Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Рязани
от 30 сентября 2013 г. N 4051
Управление благоустройства города и дорожного хозяйства
администрации города Рязани
Начальник управления благоустройства
города и дорожного хозяйства
В.В. Бебко
Непосредственный исполнитель
О.Н. Свинцова
Муниципальная программа
"Охрана окружающей среды в городе Рязани" на 2014 - 2020 годы
Паспорт
муниципальной программы "Охрана окружающей среды в городе Рязани" на 2014 - 2020 годы
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани |
Участники муниципальной программы |
- управление образования и молодежной политики администрации города Рязани; - управление культуры администрации города Рязани; - управление по физической культуре и массовому спорту администрации города Рязани; - юридические лица |
Цель муниципальной программы |
Улучшение качества окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов |
Задачи муниципальной программы |
1. Экологическая реабилитация нарушенных городских территорий, восстановление, сохранение экологического баланса городской среды, улучшение состояния природных систем. 2. Снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду. 3. Реабилитация и сохранение водных объектов для создания благоприятных условий жизни населения и обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод |
Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы |
- количество реабилитируемых городских территорий; - доля отходов производства и потребления, вовлеченных во вторичную переработку; - количество реабилитируемых водных объектов |
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
2014 - 2020 годы, программа реализуется в один этап |
Объемы финансирования муниципальной программы |
Общий объем финансирования за счет всех источников составляет 374870,4 тыс. рублей (*), в том числе по годам реализации: 2014 г. - 63377,4 тыс. рублей; 2015 г. - 36823,1 тыс. рублей; 2016 г. - 125023,1 тыс. рублей; 2017 г. - 96861,1 тыс. рублей; 2018 г. - 16115,5 тыс. рублей; 2019 г. - 17513,5 тыс. рублей; 2020 г. - 19156,7 тыс. рублей. Из них по источникам: средства бюджета города Рязани: всего - 130616,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 г. - 20323,1 тыс. рублей; 2015 г. - 20323,1 тыс. рублей; 2016 г. - 20323,1 тыс. рублей; 2017 г. - 16861,1 тыс. рублей; 2018 г. - 16115,5 тыс. рублей; 2019 г. - 17513,5 тыс. рублей; 2020 г. - 19156,7 тыс. рублей. Внебюджетные источники: всего - 244254,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 г. - 43054,3 тыс. рублей; 2015 г. - 16500,0 тыс. рублей; 2016 г. - 104700,0 тыс. рублей; 2017 г. - 80000,0 тыс. рублей; 2018 г. - 0,0 тыс. рублей; 2019 г. - 0,0 тыс. рублей; 2020 г. - 0,0 тыс. рублей |
Подпрограммы муниципальной программы |
- подпрограмма 1 "Улучшение экологической обстановки на территории города Рязани на 2014 - 2020 годы"; - подпрограмма 2 "Обращение с отходами производства и потребления в городе Рязани на 2014 - 2020 годы"; - подпрограмма 3 "Охрана муниципальных водных объектов в городе Рязани на 2014 - 2020 годы" |
Основные мероприятия (ведомственные целевые программы) муниципальной программы |
Основные мероприятия муниципальной программы реализуются в рамках подпрограмм |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
В результате реализации мероприятий муниципальной программы ожидается: - увеличение количества реабилитированных городских территорий до 3118 единиц; - увеличение доли отходов производства и потребления, вовлеченных во вторичную переработку, до 50%; - увеличение количества реабилитированных муниципальных водных объектов до 37 единиц |
______________________________
* Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
I. Характеристика текущего состояния сферы охраны окружающей среды
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением администрации города Рязани от 13.08.2013 N 3275 "Об утверждении Перечня муниципальных программ города Рязани".
Важным направлением деятельности органов местного самоуправления города Рязани в сфере социально-экономического развития является создание благоприятной для проживания и ведения экономической деятельности городской среды. Общее состояние и качество городской среды напрямую зависит от состояния экологической обстановки городской территории.
Рязань является крупным промышленным центром Центрального федерального округа России. Основу экономической базы города составляет многоотраслевая промышленность. Ведущую роль в промышленной структуре играют химическая и нефтехимическая отрасли, машиностроение, в составе которого значительная часть предприятий относится к военно-промышленному комплексу, цветная металлургия и строительная индустрия.
Современные экологические проблемы в Рязани связаны с рядом ее специфических особенностей, к которым относятся:
- значительная площадь производственных и коммунальных зон в общем балансе городских земель, низкий уровень их благоустройства, озеленения;
- высокая концентрация промышленных предприятий в промышленных узлах;
- расположение крупных промышленных узлов с наветренной стороны по отношению к жилым микрорайонам;
- отсутствие полного кольца окружной дороги, неразвитая сеть дорог;
- недостаточность площадей, занятых зелеными насаждениями;
- недостаточность обустроенных рекреационных зон отдыха, в том числе на водных объектах;
- неудовлетворительное санитарное состояние малых городских водоемов (прудов и обводненных карьеров);
- отсутствие или недостаточный уровень эксплуатационной надежности сооружений инженерной защиты на муниципальных водоемах;
- низкий процент переработки отходов производства и потребления, захоронение промышленных и бытовых отходов в качестве основного способа их утилизации.
Значительная величина антропогенных воздействий (более 80 тыс. тонн выбросов в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, более 80 млн. куб. м сбросов в водные объекты без учета объемов поверхностного стока на рельеф местности, 700 тыс. тонн образованных отходов), высокая плотность населения - 2300 чел. на 1 кв. км, близкое соседство объектов промышленного и транспортного комплексов с жилыми кварталами и природными территориями, обуславливают приоритетность вопросов экологии и охраны окружающей среды, как необходимых для качественной, комфортной и здоровой жизни людей, сохранения и развития природных территорий (38% зеленые насаждения, более 20 рек и ручьев, свыше 100 озер, прудов и обводненных карьеров).
Указанные особенности развития Рязани, высокая степень индустриализации города, увеличение автомобильного парка обусловили высокий уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду и как результат этого образование зон устойчивого и сверхнормативного загрязнения атмосферного воздуха, загрязнения и деградации почвенного покрова, деградация озелененных и природных территорий, водных объектов.
Анализ состояния окружающей среды свидетельствует о наличии негативных тенденций в изменении показателей ее качества.
Воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Основной проблемой качества атмосферного воздуха является высокое его загрязнение вблизи автотрасс и в зонах влияния промышленных предприятий. Жалобы населения на уровень загрязнения атмосферного воздуха стоят на одном из первых мест среди причин обращения жителей в администрацию города. По данным Рязанского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Рязанский ЦГМС филиал ФГБУ "Центральное УГМС") средние предельно-допустимые концентрации (далее - ПДК) загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы за 2012 год составили: формальдегид - 2,3 ПДК, бенз/а/пирен - 1,9 ПДК, диоксид азота - 1,5 ПДК, фенол - 1,0 ПДК, сероуглерод - 1,0 ПДК, взвешенные вещества - 0,9 ПДК. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Рязани по комплексному индексу загрязнения атмосферы (ИЗА), который характеризует уровень хронического, длительного загрязнения атмосферы, составляет 9,1. Проблемными веществами также являются углеводороды, оксиды азота. Одной из острых проблем является периодическое сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха на отдельных территориях города. Карта локализации жалоб и результаты проводимых экологических обследований (исследований) позволяют выделить 6 городских территорий (микрорайоны Строитель, Соколовка, Дашково-Песочня, Никуличи, Горроща, Приокский), где сверхнормативное загрязнение воздуха связано с постоянным негативным воздействием промышленных предприятий. Сверхнормативное загрязнение воздушного бассейна периодически фиксируется в микрорайонах, прилегающих к Южному, Восточному, Северо-западному промышленным узлам. В 2012 - 2013 годах на данных территориях были отмечены превышения нормативов по сероводороду, фенолу, формальдегиду и другим загрязняющим веществам. Не менее острой является проблема сверхнормативного загрязнения воздушного бассейна в районах, прилегающих к городским очистным сооружениям. В целях предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с сверхнормативным загрязнением атмосферного воздуха, администрацией города Рязани приобретена передвижная эколого-аналитическая лаборатория.
Размещение (захоронение) отходов производства и потребления в черте города ведет к загрязнению окружающей среды и в первую очередь деградации почв. В Рязани эксплуатируются санкционированные объекты размещения бытовых и промышленных отходов. Санкционированная свалка ТБО эксплуатируется с 1951 года (общий объем размещенных отходов составляет свыше 4,5 млн. куб. м) и занимает земельный участок площадью 36 га. Санкционированная свалка промышленных отходов эксплуатируется с 1991 года (общее количество размещенных отходов составляет 192,6 тыс. тонн) и занимает земельный участок площадью 17 га. После окончания расчетного срока эксплуатации (ориентировочно 3 - 5 лет) санкционированные свалки подлежат закрытию и рекультивации, нарушенные земли восстановлению и возвращению в хозяйственный оборот.
Несовершенная система обращения с отходами производства и потребления является причиной несанкционированного размещения отходов. Ежегодно на территории города выявляется свыше 60 свалок мусора. В результате хозяйственной деятельности в районе Хамбушево образовалась несанкционированная свалка древесно-кустарниковых отходов. Территория, занимаемая свалкой, составляет свыше 10 га. Все несанкционированные свалки подлежат ликвидации с последующим проведением мероприятий по рекультивации и восстановлению нарушенных земель.
На территории города выявлены территории, на которых отмечается загрязнение почвы нефтепродуктами в концентрациях превышающих нормативные. Так, отмечен факт загрязнения нефтепродуктами земельного участка по ул. Октябрьской площадью 0,7 га. В 2013 году на данном участке проведены исследования и изыскания, определены уровень загрязнения и граница распространения нефтепродуктов, разработана проектная документация по рекультивации нарушенного земельного участка. По результатам анализа проб, отобранных на гидрогеологических скважинах наблюдательной сети, в 60% скважин выявлены превышения ПДК по нефтепродуктам. Высокий уровень загрязнения создает угрозу подземным водам питьевого назначения из нижележащих водоносных горизонтов, которые являются источником водоснабжения города.
До настоящего времени в Рязани применяется несовершенная система удаления снега. Обезвреживание снежной массы осуществляется на сухой свалке, расположенной в районе Хамбушево. Начиная с 2011 года, администрацией города сделаны первые шаги по внедрению современной системы обезвреживания снега методом плавления на стационарных пунктах. Разработана схема удаления и обезвреживания снега, определены текущая и перспективная потребности в технологических мощностях, количество и места размещения пунктов плавления снега. В перспективе необходимы мероприятия по выбору и отводу земельных участков и разработке проектно - сметной документации на строительство стационарных пунктов плавления снега, включая проведение изыскательских работ.
Развитие зеленого фонда (природные и озелененные территории, зеленые насаждения) города Рязани.
Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Рязани, в частности Генеральным планом города Рязани, утвержденным решением Рязанского городского Совета от 30.11.2006 N 794-III, Правилами землепользования и застройки в городе Рязани, утвержденными решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 N 897-I, определен перечень объектов озеленения общего пользования, в том числе на резервных территориях города с выделением первоочередных объектов, а также установлена обязательность сохранения баланса территорий зеленого фонда города при разработке документации по планировке (развитию) территорий с утверждением норматива озеленения.
Корректировка границ территорий зеленого фонда производится:
- в целях актуализации Генерального плана города Рязани;
- при необходимости размещения предусмотренных городскими программами объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, социально значимых объектов и при отсутствии альтернативных вариантов их размещения вне границ указанных территорий с применением процедуры публичных слушаний при участии общественных организаций и населения города. Обеспечение открытости принимаемых в городе решений по сохранению и развитию указанных территорий, организация свободного доступа населения к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляется через размещение в средствах массовой информации соответствующей информации.
Корректировка территорий зеленого фонда города Рязани, снос зеленых насаждений при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства осуществляется только при соблюдении баланса сносимых зеленых насаждений и вновь посаженных в рамках компенсационного озеленения в пользу последних. Так, в рамках компенсационного озеленения в 2010 - 2012 годах высажено свыше 6 тыс. шт. деревьев и кустарников.
Перечень зеленых зон города, подлежащих оформлению в муниципальную собственность, утвержден решением Рязанского городского Совета от 12.10.2006 N 688-III "О дополнительных мерах по сохранению объектов озеленения города Рязани". По состоянию на 01.01.2013 в собственность муниципального образования для организации озелененных территорий общего пользования оформлено свыше 250 зеленых зон.
Решением Рязанского городского Совета от 31.01.2008 N 2-III "О введении моратория на изменение границ объектов озеленения города Рязани" введен мораторий на изменение границ объектов озеленения города Рязани. Решением Рязанской городской Думы от 29.11.2012 N 463-I "О внесении изменения в решение Рязанского городского Совета от 31.01.2008 N 2-III "О введении моратория на изменение границ объектов озеленения города Рязани" мораторий на изменение границ зеленых зон продлен.
В соответствии с возложенными полномочиями осуществляется контроль за сохранением баланса территорий зеленого фонда при корректировке границ и выполнением озеленительных работ. В пределах резервных городских территорий осуществляется формирование новых участков рекреационного назначения, проводится их экологическая реабилитация, озеленение и благоустройство. В городе Рязани ведется учет зеленых насаждений. Для целей учета создан реестр зеленых насаждений, подлежащих сносу. Обязательный учет зеленых насаждений должен производиться при регистрации сделок с земельными участками и переходе прав на них. При этом должны учитываться наличие зеленых насаждений, занимаемая ими площадь, видовой состав и возраст деревьев и кустарников. Однако данные положения не учитываются при оформлении земельно-правовых отношений, что делает невозможным учет зеленых насаждений на территориях, находящихся в собственности, аренде, и провоцирует их деградацию.
В настоящее время площадь зеленых насаждений общего пользования в городе Рязани - более 530 га, обеспеченность - 10,2 кв. м на одного жителя города, что соответствует характеристикам, принятым Генеральным планом города Рязани. При этом, обеспеченность населения зелеными зонами остается меньше нормативной. Общая площадь городских лесов составляет 886,5 га. Леса городского лесничества отнесены к лесам 1 группы. Они выполняют средозащитные, культурно-оздоровительные и рекреационные функции. Городские леса могут служить базой для организации лесопарков. На территории города значительная часть свободных территорий в селитебных зонах города, а также сохранившихся естественных озелененных территорий должна перейти в озелененные территории общего пользования разных категорий. Для чего, на протяжении 3 лет в рамках долгосрочной целевой программы "Улучшение экологической обстановки на территории муниципального образования - городской округ город Рязань на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением администрации города Рязани от 14.10.2010 N 4974, осуществляется комплекс мероприятий по межеванию земельных участков свободных от прав третьих лиц, постановке их на кадастровый учет и передаче в постоянное бессрочное пользование муниципальному учреждению.
Зеленый фонд города закладывался в 60 - 70 годы прошлого столетия и представлен большим количеством тополей бальзамических и ив обыкновенных (ветел), которые в настоящее время достигли предельного возраста биологического старения. Старовозрастные деревья, имеющие большую высоту и неудовлетворительное состояние, являются аварийно опасными и представляют большую потенциальную угрозу движимому и недвижимому имуществу юридических лиц, граждан, их здоровью и жизни. При этом, как показывает сложившаяся практика иски к администрации города при рассмотрении дел о причинении материального ущерба в результате обрушения деревьев или их отдельных частей удовлетворяются в судах различных инстанций в пользу истцов. В связи с чем, удаление старовозрастного, аварийного зеленого фонда на муниципальных территориях относится к одной из приоритетных задач, стоящих перед администрацией города.
Таким образом, среди наиболее острых проблем следует выделить: отсутствие единой системы зеленых насаждений; запущенность и неухоженность большей части существующих зеленых насаждений; большое количество старовозрастных и аварийных деревьев; ограниченный ассортимент древесных, кустарниковых пород; отсутствие перспективного плана озеленения города Рязани; недостаточное количество озеленения общего пользования жителей города; большая часть зеленых зон города не оформлена в муниципальную собственность; отсутствие на территории города особо охраняемых природных территорий местного значения.
В связи с этим, решение проблем в сфере развития зеленого фонда города является актуальной задачей и одним из реальных инструментов улучшения качества жизни.
Обращение с отходами производства и потребления.
В соответствии с данными федерального государственного статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) на территории города Рязани ежегодно образуется более 700 тыс. тонн бытовых и промышленных отходов I - V класса опасности для окружающей среды. На 1 жителя города Рязани приходится свыше 450 кг отходов в год. Динамика образования отходов на территории Рязани в 2008 - 2012 годах приведена в таблице.
Таблица
N п\п |
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
1 |
Масса образуемых отходов, т/год |
234239,913 |
250065,354 |
24161,3 |
314892,3 |
342126,15 |
2 |
Масса используемых отходов, т/год |
60867,17 |
97502,402 |
96521,9 |
97215,8 |
103914,42 |
3 |
Масса обезвреженных отходов, т/год |
565,064 |
190,071 |
12911,0 |
12217,1 |
12518,4 |
Существенное увеличение объемов образования отходов связано с резким увеличением уровня потребления, увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также появлением новых видов отходов, ростом промышленного производства и наличием ресурсоемких производств.
Существующая в Рязани система обезвреживания отходов производства и потребления основана на захоронении подавляющего большинства отходов на санкционированных свалках. На территории города 18 предприятий различных форм собственности, относящихся в основном к предприятиям малого и среднего бизнеса, специализируются на вторичном использовании и переработке отходов производства и потребления. Уровень переработки отдельных отходов достаточно высокий и составляет: картона и бумаги - 55,5%, отработанных масел - 99,8%, отработанных аккумуляторов - 94%, лома черных и цветных металлов - 95,0%, боя стекла - 99,6%, древесины - 83,6%, отработанных покрышек - 92,1% и ртутьсодержащих отходов - 80,5%. Промышленная переработка строительных, нефтесодержащих отходов, осадков, образующихся при механической и биологической очистке сточных вод, не производится по причине отсутствия соответствующих технологий. Остается нерешенной задача создания системы сбора электронного и электротехнического лома и организации производства по переработке данного вида отходов, как наиболее коммерчески привлекательного вторичного ресурса. Одним из основных факторов, тормозящих развитие данного направления, безусловно, является отсутствие соответствующей правовой базы.
В структуре образованных отходов 80% занимают твердые бытовые отходы. Утилизируемая часть отходов (макулатура, лом черных и цветных металлов, стекло - (10 - 15% всех отходов) используется в качестве вторичного сырья в технологических процессах предприятий, неутилизируемая (85 - 90%) поступает для захоронения на свалку. В городе не внедрена система селективного сбора отходов, отсутствуют мусоросортировочные предприятия. Энергетический потенциал твердых бытовых отходов не используется.
Таким образом, слабое развитие индустрии вторичной переработки отходов приводит к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом утилизации отходов. На санкционированных объектах города Рязани размещено свыше 8 млн. тонн отходов производства и потребления.
На территории Рязани эксплуатируются 2 санкционированных объекта размещения отходов. Санкционированные свалка ТБО и санкционированная свалка промышленных отходов. Свалки не имеют современных технологий по обезвреживанию отходов, морально и физически устарели. Расчетная вместимость объектов по состоянию на 01.01.2013 ориентировочно составляет 5 лет.
Санкционированные свалки размещены в черте города Рязани и являются дополнительными источниками загрязнения окружающей среды.
В настоящее время особое место в системе обращения с отходами занимает сбор и обезвреживание ртутьсодержащих отходов, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп. С целью снижения энергоемкости и повышения энергоэффективности всех отраслей хозяйствования предусмотрен поэтапный переход на использование энергосберегающих ламп взамен ламп накаливания. Следовательно, доля использования энергосберегающих ртутьсодержащих ламп ежегодно будет увеличиваться. Основным потребителем энергосберегающих компактных ламп является население - на его долю приходится 70% продукции. В рамках долгосрочной целевой программы "Организация работ по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов в городе Рязани на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением администрации города Рязани от 14.10.2011 N 4447, оборудованы и работают пункты приема отработанных ртутьсодержащих ламп во всех учреждениях образования, культуры. В управляющих компаниях и обслуживающих жилой фонд организациях оборудовано только 26 пунктов по приему отработанных ртутьсодержащих ламп от населения. В 2011 - 2012 годах сдано на обезвреживание свыше 88 тыс. шт. отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе 1 тыс. ламп от населения. По причине недостаточной обеспеченности управляющих компаний и организаций, обслуживающих жилой фонд, пунктами приема, низкого уровня информированности населения об обращении с опасными отходами, используемыми в быту, отработанные компактные энергосберегающие лампы выбрасываются населением вместе с бытовыми отходами с последующим размещением на свалке ТБО города Рязани, загрязняя ртутью окружающую среду.
Таким образом, в сложившейся системе обращения с отходами производства и потребления отмечаются следующие проблемы:
- имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;
- устаревшие и не отвечающие современным требованиям технологии сбора, размещения и переработки отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
- не развита сеть пунктов для сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов, образовавшихся у населения;
- низкий уровень информированности населения об обращении с опасными отходами;
- низкий охват населения, проживающего в частном секторе, а также гаражных кооперативов, садоводческих товариществ организованными системами сбора и вывоза отходов;
- несанкционированное размещение отходов - образование на городских территориях большого количества несанкционированных свалок
- недостаточное количество специализированного транспорта, изношенность парка спецтехники, высокие эксплуатационные затраты на транспортировку отходов;
- отсутствие отвечающих требованиям экологической безопасности объектов размещения отходов;
- недостаточное развитие системы предприятий по переработке твердых бытовых отходов.
Отдельные мероприятия по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления реализованы администрацией города Рязани в рамках долгосрочной целевой программы "Улучшение экологической обстановки на территории муниципального образования - городской округ город Рязань на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением администрации города Рязани от 14.10.2010 N 4974, а именно: проведена организационная работа по выбору земельного участка под строительство комплекса по переработке токсичных промышленных отходов предприятий города Рязани и Рязанской области, разработан проект строительства площадки накопления бытовых отходов от микрорайона Солотча, разработана генеральная схема удаления снега с территории города, ведется постепенная замена контейнеров для сбора отходов от населения, приобретение современной техники для вывоза ТБО.
Создание эффективной системы, безопасной для населения и окружающей среды, являющееся основной целью Программы, достигается посредством реализации конкретных мероприятий природоохранной направленности.
В связи с этим, решение проблем в сфере обращения с отходами является актуальной задачей и одним из реальных инструментов улучшения качества жизни.
Водные объекты.
Качество воды водных объектов, расположенных в городе Рязани, в целом удовлетворяет нормативам, установленным для водных объектов культурно-бытового водопользования. Превышения нормативов загрязняющих веществ в водоемах культурно-бытового назначения наблюдаются в основном по 5 показателям: железо, марганец, нефтепродукты, органика по БПК (биологическое потребление кислорода) и ХПК (химическое потребление кислорода), а также микробиологическим показателям. Актуальными проблемами являются:
- поступление в поверхностные водные объекты сбросов централизованных систем водоотведения (хозяйственно-бытовая и ливневая), неорганизованного поверхностного стока (ливневые, талые воды, атмосферные осадки). Это приводит к тому, что загрязнение вод не только становится значительно выше рыбохозяйственных нормативов, но даже культурно-бытовых;
- элементы благоустройства берегов на многих участках открытых водоемов отсутствуют, что делает невозможным рекреационное использование водных объектов;
- противооползневые мероприятия в городе практически не проводятся, не регламентируется хозяйственная деятельность по освоению оползневых склонов;
- не организована либо находится в плохом техническом состоянии система отвода поверхностного стока, каждую весну размывающая склоны;
- разграничение полномочий собственности на водные объекты муниципального образования и Российской Федерации не позволяет осуществить меры по реабилитации и охране рек и озер в полном объеме за счет бюджета города.
Выполнение мероприятий программы позволит частично разрешить имеющиеся проблемы в части реабилитации (восстановления) муниципальных водоемов, увеличения эксплуатационной надежности сооружений инженерной защиты на водных объектах, обеспечения жителей зонами отдыха на воде.
Экологическое образование, воспитание, информирование населения.
Существенным механизмом повышения качества окружающей среды является экологическое просвещение и повышение уровня ответственности граждан за состояние окружающей среды. Для этих целей предполагается динамичное развитие системы получения и передачи экологических знаний. Для этого предусмотрено финансирование подготовки и проведения массовых экологических мероприятий с привлечением к 2020 году к участию в них не менее 180 тыс. человек. Просветительская деятельность не имеет прямого экономического эффекта, однако она имеет ярко выраженный социальный эффект. С помощью проводимых мероприятий планируется повысить долю горожан, принимающих активное участие в ее изменении, до 30%.
Развитие экологического образования и просвещения, формирование экологической культуры относятся к приоритетным задачам органов местного самоуправления города в сфере охраны окружающей среды.
Созданная в Рязани система экологического образования и просвещения охватывает все возрастные группы и социальные слои населения и тесно связана с вопросами обеспечения экологической безопасности, повышения качества жизни и комфортности проживания людей, формирования практических навыков поведения человека в повседневной жизни, способствующих бережному и уважительному отношению к природе и активному содействию в решении социально-экономических и экологических проблем города.
Программой предусмотрен ряд мероприятий для организации системной работы в области экологического образования и просвещения. Для усиления кадрового потенциала учителей-организаторов экологического образования осуществляется ежегодная переподготовка учителей общеобразовательных школ города Рязани. Издается печатная продукция экологической направленности. Важнейшим направлением эколого-просветительской деятельности является работа со школьниками, осуществляемая сотрудниками всех образовательных учреждений. Используя мировой и отечественный опыт, муниципальные учреждения образования и культуры проводят разнообразные природоохранные мероприятия, инициируют и поддерживают объединения школьников, развивают движение в поддержку охраны природы, организуют эколого-просветительские и познавательные мероприятия, а именно: акции "Возродим Рязанские леса" (посадка сосен) и "Вырасти свою сосну", "Батарейку принеси - мир от щелочи спаси!", акции-соревнования: "Субботка-переработка" и "Соберем макулатуру - сохраним дерево", акция "Экологичная упаковка", расчистка родников и берегов водоемов, уходные работы за посаженными ранее зелеными насаждениями.
Осуществляется выставочная деятельность, направленная на популяризацию экологических знаний, привлечение внимания горожан к уникальности живой природы города, ее сохранению и восстановлению. Выставка поделок из природного материала "Оранжевое чудо", выставки работ учащихся студий "Акварелька" и "Флористика", выставка фоторабот "Красота родной земли" Чепкасовой Анастасии, ученицы 9А класса школы N 6, а также выставка "Старым вещам - новую жизнь" получили высокую оценку посетителей - горожан всех возрастов.
С каждым годом все актуальнее становится волонтерская работа. Именно волонтеры оказывают значительную помощь и поддержку в работе по уборке природных территорий. Традиционно к волонтерской работе привлекаются школьники и студенты, участвующие в программах летних волонтерских лагерей. Так, волонтерскими отрядами города Рязани проводятся субботники по уборке берегов реки Ока и реки Лыбедь, территории Лесопарка и Луковского леса, посадка зеленых насаждений и др.
В целях постоянного информирования населения о состоянии окружающей среды и мерах администрации города по улучшению экологической обстановки на территории города подготовлено 12 материалов в печатные издания, дано 14 интервью городским телеканалам. Опубликовано 22 статьи в печатных средствах массовой информации об эколого-просветительской и научной деятельности на природных территориях города.
Существенная роль в городе отводится вовлечению школьников в научно-практическую работу. В 2012 году силами коллективов педагогов, преподавателей профильных ВУЗов и специалистов на природных территориях проводились экологические школьные мониторинги по изучению воздушного бассейна, водных объектов, почвы, животного и растительного мира: городским центром детского экологического образования "ЭКОАС" проведены биоиндикационные исследования на реке Вожа, учащимися школы N 21 проведены исследования по определению загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными средствами в районе ул. Авиационная и ул. Белякова (пос. Дягилево), студентами Рязанского государственного университета им. С.А.Есенина - мониторинг состояния видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Рязанской области, эколого-геохимические исследования в долине реки Ока и др.
Традиционной и высокоэффективной формой работы с детьми является проведение разнообразных конкурсов, традиционных праздников и экологических акций. Ежегодно проводятся следующие международные и общегородские праздники: Международный день воды, Международный день птиц, Международный день Земли, Всемирный день охраны окружающей среды, Международный день животных, международная акция "Марш парков", "Сделаем! Всемирная уборка", всероссийская акция "Блогеры против мусора" и др. В течение года проводятся природоохранные акции по благоустройству территории, сопровождающиеся эколого-просветительскими мероприятиями: экологическими играми, театрализованными представлениями, конкурсами, викторинами,
В 2012 году в городе Рязани впервые прошел международный фестиваль экологического кино "ЭкоЧашка", в рамках кинофестиваля были показаны лучшие фильмы о защите окружающей среды, которые не просто обозначили проблемы экологии, но и предложили конкретные решения.
Более 140 тысяч жителей города традиционно принимают участие в экологических мероприятиях и акциях.
Особое внимание уделяется вопросам ресурсосбережения. В течение года проводятся экологические мероприятия и акции, направленные на реализацию программы ресурсосбережения (акция "Час Земли", акции по сбору макулатуры, раздельного сбора мусора). По результатам мероприятий проводятся фотовыставки.
В целях совершенствования системы экологического образования и просвещения в городе на период 2014 - 2020 годов предусматривается работа по следующим основным направлениям: работа с детьми дошкольного возраста, школьниками, учителями и другими группами населения; повышение квалификации педагогических работников; организация экологических кружков, выставок, тематических экскурсий и экскурсий по экологическим тропам на природных территориях; организация летних детских экологических лагерей; взаимодействие с общественностью, освещение деятельности в области экологического просвещения в средствах массовой информации; рекламно-издательская деятельность; организация школьной и студенческой научно-исследовательской деятельности; организация отдыха и физкультурно-оздоровительной деятельности населения; организация экологических праздников, фестивалей, акций, природоохранных мероприятий.
II. Приоритеты муниципальной политики, реализуемой на территории города Рязани в сфере охраны окружающей среды, цели и задачи муниципальной программы, прогноз развития данной сферы
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, определила в качестве главной цели экологической политики государства на среднесрочную перспективу значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.
Основным приоритетом, определенным Планом стратегического развития города Рязани до 2020 года, утвержденным решением Рязанской городской Думы от 26.03.2009 N 169-I, является создание благоприятной для проживания и ведения экономической деятельности городской среды.
В настоящее время приоритетными направлениями в сфере охраны окружающей среды и природопользования в городе Рязани являются:
- экологическая реабилитация нарушенных земель и городских территорий, ликвидация накопленных ранее загрязнений;
- увеличение площади зеленого фонда города и повышение рекреационной привлекательности зеленых зон, восстановление озелененных территорий, воспроизводство зеленых насаждений;
- создание на территории города современной, безопасной для окружающей среды и здоровья населения системы обращения с отходами, увеличение объемов переработки отходов производства и потребления, в том числе вторично используемых ресурсов;
- восстановление и сохранение прудов и обводненных карьеров, благоустройство территорий, прилегающих к водным объектам, создание зон отдыха населения на водных объектах;
- предотвращение негативного влияния вод муниципальных водных объектов на объекты экономики и население;
- повышение уровня экологической культуры населения, вовлечение населения и общественных организаций в решение экологических проблем.
Программа включает цели, задачи и основные направления деятельности по снижению негативного техногенного и антропогенного воздействия на окружающую среду объектов хозяйственной деятельности, в том числе ликвидации накопленных ранее загрязнений, предотвращению деградации, восстановлению и охране природных объектов в границах рассматриваемой территории, созданию современной ресурсосберегающей системы обращения с отходами, реабилитации муниципальных водных объектов, предотвращению негативного воздействия вод на население и объекты экономики.
С учетом приоритетных направлений были сформулированы цели настоящей программы. Целью программы является улучшение качества окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов.
Достижение цели муниципальной программы требует решения следующих задач:
- экологическая реабилитация нарушенных городских территорий, восстановление, сохранение экологического баланса городской среды, улучшение состояния природных систем;
- снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду.
- реабилитация и сохранение водных объектов для создания благоприятных условий жизни населения и обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
III. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Программа реализуется в 2014 - 2020 годах. Программа реализуется в один этап.
IV. Прогноз ожидаемых результатов муниципальной программы, целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы
Целевой показатель муниципальной программы, характеризующий решение задачи 1 "Экологическая реабилитация нарушенных городских территорий, восстановление, сохранение экологического баланса городской среды, улучшение состояния природных систем":
- количество реабилитируемых городских территорий. Показатель характеризует охват городских территорий мероприятиями по ликвидации загрязняющих веществ и восстановлению зеленых насаждений, а также регулярными лабораторными исследованиями. Показатель определяется по числу фактически реабилитированных территорий.
Целевой показатель муниципальной программы, характеризующий решение задачи 2 "Снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду":
- доля отходов производства и потребления, вовлеченных во вторичную переработку. Показатель характеризует уровень отходов производства и потребления, размещенных на санкционированных объектах размещения отходов и направлен на снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду. Показатель рассчитывается как отношение количества отходов производства и потребления, направленных на вторичное использование (переработку), к общей массе образованных отходов. Показатель определяется по данным государственной статистической отчетности 2 ТП (отходы) хозяйствующих субъектов.
Целевой показатель муниципальной программы, характеризующий решение задачи 3 "Реабилитация и сохранение водных объектов для создания благоприятных условий жизни населения и обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод":
- количество реабилитируемых водных объектов. Показатель характеризует охват муниципальных водных объектов мероприятиями по реабилитации (восстановлению) (включая изучение санитарного состояния береговой полосы, качества воды и донных отложений, надежности инженерных сооружений, благоустройство). Показатель определяется по числу фактически реабилитированных водоемов.
Система показателей (индикаторов) муниципальной программы включает взаимодополняющие друг друга индикаторы, характеризующие достижение цели муниципальной программы, и индикаторы, входящие в подпрограммы и направленные на достижение индикаторов муниципальной программы.
Индикаторы подпрограмм представлены в соответствующих подпрограммах.
Реализация муниципальной программы позволит:
- увеличить количество реабилитированных городских территорий до 3118 единиц;
- увеличить долю отходов производства и потребления, вовлеченных во вторичную переработку, до 50%;
- увеличить количество реабилитированных муниципальных водных объектов до 37 единиц (общее количество муниципальных водных объектов 85);
Планируемые значения целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы по годам представлены в приложении N 1 к муниципальной программе.
V. Перечень и краткое описание подпрограмм, входящих в муниципальную программу
Для достижения поставленной цели и решения задач в рамках муниципальной программы запланирована реализация следующих подпрограмм:
Подпрограмма 1 "Улучшение экологической обстановки на территории города Рязани на 2014 - 2020 годы".
Цель: экологическая реабилитация нарушенных городских территорий, восстановление, сохранение экологического баланса городской среды, улучшение состояния природных систем.
Задачи:
1. Экологическая реабилитация и рекультивация нарушенных земель, исключение сверхнормативного загрязнения окружающей среды.
2. Развитие зеленого фонда города.
3. Повышение уровня экологической культуры населения, расширение участия общественности в решении экологических проблем.
Подпрограмма 2 "Обращение с отходами производства и потребления в городе Рязани на 2014 - 2020 годы".
Цель: снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду.
Задачи:
1. Безопасное размещение промышленных отходов за счет строительства нового, отвечающего современным требованиям полигона.
2. Организация и эффективное функционирование централизованной системы сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов от населения и муниципальных учреждений.
Подпрограмма 3 "Охрана муниципальных водных объектов в городе Рязани на 2014 - 2020 годы".
Цель: реабилитация и сохранение водных объектов для создания благоприятных условий жизни населения и обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
Задачи:
1. Обеспечение мер по восстановлению, сохранению водных объектов с благоустройством прилегающих территорий.
2. Обеспечение мер по повышению эксплуатационной надежности сооружений инженерной защиты на водных объектах.
VI. Основные мероприятия и ведомственные целевые программы муниципальной программы
Для реализации поставленных целей и задач муниципальной программы запланирована реализация 11 основных мероприятий в рамках вышеперечисленных подпрограмм.
Перечень подпрограмм и основных мероприятий муниципальной программы представлен в приложении N 2 к муниципальной программе.
VII. Основные меры правового регулирования в сфере охраны окружающей среды, направленные на достижение цели и конечных результатов муниципальной программы
Основными мерами правового регулирования на государственном и муниципальном уровнях являются следующие нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
- Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
- Водный кодекс Российской Федерации;
- Земельный Кодекс Российской Федерации;
- Закон Рязанской области от 31.10.2002 N 67-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Рязанской области";
- Устав муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области;
- решение Рязанской городской Думы от 26.03.2009 N 169-I "Об утверждении Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года";
- решение Рязанского городского Совета от 30.11.2006 N 794-III "Об утверждении Генерального плана города Рязани";
- решение Рязанской городской Думы от 11.12.2008 N 897-I "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Рязани";
- решение Рязанского городского Совета от 12.10.2006 N 688-III "О дополнительных мерах по сохранению объектов озеленения города Рязани";
- решение Рязанского городского Совета от 31.01.2008 N 2-III "О введении моратория на изменение границ объектов озеленения города Рязани";
- решение Рязанского городской Думы от 24.05.2012 N 174-I "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования - город Рязань".
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы приведены в приложении N 3 к муниципальной программе.
VIII. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объем финансирования муниципальной программы за счет всех источников финансирования составляет 374870,4 тыс. рублей (*), в том числе по годам и источникам финансирования представлен в таблице:
Таблица
Период реализации муниципальной программы |
Объем финансирования по источникам, тыс. руб. |
||||
Всего |
Бюджет города Рязани |
Областной бюджет |
Федеральный бюджет |
Юридические лица |
|
2014 |
63377,4 |
20323,1 |
0,0 |
0,0 |
43054,3 |
2015 |
36823,1 |
20323,1 |
0,0 |
0,0 |
16500,0 |
2016 |
125023,1 |
20323,1 |
0,0 |
0,0 |
104700,0 |
2017 |
96861,1 |
16861,1 |
0,0 |
0,0 |
80000,0 |
2018 |
16115,5 |
16115,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2019 |
17513,5 |
17513,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2020 |
19156,7 |
19156,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Итого |
374870,4 |
130616,1 |
0,0 |
0,0 |
244254,3 |
Информация о ресурсном обеспечении реализации муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы за счет средств бюджета города Рязани по годам, в разрезе главных распорядителей средств бюджета города Рязани представлена в приложении N 4 к муниципальной программе.
Объем финансирования муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы по годам реализации в разрезе источников финансирования представлен в приложении N 5 к муниципальной программе.
______________________________
* Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Список сокращений
- УБГиДХ - управление благоустройства города и дорожного хозяйства
- УОиМП - управление образования и молодежной политики,
- УК - управление культуры,
- УФКиМС - управление по физической культуре и массовому спорту,
- МБУ "ДБГ" - муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция благоустройства города",
- ТБО - твердые бытовые отходы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.