Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства
Рязанской области
от 28 сентября 2012 г. N 279
Долгосрочная целевая программа
"Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2013 - 2015 годах"
18 июля 2013 г.
Постановлением Правительства Рязанской области от 18 июля 2013 г. N 204 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2013 - 2015 годах" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство природопользования и экологии Рязанской области |
Разработчик Программы |
Министерство природопользования и экологии Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"; Закон Рязанской области от 31.10.2002 N 67-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Рязанской области"; Закон Рязанской области от 10.05.2006 N 53-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области"; постановление Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" |
Исполнители Программы |
Министерство природопользования и экологии Рязанской области |
Цели и задачи |
Цели Программы: - улучшение экологической обстановки в Рязанской области; - улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения; - функционирование и развитие территориальной системы государственного экологического мониторинга; - развитие экологического воспитания и образования населения; - сохранение биоразнообразия и поддержка особо охраняемых природных территорий областного значения. Задачами Программы являются: - повышение эффективности государственного экологического надзора; - установление, оценка и ликвидация накопленного экологического ущерба; - расширение сети территориальной системы государственного экологического мониторинга; - развитие системы экологического воспитания и образования населения; - организация и проведение комплексного обследования состояния экосистем и биоразнообразия на территории особо охраняемых природных территорий областного значения; - организация мер охраны и обустройство объектов рекреационного использования на территориях особо охраняемых природных территорий областного значения; - организация рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов |
Целевые индикаторы (показатели) |
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются: - увеличение количества точек отбора проб на территории Рязанской области; - увеличение площади территорий, освобожденных от воздействия загрязняющих веществ; - увеличение обеспеченности Рязанской области стационарными постами наблюдения за качеством атмосферного воздуха; - увеличение количества организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании населения; - увеличение доли обследуемых территорий в целях придания им статуса особо охраняемых природных территорий; - увеличение количества информационных знаков о режиме и границах особо охраняемых природных территорий; - освоение лимитов, квот добычи охотничьих ресурсов |
Сроки и этапы реализации |
2013 - 2015 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень подпрограмм |
Программа состоит из 4 подпрограмм: - подпрограмма 1 "Улучшение качества окружающей природной среды"; - подпрограмма 2 "Функционирование территориальной системы государственного экологического мониторинга"; - подпрограмма 3 "Экологическое воспитание и образование населения"; - подпрограмма 4 "Обследование и развитие экосистем" |
Объемы и источники финансирования |
Финансирование Программы осуществляется за счет областного бюджета. Объем финансирования составляет 58300,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 18480,0 тыс. руб.; 2014 год - 19420,0 тыс. руб.; 2015 год - 20400,0 тыс. руб. В том числе: по подпрограмме 1 "Улучшение качества окружающей природной среды# - 17440,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 4000,0 тыс. руб.; 2014 год - 6720,0 тыс. руб.; 2015 год - 6720,0 тыс. руб.; по подпрограмме 2 "Функционирование территориальной системы государственного экологического мониторинга" - 19907,5 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 6907,5 тыс. руб.; 2014 год - 6300,0 тыс. руб.; 2015 год - 6700,0 тыс. руб.; по подпрограмме 3 "Экологическое воспитание и образование населения" - 3190,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 1090,0 тыс. руб.; 2014 год - 1000,0 тыс. руб.; 2015 год - 1100,0 тыс. руб.; по подпрограмме 4 "Обследование и развитие экосистем" - 17762,5 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 6482,5 тыс. руб.; 2014 год - 5400,0 тыс. руб.; 2015 год - 5880,0 тыс. руб. Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению при утверждении областного бюджета на очередной финансовый год, а также при внесении в него изменений в течение финансового года |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы позволит в 2013 - 2015 годах: - увеличить количество точек отбора проб на территории Рязанской области до 33 штук; - увеличить площадь территорий, освобожденных от воздействия загрязняющих веществ, на 0,078 кв. км; - увеличить обеспеченность Рязанской области стационарными постами наблюдения за качеством атмосферного воздуха до 60% от оптимального количества; - увеличить количество организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании населения, до 7 штук; - увеличить долю обследуемых территорий Рязанской области в целях придания им статуса особо охраняемых природных территорий до 100% от общей площади проектируемых особо охраняемых природных территорий; - увеличить обеспеченность особо охраняемых природных территорий информационными знаками о режиме и границах до 100%; - осваивать выделенные лимиты, квоты добычи охотничьих ресурсов на 90% |
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы
Экологическая обстановка, сложившаяся на территории Рязанской области, в первую очередь, определяется характером и масштабами воздействия объектов промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую среду.
Рязанская область относится к промышленно развитым регионам Российской Федерации, где функционируют предприятия химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, радиоэлектронной и энергетической промышленности. Многие десятилетия Рязанская область развивалась как индустриальный регион с мощным комплексом оборонных предприятий, строившихся, как правило, без учета требований экологической безопасности населения.
Рост промышленного производства, отсутствие экономических стимулов для внедрения экологически чистых производств, ресурсоемкое производство приводят к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Основными экологическими проблемами на территории Рязанской области являются:
- возрастающее негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду;
- недостаточный уровень обеспечения достоверной информацией о состоянии компонентов окружающей среды, а также отсутствие базы данных для установления региональных нормативов качества окружающей среды;
- сокращение видового состава флоры и фауны;
- отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий.
В связи с ростом промышленного производства наблюдается усиление негативного техногенного воздействия на окружающую среду, в результате чего увеличивается количество образующихся и направляемых на размещение отходов производства и потребления, сопровождающееся накоплением загрязняющих веществ, преимущественно в почвах (землях).
Накопление загрязняющих веществ осуществлялось десятилетиями и в настоящее время достигло таких высоких концентраций и осуществляется в таких формах, что сами природные объекты (загрязненные земли) становятся источником загрязнения.
Процессы интенсивной индустриализации оставили после себя наследие в виде серьезного экологического ущерба и угроз для здоровья населения.
Комплексной оценки экологического ущерба, накопленного в Рязанской области в результате прошлой хозяйственной деятельности предприятий, до настоящего времени не проводилось, а имеющиеся данные носят фрагментарный характер.
Решение проблемы накопленного экологического ущерба путем создания организационных, правовых, экономических и технологических механизмов является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Рязанской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Необходим системный подход, предполагающий реализацию комплекса мер, направленных на ликвидацию накопленного экологического ущерба.
Системность в данном вопросе предусматривает обязательную идентификацию проблемы и оценку ее масштабов, формирование инструментов регулирования, реализацию практических мероприятий, мониторинг результатов их выполнения, анализ и совершенствование регулирования. В этой связи основные направления мероприятий плана по ликвидации накопленного экологического ущерба:
- комплексная оценка экологического ущерба (для ее проведения необходимо оценить масштаб негативного воздействия, нанесенного в течение определенного времени в результате антропогенного воздействия всем компонентам природной среды, определить критерии отнесения тех или иных территорий к загрязненным, ранжировать данные территории по установленным критериям, определить наиболее пострадавшие участки, провести экономический анализ затрат, необходимых на их восстановление);
- проведение мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба в Рязанской области на наиболее загрязненных участках и территориях.
Мониторинг биологического разнообразия, состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира проводится по отдельным заданиям и не носит планового характера.
Отсутствие исчерпывающей информации о состоянии компонентов природной среды из-за слабо развитой сети наблюдений территориальной системы экологического мониторинга приводит к невозможности принятия экологически обоснованных управленческих решений по разработке мероприятий и программ, снижающих негативное влияние на человека и на объекты окружающей среды, и определения степени пригодности последних для различных видов пользования.
Постоянный рост антропогенного воздействия на окружающую среду приводит к нарушению биологического равновесия и, как следствие, к сокращению видового состава флоры и фауны.
Наиболее эффективной формой сохранения природного биоразнообразия, обеспечения благоприятной экологической обстановки на территории Рязанской области является дальнейшее формирование системы особо охраняемых природных территорий областного значения. Примечательно, что около 92% видов редких растений, внесенных в Красную книгу Рязанской области, произрастают и сохраняются на территории особо охраняемых природных территорий областного значения.
Вместе с тем, имеющие статус особо охраняемых природных территорий отдельные природные объекты без выведения их территорий из хозяйственного оборота не оказывают существенного влияния на сохранение биоразнообразия, не удовлетворяют спрос населения на объекты природно-заповедного фонда как туристический ресурс.
Отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий приводит к разрушению экосистем, утрате особой природоохранной ценности уникальных природных объектов.
В целях обеспечения рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Рязанской области необходима организация территориального охотоустройства.
Учитывая затратность большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, возникает необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, также необходимо решать обозначенные выше проблемы с использованием программно-целевого метода.
Без использования программно-целевого метода реализации мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в регионе, разрешение проблемных ситуаций будет невозможно, в результате чего произойдет:
- усиление потенциальной опасности загрязнения почвенного покрова, близлежащих водных объектов, подземных водоносных горизонтов токсичными веществами, накопленными в результате прошлой хозяйственной деятельности;
- возрастание техногенной нагрузки на окружающую среду за счет увеличения объемов и видов отходов, размещаемых в природной среде, и, как следствие, увеличение количества несанкционированных свалок ТБО, захламление и засорение земель;
- снижение степени информированности о состоянии окружающей природной среды, отсутствие учета данных мониторинга окружающей среды и экологических требований при выдаче разрешительной градостроительной документации, документов на природопользование;
- дальнейшее сокращение биоразнообразия, разрушение биологических систем и комплексов;
- снижение эффективности управления особо охраняемыми природными территориями и инвестиционной привлекательности данных территорий.
Положительный опыт реализации областных целевых программ "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах", "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2010 - 2012 годах" и анализ результатов их выполнения свидетельствуют о целесообразности продолжения решения данных проблем программно-целевым методом.
В условиях неудовлетворительного состояния бюджетов муниципальных уровней Рязанской области и отсутствия специальной программы экологической направленности на федеральном уровне средства областного бюджета являются основным (практически единственным) источником финансового обеспечения экологических программ и природоохранных мероприятий.
Применение программно-целевого метода позволит создать условия для максимально эффективного использования бюджетных средств.
Реализация Программы будет способствовать улучшению экологической обстановки в Рязанской области и обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
2. Цели и задачи реализации Программы
Целями Программы являются:
- улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;
- функционирование и развитие территориальной системы государственного экологического мониторинга;
- развитие экологического воспитания и образования населения;
- сохранение биоразнообразия и поддержка особо охраняемых природных территорий областного значения.
Задачами Программы являются:
- повышение эффективности государственного экологического надзора;
- установление, оценка и ликвидация накопленного экологического ущерба;
- расширение сети территориальной системы государственного экологического мониторинга;
- развитие системы экологического воспитания и образования населения;
- организация и проведение комплексного обследования состояния экосистем и биоразнообразия на территории особо охраняемых природных территорий областного значения;
- организация мер охраны и обустройство объектов рекреационного использования на территориях особо охраняемых природных территорий областного значения;
- организация рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2013 - 2015 годы. Программа реализуется в один этап.
Постановлением Правительства Рязанской области от 18 июля 2013 г. N 204 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсным обеспечением Программы являются средства областного бюджета, ежегодно уточняемые при подготовке проекта закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При предоставлении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Рязанской области в форме межбюджетных трансфертов предполагается участие бюджетов муниципальных образований Рязанской области.
Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, будут уточняться ежегодно в соответствии с реальными возможностями бюджетов всех уровней, на основе мониторинга выполнения программных мероприятий, оценки их эффективности.
Вопрос дополнительного финансирования мероприятий Программы из средств федерального бюджета рассматривается в установленном порядке на федеральном уровне при принятии соответствующих федеральных целевых программ.
Общий объем средств на реализацию мероприятий Программы составляет 58300,0 тыс. рублей за счет областного бюджета, в том числе по годам:
2013 год - 18480,0 тыс. руб., в том числе по подпрограммам:
подпрограмма 1 "Улучшение качества окружающей природной среды" - 4000,0 тыс. руб.;
подпрограмма 2 "Функционирование территориальной системы государственного экологического мониторинга" - 6907,5 тыс. руб.;
подпрограмма 3 "Экологическое воспитание и образование населения" - 1090,0 тыс. руб.;
подпрограмма 4 "Обследование и развитие экосистем" - 6482,5 тыс. руб.;
2014 год - 19420,0 тыс. руб., в том числе по подпрограммам:
подпрограмма 1 "Улучшение качества окружающей природной среды" - 6720,0 тыс. руб.;
подпрограмма 2 "Функционирование территориальной системы государственного экологического мониторинга" - 6300,0 тыс. руб.;
подпрограмма 3 "Экологическое воспитание и образование населения" - 1000,0 тыс. руб.;
подпрограмма 4 "Обследование и развитие экосистем" - 5400,0 тыс. руб.;
2015 год - 20400,0 тыс. руб., в том числе по подпрограммам:
подпрограмма 1 "Улучшение качества окружающей природной среды" - 6720,0 тыс. руб.;
подпрограмма 2 "Функционирование территориальной системы государственного экологического мониторинга" - 6700,0 тыс. руб.;
подпрограмма 3 "Экологическое воспитание и образование населения" - 1100,0 тыс. руб.;
подпрограмма 4 "Обследование и развитие экосистем" - 5880,0 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению при утверждении областного бюджета на очередной финансовый год, а также при внесении в него изменений в течение финансового года.
5. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
Заказчик Программы в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" направляет ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным периодом, информацию об итогах реализации Программы за отчетный период в министерство экономического развития и торговли Рязанской области.
6. Ожидаемый конечный результат реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация природоохранных мероприятий не дает прямого экономического эффекта. Конечными результатами и показателями социально-экономической эффективности реализации Программы являются:
- увеличение количества точек отбора проб на территории Рязанской области до 33 штук;
- увеличение площади территорий, освобожденных от воздействия загрязняющих веществ, на 0,078 кв. км;
- увеличение обеспеченности Рязанской области стационарными постами наблюдения за качеством атмосферного воздуха на 60% от оптимального количества;
- увеличение количества организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании населения, до 7 штук;
- увеличение доли обследуемых территорий Рязанской области в целях придания им статуса особо охраняемых природных территорий на 100% от общей площади (постановление Правительства Рязанской области от 28.10.2009 N 301 "Об утверждении Схемы территориального планирования Рязанской области");
- увеличение обеспеченности особо охраняемых природных территорий информационными знаками о режиме и границах до 100%;
- освоение лимитов, квот добычи охотничьих ресурсов на 90%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.