Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Рязанской области
от 9 октября 2013 г. N 306
Государственная программа
Рязанской области "Улучшение экологической обстановки в 2014 - 2016 годах"
Паспорт
государственной программы Рязанской области
Наименование Программы |
Государственная программа Рязанской области "Улучшение экологической обстановки в 2014 - 2016 годах" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство природопользования и экологии Рязанской области |
Разработчик Программы |
Министерство природопользования и экологии Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 N 2423-р "Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года"; Закон Рязанской области от 31.10.2002 N 67-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Рязанской области"; Закон Рязанской области от 10.05.2006 N 53-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области"; постановление Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189 "О государственных программах Рязанской области"; постановление Правительства Рязанской области от 09.07.2009 N 184 "О Красной книге Рязанской области" |
Исполнители Программы |
Министерство природопользования и экологии Рязанской области |
Цель и задачи |
Цель Программы - улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения. Задачами Программы являются: - повышение эффективности государственного экологического надзора и государственного экологического мониторинга; - ведение Красной книги Рязанской области; - ликвидация экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью; - развитие системы экологического воспитания и образования населения; - организация и проведение комплексного экологического обследования территорий; - осуществление государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения; - организация рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов |
Целевые индикаторы |
Целевыми индикаторами Программы являются: - количество точек отбора проб на территории Рязанской области; - уровень обеспеченности Рязанской области стационарными постами наблюдения за качеством атмосферного воздуха; - уровень обеспечения бесперебойного функционирования территориальной системы государственного экологического мониторинга; - количество проведенных мониторингов биологического разнообразия для ведения базы данных редких видов животных и растений Рязанской области; - доля площади территорий, освобожденных от воздействия загрязняющих веществ; - количество экологических акций, проводимых в рамках Дней защиты от экологической опасности; - количество организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании населения; - информированность населения о состоянии окружающей среды; - доля обследуемых территорий в целях придания им статуса особо охраняемых природных территорий; - уровень обеспеченности информационными знаками о режиме и границах особо охраняемых природных территорий; - освоение лимитов, квот добычи охотничьих ресурсов |
Сроки и этапы реализации |
2014 - 2016 годы. Программа реализуется в один этап |
Объемы и источники финансирования |
Финансирование Программы за счет областного бюджета составляет 55140,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 18420,0 тыс. руб.; 2015 год - 18300,0 тыс. руб.; 2016 год - 18420,0 тыс. руб. Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы позволит к концу 2016 года достичь следующих результатов: - увеличение количества точек отбора проб на территории Рязанской области с 27 до 35 штук; - увеличение обеспеченности Рязанской области стационарными постами наблюдения за качеством атмосферного воздуха с 40% до 66,7% от оптимального количества; - поддержание бесперебойного функционирования территориальной системы государственного экологического мониторинга; - ежегодное проведение не менее одного мониторинга биологического разнообразия для ведения базы данных редких видов животных и растений Рязанской области; - увеличение площади территорий, освобожденных от воздействия загрязняющих веществ, на 0,078 кв. км; - ежегодное проведение в рамках Дней защиты от экологической опасности не менее пяти экологических акций; - увеличение количества организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании населения, с 5 до 10 единиц; - информирование не менее 70% населения о состоянии окружающей среды; - увеличение доли обследуемых территорий Рязанской области в целях придания им статуса особо охраняемых природных территорий с 0% до 100% от общей площади проектируемых особо охраняемых природных территорий; - увеличение обеспеченности особо охраняемых природных территорий информационными знаками о режиме и границах с 32% до 100%; - освоение выделенных лимитов, квот добычи охотничьих ресурсов с 80% до 90%. Благодаря реализации программных мероприятий планируется достижение социально-экономического эффекта, выраженного в улучшении экологической обстановки в Рязанской области и обеспечении эффективного воспроизводства природных ресурсов |
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы
Экологическая обстановка, сложившаяся на территории Рязанской области, в первую очередь, определяется характером и масштабами воздействия объектов промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую среду.
Рязанская область относится к промышленно развитым регионам Российской Федерации, где функционируют предприятия химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, радиоэлектронной и энергетической промышленности. Многие десятилетия Рязанская область развивалась как индустриальный регион с мощным комплексом оборонных предприятий, строившихся, как правило, без учета требований экологической безопасности населения.
Рост промышленного производства, отсутствие экономических стимулов для внедрения экологически чистых производств, ресурсоемкое производство приводят к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Основными экологическими проблемами на территории Рязанской области являются:
- возрастающее негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду;
- недостаточный уровень обеспечения достоверной информацией о состоянии компонентов окружающей среды, а также отсутствие базы данных для установления региональных нормативов качества окружающей среды;
- сокращение видового состава флоры и фауны;
- отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий.
В связи с ростом промышленного производства наблюдается усиление негативного техногенного воздействия на окружающую среду, в результате чего увеличивается количество образующихся и направляемых на размещение отходов производства и потребления, сопровождающееся накоплением загрязняющих веществ, преимущественно в почвах (землях).
Процессы интенсивной индустриализации оставили после себя наследие в виде серьезного экологического ущерба и угроз для здоровья населения.
Комплексной оценки экологического ущерба, накопленного в Рязанской области в результате прошлой хозяйственной деятельности предприятий, до настоящего времени не проводилось, а имеющиеся данные носят фрагментарный характер.
Решение проблемы накопленного экологического ущерба путем создания организационных, правовых, экономических и технологических механизмов является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Рязанской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Необходим системный подход, предполагающий реализацию комплекса мер, направленных на ликвидацию накопленного экологического ущерба.
Системность в данном вопросе предусматривает обязательную идентификацию проблемы и оценку ее масштабов, формирование инструментов регулирования, реализацию практических мероприятий, мониторинг результатов их выполнения, анализ и совершенствование регулирования. В этой связи основными направлениями мероприятий плана по ликвидации накопленного экологического ущерба являются:
- комплексная оценка экологического ущерба (для ее проведения необходимо оценить масштаб негативного воздействия, нанесенного в течение определенного времени в результате антропогенного воздействия всем компонентам природной среды, определить критерии отнесения тех или иных территорий к загрязненным, ранжировать данные территории по установленным критериям, определить наиболее пострадавшие участки, провести экономический анализ затрат, необходимых на их восстановление);
- проведение мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба в Рязанской области на наиболее загрязненных участках и территориях.
Решение проблем накопленного экологического ущерба может осуществляться через механизм выделения субсидий муниципальным образованиям Рязанской области для разработки и реализации проектов ликвидации объектов накопленного экологического ущерба и реабилитации загрязненных территорий, находящихся на территории муниципальных образований.
Мониторинг биологического разнообразия, состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира проводится по отдельным заданиям. Отсутствие исчерпывающей информации о состоянии компонентов природной среды из-за слабо развитой сети наблюдений территориальной системы экологического мониторинга приводит к невозможности принятия экологически обоснованных управленческих решений по разработке мероприятий и программ, снижающих негативное влияние на человека и на объекты окружающей среды, и определения степени пригодности последних для различных видов пользования.
Постоянный рост антропогенного воздействия на окружающую среду приводит к нарушению биологического равновесия и, как следствие, к сокращению видового состава флоры и фауны.
Решение указанной проблемы осуществляется путем проведения ежегодного мониторинга биологического разнообразия для ведения базы данных редких видов животных и растений Рязанской области.
Одним из важнейших факторов, определяющих экологическую ситуацию в регионе, является состояние атмосферного воздуха, степень его загрязнения.
По данным государственной статистической отчетности в 2012 году в атмосферный воздух от стационарных источников выброшено 123,543 тыс. тонн загрязняющих веществ (101,7% к 2011 г.).
Наибольший объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по-прежнему осуществлялся крупными промышленными предприятиями теплоэнергетики, газового и нефтеперерабатывающего комплексов, промышленности строительных материалов.
Для получения информации о состоянии атмосферного воздуха и решения проблем выбросов в г. Рязани и Рязанской области необходимо дальнейшее расширение территориальной системы государственного мониторинга атмосферного воздуха.
В Рязанской области уделяется большое внимание экологическому образованию и воспитанию населения. Совершенствование системы экологического воспитания и образования населения, привлечение общественности к решению экологических проблем достигается повышением охвата жителей Рязанской области экологическим образованием, созданием условий для широкого участия негосударственных экологических организаций и общественности в решении экологических проблем региона.
Для решения задач экологического воспитания и образования в Рязанской области ежегодно проводится не менее 5 экологических акций в рамках Дней защиты от экологической опасности, реализуются областные экологические мероприятия с учащимися, в которых задействованы более 200 образовательных учреждений. Ежегодно издается доклад об экологической ситуации в Рязанской области, повышающий информированность жителей региона о состоянии окружающей среды.
Наиболее эффективной формой сохранения природного биоразнообразия, обеспечения благоприятной экологической обстановки на территории Рязанской области является дальнейшее формирование системы особо охраняемых природных территорий областного значения. Примечательно, что около 92% видов редких растений, внесенных в Красную книгу Рязанской области, произрастают и сохраняются на территории особо охраняемых природных территорий областного значения.
Вместе с тем, имеющие статус особо охраняемых природных территорий отдельные природные объекты без выведения их территорий из хозяйственного оборота не оказывают существенного влияния на сохранение биоразнообразия, не удовлетворяют спрос населения на объекты природно-заповедного фонда как туристический ресурс.
Отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий приводит к разрушению экосистем, утрате особой природоохранной ценности уникальных природных объектов.
С целью решения проблем разрушения экосистем в Рязанской области необходимо регулярно проводить мероприятия, направленные на развитие особо охраняемых природных территорий областного значения, а также мероприятия по поддержанию установленного режима охраны природных комплексов и объектов рекреационного использования.
В целях обеспечения рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Рязанской области необходима организация территориального охотоустройства. Реализация данной цели достигается путем составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий.
Учитывая затратность большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, возникает необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, также необходимо решать обозначенные выше проблемы с использованием программно-целевого метода.
Без использования программного метода реализации мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в регионе, разрешение проблемных ситуаций будет невозможно, в результате чего произойдет:
- усиление потенциальной опасности загрязнения почвенного покрова, близлежащих водных объектов, подземных водоносных горизонтов токсичными веществами, накопленными в результате прошлой хозяйственной деятельности;
- возрастание техногенной нагрузки на окружающую среду за счет увеличения объемов и видов отходов, размещаемых в природной среде, и, как следствие, увеличение количества несанкционированных свалок ТБО, захламление и засорение земель;
- снижение степени информированности о состоянии окружающей природной среды, отсутствие учета данных мониторинга окружающей среды и экологических требований при выдаче разрешительной градостроительной документации, документов на природопользование;
- дальнейшее сокращение биоразнообразия, разрушение биологических систем и комплексов;
- снижение эффективности управления особо охраняемыми природными территориями и инвестиционной привлекательности данных территорий.
Положительный опыт реализации областной программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах", долгосрочной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2010 - 2012 годах" и анализ результатов их выполнения свидетельствуют о целесообразности продолжения решения проблем программным методом.
В условиях неудовлетворительного состояния бюджетов муниципальных уровней Рязанской области и отсутствия специальной программы экологической направленности на федеральном уровне средства областного бюджета являются основным источником финансового обеспечения экологических программ и природоохранных мероприятий.
Реализация Программы будет способствовать улучшению экологической обстановки в Рязанской области и обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
2. Цель и задачи реализации Программы
Целью Программы является улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения.
Задачами Программы являются:
- повышение эффективности государственного экологического надзора и государственного экологического мониторинга;
- ведение Красной книги Рязанской области;
- ликвидация экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;
- развитие системы экологического воспитания и образования населения;
- организация и проведение комплексного экологического обследования территорий;
- осуществление государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения;
- организация рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов.
3. Механизм реализации Программы
Главным распорядителем и получателем бюджетных средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы, является министерство природопользования и экологии Рязанской области (далее - Заказчик Программы).
Программа реализуется в виде комплекса мероприятий, взаимосвязанных между собой и направленных на решение поставленных задач.
Исполнитель Программы выполняет следующие функции:
- проводит размещение государственного заказа по реализации мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- разрабатывает и утверждает положения по проведению мероприятий Программы, связанных с проведением Дней защиты от экологической опасности и областных экологических мероприятий с учащимися;
- разрабатывает и утверждает порядок подготовки Доклада об экологической ситуации в Рязанской области;
- иные функции по реализации Программы в пределах своих полномочий в течение всего срока подготовки и проведения мероприятий.
Субсидии муниципальным образованиям Рязанской области на организацию мероприятий по охране окружающей среды предоставляются при условии софинансирования из местного бюджета в размере не менее 10% стоимости мероприятия (этапа мероприятия).
Критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидий на организацию мероприятий по охране окружающей среды являются:
- наличие на территории муниципального образования объекта накопленного экологического ущерба, внесенного в реестр объектов накопленного экологического ущерба Росприроднадзора (далее - Реестр):
- в первую очередь субсидии предоставляются на мероприятия в отношении объектов, имеющих более высокий ранг;
- во вторую очередь - на мероприятия в отношении объектов, имеющих одинаковый ранг, исходя из уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет средств местного бюджета в порядке убывания от большего к меньшему;
- в третью очередь - на мероприятия в отношении объектов, имеющих одинаковые ранги и уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования, исходя из доли расходов местного бюджета на реализацию муниципальных программ в области охраны окружающей среды в общем объеме расходов местного бюджета в порядке убывания от большей к меньшей.
Отбор муниципальных образований для предоставления субсидий на реализацию мероприятий Программы проводится министерством природопользования и экологии Рязанской области в установленном им порядке.
При предоставлении субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий Программы применяется следующая методика расчета межбюджетных субсидий: общий объем субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям из областного бюджета, равен сумме субсидий местным бюджетам отдельных муниципальных образований.
Условием расходования субсидий является расходование муниципальным образованием Рязанской области средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, после выполнения обязательств по софинансированию в отношении указанных в муниципальной программе мероприятий.
Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований на финансирование мероприятий Программы в разрезе муниципальных образований утверждается постановлением Правительства Рязанской области, которое принимается по результатам отбора муниципальных образований.
С целью своевременной координации действий исполнителя Программы и обеспечения реализации Программы Заказчиком Программы министерство экономического развития и торговли Рязанской области осуществляет контроль за исполнением Программы.
Финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами исполнителями Программы осуществляется главным распорядителем и распорядителями бюджетных средств, контрольными и финансовыми органами Рязанской области.
Текущее управление за реализацией Программы осуществляется Заказчиком программы. Заказчик Программы несет ответственность за ее реализацию, достижение конечного результата и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение Программы.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2014 - 2016 годы. Программа реализуется в один этап.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы за счет областного бюджета составляет 55140,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 18420,0 тыс. руб.;
2015 год - 18300,0 тыс. руб.;
2016 год - 18420,0 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер.
6. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий приведена в приложении к настоящей Программе.
7. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
Заказчик Программы направляет в министерство экономического развития и торговли Рязанской области информацию об итогах и эффективности реализации Программы в соответствии с пунктами 5.2 и 5.4 приложения к постановлению Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189 "О государственных программах Рязанской области".
8. Целевые индикаторы эффективности исполнения Программы
Оценка эффективности и результативности реализации мероприятий Программы определяется следующими целевыми индикаторами:
N |
Индикаторы |
Единица измерения |
Значение показателя |
|||
Базовый 2012 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Количество точек отбора проб на территории Рязанской области |
шт. |
27 |
31 |
33 |
35 |
2. |
Уровень обеспеченности Рязанской области стационарными постами наблюдения за качеством атмосферного воздуха |
% от оптимального количества |
40 |
53,3 |
60,0 |
66,7 |
3. |
Уровень обеспечения бесперебойного функционирования территориальной системы государственного экологического мониторинга |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
4. |
Количество проведенных мониторингов биологического разнообразия для ведения базы данных редких видов животных и растений Рязанской области |
шт. |
1 |
не менее одного в год |
не менее одного в год |
не менее одного в год |
5. |
Доля площади территорий, освобожденных от воздействия загрязняющих веществ |
в % от 0,078 кв. км |
0 |
33 |
33 |
34 |
6. |
Количество экологических акций, проводимых в рамках Дней защиты от экологической опасности |
шт. |
5 |
не менее пяти в год |
не менее пяти в год |
не менее пяти в год |
7. |
Количество организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании населения |
шт. |
5 |
8 |
9 |
10 |
8. |
Информированность населения о состоянии окружающей среды |
% |
70% |
не менее 70% |
не менее 70% |
не менее 70% |
9. |
Доля обследуемых территорий в целях придания им статуса особо охраняемых природных территорий |
% от общей площади проектируемых особо охраняемых природных территорий областного значения |
0 |
78 |
90 |
100 |
10. |
Уровень обеспеченности информационными знаками о режиме и границах особо охраняемых природных территорий |
% от оптимального количества |
32 |
75 |
85 |
100 |
11. |
Освоение лимитов, квот добычи охотничьих ресурсов |
% от выделенного лимита, квоты |
80 |
85 |
86 |
90 |
9. Ожидаемый конечный результат реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация Программы позволит к концу 2016 года достичь следующих результатов:
- увеличение количества точек отбора проб на территории Рязанской области с 27 до 35 штук;
- увеличение обеспеченности Рязанской области стационарными постами наблюдения за качеством атмосферного воздуха с 40% до 66,7% от оптимального количества;
- поддержание бесперебойного функционирования территориальной системы государственного экологического мониторинга;
- ежегодное проведение не менее одного мониторинга биологического разнообразия для ведения базы данных редких видов животных и растений Рязанской области;
- увеличение площади территорий, освобожденных от воздействия загрязняющих веществ, на 0,078 кв. км;
- ежегодное проведение в рамках Дней защиты от экологической опасности не менее пяти экологических акций;
- увеличение количества организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании населения, с 5 до 10 единиц;
- информирование не менее 70% населения о состоянии окружающей среды;
- увеличение доли обследуемых территорий Рязанской области в целях придания им статуса особо охраняемых природных территорий с 0% до 100% от общей площади проектируемых особо охраняемых природных территорий;
- увеличение обеспеченности особо охраняемых природных территорий информационными знаками о режиме и границах с 32% до 100%;
- освоение выделенных лимитов, квот добычи охотничьих ресурсов с 80% до 90%.
Благодаря реализации программных мероприятий планируется достижение социально-экономического эффекта, выраженного в улучшении экологической обстановки в Рязанской области и обеспечении эффективного воспроизводства природных ресурсов.
<< Назад |
Приложение. >> Система программных мероприятий |
|
Содержание Постановление Правительства Рязанской области от 9 октября 2013 г. N 306 "Об утверждении государственной программы Рязанской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.