления муниципальными финансами; создать информационную среду, обеспечивающую прозрачность бюджетной системы Рязанской области; совершенствовать инструмент управления и контроля на всех стадиях государственных закупок; оптимизировать объем государственного долга Рязанской области и расходов на его обслуживание; сформировать необходимую и достаточную нормативную правовую и методическую базу по управлению общественными финансами Рязанской области |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости разработки
и реализации Программы
В настоящее время в Российской Федерации проводится комплексная реформа бюджетного процесса. Основы этой реформы были заложены в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584, Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Указанная Концепция в первую очередь была ориентирована на внедрение новых инструментов бюджетирования, имеющих программно-целевую направленность, в развитие которой было принято и реализуется постановление Правительства Рязанской области от 27 июля 2006 г. N 196 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" приняты поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые расширили возможности субъектов Российской Федерации в сфере управления общественными финансами и активизировали работу по внедрению новых принципов управления общественными финансами в субъектах Российской Федерации. Эти особенности были учтены Рязанской областью и внесены соответствующие изменения в законы Рязанской области от 14 октября 2005 года N 102-ОЗ "О бюджетном процессе в Рязанской области", от 02 декабря 2005 года N 131-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Рязанской области", в соответствии с которыми принят ряд нормативных правовых актов Рязанской области по бюджетным вопросам.
На момент разработки Программы удалось добиться удовлетворительных результатов в обеспечении финансовой устойчивости и платежеспособности областного бюджета.
Соблюдаются требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Осуществляется казначейское исполнение областного бюджета, обеспечивающее кассовое обслуживание бюджета, эффективный учет и ежедневный предварительный контроль за целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета на обеспечение исполнения государственных функций, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.
Проводится оперативный мониторинг социально-экономической ситуации в Рязанской области центральными исполнительными органами государственной власти Рязанской области по курируемым направлениям в целях принятия оперативных решений и подготовки соответствующих предложений в Правительство Рязанской области по исполнению нормативных публичных обязательств.
Административный механизм управления общественными финансами отлажен, в целом отмечается высокая исполнительская дисциплина.
Проведена инвентаризация расходных обязательств, ежегодно формируются реестры расходных обязательств.
Бюджетные средства распределяются по стратегическим целям и тактическим задачам, обозначенным в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Рязанской области.
Материалы по отчету об исполнении областного бюджета публикуются в средствах массовой информации.
Совершенствуется практика программно-целевого планирования бюджетных расходов, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики. В 2010 году доля расходов областного бюджета, реализуемых в рамках программ, составила более 21%.
Утверждены единые правила формирования, предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований, в рамках которых производится перераспределение средств с учетом соблюдения требований к результатам расходования данных средств, а также условия их предоставления.
В Рязанской области начата работа по установлению каждому учреждению социальной сферы заданий по предоставлению государственных услуг.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 21 июня 2010 г. N 251-р утвержден и исполняется План мероприятий по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Центральными исполнительными органами государственной власти Рязанской области, в ведении которых находятся государственные учреждения Рязанской области, приняты аналогичные ведомственные планы. Ведется контроль за выполнением намеченных мероприятий.
Осуществляется поэтапный переход к оказанию государственных услуг на основе стандартов качества, обязательных к исполнению и однозначных в толковании. Это важный инструмент для решения задачи повышения доступности и качества предоставляемых государственных услуг юридическим и физическим лицам.
Вместе с тем, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" поставлены задачи перед исполнительными органами государственной власти всех уровней, местного самоуправления по обеспечению перехода на программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения, планомерному введению новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, изменению их правового статуса, повышению доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
Не все заявленные планы были реализованы в Рязанской области. В сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем.
Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием.
Формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
Необходимо обеспечить кардинальное повышение качества предоставляемых гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств там, где целесообразно, осуществить переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах граждан на конкурентном рынке.
До настоящего времени не введено планирование бюджетных ассигнований на основе государственного задания, за исключением заданий, устанавливаемых автономным учреждениям, и на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями, находящимися в ведении министерства здравоохранения Рязанской области. Доведение заданий, финансовое обеспечение которых рассчитано на нормативной основе, позволит связать финансирование бюджетных учреждений с конкретными, реально измеримыми показателями, стимулирующими к повышению качества предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ).
Не решена задача оптимизации бюджетной сети и, соответственно, снижения неэффективных бюджетных расходов.
Отсутствует порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ.
По значительной части вопросов совершенствования управления общественными финансами Рязанской области не разработаны необходимые подзаконные нормативные правовые акты, методические материалы, аналитические формы.
Настоящая Программа разработана с целью улучшения качества управления общественными финансами Рязанской области, оптимизации системы управления бюджетными ресурсами и повышения эффективности расходов областного бюджета. Переход от "управления затратами" к "управлению результатами" одна из стратегических целей бюджетной политики Рязанской области на долгосрочную перспективу.
Для оптимизации межведомственного взаимодействия будет продолжена реализация долгосрочной целевой программы "Административная реформа в Рязанской области в 2010 - 2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 12 августа 2009 г. N 213. В рамках данной программы предполагается открытие многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
Результаты работы центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области будут оцениваться по итогам достижения показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Для достижения поставленных стратегических целей необходимо заменить бюджетное планирование по видам расходов на планирование социально-экономических результатов, получаемых в ходе осуществления центральными исполнительными органами государственной власти Рязанской области своих функций.
Распределение бюджетных средств должно осуществляться по стратегическим целям, тактическим задачам, программам и в зависимости от достижения показателей социально-экономической эффективности
При этом стратегические цели, тактические задачи и программы должны быть сформулированы на основе принципов государственной политики, оформленных в виде стратегии социально-экономического развития Рязанской области на период до 2020 года.
Главные распорядители бюджетных средств областного бюджета должны получить свободу выбора способов достижения поставленных перед ними целей и задач при одновременном усилении их ответственности за конечный результат в установленной сфере деятельности.
Контроль использования бюджетных средств усиливается инструментами внутреннего контроля за эффективностью расходов.
Вышеперечисленные изменения подходов к управлению общественными финансами Рязанской области позволят достичь цели Программы.
Получить максимальный эффект возможно за счет комплексной реализации мероприятий с использованием программно-целевого принципа бюджетного планирования.
Необходимость решения обозначенных проблем программными методами также определена Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р.
2. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих задач:
обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы Рязанской области;
оптимизация объемов и порядка предоставления государственных услуг, а также выполнения государственных заданий;
оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов, проведение структурных реформ в бюджетной сфере;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ в бюджетной сфере;
совершенствование межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами;
внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования;
совершенствование всех стадий государственных закупок;
снижение объема государственного долга Рязанской области и размера бюджетного дефицита, а также оптимизация расходов на его обслуживание.
3. Сроки реализации Программы
Мероприятия Программы реализуются до 2013 года.
4. Система программных мероприятий
В 2011 году предлагается реализовать мероприятия Программы по разработке базовых нормативных правовых актов и методических материалов, а также по утверждению отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности расходов и качества финансового менеджмента.
Мероприятия Программы на 2012 год корректируются в декабре предшествующего года с учетом достигнутых результатов.
Программные мероприятия с указанием срока исполнения и ответственных исполнителей приведены в приложении к Программе.
5. Система управления реализацией Программы
Реализация Программы предусматривает участие центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Рязанской области, которому министерство финансов Рязанской области в установленном порядке направляет сведения о ее реализации.
6. Состав и сроки представления отчетности
об исполнении Программы
Министерство финансов Рязанской области осуществляет подготовку информации, отчетов о выполнении Программы, предложений по корректировке Программы и совершенствованию механизма реализации Программы.
Исполнители программных мероприятий представляют в министерство финансов Рязанской области отчет о выполнении мероприятий Программы ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и до 5 февраля года, следующего за отчетным.
7. Целевые индикаторы и показатели эффективности
исполнения Программы
Основные целевые индикаторы и показатели Программы, достигаемые в результате ее реализации в целом и по годам, представлены в следующей таблице.
Наименование целевых индикаторов и показателей |
Единицы измерения |
Значение в 2010 году |
Значения по годам (нарастающим итогом) |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Формирование проекта закона Рязанской области об областном бюджете на три года (очередной финансовый год и плановый период) |
календарный период |
на один год |
на один год |
на один год |
на три года |
Доля расходов областного бюджета, финансируемых в рамках программно-целевого бюджетного планирования |
% |
21 |
23 |
30 |
50 |
Доля расходов областного бюджета, регулируемых нормативными правовыми актами, детально определяющими порядок расчета стоимости реализации соответствующих обязательств |
% |
83 |
85 |
90 |
90 |
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
К числу наиболее значимых социально-экономических результатов Программы можно отнести:
повышение прозрачности бюджетной системы Рязанской области за счет обеспечения публикации значительной части информации, характеризующей эффективность бюджетных расходов;
расширение горизонта планирования, включая формирование трехлетнего областного бюджета;
программно-целевая направленность областного бюджета путем внедрения новых инструментов планирования (ведомственные целевые программы, формирование бюджета на трехлетний период и т.д.);
повышение степени формализации планирования и исполнения областного бюджета за счет установления требований к процедурам планирования бюджетных ассигнований, ведения реестра расходных обязательств, распределения бюджета принимаемых обязательств;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг;
оптимизация отдельных процедур в рамках управления финансовой системой Рязанской области за счет формирования правовых и методических основ долговой и имущественной политики;
повышение эффективности бюджетных расходов за счет установления требований к качеству государственных услуг по основным социальным отраслям, введения в бюджетный процесс практики формирования государственных заданий;
создание информационной среды, обеспечивающей прозрачность бюджетной системы Рязанской области;
совершенствование инструмента управления и контроля на всех стадиях государственных закупок;
повышение эффективности деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области путем проведения оценки качества финансового менеджмента и формирования пакета модельных нормативных правовых актов и методических рекомендаций;
оптимизация системы межбюджетных отношений путем формализации процесса распределения и предоставления межбюджетных трансфертов.
Кроме того, системными результатами для Рязанской области станут следующие:
повышение уровня компетентности и ответственности руководителей и специалистов центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области;
совершенствование и упорядочение нормативной правовой и методической базы по управлению общественными финансами Рязанской области;
рост производительности труда в центральных исполнительных органах государственной власти Рязанской области за счет повышения степени автоматизации процедур планирования и исполнения областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.