Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Характеристика проблемы преступности и правонарушений
несовершеннолетних, решение которой осуществляется
путем реализации Программы
В последние годы проблемы беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних приобрели особую остроту и актуальность.
Многосторонний и объемный характер деятельности по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, привлечение к этой работе различных государственных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты, прокуратуры, внутренних дел и др.) и общественных организаций настоятельно ставит задачу их взаимодействия и координации усилий в этой работе.
В настоящее время на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций муниципальных образований Рязанской области (далее - комиссии по делам несовершеннолетних) состоят 1033 несовершеннолетних, в том числе:
- учащихся общеобразовательных учреждений - 932;
- работающих подростков - 34;
- не работающих, не учащихся - 67.
Из них:
- осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы - 41;
- употребляющих спиртные напитки - 200;
- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества -14.
За 2009 год на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних рассмотрено 971 дело в отношении несовершеннолетних, в том числе административных протоколов - 609.
Рассмотрено комиссиями по делам несовершеннолетних 1535 дел на родителей (законных представителей) несовершеннолетних, в том числе о неисполнении обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетнего (в соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) - 787, а также непринятие родителями мер по недопущению нахождения детей в местах, где их нахождение запрещено или ограничено (в соответствии со статьей 3.12 Закона Рязанской области от 04 декабря 2008 года N 182-ОЗ "Об административных правонарушениях") - 493.
Принимаемые меры способствовали сокращению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними за 2009 год, на 31,5% (с 607 до 416), удельного веса подростковой преступности с 5,4% до 4,6%.
Необходимо отметить снижение социальной опасности совершаемых подростками уголовно-наказуемых деяний. Так, количество тяжких преступлений со стороны несовершеннолетних сократилось на 42,9% (с 70 до 40), средней тяжести - на 27,6% (со 127 до 92).
На 32,8% уменьшилось количество краж, совершенных несовершеннолетними (со 137 до 92).
На 61,1% уменьшилось количество преступлений, совершенных в группах (со 108 до 82).
На 50,0% уменьшилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (с 42 до 21).
На 15,8% уменьшилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, которые ранее уже совершали преступления (с 38 до 32).
На 19,0% (с 21 до 17) уменьшилось количество рассмотренных дел по ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На 36,4% уменьшилось количество преступлений, совершенных подростками в возрасте 14-15 лет (с 55 до 35).
На 14,1% уменьшилось количество несовершеннолетних, совершивших групповые преступления (с 99 до 85).
На 7,0% уменьшилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления, которые ранее были осуждены (с 43 до 40).
Необходимо отметить, что увеличилось количество особо тяжких преступлений (с 8 до 12).
Увеличилось количество рассмотренных дел по ст. 157 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации (с 91 до 127).
Увеличилось количество преступлений, связанных с наркотиками (с 4 до 11).
В целях дальнейшего сокращения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, недопущению совершения ими повторных преступлений необходимо разработать программный комплекс, который позволит:
создать условия для психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков;
совершенствовать нормативно-правовую базу в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
совершенствовать подготовку и квалификацию работников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
оказывать государственную поддержку в создании и укреплении материально-технической базы учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
оказывать несовершеннолетним услуги по профессиональной ориентации и социальной адаптации на рынке труда;
обеспечить постоянный патронаж проблемных и кризисных семей;
организовать работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Следует отметить, что несовершеннолетние правонарушители более подвержены совершению повторных преступлений, чем взрослые, поэтому повторная преступность несовершеннолетних выше повторной преступности взрослых в 2,5-3 раза. Поскольку в соответствии с действующим законодательством ко многим несовершеннолетним наказание в виде лишения свободы не применяется, страх перед местами лишения свободы у них отсутствует, что в дальнейшем порождает чувство безнаказанности и ведет к повторным преступлениям.
Учреждения здравоохранения Рязанской области продолжают работу по выявлению беспризорных и безнадзорных детей, оказанию им необходимой медицинской помощи, дальнейшему устройству, реабилитации совместно с учреждениями системы образования, социальной защиты населения и др.
За 2002 - 2009 годы в отделении медицинской и социально-психологической помощи беспризорным и безнадзорным детям Государственного учреждения Рязанский областной клинический кожно-венерологический диспансер (далее - ГУ РОККВД) прошли обследование и лечение более 2 тыс. несовершеннолетних.
Администрацией ГУ РОККВД принимаются меры по оптимизации процесса оказания медицинской помощи и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для повышения эффективности квалифицированного обследования и лечения беспризорных и безнадзорных детей необходимо совершенствовать деятельность отделения медицинской и социально-психологической помощи беспризорным и безнадзорным детям ГУ РОККВД.
Для организации временного трудоустройства несовершеннолетних центрами занятости населения области постоянно отрабатывалась база данных предприятий, подающих вакансии, на предмет заключения договоров о совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет на временные работы, не требующие специальных знаний и высокой квалификации. В результате заключались договоры с различными предприятиями и организациями области.
С января 2009 г. на территории Рязанской области функционирует государственное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения "Семья" (далее - Центр "Семья"), на который в условиях экономического кризиса возлагается функция базового кризисного центра по социальной работе с семьей.
В его структуру входят отделения, которые позволяют оказывать экстренную социальную помощь семьям с детьми. С момента функционирования в Центр "Семья" обратилось более трех тысяч граждан, которым было оказано 48597 услуг.
В августе 2009 года в Центре "Семья" было открыто отделение социальной помощи несовершеннолетним, совершившим правонарушения и преступления; несовершеннолетним, отбывшим наказание за совершение преступления.
В вышеназванном отделении создан и ведется банк данных о числе несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления, в том числе повторные; несовершеннолетних, отбывших наказание за совершение преступления, проживающих на территории Рязанской области. На 1 января 2010 года в банке данных значатся сведения о 297 несовершеннолетних данной категории.
Особую значимость в разрешении кризисных ситуаций в семье в случаях семейных конфликтов и насилия приобрело создание службы "Горячая линия", деятельность которой направлена на оказание экстренной помощи семьям по телефону. За период работы службой "Горячая линия" обслужено 6578 граждан.
В настоящее время дети и семьи, информация о которых имеется в едином областном электронном и информационном банке данных, находятся под пристальным вниманием всех органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
На территории Рязанской области функционируют 7 специализированных социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, рассчитанных на 175 мест.
На 01.01.2010 количество несовершеннолетних, поступивших в учреждения социальной защиты для детей, составило более 300 человек.
С целью конструктивного разрешения кризиса семьи, повышения адаптивных способностей детей из семей "группы риска", оказания качественной, всесторонней, поэтапной помощи детям, попавшим в социально опасные условия, членам их семей для восстановления социального статуса, их социальной реабилитации продолжают осуществлять свою деятельность отделения психолого-педагогической помощи семье и детям ("Служба сопровождения семьи"), созданные в 20 комплексных центрах социального обслуживания населения и 6 социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.
Для обеспечения занятости подростков в период школьных каникул и в свободное от учебы время в целях приобретения ими профессиональных навыков, профилактики правонарушений главным управлением государственной службы занятости населения Рязанской области организованы и реализуются мероприятия по содействию трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет на временные рабочие места с материальной поддержкой за счет средств службы занятости населения. С различными предприятиями и организациями области организована временная занятость в каникулярное и свободное от учебы время 2,5 тыс. подростков в возрасте от 14 до 18 лет, проведено 16 ярмарок вакансий для молодежи. Ярмарки посетили свыше 4,7 тыс. человек.
Расходы на предоставление государственных услуг по данному направлению на начало 2010 года составили более 2,46 млн. рублей из средств федерального бюджета (субвенции).
Для снижения уровня преступности необходимо содействие в дополнительном трудоустройстве несовершеннолетних граждан.
В Рязанской области за последние годы предприняты серьезные меры по повышению уровня спортивно-оздоровительной работы, финансированию физической культуры и спорта, совершенствованию нормативной правовой базы, созданию материально-технической базы для осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, подготовке спортивного резерва.
Количество занимающихся физической культурой и спортом в Рязанской области за 4 года увеличилось с 98 тысяч до 123,5 тысяч жителей области или на 1,6%.
Однако в работе по привлечению к занятиям физической культурой и спортом детей из семей, находящихся в социально опасном положении, есть нерешенные проблемы, в том числе:
- недостаточное привлечение несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, к занятиям физической культурой и спортом;
- имеется дефицит спортивного инвентаря в образовательных учреждениях ряда районов и городов области.
Рязоблспорткомитет продолжит и далее организовывать смотр-конкурс программ и проектов программ по развитию физкультурно-массовой работы с несовершеннолетними по месту жительства. Одним из показателей смотра-конкурса является привлечение детей и подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, к занятиям физической культурой и спортом.
Необходимым условием эффективности мер профилактики является координация усилий всех заинтересованных органов и учреждений в создании единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.