Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 апреля 2009 г. N А56-20439/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2008 г. N А56-15666/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 мая 2008 г. N А56-15666/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 декабря 2007 г. N А56-15666/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 Богдашевой В.И. (доверенность от 27.04.2008),
рассмотрев 29.04.2009 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2008 (судья Денего Е.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А56-20439/2008,
установил:
Открытое акционерное общество "Автодизель" (Ярославский моторный завод), далее - Общество, ОАО "Автодизель", обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - Инспекция N 8), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 4 по Ярославской области (далее - Инспекция N 4) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Ярославской области (далее - Инспекция N 2), выразившегося в неначислении процентов на сумму излишне взысканных налогов, пеней и штрафа и об обязании возвратить проценты, на сумму излишне взысканных налогов, пеней, штрафа в следующих размерах: 18 681 428 руб. 42 коп. - с Инспекции N 8, 739 598 руб. 76 коп. - с Инспекции N 4, 217 940 руб. 64 коп. - с Инспекции N 2.
Решением суда первой инстанции от 12.09.2008 требования Общества удовлетворены частично. Бездействие Инспекции N 8, Инспекции N 4 и Инспекции N 2, выразившееся в неначислении и невыплате ОАО "Автодизель" процентов на сумму излишне взысканных налогов, пеней и штрафа признано незаконным. На налоговые инспекции возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем начисления и выплаты процентов в следующих размерах: Инспекцию N 8 - 18 604 348 руб. 57 коп., Инспекцию N 4 - 736 574 руб. 44 коп., Инспекцию N 2 - 217 600 руб. 96 коп. В удовлетворении остальной части требований заявителю отказано. В пользу ОАО "Автодизель" взысканы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере: 80 949 руб. - с Инспекции N 8, 14 531 руб. - с Инспекции N 4, 6 518 руб. - с Инспекции N 2.
Апелляционный суд постановлением от 20.01.2009 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция N 2, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. При этом Инспекция N 2 полагает, что перечисление Обществом денежных средств носит характер добровольной уплаты, поскольку никаких мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, пени и штрафа в отношении заявителя не предпринималось, требование об уплате налогов, пеней и штрафа ОАО "Автодизель" не выставлялось. Заявление о возврате подано налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в соответствии с которой возврат излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафа производится без начисления процентов на эту сумму.
По аналогичным основаниям Инспекция N 8 также просит отменить вынесенные по делу решение и постановление, ссылаясь на то, что положения статьи 79 НК РФ в данном случае применению не подлежат.
В отзыве на кассационные жалобы заявитель, не соглашаясь с доводами Инспекции N 2 и Инспекции N 8, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения по основаниям, приведенным в решении и постановлении судов первой и апелляционной инстанций.
В судебном заседании представитель Инспекции N 8 поддержал доводы, приведенные в жалобе, просил ее удовлетворить. Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области, открытого акционерного общества "Автодизель" (Ярославский моторный завод) надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились. Инспекция N 2 направила в суд кассационной инстанции ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя. Поскольку в соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела, суд кассационной инстанции рассмотрел жалобы Инспекции N 8 и Инспекции N 2 без участия не явившихся в судебное заседание представителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция N 8 провела выездную налоговую проверку ОАО "Автодизель" за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, по результатам которой составила акт от 29.12.2006 N 14-12/06 и вынесла решение от 05.03.2007 N 14-12/04 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением были начислены налоги, пени, штрафы.
В связи с наличием у налогоплательщика переплаты по налогам, возникшей до проведения выездной налоговой проверки, и в целях реализации решения от 05.03.2007 N 14-12/04 Инспекция N 8 приняла решения от 07.08.2007 N 206, 287-292 о зачете переплаты (по федеральному бюджету) в счет уплаты доначисленных налогов на общую сумму 87 987 779 руб. 46 коп., а также выставила требование от 08.08.2007 N 36 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в сумме 204 809 655 руб. 75 коп.
Заявитель исполнил требование Инспекции N 8 и платежными поручениями от 24.08.2007 NN 157, 159, 160, 161, 162, 163 уплатил в бюджет указанную в этом требовании сумму.
Инспекция N 8 02.08.2007 направила в адрес Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ярославской области сведения о результатах выездной проверки ОАО "Автодизель", в том числе сведения о суммах платежей по налогу на прибыль, начисленных и подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений заявителя.
На основании указанной информации и решения Инспекции N 8 от 05.03.2007 N 14-12/4 Инспекцией N 2 суммы налога на прибыль, пени и штрафа 09.08.2007 отражены на лицевом счете структурного подразделения Общества
Платежными поручениями от 24.08.2007 NN 970, 971, 969, 972, 973, 974 ОАО "Автодизель" уплатило указанные выше суммы, начисленные по решению N 14-12/04. Требование об уплате налога, пени и штрафа Инспекцией N 2 не выставлялось.
Инспекция N 4 по тем же основаниям 13.08.2007 отразила начисленные суммы налога, пени и штрафа по карточке расчетов заявителя с бюджетом по налогу на прибыль и выставила ОАО "Автодизель" требования от 16.08.2007 NN 25109, 25107. Однако еще до их получения платежными поручениями от 24.08.2007 NN 942, 943, 944, 952, 953, 954, 955, 956, 957, 958, 959, 960 Общество уплатило налог на прибыль, пени и штраф в соответствующих размерах.
Несмотря на исполнение решения и требования налоговых органов, налогоплательщик не согласился с основаниями доначисления налогов, пеней и штрафов, в связи с чем обжаловал принятые Инспекцией N 8 ненормативные акты в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2007 по делу N А56-15666/2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.06.2008, признано недействительным решение Инспекции N 8 от 05.03.2007 N 14-12/04 в части доначисления 170 730 438 руб. налога на прибыль, 14 846 378 руб. НДС, начисления соответствующих сумм пеней и налоговых санкций по налогу на прибыль, а также требование N 36 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.08.2007 в части предложения уплатить 126 470 739 руб. налога на прибыль, 52 650 387 руб. пеней и 25 294 148 руб. налоговых санкций по налогу на прибыль. Определением от 08.10.2008 N 13023/08 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал Инспекции N 8 в передаче дела N А56-15666/2007 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Общество в соответствии со статьей 79 Кодекса обратилось в Инспекцию N 8 с заявлениями от 28.03.2008 о возврате на расчетный счет ОАО "Автодизель" переплаты по налогам, пеням и штрафу с начисленными процентами. В заявлениях Общество ссылалось на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по делу N А56-15666/2007, которым подтверждено неправомерное начисление налогов, пеней и штрафов и на пункт 5 статьи 79 НК РФ как на основание начисления процентов. С аналогичными заявлениями от 15.04.2008 Общество обратилось в Инспекцию N 2 и Инспекцию N 4.
Решения о возврате на расчетный счет заявителя переплаты по налогам, пеням и штрафу, но без начисления процентов, Инспекцией N 8 приняты 15.04.2008, Инспекцией N 2 приняты 24-25.04.2008, Инспекцией N 4 приняты 29.04.2008.
ОАО "Автодизель", полагая, что имеет право на получение процентов в связи с неосновательным взысканием начисленных налоговым органом сумм налогов, пеней и штрафов, обратилось с заявлениями о начислении и перечислении на расчетный счет Общества процентов в Инспекцию N 8 - 29.04.2008, Инспекцию N 2 - 06.05.2008, Инспекцию N 4 - 07.05.2008.
Инспекция N 8 решениями от 30.04.2008 N 11-09/5818 и от 08.05.2008 N 11-09/8023 отказала заявителю в начислении процентов, в связи с тем, что уплата налогов, пени и штрафа произведена Обществом добровольно, возврат сумм излишне уплаченного налога, пени и налоговых санкций по заявлению ОАО "Автодизель" от 28.03.2008 осуществлен Инспекцией N 8 в сроки, установленные пунктом 6 статьи 78 Кодекса.
По аналогичным основаниям, изложенным в письмах от 23.05.2008 N 10-28/11738 Инспекции N 2 и от 26.05.2008 N 11-30/14785 Инспекции N 4, названные налоговые инспекции также отказали заявителю в начислении и выплате процентов.
Полагая незаконным бездействие налоговых органов, выразившееся в неначислении и невыплате процентов на суммы налогов, пеней и штрафа, излишне взысканных налоговыми органами, ОАО "Автодизель" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования Общества, а суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции и оставляя судебный акт без изменения, исходили из того, что перечисление налогоплательщиком денежных средств в уплату налога приобретает характер взыскания в том случае, когда производится уплата сумм, доначисленных решением налогового органа. То обстоятельство, что Общество перечислило в соответствующие бюджеты суммы налогов, пеней и штрафов до направления ему налоговым органом требования об уплате незаконно доначисленных налоговых платежей, не изменяет характер платежа. Проведение Инспекцией N 8 зачета в одностороннем порядке также следует расценивать как принудительное взыскание налога.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалоб, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационные жалобы Инспекции N 2 и Инспекции N 8 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков (плательщиков сборов) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафа.
Подпункт 7 пункта 1 статьи 32 Кодекса устанавливает соответствующую обязанность налоговых органов по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафа.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, о том, что суммы налогов, пеней и штрафа, добровольно перечисленные заявителем на основании решения от 05.03.2007 N 14-12/04 Инспекции N 8, являются излишне уплаченными, а не взысканными, были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка.
При этом суды обоснованно учли правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04, согласно которой выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Следовательно, перечисление Обществом денежных средств в уплату начисленных решением налогового органа налогов, пеней и штрафа носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
Кроме того, Конституционный суд Российской Федерации в пункте 2.4 определения от 27.12.2005 N 503-О указывает на то, что субъект налоговых правоотношений, добровольно исполнивший решения налоговых органов и (или) судов, как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, решения налоговых органов и (или) судов в отношении которого исполняются принудительно, - иное противоречило бы духу и букве Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию правовым государством, а также вытекающему из Конституции Российской Федерации принципу справедливого баланса частных и публичных интересов, предполагающего взаимную ответственность государства, с одной стороны, и граждан и их объединений - с другой.
Суд кассационной инстанции также учитывает то обстоятельство, что проценты, начисляемые в пользу налогоплательщика, являются способом защиты его имущественных прав, которые нарушаются необоснованным изъятием у него сумм налога, пени, штрафа, а также компенсацией, выплачиваемой налогоплательщику в случае установления необоснованности такого изъятия. Таким изъятием судебные инстанции обоснованно признали как зачет, проведенный Инспекцией N 8 на сумму 87 987 779 руб. 46 коп., так и уплату неправомерно начисленных Инспекцией N 8 налогов, пеней и штрафов налогоплательщиком во исполнение решения от 05.03.2007 N 14-12/04.
Порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пеней определен статьей 79 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 Кодекса решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 79 НК РФ предусмотрено, что такие же правила применяются в отношении возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафа.
Поскольку решение Инспекции N 8 о доначислении указанных сумм налогов, пеней и штрафа вступившими в силу судебными актами по делу N А56-15666/2007 признано частично незаконным, неправомерно начисленные суммы налогов, пеней и штрафа, поступившие за счет средств налогоплательщика в бюджет, возвращены ему налоговыми органами без начисления процентов в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 НК РФ, кассационная инстанция считает, что суды обоснованно удовлетворили заявление Общества по настоящему делу с учетом уточненной суммы начисленных процентов.
Налоговые инспекции произведенный налогоплательщиком расчет процентов (том 3 листы дела 46-49) не оспорили.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений в применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Доводы, приведенные Инспекцией N 2 и Инспекцией N 8 в кассационных жалобах, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных актов по настоящему делу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по делу N А56-20439/2008 оставить без изменения, а кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.