Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к муниципальной программе
Подпрограмма 2
"Обращение с отходами производства и потребления в городе Рязани на 2014 - 2020 годы"
Паспорт
подпрограммы 2 "Обращение с отходами производства и потребления в городе Рязани на 2014 - 2020 годы" (далее - Подпрограмма 2)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани |
Участники подпрограммы |
- управление образования и молодежной политики администрации города Рязани; - управление культуры администрации города Рязани; - управление по физической культуре и массовому спорту администрации города Рязани |
Цель подпрограммы |
Снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду |
Задачи подпрограммы |
1. Безопасное размещение промышленных отходов за счет строительства нового, отвечающего современным требованиям полигона. 2. Организация и эффективное функционирование централизованной системы сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов от населения и муниципальных учреждений |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
- обеспеченность города полигоном промышленных отходов; - ежегодное количество отработанных ртутьсодержащих ламп, переданных на обезвреживание; - количество ежегодно издаваемых информационных материалов о порядке сбора отработанных ртутьсодержащих ламп |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2014 - 2020 гг. Подпрограмма 2 реализуется в один этап |
Объем финансирования подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы 2 за счет бюджета города Рязани составляет 6589,2 тыс. рублей (*), в том числе по годам реализации: 2014 г. - 1455,6 тыс. рублей; 2015 г. - 1455,6 тыс. рублей; 2016 г. - 1455,6 тыс. рублей; 2017 г. - 555,6 тыс. рублей; 2018 г. - 555,6 тыс. рублей; 2019 г. - 555,6 тыс. рублей; 2020 г. - 555,6 тыс. рублей |
Основные мероприятия подпрограммы |
Строительство полигона промышленных отходов, включая проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации. 2. Организация централизованной системы сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов. 3. Информирование населения о порядке сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
В результате реализации мероприятий подпрограммы планируется достичь следующих результатов: - обеспечение города полигоном промышленных отходов - 1 единица; - увеличение ежегодного количества отработанных ртутьсодержащих ламп, переданных на обезвреживание, до 15000 штук; - увеличение количества ежегодно издаваемых информационных материалов о порядке сбора отработанных ртутьсодержащих ламп до 13000 штук |
____________________________
* Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере
Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах городского округа в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является вопросом местного значения городского округа.
В соответствии с данными федерального государственного статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) на территории города Рязани ежегодно образуется более 700 тыс. тонн бытовых и промышленных отходов I - V класса опасности для окружающей среды. На 1 жителя города Рязани приходится свыше 450 кг отходов в год.
Источниками образования твердых бытовых отходов на территории Рязани являются организации и промышленные предприятия, население. Наибольшее количество промышленных отходов в Рязани образуется предприятиями химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, радиоэлектронной и энергетической промышленности. Динамика образования отходов на территории Рязани в 2008 - 2012 годы приведена в таблице.
Таблица
N п\п |
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
1 |
Масса образуемых отходов, т/год |
234239,913 |
250065,354 |
24161,3 |
314892,3 |
342126,15 |
2 |
Масса используемых отходов, т/год |
60867,17 |
97502,402 |
96521,9 |
97215,8 |
103914,42 |
3 |
Масса обезвреженных отходов, т/год |
565,064 |
190,071 |
12911,0 |
12217,1 |
12518,4 |
Существенное увеличение объемов образования отходов связано с резким увеличением уровня потребления, увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также появлением новых видов отходов, ростом промышленного производства и наличием ресурсоемких производств.
Существующая в Рязани система обезвреживания отходов производства и потребления основана на захоронении подавляющего большинства отходов на санкционированных свалках.
Для переработки отходов в Рязани используется потенциал уже имеющихся предприятий. На территории города 18 предприятий различных форм собственности, относящихся в основном к предприятиям малого и среднего бизнеса, специализируются на вторичном использовании и переработке следующих отходов: картона и бумаги, отработанных масел различных видов, отработанных аккумуляторов, лома черных и цветных металлов, боя стекла, отходов полиэтилена, полипропилена, древесины, отработанных покрышек и ртутьсодержащих отходов. Промышленная переработка строительных, нефтесодержащих отходов, осадков, образующихся при механической и биологической очистке сточных вод, не производится по причине отсутствия соответствующих технологий.
В структуре образованных отходов 80% занимают твердые бытовые отходы. Утилизируемая часть отходов (макулатура, лом черных и цветных металлов, полиэтилен, стекло - 10 - 15% всех отходов) используется в качестве вторичного сырья в технологических процессах предприятий, неутилизируемая (85 - 90%) поступает для захоронения на свалку.
В городе не внедрена система селективного сбора отходов, отсутствуют мусоросортировочные предприятия. Энергетический потенциал ТБО не используется
Таким образом, слабое развитие индустрии вторичной переработки отходов приводит к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом утилизации отходов. На санкционированных объектах города Рязани размещено свыше 8 млн. тонн отходов производства и потребления.
В настоящее время на территории города Рязани эксплуатируются 2 санкционированных объекта размещения отходов. Отходы II - IV класса опасности, образующиеся на предприятиях города Рязани и Рязанской области, размещаются на муниципальной санкционированной свалке промышленных отходов города Рязани. Свалка эксплуатируется с 1991 года. Расчетная вместимость данного объекта по состоянию на 01.01.2013 составляла ориентировочно 4 года для отходов III - IV класса опасности, для отходов II класса - свыше 15 лет.
Свалка твердых бытовых отходов г. Рязани эксплуатируется с 1957 года, введена в эксплуатацию без проектных решений. Захоронение бытовых отходов ведется по высотной схеме. Расчетная вместимость объекта ориентировочно составляет не более 5 лет. В нарушение природоохранного законодательства санкционированные свалки эксплуатируются в черте города Рязани, что ведет к дополнительному загрязнению окружающей среды и создает угрозу здоровью населения.
В настоящее время особое место в системе обращения с отходами занимает сбор и обезвреживание ртутьсодержащих отходов, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп. С целью снижения энергоемкости и повышения энергоэффективности всех отраслей хозяйствования Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен поэтапный переход на использование энергосберегающих ламп взамен ламп накаливания. Следовательно, доля использования энергосберегающих ртутьсодержащих ламп ежегодно будет увеличиваться.
Основным потребителем энергосберегающих компактных ламп является население - на его долю приходится 70% продукции. Сегодня из-за отсутствия централизованной сети сбора отработанные ртутные лампы, ртутьсодержащие приборы и компактные энергосберегающие ртутные лампы выбрасываются населением вместе с бытовыми отходами, с последующим размещением на свалке твердых бытовых отходов города Рязани, загрязняя ртутью окружающую среду.
Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения отходов являются:
- накопленные проблемы предшествующих периодов - имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;
- устаревшие и не отвечающие современным требованиям технологии сбора, размещения и переработки отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
- отсутствие сети пунктов по сбору вторсырья;
- несанкционированное размещение отходов, образование на городских территориях большого количества несанкционированных свалок;
- отсутствие отвечающих требованиям экологической безопасности объектов размещения отходов;
- недостаточное развитие системы предприятий по переработке твердых бытовых отходов.
Таким образом, решение проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления является актуальной задачей для Рязани.
Отдельные мероприятия по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления реализованы администрацией города Рязани в рамках долгосрочных целевых программ "Улучшение экологической обстановки на территории муниципального образованию городской округ город Рязань на 2010 - 2013 годы", утвержденной постановлением администрации города Рязани от 14.10.2010 N 4974 "Организация работ по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов в городе Рязани на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением администрации города Рязани от 14.10.2011 N 4447, а именно: проведена организационная работа по выбору земельного участка под строительство комплекса по переработке токсичных промышленных отходов предприятий города Рязани и Рязанской области, разработан проект площадки накопления бытовых отходов от микрорайона Солотча, разработана генеральная схема удаления снега с территории города, ведется постепенная замена контейнеров для сбора отходов от населения, приобретение современной техники для вывоза ТБО.
II. Приоритеты муниципальной политики в реализации подпрограммы города Рязани, цели и задачи подпрограммы
В соответствии с основными приоритетами, определенными Планом стратегического развития города Рязани до 2020 года, утвержденным решением Рязанской городской Думы от 26.03.2009 N 169-I, в числе которых создание благоприятной для проживания и ведения экономической деятельности городской среды, сформулирована цель настоящей Подпрограммы 2: снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду.
Достижение поставленной цели в рамках реализации Подпрограммы 2 требует решения следующих задач:
1. Безопасное размещение промышленных отходов за счет строительства нового, отвечающего современным требованиям полигона.
2. Организация и эффективное функционирование централизованной системы сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов от населения и муниципальных учреждений.
III. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации Подпрограммы 2 - 2014 - 2020 годы. Подпрограмма 2 реализуется в один этап.
IV. Прогноз ожидаемых результатов подпрограммы, целевые показатели (индикаторы) подпрограммы
Целевыми индикаторами и показателями Подпрограммы 2 являются:
- обеспеченность города полигоном промышленных отходов. Показатель характеризует наличие полигона промышленных отходов для нужд города Рязани и возможность размещения промышленных отходов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, закрытие санкционированной свалки промышленных отходов. Показатель определяется по факту ввода в эксплуатацию полигона промышленных отходов и влияет на достижение показателя муниципальной программы "доля отходов, вовлеченных во вторичную переработку";
- ежегодное количество отработанных ртутьсодержащих ламп, переданных на обезвреживание. Показатель характеризует степень обращения с ртутьсодержащими отходами в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и влияет на достижение показателя муниципальной программы "доля отходов производства и потребления, вовлеченных во вторичную переработку". Показатель определяется по данным образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и управляющих организаций, обслуживающих жилищный фонд, о количестве фактически сданных отработанных ртутьсодержащих ламп;
- количество ежегодно издаваемых информационных материалов о порядке сбора отработанных ртутьсодержащих ламп. Показатель характеризует уровень грамотности населения о порядке обращения с ртутьсодержащими отходами, исключение риска возникновения чрезвычайных ситуаций при обращении населения с ртутьсодержащими отходами. Показатель влияет на достижение показателя муниципальной программы "доля отходов производства и потребления, вовлеченных во вторичную переработку". Показатель определяется по количеству фактически изданных информационных материалов о порядке сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.
Реализация Подпрограммы 2 позволит достичь следующих результатов:
- обеспечение города Рязани полигоном промышленных отходов - 1 единица;
- ежегодное увеличение количества отработанных ртутьсодержащих ламп, переданных на обезвреживание, до 15000 штук;
- увеличение количества ежегодно издаваемых информационных материалов о порядке сбора отработанных ртутьсодержащих ламп до 13000 штук.
Планируемые значения целевых показателей (индикаторов) Подпрограммы 2 по годам представлены в приложении N 1 к муниципальной программе.
V. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы |
Описание основного мероприятия подпрограммы |
2.1. Строительство полигона промышленных отходов, включая проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации |
- разработка проектной документации строительства полигона промышленных отходов и проведение инженерных изысканий; - строительство полигона промышленных отходов |
2.2. Организация централизованной системы сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов |
- передача отработанных ртутьсодержащих ламп, образовавшихся в муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях культуры и учреждениях дополнительного образования детей, на обезвреживание (демеркуризацию) специализированным организациям; - приобретение специализированных контейнеров для временного хранения отработанных ртутьсодержащих ламп в муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях культуры и учреждениях дополнительного образования детей; - приобретение демеркуризационных комплектов для муниципальных образовательных учреждений, учреждений культуры и учреждений дополнительного образования детей |
2.3. Информирование населения о порядке сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов |
Подготовка и размещение информационного материала для информирования населения о порядке сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов |
Перечень основных мероприятий Подпрограммы 2 представлен в приложении N 2 к муниципальной программе.
VI. Основные меры правового регулирования в сфере реализации подпрограммы
Основными мерами правового регулирования на государственном и муниципальном уровнях являются следующие нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде";
- Устав муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области;
- решение Рязанской городской Думы от 26.03.2009 N 169-I "Об утверждении Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года";
- решение Рязанского городского Совета от 30.11.2006 N 794-III "Об утверждении Генерального плана города Рязани";
- решение Рязанского городской Думы от 24.05.2012 N 174-I "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования - город Рязань".
Для достижения цели подпрограммы необходимо принятие решения Рязанской городской Думы "Об утверждении порядка приема, накопления и передачи на обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов в городе Рязани".
Сведения об основных мерах правового регулирования в ходе реализации Подпрограммы 2 приведены в приложение N 3 к муниципальной программе.
VII. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы 2 составляет 6589,2 тыс. рублей(*) за счет бюджета города Рязани, в том числе по годам реализации:
2014 г. - 1455,6 тыс. рублей;
2015 г. - 1455,6 тыс. рублей;
2016 г. - 1455,6 тыс. рублей;
2017 г. - 555,6 тыс. рублей;
2018 г. - 555,6 тыс. рублей;
2019 г. - 555,6 тыс. рублей;
2020 г. - 555,6 тыс. рублей.
______________________________
* Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Мероприятия Подпрограммы 2 финансируются за счет средств бюджета города Рязань.
Информация о ресурсном обеспечении реализации Подпрограммы 2 за счет средств бюджета города Рязани по годам реализации в разрезе главных распорядителей средств бюджета города Рязани представлена в Приложение N 4 к муниципальной программе.
Объем финансирования Подпрограммы 2 по годам реализации в разрезе источников финансирования представлен в приложении N 5 к муниципальной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.