Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства
Рязанской области
от 28 сентября 2012 г. N 278
Долгосрочная целевая программа
"Доступная среда" на 2013 - 2015 годы
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа Рязанской области "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство социальной защиты населения Рязанской области |
Разработчик Программы |
Министерство социальной защиты населения Рязанской области |
Основания для разработки Программы |
Конвенция ООН о правах инвалидов; Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р); постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы"; постановление Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" |
Исполнители Программы |
Министерство социальной защиты населения Рязанской области; министерство здравоохранения Рязанской области; министерство образования Рязанской области; комитет по физической культуре и спорту Рязанской области |
Цель и задачи Программы |
Целью Программы является формирование равной доступности среды для всех жителей Рязанской области в приоритетных сферах жизнедеятельности, позитивного отношения к проблемам инвалидов. Задачи Программы: - формирование и повышение уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; - повышение доступности и качества реабилитационных мероприятий, реализуемых на территории Рязанской области; - информационно-методическое сопровождение деятельности, направленной на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов в Рязанской области; - проведение социокультурных мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения общества к проблемам инвалидам |
Целевые индикаторы (показатели) Программы |
Целевыми индикаторами Программы являются: - процентный показатель инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в ключевых сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов Рязанской области; - процентный показатель доступных для маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве объектов; - процентный показатель инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые, дети); - процентный показатель лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории; - процентный показатель инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Рязанской области; - процентный показатель специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам создания доступной среды, реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Рязанской области |
Сроки и этапы реализации Программы |
2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем затрат на реализацию Программы составляет 155440,0 тыс. рублей, из них: в 2013 году - 25121,0 тыс. рублей, в 2014 году - 71524,0 тыс. рублей, в 2015 году - 58795,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Обеспечение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Рязанской области: - приспособление для инвалидов и других маломобильных групп населения государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Рязанской области, приобретение специального автотранспорта для государственных бюджетных стационарных учреждений социального обслуживания; - создание безбарьерной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в областных государственных бюджетных образовательных учреждениях среднего профессионального образования; - приспособление для инвалидов и других маломобильных групп населения государственных бюджетных медицинских учреждений Рязанской области; - приспособление для инвалидов и других маломобильных групп населения государственных бюджетных и автономных спортивных учреждений Рязанской области, приобретение специализированного автотранспорта для государственных автономных спортивных учреждений; - повышение доступности информации и связи для инвалидов по слуху. Повышение доступности и качества реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалидам в: - государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания населения; - государственных бюджетных и автономных спортивных учреждениях; - областных государственных бюджетных образовательных учреждениях. Увеличение числа инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации. Увеличение числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Увеличение числа специалистов, занятых в системе реабилитации инвалидов, повысивших уровень квалификации. Повышение социальной активности, преодоление изоляции инвалидов, в том числе детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение уровня информированности инвалидов о реабилитации. Увеличение числа инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности |
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:
приоритетные сферы жизнедеятельности маломобильных групп населения - здравоохранение, образование, социальная защита, спорт, культура;
маломобильные группы населения - инвалиды; лица с ограниченными возможностями здоровья; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски;
лица с ограниченными возможностями здоровья - граждане, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.
По состоянию на 1 января 2012 года на территории Рязанской области проживает около 1147,8 тыс. человек, из них инвалидов - 160,6 тыс. человек, что составляет 14% от общей численности населения, в том числе детей-инвалидов - 3,6 тыс. человек, что составляет 2,0% от общей численности населения от 0 до 18 лет.
За период 2008 - 2011 годов число инвалидов, проживающих на территории Рязанской области, остается стабильным. Количество детей-инвалидов за отчетный период незначительно уменьшилось, однако их процентное соотношение от общего числа детей в возрасте от 0 до 18 лет практически не изменилось.
Число инвалидов, проживающих на территории Рязанской области |
Годы наблюдения |
||||
на 01.01.2008 |
на 01.01.2009 |
на 01.01.2010 |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
|
Всего инвалидов, в том числе детей-инвалидов (тыс. чел.) |
157,3 |
159,9 |
155,8 |
155,7 |
160,6 |
От общей численности населения (%) |
13,3% |
13,5% |
13,4% |
13,5% |
14% |
Количество детей-инвалидов (тыс. чел.) |
4,4 |
4,0 |
3,8 |
3,7 |
3,6 |
От общей численности населения в возрасте от 0 до 18 лет(%) |
1,8% |
1,7% |
1,7% |
2% |
2% |
На сегодняшний день основным инструментом при проведении реабилитационных мероприятий служит индивидуальная программа реабилитации инвалида, критерием эффективности которой является показатель реабилитации.
Несмотря на последовательно проводимую в Рязанской области работу по социальной защите, реабилитации и социальной интеграции инвалидов показатель реабилитации остается на низком уровне (в 2011 году он составил 6,4%).
Вопросы социальной интеграции инвалидов становятся все более актуальными и требуют разработки и проведения мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации, направленной на активизацию внутренних ресурсов лиц с ограниченными возможностями.
Остается нерешенным ряд важнейших социальных задач, в том числе создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, информации.
Проблемы реабилитации и интеграции инвалидов касаются всего общества и могут быть решены только последовательными комплексными усилиями исполнительных органов государственной власти Рязанской области, ведомственных им учреждений в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества и семьей инвалидов.
Формирование условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам социальной инфраструктуры, повышение доступности и качества реабилитационных мероприятий, устранение социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам жизнедеятельности инвалидов являются одними из приоритетных направлений государственной политики.
Ключевым условием интеграции инвалидов в общественную жизнь является создание доступной среды жизнедеятельности и равных с другими гражданами возможностей для участия инвалидов в жизни общества.
Создание доступной среды определено международным и национальным законодательством (Конвенция ООН о правах инвалидов, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы").
В Рязанской области остро стоит проблема создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам социальной инфраструктуры.
До недавнего времени практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания не учитывала специфических потребностей инвалидов.
Здания и помещения, в которых расположены организации и учреждения, предоставляющие услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности, не всегда соответствуют всем необходимым требованиям доступности, так как построены и введены в эксплуатацию до вступления в силу действующих в настоящее время правовых норм. В настоящее время около 74% объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности не приспособлены для граждан с ограниченными возможностями, около 20% объектов приспособлены частично.
Однако несмотря на это, на территории Рязанской области предпринимаются все возможные меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в рамках действующего законодательства, исходя из возможностей областного бюджета с учетом принятых расходных обязательств: лишь 6% объектов социальной инфраструктуры доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В случае невозможности адаптации объектов социальной инфраструктуры к нуждам инвалидов принимаются организационные решения вопросов предоставления социально значимых услуг данной категории граждан, а именно: оказание услуг на дому, в доступных для инвалида зонах объектов социальной инфраструктуры и т.д.
Нерешенность проблемы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения приводит к серьезным социально-экономическим последствиям:
- вынужденная изоляция лиц с ограниченными возможностями здоровья, что снижает эффективность проводимых реабилитационных мероприятий и препятствует восстановлению способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, делает невозможным достижение гражданами с ограниченными возможностями материальной независимости и интеграции в общество;
- социальная разобщенность инвалидов с другими гражданами, что влечет за собой сохранение социальной напряженности в обществе.
Повышение доступности и качества реабилитационных мероприятий является одним из условий наиболее полной и успешной социальной интеграции инвалидов в общество.
На территории Рязанской области действует сеть государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения (27 комплексных центров социального обслуживания населения, 20 стационарных учреждений социального обслуживания), на базе которых граждане с ограниченными возможностями могут получить не только социальные услуги, но и реализовывать мероприятия по социальной реабилитации (социально-бытовой адаптации; социально-средовой реабилитации; социально-психологической реабилитации; социокультурной реабилитации).
Однако основным звеном службы реабилитации инвалидов являются реабилитационные учреждения и реабилитационные отделения учреждений социального обслуживания населения, которые осуществляют процесс реабилитации инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалида. В настоящее время на территории Рязанской области действуют одно отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями на базе ГБУ Рязанской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Семья", в мае 2012 года создано ГБУ Рязанской области "Центр социальной реабилитации инвалидов", что не соответствует потребностям населения региона в осуществлении реабилитационных мероприятий: в 2011 году были проведены мероприятия по социальной реабилитации лишь 11% детей-инвалидов от общего количества нуждающихся в социальной реабилитации, около 30% инвалидов от общего количества нуждающихся осуществили мероприятия по социальной реабилитации инвалидов на базе комплексных центров социального обслуживания.
Таким образом, вопросы развития сети реабилитационных учреждений (отделений) являются актуальными и требуют дальнейшего их решения.
Полноценная социальная адаптация и интеграция детей-инвалидов возможна при условии включения их в образовательный процесс. В Концепции модернизации Российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному, качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимому от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья (наличия инвалидности).
В целях реализации права инвалидов на образование в Рязанской области создана дифференцированная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которая охватывает все ступени обучения.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на дому, в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях Рязанской области, а также путем организации дистанционного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (областное государственное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа - Центр дистанционного образования").
Остается актуальным решение вопроса создания в образовательных учреждениях региона универсальной безбарьерной среды и развитие инклюзивного образования детей-инвалидов.
В целях совершенствования медицинской помощи инвалидам необходимо дальнейшее совершенствование работы по основным разделам медицинской помощи:
- повышение качества и доступности лечебно-диагностической помощи;
- профилактика заболеваний;
- совершенствование реабилитационной помощи.
В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", развитие спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. В рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" стало возможным создание комплексов и спортивных сооружений, специально оборудованных для занятий спортом лицами с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата и зрения.
В Рязанской области количество инвалидов, в том числе детей-инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, в настоящее время составляет около 1% от общей численности занимающихся.
Активизация работы по созданию отделений и спортивных групп инвалидов (прежде всего детей-инвалидов) в государственных образовательных учреждениях Рязанской области позволит увеличить количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом, поддерживая тем самым активный образ жизни.
Для повышения качества оказания социальных услуг и проведения реабилитационных мероприятий необходимо осуществить мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений (отделений), оказывающих такие услуги, приобретению современного реабилитационного оборудования, повышению квалификации специалистов, осуществляющих реабилитационные мероприятия.
В целях повышения эффективности реабилитационных мероприятий необходимо продолжать внедрение в практику работы реабилитационных учреждений (отделений) инновационных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов, в том числе методик ранней помощи, программ патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из серьезных проблем инвалидов и, прежде всего, детей-инвалидов, является нарушение их связей с миром, ограничение мобильности, бедности социальных контактов, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами. Необходимо создавать возможности для самовыражения детей-инвалидов путем их участия в различных сферах жизни, создающих им личное удовлетворение и приносящих пользу семье и обществу.
Решение данного вопроса возможно путем организации и проведения общественно-просветительских кампаний, совместных фестивалей, праздников, иных культурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Целесообразность решения проблемы обеспечения доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья программным методом определяется:
- масштабностью, большой социально-экономической значимостью проблемы;
- инновационным характером проблемы;
- комплексностью проблемы;
- межведомственным характером проблемы.
При отсутствии программно-целевого метода будет утрачено межведомственное взаимодействие органов государственной власти Рязанской области и негосударственных организаций.
Отказ от использования программно-целевого метода не позволит обеспечить комплексное решение проблем инвалидов, создать условия для эффективной социальной реабилитации и адаптации, развивать современные подходы в этой сфере, обеспечивать рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов по приоритетным направлениям оказания социальной поддержки лицам с ограниченными возможностями здоровья. Показатели инвалидности и инвалидов останутся на прежнем уровне и не позволят реализовывать эффективную социальную политику в отношении данной категории населения.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов создания доступной (безбарьерной) среды жизнедеятельности, повышения качества и уровня жизни инвалидов могут стать:
- отсутствие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов;
- увеличение социально-психологической напряженности в обществе;
- снижение количества инвалидов, вовлеченных в жизнь общества;
- увеличение социально-экономической нагрузки на рабочее население;
- увеличение расходов областного бюджета в части расширения сети и содержания стационарных учреждений, оказывающих социальные услуги инвалидам.
Программный подход позволит сделать серьезный шаг на пути преодоления межведомственных барьеров при решении вопросов, касающихся инвалидов и других маломобильных групп населения Рязанской области.
Реализация программных мероприятий принесет значительный социально-экономический эффект, уменьшая или снимая ограничения жизнедеятельности, повышая жизненную активность инвалидов.
Программа позволит осуществить наиболее полное, преемственное, финансово гарантированное проведение мероприятий по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Рязанской области, развития системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов на территории Рязанской области.
В рамках текущего финансирования планируется осуществить следующие мероприятия:
2. Цель и задачи реализации Программы
Целью Программы является формирование равной доступности среды для всех жителей Рязанской области в приоритетных сферах жизнедеятельности, позитивного отношения к проблемам инвалидов.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- формирование и повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Рязанской области;
- повышение доступности и качества реабилитационных мероприятий, реализуемых на территории Рязанской области;
- информационно-методическое сопровождение деятельности, направленной на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов в Рязанской области;
- проведение социокультурных мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения общества к проблемам инвалидам.
3. Механизм реализации Программы
Главными распорядителями бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, являются центральные исполнительные органы государственной власти Рязанской области: министерство социальной защиты населения Рязанской области, министерство здравоохранения Рязанской области, министерство образования Рязанской области, комитет по физической культуре и спорту Рязанской области.
Главные распорядители обеспечивают результативность, адресность, целевой характер использования бюджетных средств и контроль за соблюдением получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется заказчиком.
Средства в рамках Программы предусмотрены на предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Рязанской области.
Предоставление субсидий областным государственным бюджетным учреждениям на реализацию мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от 07.03.2012 N 38 "Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета государственным бюджетным учреждениям Рязанской области и государственным автономным учреждениям Рязанской области субсидий на иные цели".
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств областного бюджета.
Финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами исполнителями Программы осуществляется главными распорядителями и распорядителем бюджетных средств, контрольными и финансовыми органами Рязанской области.
Текущее управление за реализацией Программы осуществляется заказчиком Программы.
4. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2013 - 2015 годы.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Общий объем расходов на реализацию программных мероприятий составляет 155440,0 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 25121,0 тыс. рублей,
в 2014 году - 71524,0 тыс. рублей,
в 2015 году - 58795,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер, соответствующий минимальному уровню обеспечения финансирования Программы, и подлежат уточнению при принятии закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также при внесении в него изменений в течение финансового года.
6. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы приведена в приложении к настоящей Программе.
7. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 08 октября 2008 г. N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" министерство социальной защиты населения Рязанской области направляет в министерство экономического развития и торговли Рязанской области ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным периодом, информацию об итогах реализации Программы за отчетный период.
8. Целевые индикаторы эффективности исполнения Программы
N |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Базовый показатель 2011 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности маломобильных групп населения Рязанской области | ||||||
1 |
Процентный показатель инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов |
% |
10 |
15 |
20 |
25 |
2 |
Процентный показатель доступных для маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов |
% |
6 |
7 |
10 |
13,5 |
2. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) на территории Рязанской области | ||||||
3 |
Процентный показатель инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые/дети) |
% |
6,4 |
8 |
9,5 |
11,5 |
4 |
Процентный показатель лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории |
% |
1 |
3 |
5 |
7 |
3. Информационно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов Рязанской области | ||||||
5 |
Процентный показатель специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Рязанской области |
% |
30 |
40 |
50 |
60 |
4. Устранение социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов | ||||||
6 |
Процентный показатель инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Рязанской области |
% |
15 |
20 |
25 |
30 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.