Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 мая 2009 г. N А26-5833/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Подвального И.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Грань" Трофимова И.А. (доверенность от 20.08.2009), от Карельской таможни Ларичевой Н.А. (доверенность от 06.04.2009 N 52),
рассмотрев 27.05.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Грань" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2009 по делу N А26-5833/2008 (судья Кришталь Н.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Грань" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным отказа Карельской таможни (далее - Таможня) в принятии грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), поданной на бланке N 34866609, выраженного в письме от 31.07.2008 N 45-17/30.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2009 в удовлетворении требований Обществу отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статей 11, 123 и 132 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), подпункта "б" пункта 23, подпункта "а" пункта 44 Инструкции о порядке классификации в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденной Приказом Государственного таможенного Комитета Российской Федерации от 23.04.2001 N 388 (далее - Инструкция N 388). По мнению подателя жалобы, "отсутствие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов является основанием для отрицательного решения об условном выпуске товара, но не для отказа начать таможенное оформление".
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что общим собранием акционеров Общества утверждены изменения, вносимые в его Устав, согласно которым в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 предстоит наполнение уставного капитала Общества за счет дополнительных акций, размещаемых посредством подписки и оплачиваемых неденежными средствами (неденежный вклад) - технологическим оборудованием в виде дробильно-сортировочной установки и запасных частей к нему.
22.07.2008 Обществом получено разрешение Таможни на применение особого порядка декларирования товара - компонентов оборудования дробильно-сортировочной установки, ввозимого на территорию Российской Федерации отдельными партиями, срок действия разрешения - 31.12.2008.
С целью оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации партии товара закрытое акционерное общество "РОСТЭК-Сортавала" (таможенный брокер) 28.07.2008 представило в Таможню ГТД на бланке N 34866609. При этом на основании письма Управления товарной номенклатуры Федеральной таможенной службы от 08.04.2008 N 25-29/13710, ввозимое оборудование классифицировано декларантом в соответствии с кодом 8474 20 900 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Письмом от 31.07.2008 N 45-17/30 Таможня отказала в приеме названной ГТД в связи с непредставлением обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении условно выпускаемого товара.
Общество оспорило отказ таможенного органа в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал, что при подаче заявления на условный выпуск товара Общество не исполнило требований в части внесения сумм обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении условно выпускаемых товаров или представления банковской гарантии.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба Общества подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 59 ТК РФ порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.
В силу пункта 22 Инструкции N 388 таможенное оформление машины и ее отдельных компонентов производится с применением особого порядка декларирования, который предусматривает условный выпуск отдельных партий компонентов машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления или в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны по письменному заявлению заинтересованного лица, с последующей подачей грузовой таможенной декларации с использованием комплектов бланка "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация".
Согласно пункту 23 Инструкции N 388 особый порядок декларирования может применяться при соблюдении следующих условий:
а) условно выпускаемые компоненты машины не будут отчуждаться до выпуска всей машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления или таможенным режимом свободной таможенной зоны;
б) в отношении условно выпускаемых компонентов машины (за исключением случаев условного выпуска компонентов машины, помещаемых под таможенный режим свободной таможенной зоны) до или одновременно с принятием каждого заявления на условный выпуск будет обеспечена уплата таможенных платежей любым из способов, предусмотренных статьей 340 ТК РФ;
в) заинтересованное лицо должно по запросу таможенного органа представлять документы бухгалтерского и складского учета компонентов машины;
г) отсутствие у заинтересованного лица задолженности по уплате таможенных платежей и пеней по ним, процентов за предоставление отсрочки или рассрочки по этим платежам.
Заявление на условный выпуск подается в структурное подразделение контролирующей таможни или таможенного поста, в котором производится таможенное оформление. Одновременно с Заявлением на условный выпуск в структурное подразделение контролирующей таможни или на таможенный пост представляются, в частности, платежные документы, подтверждающие внесение суммы обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении условно выпускаемых товаров (пункт 44 Инструкции N 388).
Обеспечение уплаты таможенных платежей осуществляется путем внесения денежных средств на депозит таможенного органа либо представления банковской гарантии банка, включенного в реестр банков и иных кредитных учреждений, имеющих право выступать гарантами перед таможенными органами, до или одновременно с подачей в структурное подразделение контролирующей таможни или на таможенный пост каждого заявления на условный выпуск.
Суммы денежных средств, подлежащие внесению на депозит таможенного органа (суммы банковской гарантии), рассчитываются исходя из временной (условной) оценки партии компонентов машины, которые планируется условно выпускать по заявлению на условный выпуск. Временная (условная) оценка рассчитывается на основе фактурной стоимости партии компонентов машины.
При этом сумма таможенных платежей рассчитывается исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов за таможенное оформление, установленных в отношении машины, а также курсов иностранных валют, действующих на день принятия заявления на условный выпуск (пункт 47 Инструкции N 388).
Следовательно, сумма представляемого обеспечения находится в прямой зависимости от размера таможенных платежей, подлежащих уплате, которые рассчитываются исходя из установленных нормативными правовыми актами ввозных ставок и с учетом предоставленных в установленном порядке таможенных льгот.
В соответствии с частью 2 статьи 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям раздела 16 Таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718, ставка ввозной пошлины в отношении товаров, классифицируемых по коду 8474 20 900 0 ТН ВЭД России, составляет 0%.
Из материалов дела усматривается, что таможенный орган отказал Обществу в таможенном оформлении ввезенного товара вследствие непредставления им в установленном порядке обеспечения уплаты таможенных платежей. При этом размер обеспечения, подлежащего уплате, таможенным органом в письме от 31.07.2008 N 45-17/30 не указан.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства не установлено, из каких сумм складывается требуемое обеспечение (включены ли в него таможенные сборы, налоги), каков размер обеспечения, подлежащего уплате.
Кроме того, суд первой инстанции необоснованно сослался на положения постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями", поскольку его действие распространяется на случаи ввоза товара в качестве вклада в уставной (складочный) капитал юридического лица иностранным инвестором, в то время, как единственным участником Общества является российское юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-строй".
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение. При повторном судебном разбирательстве суду следует установить наличие (отсутствие) у Общества права на применение нулевой процентной ставки при исчислении таможенных платежей, подлежащих уплате; установить размер требуемого обеспечения и, с учетом названных обстоятельств, решить вопрос о правомерности обжалуемого отказа таможенного органа.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2009 по делу N А26-5833/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.