Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства
Рязанской области
от 13 апреля 2011 г. N 74
Долгосрочная целевая программа
"Комплексное развитие профессионального образования Рязанской области
на 2011 - 2014 годы"
5 октября, 7 декабря 2011 г., 28 марта, 13 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Рязанской области от 13 декабря 2012 г. N 373 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Комплексное развитие профессионального образования Рязанской области
на 2011 - 2014 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Комплексное развитие профессионального образования Рязанской области на 2011 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство образования Рязанской области |
Разработчик Программы |
Министерство образования Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"; поручение Президента Российской Федерации от 09.09.2010 Пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г.; постановление Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их оформления и реализации в Рязанской области" |
Исполнители Программы |
Министерство образования Рязанской области"; ОГБОУ ДПО "Рязанский институт развития образования"; областные государственные бюджетные образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования (далее - учреждения профессионального образования) |
Цель и задачи |
Цель Программы - создание адаптивной к внешним требованиям областной системы профессионального образования для обеспечения экономики Рязанской области востребованными высококвалифицированными кадрами. Задачами Программы являются: формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов сети учреждений профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда и всех категорий граждан; повышение привлекательности программ начального и среднего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных кадров, востребованных на региональном рынке труда; создание сервисной структуры, обеспечивающей устойчивое функционирование и развитие системы профессионального образования Рязанской области |
Целевые индикаторы и показатели |
Удельный вес учреждений профессионального образования, перешедших на новые федеральные государственные образовательные стандарты; доля учащейся молодежи, охваченной программами начального и среднего профессионального образования; доля учащейся молодежи, охваченной профориентационными программами; доля выпускников очной формы обучения учреждений профессионального образования, трудоустроившихся не позднее 1 года после обучения; доля обучившихся по образовательным программам, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию; доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации в рамках персонифицированного финансирования; доля учреждений профессионального образования, участвующих в автоматизированном мониторинге деятельности учреждений профессионального образования; доля выпускников, прошедших сертификацию квалификаций |
Срок реализации |
2011 - 2014 годы |
Перечень основных мероприятий |
Создание условий в учреждениях профессионального образования для реализации федеральных государственных образовательных стандартов программ начального и среднего профессионального образования, внедрения современных образовательных технологий; организация обучения по предпрофильным программам и программам профессионального обучения на базе учреждений профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в школах-интернатах и детских домах; создание ресурсных центров электромеханического, металлообрабатывающего и сварочного профиля на базе учреждений профессионального образования; создание и организация работы региональной стажировочной площадки на базе ОГБОУ СПО "Техникум пищевой промышленности, общественного питания и сервиса г. Рязани" для обучения специалистов, обеспечивающих совершенствование организации школьного питания; оснащение областных центров содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования на базе областных государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования и установка общероссийской программы автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству; проведение фестивалей, олимпиад, конкурсов, выставок, мастер-классов, дней открытых дверей в учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов по востребованным направлениям подготовки, в том числе информационная поддержка мероприятий; создание центра профессионального образования на базе ОГБОУ ДПО "Рязанский институт развития образования"; приобретение электронных образовательных ресурсов с целью реализации на базе ресурсных центров учреждений профессионального образования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, сертификации квалификации по основным направлениям экономики (строительство, агропромышленный комплекс, радиоэлектроника, металлообработка) |
Объемы и источники финансирования |
Финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2011 - 2014 годы составляет 22,2 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 г. - 2,8 млн. рублей; 2012 г. - 3,4 млн. рублей; 2013 г. - 8,0 млн. рублей; 2014 г. - 8,0 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Рост удельного веса учреждений профессионального образования, перешедших на новые федеральные государственные образовательные стандарты, с 75 до 100 процентов от общего количества учреждений профессионального образования; увеличение доли учащейся молодежи, охваченной программами начального и среднего профессионального образования, с 35 до 36 процентов от общего числа учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования области; увеличение доли учащейся молодежи, охваченной профориентационными программами, с 10 до 20 процентов от общего числа школьников 9 - 11 классов и учреждений профессионального образования; увеличение доли выпускников очной формы обучения учреждений профессионального образования, трудоустроившихся не позднее 1 года после обучения, с 74,8 до 82 процентов от общего числа выпускников учреждений профессионального образования; увеличение доли обучившихся по образовательным программам, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, с 0 до 4 процентов от общего числа обучающихся по программам профессионального образования; увеличение доли педагогических работников, прошедших повышение квалификации в рамках персонифицированного финансирования, с 0 до 40 процентов от общего числа педагогических работников учреждений профессионального образования; увеличение доли учреждений профессионального образования, участвующих в автоматизированном мониторинге деятельности учреждений профессионального образования, с 0 до 35 процентов от общего числа учреждений профессионального образования; увеличение доли выпускников, прошедших сертификацию квалификаций, с 1 до 7 процентов от общего числа выпускников, прошедших государственную итоговую аттестацию; сетевое взаимодействие образовательных учреждений в целях эффективного использования ресурсов учреждений профессионального образования; создание условий для развития и модернизации системы профориентации учащейся молодежи и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования; создание методического комплекса для перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты и использования современных образовательных технологий в учебном процессе; создание условий для организации прохождения курсов повышения квалификации педагогических работников на основе персонифицированного финансирования; создание условий для проведения мониторинга деятельности учреждений профессионального образования и исследований в области профессионального образования, в том числе трудоустройства выпускников; создание и развитие системы государственно-общественной аккредитации образовательных программ, системы сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Основным условием усиления политической и экономической роли Рязанской области и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности региона. Главное конкурентное преимущество развитого региона тесно связано с возможностью развития его человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы профессионального образования. Профессиональное образование является источником обеспечения устойчивого экономического роста Рязанской области в средне- и долгосрочной перспективе.
В Рязанской области система профессионального образования при переходе на новый этап развития столкнулась со следующими проблемами:
- структура профессионального образования не полностью соответствует современным требованиям и инновационной экономике региона;
- сеть учреждений профессионального образования не обеспечивает оптимальное использование имеющихся ресурсов на территории Рязанской области;
- недостаточная информационная поддержка мероприятий, способствующих повышению привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;
- несовершенны механизмы, обеспечивающие научно-методическое, ресурсное обеспечение образовательной деятельности, повышение квалификации педагогических работников профессионального образования, в том числе государственно-общественную оценку качества профессионального образования;
- отсутствует сервисная служба, обеспечивающая информационно-технологическое управление региональной системой профессионального образования, в том числе организацию региональных социологических опросов, мониторинговых исследований по вопросам деятельности учреждений профессионального образования.
Обозначенные проблемы не позволяют учебным заведениям профессионального образования эффективно развиваться и обеспечивать дальнейшее инновационное развитие экономики Рязанской области.
Цель политики модернизации профессионального образования региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности Рязанской области на уровне Российской Федерации. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сфере профессионального образования. Для этого необходимо внедрить в систему профессионального образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество профессионального образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.
Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности профессионального образования, обозначены основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р), предложениями по развитию образования, изложенными в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, принятыми по итогам заседаний Государственного совета.
Благодаря мерам, принятым в 2010 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2014 годы", создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли профессионального образования в социально-экономическом развитии Рязанской области на основе определения стратегии ее развития, концентрации образовательных и иных ресурсов в решении общих задач инновационного развития региона.
В настоящее время в системе профессионального образования Рязанской области идут системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия, как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества.
В рамках ряда долгосрочных целевых программ предусмотрены мероприятия по созданию условий для инновационного развития профессионального образования Рязанской области:
- долгосрочная целевая программа "Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2014 годы", включающая подпрограммы: "Одаренные дети", "Комплексная безопасность образовательного учреждения", "Развитие начального и среднего профессионального образования Рязанской области" (утверждена постановлением Правительства Рязанской области от 21.10.2009 N 295);
- долгосрочная целевая программа "Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Рязанской области (2011 - 2014 годы)" (утверждена постановлением Правительства Рязанской области от 27.10.2010 N 257);
- долгосрочная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Рязанской области на 2011 - 2014 годы" (утверждена постановлением Правительства Рязанской области от 01.12.2010 N 308);
- долгосрочная целевая программа "Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2011 - 2013 годы" (утверждена постановлением Правительства Рязанской области от 17.11.2010 N 294).
В связи с появлением новых требований и перспектив развития профессионального образования, а также в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г., органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить разработку региональных комплексных программ развития профессионального образования.
Реализация поставленных в Программе стратегической цели и задач требует применения эффективных механизмов и методов, направленных на создание целостной системы профессионального образования в Рязанской области. Предусматривается реструктуризация государственных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, трансформация организационно-правовой структуры государственного сектора профессионального образования, совершенствование системы профориентации и содействия трудоустройству выпускников, внедрение новых механизмов, способствующих повышению привлекательности и качества профессионального образования региона. Использование программно-целевого метода для решения проблем модернизации профессионального образования региона направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами региональной государственной политики в сфере профессионального образования в условиях бюджетных ограничений.
Программа как организационная основа региональной государственной политики в сфере профессионального образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях профессионального образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу профессионального образования на соответствующий уровень.
Реализация мероприятий Программы носит межотраслевой характер и направлена на все субъекты профессионального образования Рязанской области, что позволит проводить единую государственную политику в области профессионального образования, обеспечит иное качество профессионального образования, формирование единого образовательного и информационного пространства.
Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на обеспечение деятельности учреждений профессионального образования.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий, затрагивающих систему профессионального образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на региональном уровне, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в профессиональном образовании.
2. Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы - создание адаптивной к внешним требованиям областной системы профессионального образования для обеспечения экономики Рязанской области востребованными высококвалифицированными кадрами.
Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:
формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов сети учреждений профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда и всех категорий граждан;
повышение привлекательности программ начального и среднего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных кадров, востребованных на региональном рынке труда;
создание сервисной структуры, обеспечивающей устойчивое функционирование и развитие системы профессионального образования Рязанской области.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в 2011 - 2014 гг.
Постановлением Правительства Рязанской области от 13 декабря 2012 г. N 373 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы предусматривает финансирование мероприятий за счет средств областного бюджета. Общий объем средств на реализацию программных мероприятий составляет 22,2 млн. рублей, из них:
2011 г. - 2,8 млн. рублей
2012 г. - 3,4 млн. рублей
2013 г. - 8,0 млн. рублей
2014 г. - 8,0 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
Предоставление субсидий областным государственным бюджетным образовательным учреждениям на реализацию мероприятий Программы осуществляется в соответствии с порядком определения объема и условий предоставления из областного бюджета государственным бюджетным учреждениям Рязанской области и государственным автономным учреждениям Рязанской области субсидий на иные цели, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 07 марта 2012 г. N 38.
Постановлением Правительства Рязанской области от 13 декабря 2012 г. N 373 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Система программных мероприятий
6. Система управления реализацией Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется заказчиком.
Заказчик Программы несет ответственность за ее реализацию, достижение конечного результата и эффективное использование денежных средств, выделяемых на выполнение Программы.
Главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, является министерство образования Рязанской области.
Главный распорядитель:
несет ответственность за реализацию мероприятий Программы, достижение конечных результатов ее реализации, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделенных на выполнение Программы;
ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет состав исполнителей и затраты по мероприятиям Программы, а также при необходимости вносит в министерство финансов Рязанской области и Правительство Рязанской области предложения о корректировке Программы либо прекращении ее выполнения;
осуществляет реализацию мероприятий Программы, в отношении которых он является исполнителем.
Исполнители Программы:
в качестве государственного заказчика заключают государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных Программой, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
осуществляют реализацию мероприятий Программы, в отношении которых они являются исполнителями;
представляют заказчику Программы ежеквартально и по итогам года информацию, которая должна содержать:
- общий объем полученных средств и фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования и программным мероприятиям;
- соответствие лимитов финансирования, указанных в паспорте Программы, фактическому финансированию в отчетном году;
- степень охвата программными мероприятиями проблемного направления;
- результаты выполнения мероприятий Программы в целом и в текущем году в свете достижения поставленных задач;
- при несвоевременном выполнении мероприятий, предусмотренных Программой, анализ причин невыполнения;
- соответствие целевых показателей (индикаторов), достигнутых в отчетном году, целевым показателям (индикаторам), утвержденным Программой;
- меры по повышению эффективности реализации Программы, предложения иных способов достижения программных целей;
представляют по запросу главного распорядителя копии актов выполненных работ, оказания услуг и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным контрактам (договорам) в рамках реализации Программы.
С целью своевременной координации действий исполнителей Программы и обеспечения реализации Программы заказчиком Правительство Рязанской области осуществляет контроль за исполнением Программы.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляют Рязанская областная Дума, Контрольно-счетная палата Рязанской области, министерство финансов Рязанской области.
Постановлением Правительства Рязанской области от 13 декабря 2012 г. N 373 раздел 7 настоящего приложения изложен в новой редакции
7. Состав и сроки представления отчетности
Заказчик Программы направляет в министерство экономического развития и торговли Рязанской области информацию об итогах реализации Программы, информацию об эффективности реализации Программы в соответствии с пунктами 5.2, 5.4 Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 08 октября 2008 г. N 248.
8. Целевые индикаторы и показатели
эффективности исполнения Программы
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых индикаторов и показателей Программы, которая приведена в приложении к Программе.
9. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Основные результаты образовательной деятельности выражаются в отлаженном социальном эффекте, проявляются в увеличении интеллектуального и социально-экономического потенциала и сказываются на модернизации системы регионального профессионального образования и всего общества в целом. Ожидаемые результаты представлены количественно измеримыми целевыми индикаторами и показателями (приведены в приложении к настоящей Программе) и следующими показателями эффективности от реализации мероприятий, которые не могут быть представлены в количественном эквиваленте:
- сетевое взаимодействие образовательных учреждений в целях эффективного использования ресурсов учреждений профессионального образования;
- создание условий для развития и модернизации системы профориентации учащейся молодежи и трудоустройства выпускников образовательных учреждений;
- создание методического комплекса для перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты и использование современных образовательных технологий в учебном процессе;
- создание условий для организации прохождения курсов повышения квалификации педагогических работников на основе персонифицированного финансирования;
- создание условий для проведения мониторинга деятельности учреждений и исследований в области профессионального образования, в том числе трудоустройства выпускников;
- создание и развитие системы государственно-общественной аккредитации образовательных программ, системы сертификации квалификаций выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.