Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 мая 2009 г. N А05-14510/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Любченко И.С., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 26.05.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.01.2009 (судья Звездина Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 (судьи Тарасова О.А., Бочкарева И.Н., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-14510/2008,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области (далее - Управление) от 15.12.2008 N 09-12/26-20-2008 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 21.01.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.03.2009, заявление удовлетворено, оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить указанные решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, при установлении факта сжигания опасных отходов вне специализированных установок не требуется выяснения степени концентрации вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух.
Жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в ходе проверки соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления Управлением выявлен факт сжигания отработанных железнодорожных шпал в период с 28.10.2008 по 30.10.2008 в районе 194 км железной дороги Архангельск - Карпогоры в полосе отвода дороги на территории, прилегающей к поселку Таежный, что зафиксировано в акте проверки от 05.12.2008 N 09-10/11-2008 и протоколе от 05.12.2008 N 09-12/26-21-2008 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 15.12.2008 N 09-12/26-20-2008 Общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление Управления в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности административным органом факта выброса вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а также из недоказанности факта сжигания шпал Обществом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба Управления не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обезвреживанием отходов является деятельность по их обработке, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
Согласно утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 федеральному классификационному каталогу отходов шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и брак (код 17120600 13 01 3) относятся к III классу опасности.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 31 названного Федерального закона).
Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Поскольку ответственность за сжигание отходов производства и потребления без специальных установок не зависит от количественных показателей выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, состав данного административного правонарушения является формальным.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что отработанные железнодорожные шпалы сжигались в районе 194 км железной дороги Архангельск - Карпогоры в полосе отвода дороги на территории, прилегающей к поселку Таежный, то есть - без специальных установок.
Ответственность за совершение указанных действий установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
Следовательно, оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, поскольку частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Разрешение, согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", выдается на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, к каковым отработанные железнодорожные шпалы не относятся.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
С учетом изложенного кассационная инстанция полагает, что обжалуемые судебные акты, которыми удовлетворено заявление Общества о признание незаконным и отмене оспариваемого постановления, содержащего неправильную квалификацию правонарушения, следует оставить без изменения.
Указание судов на недоказанность Управлением факта выброса вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а также на недоказанность факта сжигания шпал Обществом в данном случае не привело к принятию незаконных судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.01.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 по делу N А05-14510/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.