Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Рязанской области
от 29 октября 2014 г. N 315
Государственная программа
Рязанской области "Развитие водохозяйственного комплекса и улучшение экологической обстановки в 2015 - 2020 годах"
22 июля 2015 г.
Постановлением Правительства Рязанской области от 22 июля 2015 г. N 176 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт государственной программы Рязанской области
Наименование Программы |
Государственная программа Рязанской области "Развитие водохозяйственного комплекса и улучшение экологической обстановки в 2015 - 2020 годах" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство природопользования и экологии Рязанской области |
Разработчик Программы |
Министерство природопользования и экологии Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 N 2423-р "Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года"; постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"; Закон Рязанской области от 31.10.2002 N 67-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Рязанской области"; Закон Рязанской области от 10.05.2006 N 53-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области"; постановление Правительства Рязанской области от 09.07.2009 N 184 "О Красной книге Рязанской области"; постановление Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189 "О государственных программах Рязанской области" |
Исполнитель Программы |
Министерство природопользования и экологии Рязанской области |
Цели и задачи |
Цели Программы: - обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; - сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; - улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения; - обеспечение безопасности при обращении с отходами; - создание условий для эффективной реализации Программы. Задачами Программы являются: - повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию; - обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты; - сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты; - оценка социально-экономической эффективности мероприятий, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов; - развитие системы государственного мониторинга водных объектов; - экологическая реабилитация водных объектов; - повышение эффективности государственного экологического надзора и государственного экологического мониторинга; - ведение Красной книги Рязанской области; - развитие системы экологического воспитания и образования населения; - организация и проведение комплексного экологического обследования территорий; - осуществление государственного управления в области создания и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения; - организация рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов; - организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня; - предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; - обеспечение эффективного исполнения государственных функций в сфере реализации Программы |
Целевые индикаторы |
Целевыми индикаторами Программы являются: - количество обследованных гидротехнических сооружений (далее - ГТС), образующих поверхностные водные объекты, с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности; - количество комплектов разработанной проектной документации по капитальному ремонту и реконструкции ГТС; - количество ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние; - количество поставленных на учет обследованных бесхозяйных ГТС, находящихся на территории муниципального образования, и прошедших государственную регистрацию; - количество берегоукрепительных сооружений и ГТС, поставленных на кадастровый учет; - количество комплектов разработанной предпроектной и проектной документации по строительству ГТС, берегоукреплению водных объектов и строительству объектов инженерной защиты территорий от затопления при наводнениях; - количество экспертных заключений по проектной документации; - количество вновь созданных объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений; - количество вновь созданных и реконструированных ГТС; - количество комплектов разработанной проектной документации по ликвидации ГТС, оказывающих негативное антропогенное воздействие на водные объекты; - количество ликвидированных ГТС, оказывающих негативное антропогенное воздействие на водные объекты; - количество комплектов разработанной предпроектной документации по расчистке водных объектов; - количество водных объектов, охваченных мониторингом состояния дна, берегов, изменения морфометрических особенностей водоохранных зон водных объектов; - количество опубликованных статей о правилах охраны и использования водных объектов; - количество восстановленных водных объектов экологической реабилитации; - количество точек отбора проб на территории Рязанской области; - уровень обеспеченности Рязанской области стационарными постами наблюдения за качеством атмосферного воздуха; - уровень обеспечения бесперебойного функционирования территориальной системы государственного экологического мониторинга; - количество проведенных мониторингов биологического разнообразия для ведения базы данных редких видов животных и растений Рязанской области; - количество экологических акций, проводимых в рамках Дней защиты от экологической опасности; - количество организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании населения; - информированность населения о состоянии окружающей среды; - доля обследуемых территорий в целях придания им статуса особо охраняемых природных территорий; - уровень обеспеченности информационными знаками о режиме и границах особо охраняемых природных территорий; - освоение лимитов, квот добычи охотничьих ресурсов; - доля качественных заключений государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня; - обеспечение предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; - уровень ежегодного выполнения значений целевых индикаторов Программы |
Сроки и этапы реализации |
2015 - 2020 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень подпрограмм |
Программа состоит из пяти подпрограмм: - подпрограмма 1 "Защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод" (приложение N 1 к Программе); - подпрограмма 2 "Сохранение и восстановление водных объектов" (приложение N 2 к Программе); - подпрограмма 3 "Улучшение экологической обстановки" (приложение N 3 к Программе); - подпрограмма 4 "Развитие системы обращения с твердыми бытовыми отходами на 2015 - 2016 годы" (приложение N 4 к Программе); - подпрограмма 5 "Обеспечивающая подпрограмма" (приложение N 5 к Программе) |
Объемы и источники финансирования |
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов. Объем финансирования Программы составляет 1209148,45677 тыс. рублей, в том числе: 639006,634 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета; 570141,82277 тыс. рублей за счет средств областного бюджета. В том числе по годам: 2015 год - 92950,02590 тыс. рублей, из них: 21192,464 тыс. рублей - федеральный бюджет; 71757,56190 тыс. рублей - областной бюджет; 2016 год - 83139,30779 тыс. рублей, из них: 21384,0 тыс. рублей - федеральный бюджет; 61755,30779 тыс. рублей - областной бюджет; 2017 год - 153350,46352 тыс. рублей, из них: 85694,856 тыс. рублей - федеральный бюджет; 67655,60752 тыс. рублей - областной бюджет; 2018 год - 334427,32652 тыс. рублей, из них: 205567,656 тыс. рублей - федеральный бюджет; 128859,67052 тыс. рублей - областной бюджет; 2019 год - 323297,66552 тыс. рублей, из них: 184167,658 тыс. рублей - федеральный бюджет; 139130,00752 тыс. рублей - областной бюджет; 2020 год - 221983,66752 тыс. рублей, из них: 121000,0 тыс. рублей - федеральный бюджет; 100983,66752 тыс. рублей - областной бюджет. В том числе: по подпрограмме 1 "Защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод" - 738106,957 тыс. рублей, из них: 596238,634 тыс. рублей - федеральный бюджет; 141868,323 тыс. рублей - областной бюджет, в том числе по годам: 2015 год - 30212,464 тыс. рублей, из них: 21192,464 тыс. рублей - федеральный бюджет; 9020,0 тыс. рублей - областной бюджет; 2016 год - 300,0 тыс. рублей - областной бюджет; 2017 год - 68010,856 тыс. рублей, из них: 64310,856 тыс. рублей - федеральный бюджет; 3700,0 тыс. рублей - областной бюджет; 2018 год - 255456,319 тыс. рублей, из них: 205567,656 тыс. рублей - федеральный бюджет; 49888,663 тыс. рублей - областной бюджет; 2019 год - 243342,658 тыс. рублей, из них: 184167,658 тыс. рублей - федеральный бюджет; 59175,0 тыс. рублей - областной бюджет; 2020 год - 140784,66 тыс. рублей, из них: 121000,0 тыс. рублей - федеральный бюджет; 19784,66 тыс. рублей - областной бюджет; по подпрограмме 2 "Сохранение и восстановление водных объектов" - 50148,6 тыс. рублей, из них: 42768,0 тыс. рублей - федеральный бюджет; 7380,6 тыс. рублей - областной бюджет, в том числе по годам: 2015 год - 640,0 тыс. рублей - областной бюджет; 2016 год - 21884,0 тыс. рублей, из них: 21384,0 тыс. рублей - федеральный бюджет; 500,0 тыс. рублей - областной бюджет; 2017 год - 22844,6 тыс. рублей, из них: 21384,0 тыс. рублей - федеральный бюджет; 1460,6 тыс. рублей - областной бюджет; 2018 год - 1700,0 тыс. рублей - областной бюджет; 2019 год - 1540,0 тыс. рублей - областной бюджет; 2020 год - 1540,0 тыс. рублей - областной бюджет; по подпрограмме 3 "Улучшение экологической обстановки" - 60647,016 тыс. рублей - областной бюджет, в том числе по годам: 2015 год - 4287,016 тыс. рублей; 2016 год - 500,0 тыс. рублей; 2017 год - 2000,0 тыс. рублей; 2018 год - 16776,0 тыс. рублей; 2019 год - 17920,0 тыс. рублей; 2020 год - 19164,0 тыс. рублей; по подпрограмме 4 "Развитие системы обращения с твердыми бытовыми отходами" - 500,0 тыс. рублей - областной бюджет, в том числе по годам: 2015 год - 500,0 тыс. рублей; по подпрограмме 5 "Обеспечивающая подпрограмма" - 359745,88377 тыс. рублей - областной бюджет, в том числе по годам: 2015 год - 57310,54590 тыс. рублей; 2016 год - 60455,30779 тыс. рублей; 2017 год - 60495,00752 тыс. рублей; 2018 год - 60495,00752 тыс. рублей; 2019 год - 60495,00752 тыс. рублей; 2020 год - 60495,00752 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы позволит к концу 2020 года достичь следующих результатов: - обследование 59 ГТС, образующих поверхностные водные объекты, с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности; - разработка 10 комплектов проектной документации по капитальному ремонту и реконструкции ГТС; - увеличение количества ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, до 22 ед.; - постановка на учет обследованных бесхозяйных ГТС в количестве 7 ед., находящихся на территории муниципального образования, и регистрация права собственности на 7 обследованных безхозяйных ГТС за муниципальным образованием; - постановка на кадастровый учет 19 берегоукрепительных сооружений и ГТС, находящихся на территории Рязанской области, и которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался; - разработка 6 комплектов предпроектной и проектной документации по строительству ГТС, берегоукреплению водных объектов и строительству объектов инженерной защиты территорий от затопления при наводнениях; - получение 16 экспертных заключений по проектной документации; - введение в эксплуатацию 6 объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений; - увеличение до 6 ед. количества вновь созданных и реконструированных ГТС; - разработка 2 комплектов проектной документации по ликвидации ГТС, оказывающих негативное антропогенное воздействие на водные объекты; - ликвидация 2 ГТС, оказывающих негативное антропогенное воздействие на водные объекты; - разработка 1 комплекта предпроектной документации по расчистке водных объектов; - проведение мониторинга состояния дна, берегов, изменения морфометрических особенностей водоохранных зон на 12 водных объектах; - ежегодное опубликование в СМИ не менее 1 статьи о правилах охраны и использования водных объектов; - восстановление экологического состояния 1 водного объекта; - увеличение количества точек отбора проб на территории Рязанской области до 35 штук; - увеличение обеспеченности Рязанской области стационарными постами наблюдения за качеством атмосферного воздуха до 66,7% от оптимального количества; - поддержание бесперебойного функционирования территориальной системы государственного экологического мониторинга; - ежегодное проведение не менее 1 мониторинга биологического разнообразия для ведения базы данных редких видов животных и растений Рязанской области; - ежегодное проведение не менее 5 экологических акций в рамках Дней защиты от экологической опасности; - поддержание количества организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании населения, на уровне ежегодно не менее 9 единиц; - ежегодное информирование не менее 70% населения о состоянии окружающей среды; - увеличение доли обследуемых территорий Рязанской области в целях придания им статуса особо охраняемых природных территорий до 100% от общей площади проектируемых особо охраняемых природных территорий; - увеличение обеспеченности особо охраняемых природных территорий информационными знаками о режиме и границах до 100%; - освоение выделенных лимитов, квот добычи охотничьих ресурсов до 90%; - отсутствие заключений государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, отмененных в судебном порядке; - предупреждение и ликвидация 100% чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; - достижение ежегодно не менее 95% запланированных значений целевых индикаторов Программы. Важнейшими показателями социально-экономической эффективности реализации Программы будут являться: - гарантированное обеспечение водными ресурсами свыше одного миллиона человек, проживающих в Рязанской области; - создание надежных водоресурсных условий для развития промышленности, энергетики, внутреннего водного транспорта и сельского хозяйства; - повышение защищенности населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, и снижение ущерба от опасных гидрологических явлений; - улучшение экологической обстановки в Рязанской области и обеспечение эффективного воспроизводства природных ресурсов |
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы
Рязанская область принадлежит к числу обеспеченных водными ресурсами регионов России. На территории области в 895 реках, 2837 озерах, а также в 1230 болотах, в подземных водных объектах сосредоточено более 1810 млн. куб. м годовых запасов пресных вод.
В экономике Рязанской области ежегодно используется порядка 220 млн. куб. м воды. Одной из характерных проблем является недостаточная рациональность использования водных ресурсов. Высоким уровнем водоемкости характеризуется экономика Рязанской области в целом и отдельные отрасли промышленности и сельского хозяйства.
На территории Рязанской области, подверженной негативному воздействию вод, проживает 42216 человек. Проведение мероприятий, направленных на повышение защищенности территорий от негативного воздействия вод, имеет огромную социальную значимость. Паводкоопасными районами являются территории практически всех муниципальных образований Рязанской области.
Остается актуальным вопрос поддержания экологически полноценного состояния рек Рязанской области. Деградация рек региона происходит из-за возрастающей антропогенной нагрузки. Слабый уклон местности определяет медленное течение рек и сильную извилистость их русел, заиление, загрязнение и, как следствие, обмеление, сокращение рыбных ресурсов. В результате многие реки утрачивают свои естественно-природные качества и нуждаются в восстановлении.
В сложившихся в настоящее время экономических условиях практически полностью прекратилось строительство водоподъемных и водорегулирующих плотин на малых реках и проведение водомелиоративных работ на других водных объектах.
Более 110 предприятий и организаций Рязанской области загрязняют поверхностные водоемы сточными водами.
Помимо сточных вод в водоемы Рязанской области сбрасываются ливневые стоки, фактически без всякой очистки.
В результате возрастает концентрация загрязняющих веществ, изменений в состоянии водоемов в сторону улучшения не происходит.
Отрицательное влияние на качество воды оказывают и рассредоточенные источники загрязнения: вынос загрязняющих веществ с пашни, объектов животноводства, складов удобрений и ядохимикатов, несанкционированных свалок и т.п.
Возникает опасность биологического загрязнения рек патогенными вирусами и бактериями, что может привести к эпидемиологическим заболеваниям населения.
Остаются неудовлетворительными состояние и эксплуатация гидротехнических сооружений на территории Рязанской области, что с каждым годом увеличивает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций с неблагоприятными последствиями для населения.
В настоящее время на территории Рязанской области насчитываются 188 гидроузлов, в том числе: находящихся в областной собственности - 7 ед., муниципальной собственности - 59 ед., бесхозяйных гидротехнических сооружений - 78 ед., остальные гидроузлы находятся в частной собственности. В результате обследования установлено, что техническое состояние большей части гидротехнических сооружений не отвечает установленным требованиям. 60 гидроузлов находятся в предаварийном и аварийном состоянии. Сроки эксплуатации гидроузлов на территории Рязанской области составляют 20 - 40 лет, требуются значительные средства для приведения их в удовлетворительное техническое состояние.
Экологическая обстановка, сложившаяся на территории Рязанской области, в первую очередь, определяется характером и масштабами воздействия объектов промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую среду.
Рязанская область относится к промышленно развитым регионам Российской Федерации, где функционируют предприятия химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, радиоэлектронной и энергетической промышленности. Многие десятилетия Рязанская область развивалась как индустриальный регион с мощным комплексом оборонных предприятий, строившихся, как правило, без учета требований экологической безопасности населения.
Рост промышленного производства, отсутствие экономических стимулов для внедрения экологически чистых производств, ресурсоемкое производство приводят к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Основными экологическими проблемами на территории Рязанской области являются:
- возрастающее негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду;
- недостаточный уровень обеспечения достоверной информацией о состоянии компонентов окружающей среды, а также отсутствие базы данных для установления региональных нормативов качества окружающей среды;
- сокращение видового состава флоры и фауны;
- отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий;
- ежегодное увеличение количества образующихся твердых бытовых и промышленных отходов.
Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения отходов являются:
- изменившаяся структура потребления, обусловленная увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;
- накопленные проблемы предшествующих периодов - имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами.
По состоянию на 1 января 2014 года на территории Рязанской области эксплуатируется 1 санкционированная свалка промышленных отходов, 5 полигонов твердых бытовых отходов, а также 35 санкционированных свалок твердых бытовых отходов, охватывающих все районы области.
Источниками образования твердых бытовых и промышленных отходов на территории Рязанской области являются организации и промышленные предприятия, население Рязанской области и объекты инфраструктуры.
Слабое развитие индустрии вторичной переработки отходов приводит к тому, что захоронение отходов на полигонах является основным методом утилизации отходов. Отсутствие обустроенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями мест захоронения отходов, подъездных путей к отведенным местам размещения отходов, специализированной техники ведет к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
С 2006 по 2013 год количество выявленных неорганизованных свалок мусора увеличилось с 512 до 1529. Общее же количество разрешенных мест для захоронения отходов (полигонов и санкционированных свалок) практически не изменилось.
Таким образом, решение проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления, имеющихся на территории области, является актуальной задачей для Рязанской области.
Данная проблема уже решалась при реализации мероприятий долгосрочных целевых программ "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" и "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2010 - 2012 годах", в рамках которых разработана проектно-сметная документация на строительство полигонов твердых бытовых отходов в г. Касимове, г. Шацке, р.п. Сараи, построены полигоны твердых бытовых отходов в районе поселка 12 лет Октября Сасовского района, в д. Зеленино Рыбновского района Рязанской области.
В рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на 2013 - 2015 годы" завершено строительство полигонов ТБО в г. Касимове и с. Сушки Спасского муниципального района Рязанской области.
Учитывая затратность природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.
Для реализации мероприятий по развитию системы обращения с отходами производства и потреблений в Рязанской области могут быть привлечены инвестиционные средства. Наличие комплексной схемы обращения с отходами в Рязанской области, в том числе генеральной схемы межмуниципальной санитарной очистки населенных пунктов Рязанской области повысит вероятность привлечения инвесторов для реализации мероприятий по строительству полигонов для размещения твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий.
Одним из важнейших факторов, определяющих экологическую ситуацию в регионе, является состояние атмосферного воздуха, степень его загрязнения.
По данным государственной статистической отчетности в 2013 году в атмосферный воздух от стационарных источников выброшено 103,073 тыс. тонн загрязняющих веществ (83,4% к 2012 году). Уменьшение выбросов загрязняющих веществ в 2013 году по сравнению с 2012 годом составило 20,47 тыс. тонн.
Наибольший объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по-прежнему осуществлялся крупными промышленными предприятиями теплоэнергетики, газового и нефтеперерабатывающего комплексов, промышленности строительных материалов, подлежащими федеральному экологическому надзору. Основными загрязнителями воздушного бассейна Рязанской области являются филиал ОАО "ОГК-2" Рязанская ГРЭС, ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания", ОАО "Михайловцемент", ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ".
В 2013 году снижение выбросов произошло в г. Рязани на 6,387 тыс. тонн (выброшено 87,4% к 2012 году) за счет изменения технологических процессов на ЗАО "РНПК", в Пронском районе на 3,973 тыс. тонн (88,8% к 2012 году) за счет уменьшения доли сжигания высокозольных подмосковных углей, с прекращением сжигания мазута в ОАО "ОГК-6" Рязанская ГРЭС и изменившимися технологическими процессами в ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", в Клепиковском районе на 3,740 тыс. тонн (48,6% к 2012 году) и в Старожиловском районе на 3,229 тыс. тонн (выброшено 33,4% к 2012 году) за счет уменьшения количества отчитывающихся предприятий.
Мониторинг биологического разнообразия, состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира проводится по отдельным заданиям. Отсутствие исчерпывающей информации о состоянии компонентов природной среды из-за слабо развитой сети наблюдений территориальной системы экологического мониторинга приводит к невозможности принятия экологически обоснованных управленческих решений по разработке мероприятий и программ, снижающих негативное влияние на человека и на объекты окружающей среды, и определения степени пригодности последних для различных видов пользования.
Постоянный рост антропогенного воздействия на окружающую среду приводит к нарушению биологического равновесия и, как следствие, к сокращению видового состава флоры и фауны.
Решение указанной проблемы осуществляется путем проведения ежегодного мониторинга биологического разнообразия для ведения базы данных редких видов животных и растений Рязанской области.
Одним из важнейших факторов, определяющих экологическую ситуацию в регионе, является состояние атмосферного воздуха, степень его загрязнения.
Наибольший объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по-прежнему осуществлялся крупными промышленными предприятиями теплоэнергетики, газового и нефтеперерабатывающего комплексов, промышленности строительных материалов.
Для получения информации о состоянии атмосферного воздуха и решения проблем выбросов в г. Рязани и Рязанской области необходимо дальнейшее расширение территориальной системы государственного мониторинга атмосферного воздуха.
В Рязанской области уделяется большое внимание экологическому образованию и воспитанию населения. Совершенствование системы экологического воспитания и образования населения, привлечение общественности к решению экологических проблем достигается повышением охвата жителей Рязанской области экологическим образованием, созданием условий для широкого участия негосударственных экологических организаций и общественности в решении экологических проблем региона.
Для решения задач экологического воспитания и образования в Рязанской области ежегодно проводится не менее 5 экологических акций в рамках Дней защиты от экологической опасности, реализуются областные экологические мероприятия с учащимися, в которых задействованы более 200 образовательных учреждений. Ежегодно издается доклад об экологической ситуации в Рязанской области, повышающий информированность жителей региона о состоянии окружающей среды.
Наиболее эффективной формой сохранения природного биоразнообразия, обеспечения благоприятной экологической обстановки на территории Рязанской области является дальнейшее формирование системы особо охраняемых природных территорий областного значения. Примечательно, что около 92% видов редких растений, внесенных в Красную книгу Рязанской области, произрастают и сохраняются на территории особо охраняемых природных территорий областного значения.
Вместе с тем имеющие статус особо охраняемых природных территорий отдельные природные объекты без выведения их территорий из хозяйственного оборота не оказывают существенного влияния на сохранение биоразнообразия, не удовлетворяют спрос населения на объекты природно-заповедного фонда как туристический ресурс.
Отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий приводит к разрушению экосистем, утрате особой природоохранной ценности уникальных природных объектов.
С целью решения проблем разрушения экосистем в Рязанской области необходимо регулярно проводить мероприятия, направленные на развитие особо охраняемых природных территорий областного значения, а также мероприятия по поддержанию установленного режима охраны природных комплексов и объектов рекреационного использования.
В целях обеспечения рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Рязанской области необходима организация территориального охотоустройства. Реализация данной цели достигается путем составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий.
Мероприятия по развитию водохозяйственного комплекса и улучшению экологической обстановки в Рязанской области целесообразно осуществлять в рамках Программы с использованием программно-целевого метода, поскольку мероприятия по эффективному использованию природных ресурсов:
- входят в число приоритетов для формирования государственных программ;
- относятся к вопросам регионального и федерального уровней по причине нахождения большинства водных объектов и всех крупнейших гидротехнических сооружений в федеральной и региональной собственности;
- носят межотраслевой и межведомственный характер;
- не могут быть решены за один год и требуют значительных объемов бюджетного финансирования;
- носят комплексный характер, касаются повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов Рязанской области в отраслях, использующих природные ресурсы.
Без использования программного метода реализации мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в регионе, разрешение проблемных ситуаций будет невозможно, в результате чего произойдет:
- усиление потенциальной опасности загрязнения почвенного покрова, близлежащих водных объектов, подземных водоносных горизонтов токсичными веществами, накопленными в результате прошлой хозяйственной деятельности;
- снижение степени информированности о состоянии окружающей природной среды, отсутствие учета данных мониторинга окружающей среды и экологических требований при выдаче разрешительной градостроительной документации, документов на природопользование;
- дальнейшее сокращение биоразнообразия, разрушение биологических систем и комплексов;
- снижение эффективности управления особо охраняемыми природными территориями и инвестиционной привлекательности данных территорий.
Положительный опыт реализации долгосрочных целевых программ "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2010 - 2012 годах", "Развитие водохозяйственного комплекса в Рязанской области в 2013 - 2020 годах", опыт реализации государственных программ Рязанской области и анализ результатов их выполнения свидетельствуют о целесообразности продолжения решения проблем программным методом.
Программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием и охраной водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов, охрану водных объектов, предупреждение негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Реализация Программы будет способствовать улучшению экологической обстановки в Рязанской области и обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Источником финансового обеспечения Программы являются средства федерального и областного бюджетов.
2. Цели и задачи реализации Программы
Целями Программы являются:
- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;
- сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
- улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;
- обеспечение безопасности при обращении с отходами;
- создание условий для эффективной реализации Программы.
Задачами Программы являются:
- повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты;
- сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;
- оценка социально-экономической эффективности мероприятий, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов;
- развитие системы государственного мониторинга водных объектов;
- экологическая реабилитация водных объектов;
- повышение эффективности государственного экологического надзора и государственного экологического мониторинга;
- ведение Красной книги Рязанской области;
- развитие системы экологического воспитания и образования населения;
- организация и проведение комплексного экологического обследования территорий;
- осуществление государственного управления в области создания и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения;
- организация рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов;
- организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
- обеспечение эффективного исполнения государственных функций в сфере реализации Программы.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2015 - 2020 годы. Программа реализуется в один этап, обеспечивающий непрерывность решения поставленных задач.
Постановлением Правительства Рязанской области от 22 июля 2015 г. N 176 раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.
Объем финансирования Программы составляет 1209148,45677 тыс. рублей, в том числе:
639006,634 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета;
570141,82277 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.
В том числе по годам:
2015 год - 92950,02590 тыс. рублей, из них:
21192,464 тыс. рублей - федеральный бюджет;
71757,56190 тыс. рублей - областной бюджет;
2016 год - 8319,30779 тыс. рублей, из них:
21384,0 тыс. рублей - федеральный бюджет;
61755,30779 тыс. рублей - областной бюджет;
2017 год - 153350,46352 тыс. рублей, из них:
85694,856 тыс. рублей - федеральный бюджет;
67655,60752 тыс. рублей - областной бюджет;
2018 год - 334427,32652 тыс. рублей, из них:
205567,656 тыс. рублей - федеральный бюджет;
128859,67052 тыс. рублей - областной бюджет;
2019 год - 323297,66552 тыс. рублей, из них:
184167,658 тыс. рублей - федеральный бюджет;
139130,00752 тыс. рублей - областной бюджет;
2020 год - 221983,66752 тыс. рублей, из них:
121000,0 тыс. рублей - федеральный бюджет;
100983,66752 тыс. рублей - областной бюджет.
В том числе:
по подпрограмме 1 "Защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод" - 738106,957 тыс. рублей, из них:
596238,634 тыс. рублей - федеральный бюджет;
141868,323 тыс. рублей - областной бюджет,
в том числе по годам:
2015 год - 30212,464 тыс. рублей, из них:
21192,464 тыс. рублей - федеральный бюджет;
9020,0 тыс. рублей - областной бюджет;
2016 год - 300,0 тыс. рублей - областной бюджет;
2017 год - 68010,856 тыс. рублей, из них:
64310,856 тыс. рублей - федеральный бюджет;
3700,0 тыс. рублей - областной бюджет;
2018 год - 255456,319 тыс. рублей, из них:
205567,656 тыс. рублей - федеральный бюджет;
49888,663 тыс. рублей - областной бюджет;
2019 год - 243342,658 тыс. рублей, из них:
184167,658 тыс. рублей - федеральный бюджет;
59175,0 тыс. рублей - областной бюджет;
2020 год - 140784,66 тыс. рублей, из них:
121000,0 тыс. рублей - федеральный бюджет;
19784,66 тыс. рублей - областной бюджет;
по подпрограмме 2 "Сохранение и восстановление водных объектов" - 50148,6 тыс. рублей, из них:
42768,0 тыс. рублей - федеральный бюджет;
7380,6 тыс. рублей - областной бюджет,
в том числе по годам:
2015 год - 640,0 тыс. рублей - областной бюджет;
2016 год - 21884,0 тыс. рублей, из них:
21384,0 тыс. рублей - федеральный бюджет;
500,0 тыс. рублей - областной бюджет;
2017 год - 22844,6 тыс. рублей, из них:
21384,0 тыс. рублей - федеральный бюджет;
1460,6 тыс. рублей - областной бюджет;
2018 год - 1700,0 тыс. рублей - областной бюджет;
2019 год - 1540,0 тыс. рублей - областной бюджет;
2020 год - 1540,0 тыс. рублей - областной бюджет;
по подпрограмме 3 "Улучшение экологической обстановки" - 60647,016 тыс. рублей - областной бюджет,
в том числе по годам:
2015 год - 4287,016 тыс. рублей;
2016 год - 500,0 тыс. рублей;
2017 год - 2000,0 тыс. рублей;
2018 год - 16776,0 тыс. рублей;
2019 год - 17920,0 тыс. рублей;
2020 год - 19164,0 тыс. рублей;
по подпрограмме 4 "Развитие системы обращения с твердыми бытовыми отходами на 2015 - 2016 годы" - 500,0 тыс. рублей - областной бюджет,
в том числе по годам:
2015 год - 500,0 тыс. рублей;
по подпрограмме 5 "Обеспечивающая подпрограмма" - 359745,88377 тыс. рублей - областной бюджет,
в том числе по годам:
2015 год - 57310,54590 тыс. рублей;
2016 год - 60455,30779 тыс. рублей;
2017 год - 60495,00752 тыс. рублей;
2018 год - 60495,00752 тыс. рублей;
2019 год - 60495,00752 тыс. рублей;
2020 год - 60495,00752 тыс. рублей.
5. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
Заказчик Программы направляет в министерство экономического развития и торговли Рязанской области информацию об исполнении и эффективности реализации Программы в соответствии с пунктами 5.2 и 5.4 Положения о государственных программах Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189.
Постановлением Правительства Рязанской области от 22 июля 2015 г. N 176 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация Программы позволит к концу 2020 года достичь следующих результатов:
- обследование 59 ГТС, образующих поверхностные водные объекты, с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности;
- разработка 10 комплектов проектной документации по капитальному ремонту и реконструкции ГТС;
- увеличение количества ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, до 22 ед.;
- постановка на учет обследованных бесхозяйных ГТС в количестве 7 ед., находящихся на территории муниципального образования, и регистрация права собственности на 7 обследованных безхозяйных ГТС за муниципальным образованием;
- постановка на кадастровый учет 19 берегоукрепительных сооружений и ГТС, находящихся на территории Рязанской области, и которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался;
- разработка 6 комплектов предпроектной и проектной документации по строительству ГТС, берегоукреплению водных объектов и строительству объектов инженерной защиты территорий от затопления при наводнениях;
- получение 16 экспертных заключений по проектной документации;
- введение в эксплуатацию 6 объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений;
- увеличение до 6 ед. количества вновь созданных и реконструированных ГТС;
- разработка 2 комплектов проектной документации по ликвидации ГТС, оказывающих негативное антропогенное воздействие на водные объекты;
- ликвидация 2 ГТС, оказывающих негативное антропогенное воздействие на водные объекты;
- разработка 1 комплекта предпроектной документации по расчистке водных объектов;
- проведение мониторинга состояния дна, берегов, изменения морфометрических особенностей водоохранных зон на 12 водных объектах;
- ежегодное опубликование в СМИ не менее 1 статьи о правилах охраны и использования водных объектов;
- восстановление экологического состояния 1 водного объекта;
- увеличение количества точек отбора проб на территории Рязанской области до 35 штук;
- увеличение обеспеченности Рязанской области стационарными постами наблюдения за качеством атмосферного воздуха до 66,7% от оптимального количества;
- поддержание бесперебойного функционирования территориальной системы государственного экологического мониторинга;
- ежегодное проведение не менее 1 мониторинга биологического разнообразия для ведения базы данных редких видов животных и растений Рязанской области;
- ежегодное проведение не менее 5 экологических акций в рамках Дней защиты от экологической опасности;
- поддержание количества организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании населения, на уровне ежегодно не менее 9 единиц;
- ежегодное информирование не менее 70% населения о состоянии окружающей среды;
- увеличение доли обследуемых территорий Рязанской области в целях придания им статуса особо охраняемых природных территорий до 100% от общей площади проектируемых особо охраняемых природных территорий;
- увеличение обеспеченности особо охраняемых природных территорий информационными знаками о режиме и границах до 100%;
- освоение выделенных лимитов, квот добычи охотничьих ресурсов до 90%;
- отсутствие заключений государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, отмененных в судебном порядке;
- предупреждение и ликвидация 100% чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
- достижение ежегодно не менее 95% запланированных значений целевых индикаторов Программы.
Важнейшими показателями социально-экономической эффективности реализации Программы будут являться:
- гарантированное обеспечение водными ресурсами свыше одного миллиона человек, проживающих в Рязанской области;
- создание надежных водоресурсных условий для развития промышленности, энергетики, внутреннего водного транспорта и сельского хозяйства;
- повышение защищенности населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, и снижение ущерба от опасных гидрологических явлений;
- улучшение экологической обстановки в Рязанской области и обеспечение эффективного воспроизводства природных ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.