Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Рязанской области
от 17.11.2010 N 290
Долгосрочная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению алкогольной
продукцией и формирования здорового образа жизни населения
в Рязанской области на 2011 - 2015 годы"
1 марта, 12 октября 2011 г., 25 июня 2012 г., 23 октября 2013 г.
Постановлением Правительства Рязанской области от 23 октября 2013 г. N 319 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению алкогольной продукцией и формирования здорового
образа жизни населения в Рязанской области на 2011 - 2015 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению алкогольной продукцией и формирования здорового образа жизни населения в Рязанской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство здравоохранения Рязанской области (далее - Минздрав Рязанской области) |
Разработчик Программы |
Минздрав Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р "Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года"; основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; постановление Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" |
Исполнители Программы |
Минздрав Рязанской области; министерство образования Рязанской области (далее - Минобразование Рязанской области); комитет по делам печати и информации Рязанской области (далее - Рязоблинформкомитет)(*(1)); министерство печати и массовых коммуникаций Рязанской области (далее - Минпечати Рязанской области); комитет по делам молодежи Рязанской области (далее - КДМ Рязанской области)(*(2)); министерство молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области (далее - Минспорт Рязанской области); Управление внутренних дел по Рязанской области (далее - УВД по Рязанской области) (по согласованию)(*(3)); Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области (далее - УМВД России по Рязанской области) (по согласованию); ГУЗ "Рязанский областной клинический наркологический диспансер" (далее - ГУЗ РОКНД)(*(4)); ГБУ РО "Областной клинический наркологический диспансер" (далее - ГБУ РО ОКНД) ______________________ (*(1)) До преобразования в Минпечати Рязанской области. (*(2)) До преобразования в Минспорт Рязанской области. (*(3)) До преобразования в УМВД России по Рязанской области. (*(4)) До переименования ГБУ РО ОКНД |
Цели и задачи |
Целями Программы являются: - снижение уровня заболеваемости населения алкоголизмом; - формирование у населения Рязанской области здорового образа жизни. Программа включает в себя решение следующих задач: - формирование в общественном сознании установок на умеренность в потреблении алкогольных напитков и на отказ от их употребления; - снижение уровня потребления алкогольных напитков населением области, в том числе несовершеннолетними лицами; - совершенствование системы мониторинга злоупотребления алкогольной продукцией населением Рязанской области и раннее выявление лиц, больных алкоголизмом; - совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных алкоголизмом, организационной структуры и повышение эффективности работы наркологических медицинских учреждений и правоохранительных органов; - улучшение состояния здоровья граждан, формирование у населения мотивации на здоровый образ жизни; - проведение мероприятий, направленных на повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни (далее - ЗОЖ); - создание условий для формирования ЗОЖ |
Целевые индикаторы и показатели |
Реализация Программы оценивается по следующим целевым индикаторам: уровень распространения алкогольных психозов среди населения Рязанской области (на 100 тыс. населения): 2011 год - 44; 2012 год - 43,8; 2013 год - 43,5; 2014 год - 43; 2015 год - 42,8; количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, по Рязанской области: 2011 год - 69; 2012 год - 68; 2013 год - 67; 2014 год - 66; 2015 год - 65; снижение удельного веса курящих трудоспособного возраста (%): - мужчин: 2011 год - 62,1; 2012 год - 61,5; 2013 год - 60,1; 2014 год - 59,8; 2015 год - 21; - женщин: 2011 год - 29,1; 2012 год - 28,9; 2013 год - 27,5; 2014 год - 27,2; 2015 год - 27; количество лиц, обратившихся в центры "Здоровья", (%): 2011 год - 16; 2012 год - 21; 2013 год - 23; 2014 год - 31; 2015 год - 38; отравления этанолом (частота первоначальных причин смерти (%): 2011 год - 4,8; 2012 год - 4,7; 2013 год - 4,5; 2014 год - 4,0; 2015 год - 3,6; хронический алкоголизм (частота первоначальных причин смерти (%): 2011 год - 0,8; 2012 год - 0,78; 2013 год - 0,7; 2014 год - 0,6; 2015 год - 0,5; алкогольная болезнь печени (частота первоначальных причин смерти (%): 2011 год - 0,34; 2012 год - 0,32; 2013 год - 0,3; 2014 год - 0,28; 2015 год - 0,26; хронический панкреатит (частота первоначальных причин смерти (%): 2011 год - 0,24; 2012 год - 0,23; 2013 год - 0,21; 2014 год - 0,2; 2015 год - 0,18 |
Сроки реализации |
2011 - 2015 годы |
Перечень подпрограмм |
Программа состоит из двух подпрограмм: подпрограмма 1 "Профилактика алкоголизации населения"; подпрограмма 2 "Формирование здорового образа жизни у населения Рязанской области" |
Перечень основных мероприятий |
Изготовление буклетов по профилактике наркологических заболеваний; изготовление и размещение передач, публикаций антиалкогольной направленности в СМИ; создание и размещение наружной рекламы и иных видов рекламно-информационных материалов антиалкогольной направленности; обучающие семинары для педагогических работников на базе РИРО; проведение занятий, тренингов в профильных лагерях; подготовка волонтерских групп для проведения профилактической работы с подростками и молодежью; проведение туристических походов и слетов для подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; проведение соревнований, мероприятий, акций, направленных на формирование ЗОЖ и профилактику алкоголизации среди детей и подростков; осуществление мониторинга распространенности алкоголизации населения Рязанской области на базе РИРО; приобретение фотоаппаратов и компьютеров для подразделений участковых уполномоченных милиции УВД по Рязанской области; укрепление материально-технической базы ГУЗ РОКНД: проведение текущего и капитального ремонта в структурных подразделениях; приобретение медицинского, лабораторного оборудования, мебели, прочих основных средств, лекарственных средств, реактивов, дезинфекционных средств и других товаров медицинского назначения, мягкого инвентаря; производственного и хозяйственного инвентаря; оснащение ЛПУ Рязанской области алкометрами для проведения медицинского освидетельствования; проведение областного конкурса "Школа - территория здоровья" среди образовательных учреждений на лучшую постановку работы по профилактике асоциального поведения, формирования ЗОЖ; проведение социальных рекламных акций, направленных на пропаганду ЗОЖ и изготовление рекламной продукции для проведения молодежных акций; создание и размещение видео, аудио-роликов, разработка, издание и тиражирование рекламной полиграфической продукции и других информационных материалов, пропагандирующих ЗОЖ; издание методического пособия "Из опыта работы педагогических коллективов образовательных учреждений области по формированию установок на ЗОЖ"; проведение конкурса санитарных бюллетеней среди лечебно-профилактических учреждений города Рязани и Рязанской области; проведение молодежных акций, направленных на профилактику алкоголизма и формирование ЗОЖ; проведение выездных обучающих семинаров в муниципальных образованиях; оснащение медицинским и немедицинским оборудованием, оргтехникой и расходными материалами (тест-полоски) центров "Здоровья" |
Объемы и источники финансирования |
Реализация Программы предусматривает финансирование мероприятий за счет средств областного и федерального бюджетов в объеме 44270,70198 тыс. руб. (областной бюджет - 29270,70198 тыс. руб.; федеральный бюджет - 15000,0 тыс. руб.), из них: 2011 год - 7090,0 тыс. руб.; 2012 год - 22780,0 тыс. руб., из них: - 7780,0 тыс. руб. - областной бюджет, в том числе: - 775,08724 тыс. руб. на финансирование выполненных работ и проведенных мероприятий, не оплаченных в 2011 году; - 15000,0 тыс. руб. - федеральный бюджет; 2013 год - 4360,70198 тыс. руб.; 2014 год - 5780,0 тыс. руб.; 2015 год - 4260,0 тыс. руб. Объем финансирования подпрограммы 1 "Профилактика алкоголизации населения" на 2011 - 2015 годы составляет 31407,75298 тыс. руб. (областной бюджет - 16407,75298 тыс. дуб.; федеральный бюджет -15000,0 тыс. руб.), из них: 2011 год - 4060,0 тыс. руб.; 2012 год - 19430,0 тыс. руб., из них: - 4430,0 тыс. руб. - областной бюджет; - 15000,0 тыс. руб. - федеральный бюджет; 2013 год - 2507,75298 тыс. руб.; 2014 год - 2730,0 тыс. руб.; 2015 год - 2680,0 тыс. руб. Объем финансирования подпрограммы 2 "Формирование здорового образа жизни у населения Рязанской области" на 2011 - 2015 годы составляет 12862,949 тыс. руб., из них: 2011 год - 3030,0 тыс. руб.; 2012 год - 3350,0 тыс. руб., в том числе: - 775,08724 тыс. рублей на финансирование выполненных работ и проведенных мероприятий, не оплаченных в 2011 году; 2013 год - 1852,949 тыс. руб.; 2014 год - 3050,0 тыс. руб.; 2015 год - 1580,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Охватить профилактическими мероприятиями не менее 40% подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет; достичь снижения числа лиц, страдающих тяжелыми формами алкогольной зависимости, к концу 2015 года на 4 %; достичь уменьшения прироста случаев алкогольных психозов к концу 2015 года до 2%; обеспечить раннюю диагностику болезней и оздоровление населения группы риска; достичь снижения уровня инвалидизации населения Рязанской области |
Постановлением Правительства Рязанской области от 12 октября 2011 г. N 339 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется
путем реализации Программы
Одной из основных причин демографического кризиса в Российской Федерации в настоящее время является чрезмерно высокий уровень потребления алкоголя, представляющий реальную угрозу здоровью населения, социально-экономическому развитию страны и правопорядку. После либерализации алкогольного рынка в 1992 году смертность населения сравнялась с рождаемостью и уже в течение 15 лет значительно превышает ее. При этом один из самых высоких факторов смертности связан с чрезмерным употреблением алкоголя.
Употребление алкоголя обусловливает 68% смертей от циррозов печени, 60% смертей от панкреатитов, 23% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний.
По оценкам экспертов, не менее 12% общей смертности связано с алкоголем, а для мужчин этот показатель вдвое выше.
Наибольшему риску вовлечения в чрезмерное потребление алкогольных напитков подвергается молодежь. Злоупотребление алкоголем в юности увеличивает в 5-6 раз риск развития алкоголизма и смерти.
Негативные последствия от чрезмерного употребления алкогольных напитков затрагивают не только лиц, страдающих алкогольной зависимостью, и членов их семей, но и социально благополучных лиц, систематически употребляющих крепкие алкогольные напитки, хотя и не имеющих алкогольной зависимости.
Злоупотребление населением области спиртными напитками приводит к:
- потерям от ежегодной смерти 300 - 500 жителей области от прямых причин, связанных с чрезмерным употреблением алкогольных напитков и употреблением алкогольных напитков ненадлежащего качества и суррогатов алкоголя;
- потерям, обусловленным самоубийствами и убийствами, а также совершением иных преступлений в связи с чрезмерным употреблением алкогольных напитков;
- потерям, связанным с рождением детей с врожденными или наследственными заболеваниями, вызванными чрезмерным употреблением их родителями алкогольных напитков;
- деформации системы общественных ценностей, в том числе семейных ценностей, значительному ущербу духовно-нравственного потенциала общества в целом;
- затратам на борьбу с беспризорностью и безнадзорностью детей и на содержание "социальных сирот";
- затратам на содержание, лечение и социальную реабилитацию больных алкоголизмом и иными заболеваниями, обусловленными чрезмерным употреблением алкогольных напитков или употреблением алкогольных напитков ненадлежащего качества.
За последние 5 лет в Российской Федерации отмечается тенденция снижения учтенной распространенности алкоголизма среди мужского населения и, напротив, рост женского алкоголизма на 1,6% в год. В целом по Российской Федерации за последние 5 лет среди женского населения этот показатель увеличился на 8,3%. Количество больных алкоголизмом, находящихся под наблюдением врача психиатра-нарколога в ГУЗ РОКНД, в 2009 году составило 19664 человека. Взято первично на учет с диагнозом "алкоголизм" - 1 291 больных.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Рязанской области одним из приоритетов региональной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования ЗОЖ и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Наиболее важная задача в настоящее время - радикально улучшить состояние здоровья граждан, отношение людей к своему здоровью и здоровью своих детей.
Основные статистические показатели здоровья населения области имеют отрицательную динамику: снижается продолжительность жизни, остаются высокими показатели общей смертности и связанная с ними убыль населения.
На первое января 2010 года в Рязанской области проживает 1 154 590 человек (на 01.01.2009 - 1 157 700 человек).
Эффективность комплекса мероприятий выражается в снижении доступности алкогольной продукции за счет сокращения количества торговых объектов, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией к концу 2015 года на 1507 объектов, повышение качества и безопасности реализуемой на территории Рязанской области алкогольной продукции за счет модернизации предприятий спиртовой и ликероводочной промышленности Рязанской области и усиления контроля в указанной сфере.
В этих целях министерством экономического развития и торговли Рязанской области:
- в 2011 году подготовлены проект закона Рязанской области "О внесении изменений в Закон Рязанской области "О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Рязанской области", касающийся увеличения минимального размера уставного капитала для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, и проекты других нормативных правовых актов Рязанской области, регулирующих розничную продажу алкогольной продукции в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ;
- рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Рязанской области рассмотреть возможность увеличения территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности в целях снижения доступности алкогольной продукции;
- совместно с исполнительными органами государственной власти Рязанской области, контролирующими и правоохранительными органами Рязанской области проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Рязанской области, участников алкогольного рынка в рамках информационного обмена и координации совместных действий в решении вопросов контроля оборота, качества и безопасности алкогольной продукции на территории Рязанской области;
- совместно с контролирующими и правоохранительными органами Рязанской области проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности проводимых проверок субъектов предпринимательства в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе за счет использования возможности доступа к информационному сервису единой государственной автоматизированной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС);
- проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности работы по осуществлению лицензирования деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, по осуществлению предлицензионных проверок соискателей лицензии, представивших заявление о выдаче лицензии, или лицензиатов, представивших заявление на продление срока действия лицензии или ее переоформление, и по осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;
- осуществляется прием и обработка электронных запросов организаций розничной торговли, реализующих алкогольную продукцию, и населения о легальности реализуемой или приобретенной на территории Рязанской области алкогольной продукции;
- организована работа телефона "горячей линии" по вопросам проверки легальности федеральных специальных (акцизных) марок, нанесенных на алкогольную продукцию, а также по имеющимся нарушениям правил продажи алкогольной продукции в организациях торговли и общественного питания с использованием информационного сервиса ЕГАИС;
- осуществляется государственный контроль за предоставлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Предприятиями спиртовой и ликероводочной промышленности Рязанской области проведены мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению предприятий на основе использования современных передовых технологий с привлечением отечественных и иностранных инвестиций. В настоящее время проводятся мероприятия, направленные на устранение нарушений, выявленных в ходе проверки Росалкогольрегулирования.
Здоровье человека имеет не только индивидуальное, но и общественное значение, является высшей ценностью и одним из главных показателей развития социальных отношений, уровня безопасности и привлекательности Рязанской области для жизни и работы людей. Создание необходимых условий для поддержания и охраны здоровья жителей Рязанской области является важнейшим, стратегическим направлением.
Таким образом, решать проблемы необходимо программным методом. Выполнение мероприятий Программы требует серьезной государственной и общественной поддержки, взаимного сотрудничества органов государственной власти Рязанской области, негосударственных структур, общественных объединений и граждан.
2. Цели и задачи реализации Программы
Целями Программы являются:
- снижение уровня заболеваемости населения алкоголизмом;
- формирование у населения Рязанской области здорового образа жизни.
Программа включает в себя решение следующих задач:
- формирование в общественном сознании установок на умеренность в потреблении алкогольных напитков и на отказ от их употребления;
- снижение уровня потребления алкогольных напитков населением области, в том числе несовершеннолетними лицами;
- совершенствование системы мониторинга злоупотребления алкогольной продукцией населением Рязанской области и раннее выявление лиц, больных алкоголизмом;
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных алкоголизмом, организационной структуры и повышение эффективности работы наркологических медицинских учреждений и правоохранительных органов;
- улучшение состояния здоровья граждан, формирование у населения мотивации на ЗОЖ;
- проведение мероприятий, направленных на повышение уровня знаний населения о ЗОЖ;
- создан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.