Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Рязанской области
от 30 октября 2013 г. N 343
Государственная программа
Рязанской области "Социальная защита и поддержка населения на 2014 - 2020 годы"
Паспорт
государственной программы Рязанской области
Наименование Программы |
Государственная программа Рязанской области "Социальная защита и поддержка населения на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство социальной защиты населения Рязанской области |
Разработчик Программы |
Министерство социальной защиты населения Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Конвенция ООН о правах инвалидов; Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"; Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р); постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 456 "О порядке финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности"; постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы"; постановление Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189 "О государственных программах Рязанской области" |
Исполнители Программы |
Министерство социальной защиты населения Рязанской области; министерство здравоохранения Рязанской области; министерство образования Рязанской области; министерство молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области; министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области; министерство печати и массовых коммуникаций Рязанской области; министерство культуры и туризма Рязанской области; министерство труда и занятости населения Рязанской области; главное управление записи актов гражданского состояния Рязанской области; главное архивное управление Рязанской области; государственные бюджетные, автономные учреждения Рязанской области |
Цели и задачи Программы |
Цели Программы: - преодоление изолированности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, и интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников; - формирование организационных, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей; - создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения; - создание условий, направленных на повышение качества социальных услуг населению. Задачи Программы: - совершенствование системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; - укрепление здоровья пожилых людей; - улучшение условий жизнедеятельности пожилых людей; - совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания пожилых людей, проживающих в сельской местности; - совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала пожилых людей; - организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей; - кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми людьми; - методическое и информационное сопровождение Программы; - формирование и повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; - повышение доступности и качества реабилитационных мероприятий для инвалидов; - информационно-методическое сопровождение и кадровое обеспечение деятельности, направленной на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов; - формирование позитивного отношения общества к проблемам инвалидности и проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов; - совершенствование организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; - улучшение качества предоставления услуг населению и совершенствование системы социальной помощи отдельным категориям граждан |
Целевые индикаторы и показатели |
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются: - количество реабилитированных детей-инвалидов; - доля детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов; - доля детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению совместно с родителями, в общей численности детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению; - количество привлеченных социально ориентированных некоммерческих организаций к решению проблем детей-инвалидов; - число граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспеченных льготным зубопротезированием и (или ремонтом зубных протезов); - доля граждан пожилого возраста, которым улучшены условия проживания, за счет обновления, укрепления и модернизации материально-технической базы, от общего количества граждан пожилого возраста в государственных бюджетных стационарных учреждениях Рязанской области; - число пожилых людей, укрепивших здоровье за счет организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий; - количество приобретенного автотранспорта для государственных бюджетных стационарных учреждений Рязанской области (далее - ГБСУ РО); - количество ГБСУ РО и государственных бюджетных учреждений Рязанской области - Комплексных центров социального обслуживания населения (далее - ГБУ РО КЦСОН), оснащенных медицинским и технологическим оборудованием, мебелью; - число пожилых людей, получивших социальные услуги в сельской местности за счет развития служб "Мобильная бригада"; - число пожилых людей, получивших дополнительное образование, знания в области компьютерных и информационных технологий; - количество студентов волонтерских отрядов, привлеченных к проведению занятий в "Университетах третьего возраста"; - количество созданных волонтерских групп по оказанию помощи пожилым людям; - количество учреждений социального обслуживания, в которых проведены мероприятия, посвященные Международному дню пожилых людей, Международному дню инвалидов, Дню Победы; - количество пенсионеров, получивших единовременные компенсации в целях возмещения части затрат на приобретение путевки на экскурсионные однодневные туры по Рязанской области; - количество проведенных акций "От всей души"; - количество участников акций: "Милосердие", "Ветеран живет рядом", "Горжусь дедом, горжусь отцом", "Спасибо деду за Победу", приуроченных ко Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, Международному дню пожилых людей; - количество ГБУ РО КЦСОН оснащенных оборудованием, методическими материалами и средствами (реквизитами) для проведения культурно-досуговых мероприятий для граждан пожилого возраста; - количество проведенных конкурсов среди пожилых граждан, направленных на развитие творческих и интеллектуальных способностей; - количество пожилых граждан, принявших участие в однодневных экскурсиях по историческим и памятным местам; - количество пожилых людей, принявших участие в фестивале "Пусть в Вашем сердце молодость поет"; - количество представленных работ на выставке народного творчества граждан старшего поколения "Я все умею - я все смогу"; - количество проведенных конкурсов в ГБСУ РО для пожилых граждан и инвалидов; - число сотрудников, повысивших свой профессиональный уровень; - количество проведенных региональных конкурсов на звание "Лучший работник"; - количество созданной, размещенной социальной рекламы по пропаганде семейных и духовно-нравственных ценностей в духе уважения и заботы о старшем поколении в электронных средствах массовой информации; - количество разработанных и изданных методических материалов для работы с пожилыми людьми и инвалидами; - доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов Рязанской области; - доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры; - доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования; - доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений; - доля транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта в г. Рязани, на котором осуществляются меры социальной поддержки в виде льготного проезда, оборудованных для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве такого подвижного состава; - количество инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, прошедших обучение вождению транспортными средствами с ручным управлением; - доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые/дети); - доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения; - доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения; - доля инвалидов в образовательных учреждениях, охваченных мерами реабилитации, в общей численности указанной категории граждан; - доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам создания доступной среды, реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Рязанской области; - доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Рязанской области; - доля инвалидов, принимающих участие в социокультурных и спортивных мероприятиях, проводимых государственными учреждениями Рязанской области, в общей численности инвалидов Рязанской области; - доля опрошенных в процессе мониторинга инвалидов в общей численности инвалидов в Рязанской области; - удельный вес обращений потребителей, поступивших в учреждение и/или министерство социальной защиты населения Рязанской области, по которым приняты меры; - обеспеченность потребителей по нормативу одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями; - выполнение натуральных норм питания, охват проживающих в ГБСУ РО комплексным осмотром; - доля обслуживаемых в государственном бюджетном учреждении Рязанской области "Центр социальной реабилитации инвалидов" (далее - ГБУ РО), удовлетворенных условиями и качеством обслуживания; - доля граждан, получивших социальные услуги в ГБУ РО; - количество зарегистрированных и обоснованных жалоб на действия сотрудников ГБУ РО; - количество зарегистрированных и обоснованных жалоб на объем и качество предоставляемых социальных услуг в ГБУ РО; - количество отремонтированной общей площади в ГБСУ РО, ГБУ РО КЦСОН, ГБУ РО; - количество объектов жилищно-коммунального, энергетического хозяйства, подготовленных к работе в отопительный период; - доля учреждений, устранивших незначительные аварийные ситуации и (или) выполнивших ремонтные работы безотлагательного характера, выявленные в процессе эксплуатации зданий и сооружений; - количество выполненных представлений органов прокуратуры по вопросам антитеррористической защищенности и мероприятий, указанных в предписаниях органов государственного пожарного надзора; - количество созданных рабочих мест, отвечающих требованиям работы в режиме реального времени по средствам удаленного доступа |
Сроки и этапы реализации Программы |
2014 - 2020 годы, в один этап |
Перечень подпрограмм |
Подпрограмма 1 "Социальная поддержка и реабилитация детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья" на 2014 год" (приложение N 1 к настоящей Программе); подпрограмма 2 "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы" (приложение N 2 к настоящей Программе); подпрограмма 3 "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы" (приложение N 3 к настоящей Программе); подпрограмма 4 "Модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, в том числе укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания на 2014 - 2020 годы" (приложение N 4 к настоящей Программе) |
Объемы и источники финансирования |
Объем расходов на реализацию программных мероприятий составляет 15 621 902,70 тыс. рублей из средств областного бюджета, из них: 2014 год - 1123741,80 тыс. рублей; 2015 год - 1365546,80 тыс. рублей; 2016 год - 1737726,80 тыс. рублей; 2017 год - 2538534,00 тыс. рублей; 2018 год - 2964731,90 тыс. рублей; 2019 год - 2940288,90 тыс. рублей; 2020 год - 2951334,90 тыс. рублей. Объем финансирования подпрограмм: по подпрограмме 1 "Социальная поддержка и реабилитация детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья" на 2014 год": 1378,00 тыс. рублей в 2014 году; по подпрограмме 2 "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы" всего 43367,00 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 4999,00 тыс. рублей; в 2015 году - 4809,00 тыс. рублей; в 2016 году - 5009,00 тыс. рублей; в 2017 году - 14934,00 тыс. рублей; в 2018 году - 13616,00 тыс. рублей; по подпрограмме 3 "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы" всего 739 613,00 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 5350,00 тыс. рублей; в 2015 году - 4320,00 тыс. рублей; в 2016 году - 6560,00 тыс. рублей; в 2017 году - 176 369,00 тыс. рублей; в 2018 году - 188 244,00 тыс. рублей; в 2019 году - 175 199,00 тыс. рублей; в 2020 году - 183 871,00 тыс. рублей; по подпрограмме 4 "Модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, в том числе укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания на 2014 - 2020 годы" всего 14 837 244,70 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 1 112 014,00 тыс. рублей; в 2015 году - 1 356 417,00 тыс. рублей; в 2016 году - 1 726 157,00 тыс. рублей; в 2017 году - 2 347 231,00 тыс. рублей; в 2018 году - 2 762 871,90 тыс. рублей; в 2019 году - 2 765 089,90 тыс. рублей; в 2020 году - 2 767 463,90 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов: к концу 2014 года: повышение уровня участия детей-инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в культурных и спортивных мероприятиях и программах путем увеличения численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, принимающих участие в социально-культурных мероприятиях, на 20%; усовершенствование региональной системы социальной защиты и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (детей-инвалидов), путем предоставления 25% детей-инвалидов, получивших оздоровительные услуги, услуги по оздоровлению совместно с родителями; привлечение 6 социально ориентированных некоммерческих общественных организаций к решению проблем детей-инвалидов; к концу 2018 года: увеличение числа граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспеченных бесплатным зубопротезированием и (или) ремонтом зубных протезов, находящихся на стационарном социальном обслуживании в государственных бюджетных учреждениях Рязанской области, на 250 чел.; увеличение количества пожилых людей, укрепивших свое здоровье за счет организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, до 395 чел.; увеличение доли граждан пожилого возраста в государственных бюджетных учреждениях Рязанской области, которым будут улучшены условия проживания, до 86%; увеличение числа пожилых людей, получивших социальные услуги в сельской местности за счет развития служб "Мобильная бригада", до 2800 чел.; увеличение количества пожилых людей, получивших дополнительное образование, знания в области компьютерных и информационных технологий, на 2000 чел.; обеспечение ежегодных привлечений студентов волонтерских отрядов к проведению занятий в "Университетах третьего возраста" не менее 60 чел.; увеличение количества участников культурно-досуговых мероприятий до 3620 чел.; обеспечение ежегодного получения компенсаций в целях возмещения части затрат на приобретение путевок не менее 50 пенсионерам; обеспечение ежегодного участия пожилых людей в акциях, приуроченных ко Дню Победы, не менее 1700 чел.; обеспечение ежегодного участия пожилых людей в фестивале "Пусть в Вашем сердце молодость поет" не менее 150 чел.; увеличение числа сотрудников, повысивших свой профессиональный уровень, на 157 чел.; увеличение количества разработанных и изданных методических материалов для работы с пожилыми людьми, на 54000 шт.; к концу 2020 года: обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения: в 6 учреждений здравоохранения, в 5 подразделений главного управления ЗАГС Рязанской области, в 2 здания главного архивного управления Рязанской области, в 5 зданий органов службы занятости населения, в 14 учреждений социального обслуживания населения, в 7 спортивных учреждений, в 4 учреждения культуры и искусства; оборудование 26 помещений органов службы занятости населения аудиогидами и размещение в них 104 информационных табличек с текстом Braille; создание безбарьерной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 6 областных государственных бюджетных образовательных организациях; доведение к концу 2020 года доли образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 20%; приобретение специализированного автотранспорта для 6 государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Рязанской области и для 4 государственных автономных спортивных учреждений Рязанской области; доведение до 16% доли транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения, в общем парке общего пользования в г. Рязани, на котором осуществляются меры социальной поддержки в виде льготного проезда; обучение 25 инвалидов вождению транспортными средствами с ручным управлением; повышение доступности и качества реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалидам: в 8 учреждениях социального обслуживания населения, в 5 спортивных учреждениях, в 5 образовательных учреждениях; увеличение доли инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, с 7,8% до 14,8%; доведение до 20% доли инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности указанной категории граждан; доведение до 100% доли инвалидов в образовательных учреждениях, охваченных мерами реабилитации; доведение до 85% доли специалистов занятых в системе реабилитации инвалидов, повысивших уровень квалификации; доведение до 24% доли инвалидов, принимающих участие в социокультурных и спортивных мероприятиях, проводимых государственными учреждениями Рязанской области, в общей численности инвалидов Рязанской области; доведение до 55% доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности; изучение мнения не менее 10% инвалидов о доступности объектов и услуг, об отношении населения к проблемам инвалидов в целях планирования и совершенствования работы в данном направлении; доведение до 99% выполнение показателей, характеризующих объем и качество государственной услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию, детям-инвалидам в рамках государственных заданий; увеличение доли отремонтированных и оснащенных зданий и сооружений и их оснащение до 45%; доведение доли объектов жилищно-коммунального, энергетического хозяйства, подготовленных к работе в отопительный период, до 100%; ежегодное доведение доли объектов, на которых выполнены первоочередные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных контролирующими и надзорными органами, до 100%; обеспечение 100% комплексной, в том числе пожарной безопасности объектов социальной защиты в соответствии с действующими нормативами; обеспечение 100% подключения объектов социальной защиты к средствам удаленного доступа. Экономический эффект планируется получить за счет недопущения: случаев массового заболевания проживающих в государственных учреждениях социального обслуживания населения; возникновения пожаров; случаев террористической направленности в государственных учреждениях социального обслуживания населения |
1. Характеристика проблем (задач), решение которых осуществляется путем реализации Программы
По состоянию на 1 января 2013 года на территории Рязанской области проживает около 1144,7 тыс. человек, из них инвалидов - 158,2 тыс. человек, что составляет 14% от общей численности населения, в том числе детей-инвалидов - 3,6 тыс. человек, что составляет 2% от общей численности населения в возрасте от 0 до 18 лет.
За период с 2009 по 2012 год число инвалидов, проживающих на территории Рязанской области, остается стабильным. Количество детей-инвалидов за отчетный период незначительно уменьшилось, однако их процентное соотношение от общего числа детей в возрасте от 0 до 18 лет практически не изменилось.
Наименование показателя |
Число инвалидов, проживающих на территории Рязанской области |
||||
на 01.01.2009 |
на 01.01.2010 |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
на 01.01.2013 |
|
Всего инвалидов (тыс. чел.), |
155,9 |
152,0 |
152,0 |
160,6 |
158,2 |
в том числе детей-инвалидов (тыс. чел.) |
4,0 |
3,8 |
3,7 |
3,6 |
3,6 |
Доля от общей численности населения (%) |
13,4 |
13,2 |
13,2 |
14,0 |
13,8 |
Инвалиды в возрасте от 0 до 18 лет (тыс. чел.) |
4,0 |
3,8 |
3,7 |
3,6 |
3,6 |
Доля от общей численности населения в возрасте от 0 до 18 лет (%) |
1,7 |
1,7 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Подписание Российской Федерацией в 2008 году Конвенции ООН о правах инвалидов и ратификация ее в мае 2012 года утвердили ее принципы как базовые при реализации политики в отношении инвалидов.
В соответствии с Конвенцией государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, создавать дополнительные условия для комплексной интеграции инвалидов в общество.
С целью решения проблем инвалидов на территории Рязанской области действует Совет по делам инвалидов при Губернаторе Рязанской области (далее - Совет), созданный распоряжением Губернатора Рязанской области от 01.09.2009 N 238-рг. Основными задачами Совета являются подготовка предложений по выработке основных направлений совершенствования законодательства Рязанской области в сфере предоставления инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, социального обеспечения и установления им дополнительных мер государственной поддержки, по совершенствованию государственной политики в отношении инвалидов. В состав Совета включены представители всех региональных отделений общественных организаций инвалидов.
Формирование условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам социальной инфраструктуры, повышение доступности и качества реабилитационных мероприятий, устранение социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам жизнедеятельности инвалидов являются одними из приоритетных направлений государственной политики.
Определенные успехи в решении вышеуказанных вопросов достигнуты в рамках реализации долгосрочных целевых программ "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы", утверждена постановлением Правительства Рязанской области от 28.09.2012 N 278, и "Социальная поддержка и реабилитация детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья" на 2012 - 2014 годы", утверждена постановлением Правительства Рязанской области от 28.09.2011 N 308.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества, что является ключевым условием интеграции инвалидов в общественную жизнь.
В числе наиболее важных проблем по-прежнему остается проблема доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, таких как здравоохранение, образование, социальная защита, культура, физкультура и спорт, транспорт, труд и занятость населения и др.
Здания и помещения, в которых расположены организации и учреждения, предоставляющие услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности, не всегда соответствуют всем необходимым требованиям доступности, так как построены и введены в эксплуатацию до вступления в силу действующих в настоящее время правовых норм.
Однако несмотря на это, на территории Рязанской области предпринимаются меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в рамках действующего законодательства, исходя из возможностей областного бюджета с учетом принятых расходных обязательств.
С целью реализации на территории Рязанской области Конвенции ООН о правах инвалидов, распоряжением Правительства Рязанской области от 21.12.2012 N 617-р утвержден комплексный план мероприятий, одним из мероприятий которого является проведение обследования объектов социальной инфраструктуры на предмет доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения с участием общественных организаций инвалидов и формирование паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры. Проведение вышеуказанных мероприятий позволит разработать обоснованные решения по адаптации объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.
В настоящее время в Рязанской области лишь 3,8% транспортных средств общего пользования приспособлены для перевозки маломобильных групп населения. В целях обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры необходимо приобретение транспортных средств, приспособленных для перевозки маломобильных групп населения, в том числе на условиях софинансирования из бюджетных средств муниципальных образований Рязанской области.
Одним из важнейших условий успешной социальной интеграции инвалидов в общество является повышение доступности и качества реабилитационных мероприятий. На сегодняшний день основным инструментом при проведении реабилитационных мероприятий служит индивидуальная программа реабилитации инвалида, критерием эффективности которой является показатель реабилитации. Несмотря на последовательно проводимую в Рязанской области работу по социальной защите, реабилитации и социальной интеграции инвалидов показатель реабилитации при наметившейся тенденции к его увеличению все же остается на низком уровне (в 2012 году он составил 7,8%).
Совершенствование медицинской помощи и медицинской реабилитации инвалидов осуществляется в рамках реализации государственных программ в сфере здравоохранения.
Услуги по социальной реабилитации оказываются на базе 27 комплексных центров социального обслуживания населения, 19 стационарных учреждений социального обслуживания и 1 центра социальной реабилитации.
Несмотря на наметившуюся положительную динамику, действующая сеть реабилитационных учреждений (отделений) не соответствует потребностям населения региона в осуществлении реабилитационных мероприятий: в 2012 году были проведены мероприятия по социальной реабилитации лишь для 12,4% от общего количества детей-инвалидов, нуждающихся в социальной реабилитации, около 34% от общего количества нуждающихся инвалидов осуществили мероприятия по социальной реабилитации на базе комплексных центров социального обслуживания.
Таким образом, вопросы развития сети реабилитационных учреждений (отделений) являются актуальными и требуют дальнейшего их решения.
За период с 2011 по 2012 год отметилась положительная динамика роста числа инвалидов, вовлеченных в процесс социокультурной реабилитации. В целях создания условий для творческого самовыражения инвалидов необходимо продолжить работу по развитию данного направления реабилитации.
Для повышения качества оказания реабилитационных услуг необходимо осуществить мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений (отделений), приобретению современного реабилитационного оборудования, и повышению квалификации специалистов, предоставляющих данные услуги.
Полноценная социальная адаптация и интеграция детей-инвалидов возможна при условии включения их в образовательный процесс. В целях реализации права инвалидов на образование в Рязанской области создана дифференцированная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которая охватывает все ступени обучения. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на дому, в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях Рязанской области, а также путем организации дистанционного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (областное государственное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа - Центр дистанционного образования"). Остается актуальным решение вопроса создания в образовательных учреждениях региона универсальной безбарьерной среды и развитие инклюзивного образования детей-инвалидов.
В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" развитие методов адаптивного спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
В Рязанской области количество инвалидов, в том числе детей-инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, в настоящее время составляет около 1% от общей численности занимающихся. Активизация работы по созданию отделений и спортивных групп инвалидов (прежде всего детей-инвалидов) в государственных образовательных учреждениях Рязанской области позволит увеличить количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Одной из серьезных проблем инвалидов и, прежде всего, детей-инвалидов является нарушение их связей с миром, ограничение мобильности, бедности социальных контактов, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами. Решение данного вопроса возможно путем организации и проведения общественно-просветительских кампаний, совместных фестивалей, праздников, иных социокультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Одними из самых актуальных проблем, требующих неотложного решения, являются проблемы социализации детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ежегодно на территории Рязанской области впервые признаются детьми-инвалидами более 400 человек. Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничения жизнедеятельности возникают у ребенка в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности. Наличие у ребенка инвалидности приводит к снижению качества его жизни, социальной дезадаптации и дезинтеграции.
Важным фактором достижения успеха в процессе социальной адаптации ребенка-инвалида и его интеграции в общество является работа с семьей ребенка. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, требуют особой государственной поддержки.
В соответствии с нормативными правовыми актами Рязанской области реализуются мероприятия, направленные на социальную поддержку и реабилитацию детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке текущего финансирования:
N |
Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задачи |
Исполнители |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
2014 год | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Оказание реабилитационных услуг детям-инвалидам, предоставляемых отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ГБУ РО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Семья" |
министерство социальной защиты населения Рязанской области |
2032,8 |
2 |
Обеспечение деятельности отделений психолого-педагогической помощи семье и детям в ГБУ РО КЦСОН |
министерство социальной защиты населения Рязанской области |
5564,8 |
3 |
Обеспечение деятельности стационарных учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги детям-инвалидам |
министерство социальной защиты населения Рязанской области |
55648,5 |
4 |
Создание школы "Компьютерная грамотность" для обучения компьютерной грамотности детей-инвалидов, обучающихся в областном государственном бюджетном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа - Центр дистанционного образования", и их родителей |
министерство образования Рязанской области |
200,0 |
5 |
Реализация образовательной программы дополнительного образования "Окружающая среда и здоровье человека" для детей-инвалидов |
министерство образования Рязанской области |
58,5 |
6 |
Реализация образовательной программы дополнительного образования "Охрана природы" для детей с ограниченными возможностями здоровья |
министерство образования Рязанской области |
86,7 |
7 |
Создание объединения дополнительного образования общефизической подготовки для детей с ограниченными возможностями слуха и зрения |
министерство образования Рязанской области |
252,0 |
8 |
Оказание адресной материальной помощи семьям с детьми-инвалидами, находящимся в трудной жизненной ситуации, или в связи с чрезвычайными обстоятельствами; обеспечение детей-инвалидов новогодними подарками; единовременная денежная выплата к Международному дню инвалидов детям-инвалидам из неполных семей, семьям, в которых родители и дети являются инвалидами, семьям с двумя и более детьми-инвалидами |
министерство социальной защиты населения Рязанской области |
1700,0 |
9 |
Выплата дополнительных ежемесячных пособий семьям, имеющим детей-инвалидов: - ежемесячное пособие на ребенка; - дополнительное ежемесячное пособие на ребенка-инвалида |
министерство социальной защиты населения Рязанской области |
8274,0 |
10 |
Выплата отдельным категориям инвалидов (в том числе детям-инвалидам), постоянно проживающим на территории Рязанской области, ежегодной денежной компенсации, связанной с эксплуатацией транспортных средств и транспортными расходами |
министерство социальной защиты населения Рязанской области |
16,9 |
11 |
Обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов, зарегистрированных на территории Рязанской области, средствами, необходимыми для социальной адаптации |
министерство социальной защиты населения Рязанской области |
350,0 |
12 |
Предоставление для инвалидов, детей-инвалидов и других категорий населения (сверх выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством) скидок с отпускных цен на протезно-ортопедические изделия, реализуемые за наличный расчет ФГУП "Рязанское протезно-ортопедическое предприятие", в размере 30% |
министерство социальной защиты населения Рязанской области |
20,0 |
13 |
Трудоустройство родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов, обратившихся в органы службы занятости населения, на созданные рабочие места |
министерство труда и занятости населения Рязанской области |
250,0 |
14 |
Профессиональное обучение граждан, воспитывающих детей-инвалидов и признанных в установленном порядке безработными, по профессиям, специальностям и видам деятельности, востребованным на региональном рынке труда |
министерство труда и занятости населения Рязанской области |
74,0 |
|
Итого |
|
74528,2 |
Реабилитацией детей с ограниченными возможностями занимаются государственные учреждения социального обслуживания, учреждения системы здравоохранения, образования, культуры и спорта. Однако данные учреждения нуждаются в укреплении материально-технической базы, оснащении специальным реабилитационным и развивающим оборудованием, отвечающим современным требованиям. В целях повышения эффективности реабилитационных мероприятий необходимо продолжать внедрение в практику работы реабилитационных учреждений (отделений) инновационных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов, в том числе методик ранней помощи, программ патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, следует активизировать внедрение новых форм и методов социального обслуживания, развивать культурно-досуговую работу с данной категорией инвалидов. Необходимо создать возможности для самовыражения детей-инвалидов путем их участия в различных сферах жизни.
Долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка и реабилитация детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья" на 2012 - 2014 годы", утвержденная постановлением Правительства Рязанской области от 28.09.2011 N 308, прошла конкурсный отбор Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на право софинансирования мероприятий, направленных на социальную поддержку и реабилитацию детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках реализации соглашения между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Правительством Рязанской области от 08.08.2012 N 12-РП4-ПБР о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение долгосрочной целевой программы Рязанской области "Социальная поддержка и реабилитация детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2012 - 2014 годы" Рязанскому областному фонду социальной поддержки населения выделены денежные средства на проведение следующих мероприятий:
N |
Мероприятия |
Объем дополнительного финансирования, тыс. рублей |
|
2012 год |
2013 год |
||
1 |
Открытие реабилитационного учебно-тренировочного отделения, создание "тренировочной квартиры" на базе ГБУ РО "Центр социальной реабилитации инвалидов" |
2818,0 |
0,0 |
2 |
Организация деятельности лекотек на базе ГБУ РО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Семья", ГБУ РО "Касимовский комплексный центр социального обслуживания населения" |
1060,0 |
341,6 |
3 |
Создание на базе ГБУ РО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Семья" службы "Социальное такси" |
850,0 |
0,0 |
4 |
Создание на базе ГБУ РО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Семья" службы "Мобильная бригада" |
25,0 |
0,0 |
5 |
Открытие отделений дневного пребывания детей-инвалидов и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями, в том числе: |
1187,88 |
961,04 |
на базе ГБУ РО "Касимовский комплексный центр социального обслуживания населения", ГБУ РО "Михайловский комплексный центр социального обслуживания населения" |
1187,88 |
0,0 |
|
на базе ГБУ РО "Рыбновский комплексный центр социального обслуживания населения", ГБУ РО "Шацкий комплексный центр социального обслуживания населения" |
0,0 |
961,04 |
|
|
Всего |
5940,88 |
1302,64 |
Решение вопросов по созданию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, социальной интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо продолжать программно-целевым методом, что связано с масштабностью, межведомственным характером и большой социально-экономической значимостью проблемы.
Отказ от использования программно-целевого метода не позволит обеспечить комплексное решение проблем инвалидов и рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов по приоритетным направлениям работы с инвалидами.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов создания доступной среды жизнедеятельности, могут стать:
- увеличение социально-психологической напряженности в обществе;
- снижение количества инвалидов, вовлеченных в жизнь общества;
- увеличение расходов областного бюджета в части расширения сети и содержания стационарных учреждений, оказывающих социальные услуги инвалидам.
В Рязанской области в настоящее время действуют следующие государственные бюджетные учреждения: 5 домов-интернатов общего типа для престарелых и инвалидов, 9 психоневрологических интернатов, геронтологический центр, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, детский дом-интернат для умственно отсталых детей, реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью, реабилитационный центр для инвалидов и 27 комплексных центров социального обслуживания населения, в том числе 6 отделений временного проживания граждан и 4 отделения дневного пребывания граждан. Данные учреждения предоставляют социальные услуги населению. Из всех вышеперечисленных объектов только 4 учреждения были изначально запроектированы и построены как дома-интернаты. Значительная часть учреждений (в основном комплексные центры социального обслуживания населения) располагаются в помещениях муниципальных административных зданий, а учреждения стационарного и полустационарного типа в приспособленных зданиях, зачастую неизвестного (до 1917) года постройки или зданиях физически и морально устаревших (здание жилого корпуса Михайловского дома-интерната 1957 года постройки имеет деревянные перекрытия), здания, построенные по типовым проектам (Скопинский дом-интернат, Ряжский психоневрологический интернат, Шиловский дом-интернат) имеют на путях эвакуации деревянные полы. Значительная часть зданий расположена в бывших детских садах (здание отделения дневного пребывания Кораблинского комплексного центра, здание Рязанского геронтологического центра им. А.П. Мальшина), купеческих домах (здания Елатомского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, здания Елатомского психоневрологического интерната). Из 38 зданий, предназначенных для проживания, 18 построены до 1917 года, 9 зданий в период с 1917 по 1970 годы, 6 зданий с 1970 по 1991 годы, 5 зданий после 1991 года.
Специфика работы данных учреждений предполагает повышенное внимание к содержанию зданий в должном санитарно-гигиеническом и оптимально комфортном состоянии для проживающих, а также для лиц получающих социальные услуги.
Учитывая нормативные сроки эксплуатации и реальный физический, а также моральный износ зданий и сооружений необходимо проведение обследования зданий и сооружений на предмет оценки несущей способности конструкций, проведение проектных работ с целью модернизации и замены (ремонта) конструкций, инженерных сетей, поддержание в должном состоянии проведенных ранее ремонтов и восстановление утраченных в результате длительной эксплуатации или требующих наличия с введением новых строительных правил объектов (элементов конструкций), проведение мероприятий по подготовке учреждений к работе в отопительный период (проведение опрессовок и промывок системы отопления, ревизии запорной арматуры, замены (ремонта) при необходимости котельного оборудования, проведение мероприятий по утеплению зданий (замена дверных блоков, установка дверных пружин и доводчиков, замена пришедших в негодность оконных блоков).
В связи с внесением изменений в нормативную базу по пожарной безопасности (вступление в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и изменений к нему; Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; утверждение приказами МЧС России ряда сводов правил, детализирующих требования Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ), выделяемых средств не достаточно для решения вопросов о повышении пределов огнестойкости конструкций жилых корпусов, модернизации систем автоматической противопожарной защиты, внедрении современных систем оповещения, замене отделочных материалов на путях эвакуации.
Решение данных вопросов из-за слабой материально-технической базы учреждений возможно программно-целевым методом.
За период действия долгосрочной целевой программы "Укрепление материально-технической базы, комплексной, в том числе пожарной безопасности учреждений социального обслуживания и территориальных отделов (секторов) министерства социальной защиты населения Рязанской области на 2010 - 2014 годы и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, проживающим на территории Рязанской области, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности в 2011 - 2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 22.10.2009 N 298, (далее - долгосрочная Программа) с 2011 по 2012 год было отремонтировано 4,9 тыс. кв. метров общей площади, в том числе жилой - 1,2 тыс. кв. метров, более 1,2 километра ограждения в Ряжском психоневрологическом интернате, отремонтирован пищеблок и отделение дневного пребывания и в настоящее время действуют в Кораблинском комплексном центре социального обслуживания населения, в Елатомском детском доме-интернате для умственно отсталых детей отремонтировано неэксплуатируемое помещение третьего корпуса, что позволило более комфортно разместить детей отделения милосердия, в Сапожковском комплексном центре социального обслуживания отремонтированы помещения и открыто отделение временного проживания, проведен ремонт в Центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.
За период с 2010 по 2012 год действия долгосрочной Программы на мероприятия укрепления материально-технической базы учреждений на условиях софинансирования из бюджета Пенсионного Фонда России в Рязанскую область направлено и успешно освоено более 12,5 млн. рублей.
На 1 января 2013 года численность лиц пожилого возраста составила 319,371 тысяч человек, или 27,9% от общей численности населения Рязанской области (1144,7 тысяч человек).
По прогнозам Росстата за 2014 - 2031 годы численность населения Рязанской области сократится почти на 100 тысяч человек. На начало следующего года, согласно расчетам, число жителей составит 1 140 281 человек, на начало 2031-го - 1 042 154 человека. Рязанское население по-прежнему стареет.
Также ожидается постепенное сокращение доли трудоспособного населения: с 57% до 52,4%. Причем ниже 53% показатель окажется уже в 2021 году и затем будет колебаться в пределах 52,2% - 52,9%. Удельный вес населения старше трудоспособного возраста будет расти с каждым годом и в итоге с 28,6% поднимется до 33,3%.
Рождаемость будет постепенно падать с 10 на тысячу человек населения до 8,1, достигнув этого значения в 2026-м году и сохранив его до конца периода. Смертность за это время вырастет с 16,7 на тысячу человек населения до 17,4, естественная убыль - с 6,7 на тысячу человек населения до 9,3.
Продолжительность жизни в Рязанской области, по расчетам, увеличится с 68,6 до 72,2 года, достигнув отметки в 70 лет ровно в 2019 году. У мужчин показатель вырастет с 61,7 до 66,5 года, у женщин - с 75,9 до 78 лет.
Доля населения старше трудоспособного возраста в % от общей численности населения увеличится с 28,6 в 2014 году до 33,3 в 2031 году.
На протяжении последних двадцати лет Рязанская область имела стабильный отрицательный естественный прирост (убыль) населения. Некоторое улучшение демографических показателей в 2009 году, проявившееся прежде всего в городах, не изменило общую тенденцию. По показателям рождаемости область занимает среднее положение в ЦФО, но общий коэффициент смертности хуже и сравним с показателями наиболее постаревших областей.
Возрастная структура населения одна из самых старых в ЦФО: область отличается высокой долей пенсионеров, уступая по этому показателю лишь соседней Тульской области, и одной из наименьших долей (менее 13%) в населении лиц моложе трудоспособного возраста. В сельской местности доля старших возрастов приближается к трети всего населения. Как следствие, Рязанская область наряду с Тульской, имеют самые высокие в ЦФО коэффициенты демографической нагрузки, соответственно 682 и 685 человек на 1000 трудоспособных (при средней по Российской Федерации - 606 и средней по ЦФО - 624).
В 2011 году был осуществлен мониторинг социально-экономического положения пожилых людей во всех регионах России, в том числе в Рязанской области. Результаты проведенного комплексного исследования позволили сделать вывод, что ситуация с занятостью пожилых людей в Рязанской области в целом не отличается от общей картины, складывающейся в России и ЦФО. Уровень занятости женщин в возрасте 55 - 72 лет и мужчин в возрасте 60 - 72 лет в Рязанской области в 2010 году составил 21,6% (уровень занятости граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации - 25,7%, по ЦФО - 24,8%).
В Рязанской области пенсионеры менее активны на рынке труда, чем в отдельных субъектах России. В нашем регионе официально заняты трудовой деятельностью только 22,8% от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда по Рязанской области. Этот же показатель по ЦФО составляет 29,7%, по Российской Федерации - 31,2%. Например, в Калужской области доля работающих пенсионеров в той же группе лиц составила 37,3%, в Московской области - 41,4%.
Учитывая процессы, которые происходят в социально-экономической сфере Рязанской области, особенности демографического развития нашего региона, активное вовлечение в трудовую деятельность пожилых людей с учетом их желаний и возможностей является актуальной задачей.
Концепция демографического развития Рязанской области на период до 2018 года, определяя перспективы демографической динамики, одним из основных направлений выделила повышение качества жизни пожилых людей путем создания необходимых условий для максимального использования их потенциала, продления периода их социальной активности.
Региональная политика до 2017 года в соответствии с Комплексной программой социально-экономического развития Рязанской области будет строиться на следующих принципах: забота о человеке, повышение благосостояния, создание комфортных условий для проживания и обеспечение социальных гарантий населения области.
Социальная политика будет ориентирована на адресную поддержку малообеспеченных семей, людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пожилых граждан, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Будут постоянно повышаться доступность и качество предоставляемых государственных услуг.
В настоящее время социальную поддержку пожилым людям оказывают 32 учреждения социального обслуживания населения Рязанской области различного профиля, в том числе 26 комплексных центров, 16 стационарных учреждений для пожилых граждан и инвалидов, из них 9 психоневрологических интернатов, 6 домов-интернатов общего типа и 1 геронтологический центр.
Учреждения социального обслуживания в 2013 году развивались с учетом потребности населения в различных видах социальных услуг и формах социального обслуживания; продолжалась работа по оптимизации сети и совершенствованию предоставления социальных услуг гражданам.
Особым фактором социального риска является одиночество, оказывающее негативное воздействие на способность пожилых людей к самостоятельному обслуживанию и передвижению и отрицательно влияющее на психическое здоровье граждан. Мониторинговые исследования, проведенные учреждениями социального обслуживания Рязанской области, показали, что потребность в посторонней помощи у одиноких пожилых людей в два раза выше, чем у проживающих в семьях.
Ограниченная возможность получения социально-медицинских услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в отдаленной сельской местности, вызывает ранний переход в стационарные учреждения социального обслуживания, что повышает бюджетные затраты.
В настоящее время реализуется долгосрочная целевая программа "Старшее поколение" на 2011 - 2014 годы", утвержденная постановлением Правительства Рязанской области от 16.03.2011 N 47. За годы реализации данной программы достигнуты положительные эффекты по улучшению социально-экономических условий и качества жизни пожилых людей.
Необходимо продолжить решение вопросов социальной поддержки пожилых людей программно-целевым методом, что позволит повысить социальную активность граждан старшего поколения, даст возможность продлить пожилым пребывание их в домашней обстановке, и при этом повысить качество жизни пожилых.
2. Цели и задачи реализации Программы
Цели Программы:
преодоление изолированности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, и интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;
формирование организационных, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей;
создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
создание условий, направленных на повышение качества социальных услуг населению.
Задачи Программы:
совершенствование системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
укрепление здоровья пожилых людей;
улучшение условий жизнедеятельности пожилых людей;
совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания пожилых людей, проживающих в сельской местности;
совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала пожилых людей;
организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей;
кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми людьми;
методическое и информационное сопровождение мероприятий Программы;
формирование и повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
повышение доступности и качества реабилитационных мероприятий для инвалидов;
информационно-методическое сопровождение и кадровое обеспечение деятельности, направленной на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов;
формирование позитивного отношения общества к проблемам инвалидности и проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов;
совершенствование организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
улучшение качества предоставления услуг населению и совершенствование системы социальной помощи отдельным категориям граждан.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2014 - 2020 годы, в один этап.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем расходов на реализацию программных мероприятий составляет 15 621 902,70 тыс. рублей из средств областного бюджета, из них:
2014 год - 1123741,80 тыс. рублей;
2015 год - 1365546,80 тыс. рублей;
2016 год - 1737726,80 тыс. рублей;
2017 год - 25338534,00 тыс. рублей;
2018 год - 2964731,90 тыс. рублей;
2019 год - 2940288,90 тыс. рублей;
2020 год - 2951334,90 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограмм:
по подпрограмме 1 "Социальная поддержка и реабилитация детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья" на 2014 год":
1378,00 тыс. рублей в 2014 году;
по подпрограмме 2 "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы" всего 43367,00 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 4999,00 тыс. рублей;
в 2015 году - 4809,00 тыс. рублей;
в 2016 году - 5009,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 14934,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 13616,00 тыс. рублей;
по подпрограмме 3 "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы" всего 739 613,00 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 5350,00 тыс. рублей;
в 2015 году - 4320,00 тыс. рублей;
в 2016 году - 6560,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 176 369,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 188 244,00 тыс. рублей;
в 2019 году - 175 199,00 тыс. рублей;
в 2020 году - 183 871,00 тыс. рублей;
по подпрограмме 4 "Модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, в том числе укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания на 2014 - 2020 годы" всего 14 837 244,70 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 1 112 014,00 тыс. рублей;
в 2015 году - 1 356 417,00 тыс. рублей;
в 2016 году - 1 726 157,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 2 347 231,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 2 762 871,90 тыс. рублей;
в 2019 году - 2 765 089,90 тыс. рублей;
в 2020 году - 2 767 463,90 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы носит прогнозный характер.
Перечень
главных распорядителей, которым для реализации мероприятий Программы требуется финансирование из областного бюджета
N |
Наименование распорядителя |
Источник финансирования |
Объем финансирования по годам |
|||||||
тыс. руб. | ||||||||||
всего |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Министерство социальной защиты населения Рязанской области |
областной бюджет |
14924116,70 |
1118574,00 |
1361581,00 |
1732021,00 |
2379435,00 |
2782466,90 |
2775644,90 |
2774393,90 |
2 |
Министерство образования Рязанской области |
областной бюджет |
60400,00 |
2080,00 |
2080,00 |
2080,00 |
13680,00 |
13680,00 |
13 400,00 |
13 400,00 |
3 |
Министерство здравоохранения Рязанской области |
областной бюджет |
13 200,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
13 200,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4 |
Министерство молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области |
областной бюджет |
57085,00 |
2777,00 |
1697,00 |
2777,00 |
12721,00 |
12721,00 |
12 196,00 |
12 196,00 |
5 |
Министерство культуры и туризма Рязанской области |
областной бюджет |
7491,00 |
310,00 |
188,00 |
848,00 |
1407,00 |
1838,00 |
1 450,00 |
1 450,00 |
6 |
Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области |
областной бюджет |
520150,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
112650,00 |
123500,00 |
135500,00 |
148500,00 |
7 |
Министерство труда и занятости населения Рязанской области |
областной бюджет |
7410,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2491,00 |
2126,00 |
1 398,00 |
1395,00 |
8 |
Министерство печати и массовых коммуникаций Рязанской области |
областной бюджет |
1000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
500,00 |
500,00 |
0,00 |
0,00 |
9 |
Главное управление ЗАГС Рязанской области |
областной бюджет |
4 100,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
500,00 |
2 900,00 |
700,00 |
0,00 |
10 |
Главное архивное управление Рязанской области |
областной бюджет |
26 950,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1 950,00 |
25 000,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого |
областной бюджет |
15621602,70 |
1123741,00 |
1365546,00 |
1737726,00 |
2538534,00 |
2964731,90 |
2940288,90 |
2951334,90 |
5. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
Исполнители Программы предоставляют заказчику Программы ежеквартально в срок до 5 апреля, 5 июля, 1 октября, 5 февраля информацию об исполнении Программы за отчетный период по форме согласно приложению к постановлению Правительства Рязанской области от 01.09.2006 N 220 "О предоставлении квартальной и годовой информации об исполнении областных, долгосрочных и ведомственных целевых программ".
Заказчик Программы направляет в министерство экономического развития и торговли Рязанской области информацию об исполнении и эффективности реализации Программы в предыдущем году в соответствии с пунктами 5.2, 5.4 Положения о государственных программах Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
к концу 2014 года:
повышение уровня участия детей-инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в культурных и спортивных мероприятиях и программах путем увеличения численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, принимающих участие в социально-культурных мероприятиях, на 20%;
усовершенствование региональной системы социальной защиты и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (детей-инвалидов), путем предоставления 25% детей-инвалидов, получивших оздоровительные услуги, услуги по оздоровлению совместно с родителями;
привлечение 6 социально ориентированных некоммерческих общественных организаций к решению проблем детей-инвалидов;
к концу 2018 года:
увеличение числа граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспеченных бесплатным зубопротезированием и (или) ремонтом зубных протезов, находящихся на стационарном социальном обслуживании в государственных бюджетных учреждениях Рязанской области, на 250 чел.;
увеличение количества пожилых людей, укрепивших свое здоровье за счет организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, до 395 чел.;
увеличение доли граждан пожилого возраста в государственных бюджетных учреждениях Рязанской области, которым будут улучшены условия проживания, до 86%;
увеличение числа пожилых людей, получивших социальные услуги в сельской местности за счет развития служб "Мобильная бригада", до 2800 чел.;
увеличение количества пожилых людей, получивших дополнительное образование, знания в области компьютерных и информационных технологий, на 2000 чел.;
обеспечение ежегодных привлечений студентов волонтерских отрядов к проведению занятий в "Университетах третьего возраста" не менее 60 чел.;
увеличение количества участников культурно-досуговых мероприятий до 3620 чел.;
обеспечение ежегодного получения компенсаций в целях возмещения части затрат на приобретение путевок не менее 50 пенсионерам;
обеспечение ежегодного участия пожилых людей в акциях, приуроченных ко Дню Победы, не менее 1700 чел.;
обеспечение ежегодного участия пожилых людей в фестивале "Пусть в Вашем сердце молодость поет" не менее 150 чел.;
увеличение числа сотрудников, повысивших свой профессиональный уровень, на 157 чел.;
увеличение количества разработанных и изданных методических материалов для работы с пожилыми людьми, на 54000 шт.;
к концу 2020 года:
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения:
в 6 учреждений здравоохранения,
в 5 подразделений главного управления ЗАГС Рязанской области,
в 2 здания главного архивного управления Рязанской области,
в 5 зданий органов службы занятости населения,
в 14 учреждений социального обслуживания населения,
в 7 спортивных учреждений,
в 4 учреждения культуры и искусства;
оборудование 26 помещений органов службы занятости населения аудиогидами и размещение в них 104 информационных табличек с текстом Braille;
создание безбарьерной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 6 областных государственных бюджетных образовательных организациях;
доведение к концу 2020 года доли образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 20%;
приобретение специализированного автотранспорта для 6 государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Рязанской области и для 4 государственных автономных спортивных учреждений Рязанской области;
доведение до 16% доли транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения, в общем парке общего пользования в г. Рязани, на котором осуществляются меры социальной поддержки в виде льготного проезда;
обучение 25 инвалидов вождению транспортными средствами с ручным управлением;
повышение доступности и качества реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалидам:
в 8 учреждениях социального обслуживания населения,
в 5 спортивных учреждениях,
в 5 образовательных учреждениях;
увеличение доли инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, с 7,8% до 14,8%;
доведение до 20% доли инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности указанной категории граждан;
доведение до 100% доли инвалидов в образовательных учреждениях, охваченных мерами реабилитации;
доведение до 85% доли специалистов занятых в системе реабилитации инвалидов, повысивших уровень квалификации;
доведение до 24% доли инвалидов, принимающих участие в социокультурных и спортивных мероприятиях, проводимых государственными учреждениями Рязанской области, в общей численности инвалидов Рязанской области;
доведение до 55% доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности;
изучение мнения не менее 10% инвалидов о доступности объектов и услуг, об отношении населения к проблемам инвалидов в целях планирования и совершенствования работы в данном направлении;
доведение до 99% выполнение показателей, характеризующих объем и качество государственной услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию, детям-инвалидам в рамках государственных заданий;
увеличение доли отремонтированных и оснащенных зданий и сооружений и их оснащение до 45%;
доведение доли объектов жилищно-коммунального, энергетического хозяйства, подготовленных к работе в отопительный период, до 100%;
ежегодное доведение доли объектов, на которых выполнены первоочередные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных контролирующими и надзорными органами, до 100%;
обеспечение 100% комплексной, в том числе пожарной безопасности объектов социальной защиты в соответствии с действующими нормативами;
обеспечение 100% подключения объектов социальной защиты к средствам удаленного доступа.
Экономический эффект планируется получить за счет недопущения:
случаев массового заболевания проживающих в государственных учреждениях социального обслуживания населения;
возникновения пожаров;
случаев террористической направленности в государственных учреждениях социального обслуживания населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.