Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 мая 2009 г. N А52-4834/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Матлиной Е.О., Самсоновой Л.А.,
при участии от Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Псковской области Лелюх В.П. (доверенность от 08.04.2009),
рассмотрев 05.05.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Великолукский молочный комбинат" на решение Арбитражного суда Псковской области от 26.11.2008 (судья Леднева О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 (судьи Богатырева В.А., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А52-4834/2008,
установил:
Закрытое акционерное общество "Великолукский молочный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания от 31.03.2008 N 1, выданного Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Псковской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 26.11.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.02.2009, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты. По мнению подателя жалобы, проект нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение отражает не фактическое, а предполагаемое использование опасных отходов.
В судебном заседании представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена без участия представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в ходе мероприятий по государственному экологическому контролю Управление выявило и отразило в акте проверки от 31.03.2008 N 65/31 отсутствие у Общества, осуществляющего деятельность по обращению с опасными отходами, соответствующей лицензии.
Об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды Управлением выдано предписание от 31.03.2008 N 1, пунктом 1 которого Обществу предложено получить лицензию в срок до 01.11.2008.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у Общества в силу осуществляемой им деятельности обязанности иметь соответствующую лицензию.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среда" (далее - Закон об охране окружающей среды) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Использованием отходов является их применение для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Пунктом 1 статьи 14 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а пунктом 1 статьи 20 названного Закона предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
Приказами Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 и от 02.12.2002 N 786 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды и федеральный классификационный каталог отходов, согласно которым всплывающая пленка из нефтеуловителей (код 54600200 06 03 3), сальниковая набивка асбесто-графитовая, промасленная (код 54903003 01 03 4), являясь пожароопасными, отнесены к III и IV классам опасности (умеренно опасные, малоопасные).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что всплывающие нефтепродукты нефтеуловителей и сальниковая набивка промасленная используются Обществом для розжига котельной. Судами так же установлено, что Обществом осуществляется деятельность по нейтрализации отработанных аккумуляторных кислот, использованию для подсыпки дорожек золошлаков от сжигания углей, золы древесной и соломенной, использованию в качестве топлива обрези, опилок и стружек натуральной чистой древесины, обтирочного материала, загрязненного нефтепродуктами, прочих отходов нефтепродуктов.
Следовательно, Обществом осуществляется деятельность по использованию опасных отходов.
В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Согласно пункту 1 статьи 66 Закона об охране окружающей среды государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.
Оценив доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, что соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Переоценка обстоятельств дела, установленных судами, в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение арбитражного суда Псковской области от 26.11.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 по делу N А52-4834/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Великолукский молочный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.